г. Вологда |
|
21 июня 2016 г. |
Дело N А05-10586/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 июня 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Соловки Электросбыт" Савиных А.П. по доверенности от 31.03.2016, Контрольно-счетной палаты Архангельской области Спицыной В.Н. по доверенности от 22.04.2016 N 9, Качановой Л.Н по доверенности от 11.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Соловки Электросбыт" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 февраля 2016 года по делу N А05-10586/2015 (судья Быстров И.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Соловки Электросбыт" (ОГРН 1112930000061; ИНН 2921012042; место нахождения: 164200, Архангельская область, город Няндома, улица 60 лет Октября, дом 11; далее - ООО "Соловки Электросбыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Контрольно-счетной палате Архангельской области (ОГРН 1112901009968; место нахождения: 163000, город Архангельск, площадь Ленина, дом 1; далее - КСП, палата), к прокуратуре Няндомского района Архангельской области (место нахождения: 164200, Архангельская область, город Няндома, улица Леваневского, дом 52; далее - прокуратура) о признании недействительным акта от 15.05.2015 совместной проверки КСП и прокуратуры по вопросу обоснованности предоставления средств областного бюджета в виде субсидий на возмещение недополученных доходов (убытков), возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения в ООО "Соловки Электросбыт" за 2013 и 2014 годы, и о признании недействительным требования Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626; ИНН 2901127253; место нахождения: 163000, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - министерство) от 04.08.2015 N 203/06-04/5521
Данное заявление принято арбитражным судом к производству определением от 02 октября 2015 года, делу присвоен номер А05-10586/2015 (том 1, листы 1 - 3).
Министерство обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к ООО "Соловки Электросбыт" о взыскании 1 595 108 руб. 89 коп. излишне перечисленных средств субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, за 2013 год и субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, за 2014 год.
Данное заявление принято арбитражным судом к производству определением от 15 сентября 2015 года, делу присвоен номер А05-10182/2015 (том 11, листы 1 - 3).
Определением суда от 28 октября 2015 года на основании статьи 130, части 5 статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела N А05-10182/2015 и А05-10586/2015 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А05-10586/2015.
Определением от 02 февраля 2016 года в связи с отказом ООО "Соловки Электросбыт" от заявленного требования о признании недействительным акта от 15.05.2015 совместной проверки палаты и прокуратуры по вопросу обоснованности предоставления средств областного бюджета в виде субсидий на возмещение недополученных доходов (убытков), возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения в ООО "Соловки Электросбыт" за 2013 и 2014 годы, принятого судом на основании статьи 49 АПК РФ, производство по делу в части указанной части требований прекращено.
С учетом этого в рамках настоящего дела судом рассмотрены требование общества о признании недействительным требования министерства от 04.08.2015 N 203/06-04/5521 и встречный иск министерства о взыскании с общества 1 595 108 руб. 89 коп. излишне перечисленных средств субсидии.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 08 февраля 2016 года требования общества и встречный иск министерства удовлетворены частично: требование министерства от 04.08.2015 N 203/06-04/5521 признано недействительным в части предложения ООО "Соловки Электросбыт" возместить в областной бюджет необоснованно полученную субсидию в сумме 569 563 руб. 19 коп.; с общества в пользу министерства взыскано 1 025 545 руб. 70 коп. излишне перечисленной субсидии. В удовлетворении остальной части первоначальных требований и встречного иска отказано. С министерства в пользу общества взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины; с общества в доход федерального бюджета взыскано 15 614 руб. государственной пошлины.
ООО "Соловки Электросбыт" с названным судебным актом не согласилось и обратилось с жалобой с учетом дополнения от 08.06.2016, просительная часть которой уточнена представителем заявителя в судебном заседании, в которой общество просит суд апелляционной инстанции отменить решением суда в части отказа в признании недействительным требования министерства от 04.08.2015 N 203/06-04/5521 на сумму 1 025 545 руб. 70 коп. и в части удовлетворения встречного иска о взыскании с ООО "Соловки Электросбыт" в пользу министерства 1 025 545 руб. 70 коп. излишне перечисленной субсидии.
В обоснование жалобы ссылается на неправомерность вывода суда о том, что примененная КСП методика определения объема тепловой энергии для целей исчисления субсидии соответствует Порядку предоставления в 2013 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Порядок предоставления субсидий в 2013 году), утвержденного в приложении 17 к Закону Архангельской области от 17.12.2012 N 603-36-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Областной закон N 603-36-ОЗ), Порядку предоставления в 2014 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Порядок предоставления субсидий в 2014 году), утвержденного в приложении 18 к Закону Архангельской области от 19.12.2013 N 59-4-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2015 годов" (далее - Областной закон N 59-4-ОЗ), а также условиям заключенных министерством и обществом договоров от 29.12.2012 N 1 и от 14.01.2014 N 1-Т. Считает, что получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. Полагает, что из анализа указанных в апелляционной жалобе норм законодательства следует, что термин "население", указанный в Порядке предоставления субсидий в 2013 году, а также в договоре от 29.12.2012 N 1 на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, необходимо распространять на управляющие организации, которым ООО "Соловки Электросбыт" отпустило тепловую энергию. Указывает на то, что суд неправильно определил, что примененная палатой методика основана именно на тех документах, которыми должен подтверждаться объем тепловой энергии, поставленной населению, и тех базовых величинах и формулах, которые установлены Порядком представления субсидии в 2013 году и Порядком предоставления субсидий в 2014 году. Ссылается на то, что при проведении проверки КСП не приняла во внимание договоры на отпуск тепловой энергии, которые заключены ООО "Соловки Электросбыт" с управляющими организациями, а также выставленные ООО "Соловки Электросбыт" управляющим организациям счета-фактуры, акты на отпуск тепловой энергии, при этом данные договоры, счета-фактуры, акты на отпуск тепловой энергии палатой не оспорены. Указывает на то, что суд не дал надлежащей правовой оценки доводам общества о том, что ООО "Соловки Электросбыт" ранее возместило по требованиям министерства в бюджет Архангельской области излишне полученную субсидию за 2013, 2014 годы, что, по мнению заявителя, подтверждается копиями платежных поручений, имеющихся в деле. Ссылается на то, что суд не дал надлежащей правовой оценки акту КСП подтверждения объемов реализации тепловой энергии по данным регистров бухгалтерского учета ООО "Соловки Электросбыт" первичными документами от 22.01.2015, согласно которому палата подтвердила соответствие отпущенной ООО "Соловки Электросбыт" тепловой энергии управляющим компаниям в 2013 году, в объеме 73 655,081 Гкал, в 2014 году в объеме 68 174,663 Гкал, объемам отпущенной тепловой энергии, указанным в расчете фактической потребности в средствах субсидии из областного бюджета на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения с учетом произведенного авансирования за декабрь 2013 года, а также в расчете фактической потребности в средствах субсидии из областного бюджета на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения с учетом произведенного авансирования за декабрь 2014 года. Считает ошибочным вывод суда о том, что направленное обществу требование по форме и содержанию соответствует положениям Порядка осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 18.02.2014 N 58-пп. Ссылается на то, что министерство во встречном иске не указало, а суд, взыскивая с ООО "Соловки Электросбыт" 1 025 545 руб. 70 коп. излишне перечисленной субсидии, не установил, за какой отчетный период (2013, 2014 годы) и какая сумма конкретно подлежит взысканию с общества.
В дополнениях к апелляционной жалобе общество указало, что суд, удовлетворяя в части требования министерства, в обжалуемом решении сделал вывод, что расчет отпущенной населению тепловой энергии произведен КСП исходя из начислений платежей населению - платы за отопление и горячее водоснабжение с учетом применения льготного тарифа на основании сведений о начислениях (отчеты по начислению платы за отопление и горячее водоснабжение МКУП "РКЦ ЖКХ" муниципального образования "Няндомский муниципальный район", отчеты по начислениям платы за отопление и горячее водоснабжение ООО "МФЦ "Скада"), без учета соглашений "О взаимодействии сторон по начислению и приему платежей от населения за отопление и горячее водоснабжение", заключенных обществом с МКУП "РКЦ ЖКХ" муниципального образования "Няндомский муниципальный район", а также с ООО "МФЦ "Скада", согласно которым управляющие компании передают сведения об отпущенной тепловой энергии непосредственно МКУП "РКЦ ЖКХ" муниципального образования "Няндомский муниципальный район" гражданам, приживающим в многоквартирных жилых, которым управляющая компания непосредственное передает (приобретает) тепловую энергию. Указывает на то, что определение объема потребленной тепловой энергии должно производиться на основании приборов учета, установленных на границе балансовой принадлежности сетей сетевой организации (ресурсоснабжающей организации) и внутридомовых сетей, которая проходит по внешней границе стены многоквартирного дома. При этом если прибор учета установлен за границей балансовой принадлежности сетей, то есть не на внешней стене дома, а смещен в сторону участка сети, проходящего внутри помещения многоквартирного жилого дома (в подвале дома и т.п.), то он не фиксирует объем потерь на этом участке сети. Однако объем потерь теплоносителя в результате транспортировки тепловой энергии по участку тепловой сети, подведенному к жилому дому, не учитывался управляющими компаниями при передаче сведений МКУП "РКЦ ЖКХ" муниципального образования "Няндомский муниципальный район", ООО "МФЦ "Скада" о потребленной тепловой энергии. Таким образом, по мнению подателя жалобы, при определении объема тепловой энергии для целей исчисления субсидии по условиям пункта 1.3 договора от 29.12.2012 N 1 на возмещение убытков, возникающих в результате государственного урегулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения (в редакции дополнительного соглашения от 02.07.2015 N 1) значение Пнас в формуле: С = Пнас х (Т - Тнас)) - Sz - объем тепловой энергии (теплоносителя), необходимо было исчислять палате в соответствии с пунктом 1.5 договора от 29.12.2012 N 1 на основании объемов коммунальных услуг, указанных в выставленных потребителям платежных документах, учитывая за основу документы бухгалтерского учета, предусмотренные пунктом 1.6 названного договора, которые подтверждают отпуск тепловой энергии в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения, то есть договоры поставки тепловой энергии в горячей воде тепловую энергию, акты передачи тепловой энергии, счета-фактуры, которые направлены управляющим компаниям для оплаты полученной ими тепловой энергии. Полагает, что недостающая отпущенная обществом тепловая энергия в размере 2211,599 Гкал, составляет объем потерь управляющими компаниями теплоносителя в результате транспортировки тепловой энергии по участку тепловой сети, подведенному к жилому дому, поэтому, по мнению заявителя, палата не могла принимать для определения объема тепловой энергии для целей исчисления субсидии отчеты по начислению платы за отопление и горячее водоснабжение МКУП "РКЦ ЖКХ" муниципального образования "Няндомский муниципальный район", отчеты по начислениям платы за отопление и горячее водоснабжение ООО "МФЦ "Скада", поскольку они не отражают указанных потерь тепловой энергии.
Министерство в отзыве доводы жалобы отклонило, просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Возражений относительно частичного удовлетворения первоначальных требований общества и частичного отказа в удовлетворении встречного иска в отзыве на апелляционную жалобу не содержится.
КСП в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От прокуратуры отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Министерство и прокуратура надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, министерство в отзыве заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия. В связи с этим судебное заседание проведено в отсутствие представителей названных ответчиков в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Поскольку решение суда обжалуется обществом в части отказа в удовлетворении его требований и в части удовлетворения встречного иска министерства, в силу части 5 статьи 268 АПК РФ апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой заявителем части, поскольку соответствующих возражений иными участниками процесса не заявлено.
Заслушав объяснения представителей общества и КСП, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения в обжалуемой заявителем части, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании части 1 статьи 1 Закона Архангельской области от 30.05.2011 N 288-22-ОЗ "О контрольно-счетной палате Архангельской области" (далее - Областной закон N 288-22-ОЗ) палата является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуется Архангельским областным Собранием депутатов и ему подотчетна.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ) внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий (часть 1); при проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций, на основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет (часть 2); при проведении экспертно-аналитического мероприятия контрольно-счетным органом составляются отчет или заключение (часть 3).
На основании пункта 1 статьи 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Аналогичное право КСП предусмотрено в статье 18 Областного закона N 288-22-ОЗ.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения председателя КСП от 04.03.2015 N 6-р палатой проведено контрольное мероприятие "Проверка соблюдения бюджетного и иного законодательства при расходовании средств на реализацию мероприятий Государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014-2012 годы)", долгосрочной целевой программы Архангельской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Архангельской области на 2010-20120 годы", а также на модернизацию и капитальный ремонт объектов топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства в органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях и иных организациях, в которых реализуются данные мероприятия, а также исполнения бюджетных полномочий министерством топливно-энергетического хозяйства Архангельской области в рамках исполнения областного бюджета за 2013 - 2014 годы, истекший период 2015 года".
В рамках названого контрольного мероприятия КСП совместно с прокуратурой в период с 30.03.2015 по 03.04.2015 провела встречную проверку по вопросу обоснованности предоставления средств областного бюджета в виде субсидий на возмещение недополученных доходов (убытков), возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения в ООО "Соловки Электросбыт" за 2013 и 2014 годы.
По итогам такой проверки составлен акт от 15.05.2015 совместной проверки КСП и прокуратуры по вопросу обоснованности предоставления средств областного бюджета в виде субсидий на возмещение недополученных доходов (убытков), возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения в ООО "Соловки Электросбыт" за 2013 и 2014 годы (том 11, листы 62-83).
В акте содержится вывод о завышении обществом потребности в средствах субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, за 2013 и 2014 годы.
В заключении палаты от 18.06.2015, составленном на возражения заявителя по указанному акту, отражено, что сумма завышения потребности в средствах субсидии за 2013 и 2014 годы составила 2 388 021 руб. 71 коп. (том 11, листы 84-87).
Также в названном заключении зафиксировано, что в нарушение пунктов 3.2 - 3.4 Порядка предоставления в 2013 году и пункта 1.5 договора от 29.12.2012 N 1 на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, а также в нарушение пунктов 3.4 - 3.6 Порядка предоставления в 2014 году и пункта 1.5 договора от 14.01.2014 N 1-Т на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, при расчете субсидии объем фактически отпущенной обществом тепловой энергии для населения не подтвержден данными бухгалтерского учета и не соответствует объему коммунальных услуг, указанных в выставленных потребителям платежных документах, на 2497,167 Гкал, в том числе за 2013 год объем отпущенной тепловой энергии не подтвержден данными платежных документов на 3736,835 Гкал, за 2014 год объем, подтвержденный платежными документами, на 1239,668 Гкал больше, чем заявлено в расчете потребности в средствах субсидии (3763,835 Гкал - 1239,668 Гкал = 2497,167 Гкал).
КСП внесла в адрес министерства представление от 09.07.2015 N 01-02/687, в котором в числе прочего предложила министерству в срок до 01.09.2015 принять меры по возврату в областной бюджет 2 388 021 руб. 71 коп. излишне предоставленных обществу из областного бюджета средств субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую для населения и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, за 2013 год с учетом 2014 года (том 11, листы 23 - 32).
Во исполнение данного представления министерство направило в адрес ООО "Соловки Электросбыт" требование от 04.08.2015 N 203/06-04/5521 (том 11, лист 33), в котором с учетом возврата обществом в областной бюджет 792 912 руб. 82 коп. по ранее выставленному министерством требованию от 06.07.2015 N 203/06-04/4699 предложило обществу в течение 15 дней со дня предъявления требования возместить в областной бюджет необоснованно полученную субсидию в сумме 1 595 108 руб. 89 коп. (2 388 021,71 руб. - 792 912,82 руб. = 1 595 108,89 руб.).
При рассмотрении дела в суде первой инстанции КСП в дополнении к отзыву от 03.11.2015 N 01-02/1035 указала на допущенную при расчете объема тепловой энергии техническую ошибку, в результате которой не был учтен объем тепловой энергии 285,568 Гкал (том 12, листы 122-125).
По утверждению палаты, с учетом исправления этой ошибки объем фактически отпущенной обществом тепловой энергии для населения не подтвержден данными бухгалтерского учета и не соответствует объему коммунальных услуг, указанных в выставленных потребителям платежных документах, на 2211,599 Гкал; сумма завышения потребности в средствах субсидии за 2013 и 2014 годы составила 1 818 458 руб. 52 коп.
Таким образом, по мнению палаты, с учетом возврата обществом в областной бюджет 792 912 руб. 82 коп. по ранее выставленному министерством требованию от 06.07.2015 N 203/06-04/4699 заявитель обязан возместить в областной бюджет необоснованно полученную субсидию в сумме 1 025 545 руб. 70 коп. (1 818 458,52 руб. - 792 912,82 руб. = 1 025 545,70 руб.), при этом именно сумма 1 025 545 руб. 70 коп. должна была быть указана в оспариваемом требовании министерства от 04.08.2015 N 203/06-04/5521 в качестве подлежащей возмещению в областной бюджет необоснованно полученной субсидии.
Не согласившись с данным требованием министерства, общество оспорило его в судебном порядке. Доводы общества сводятся по сути к несогласию с примененной КСП методикой определения объема тепловой энергии, отпущенной населению. При этом, как утверждает заявитель, он правильно исчислил и отразил в расчетах потребности в средствах субсидии объем тепловой энергии.
В свою очередь, министерство, сославшись на истечение срока исполнения требования от 04.08.2015 N 203/06-04/5521 и неисполнение обществом в добровольном порядке этого требования в установленный в нем срок, обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании указанной с ООО "Соловки Электросбыт" 1 595 108 руб. 89 коп. необоснованно полученной субсидии, подлежащей возмещению в областной бюджет.
Доводы общества по встречному иску сводятся к тому, что у него отсутствует излишнее перечисление средств субсидии.
Суд первой инстанции признал недействительным требование министерства в части предложения обществу возместить в областной бюджет сумму 569 563 руб. 19 коп., а также частично отказал министерству во взыскании этой суммы с общества. В удовлетворении остальной части заявленных требований общества отказал, удовлетворив при этом оставшуюся часть встречных исковых требований.
Апелляционная коллегия считает, что, частично отказывая в удовлетворении требований общества и частично удовлетворяя встречный иск министерства, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления юридическому лицу бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Как установлено пунктом 1 статьи 78 БК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных этим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Областным законом N 603-36-ОЗ утвержден Порядок предоставления субсидий в 2013 году, изложенный в приложении 17 к названному Закону.
В силу пункта 3.1 Порядка предоставления субсидий в 2013 году субсидии предоставляются в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) с целью обеспечения полного покрытия теплоснабжающим организациям расходов, связанных с государственным регулированием цен (тарифов) на отпуск тепловой энергии для населения.
Как указано в пункте 3.2 Порядка предоставления субсидий в 2013 году в качестве базовых величин для расчета размера субсидий принимаются:
а) одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями потребителям (без НДС);
б) одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (без НДС);
в) объем тепловой энергии (теплоносителя), отпущенный населению теплоснабжающей организацией в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии, или в случаях, допускаемых Законом N 190-ФЗ, определенный расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению;
г) стоимость не использованного по состоянию на 1 января 2013 года остатка каменного угля, поставленного органами местного самоуправления поселений теплоснабжающим организациям за счет субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на закупку и доставку каменного угля, муки и лекарственных средств в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов.
На основании пунктов 3.3 и 3.4 данного Порядка предоставление субсидий осуществляется министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в соответствии со сводной бюджетной росписью, доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования. Министерство заключает с теплоснабжающими организациями договоры на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения. Договоры на возмещение убытков должны предусматривать порядок определения количества отпущенной тепловой энергии, подтверждение объемов тепловой энергии, используемых для расчета субсидий, данными бухгалтерского учета и иные существенные условия, установленные Законом N 190-ФЗ и согласованные сторонами.
Пунктом 3.8 Порядка предусмотрено, что теплоснабжающие организации ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в министерство по формам, установленным распоряжением министерства, расчет фактической потребности в средствах субсидии с учетом произведенного авансирования, подтвержденный данными бухгалтерского учета.
Согласно положениям пункта 3.10 Порядка предоставления субсидий в 2013 году теплоснабжающие организации несут ответственность за нецелевое использование субсидии и недостоверность представляемых в соответствии с названным Порядком сведений, подтверждающих потребность в средствах субсидии.
В силу пункта 3.12 указанного Порядка контроль за целевым использованием субсидий осуществляется министерством и контрольно-ревизионной инспекцией Архангельской области.
В соответствии с пунктом 3.11 Порядка предоставления субсидий в 2013 году в случае выявления министерством и контрольно-ревизионной инспекцией Архангельской области нарушения данного Порядка и условий договоров на возмещение убытков соответствующий объем субсидий подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 дней со дня предъявления министерством письменного требования о возврате. При неисполнении получателем субсидий данного требования в установленный срок министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства вправе обратиться с требованием о возврате субсидий в суд.
Областным законом N 59-4-ОЗ утвержден Порядок предоставления субсидий в 2014 году, изложенный в приложении 18 к названному Закону.
В пункте 3.1 данного Порядка установлено, что субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, предоставляются теплоснабжающим организациям Архангельской области в случае превышения одноставочного тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения над одноставочным тарифом на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, установленными агентством по тарифам и ценам Архангельской области непосредственно для теплоснабжающей организации.
На основании пунктов 3.2 и 3.3 Порядка предоставления субсидий в 2014 году субсидии предоставляются с целью обеспечения покрытия теплоснабжающим организациям недополученных доходов, связанных с государственным регулированием цен (тарифов) на отпуск тепловой энергии населению и потребителям, приравненным к населению. При этом к потребителям, приравненным к населению, относятся исполнители коммунальной услуги по отоплению, исполнители коммунальной услуги по горячему водоснабжению, осуществляющие производство и предоставление данной услуги с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования), организации, приобретающие тепловую энергию для производства горячей воды для нужд населения.
Как указано в пункте 3.4 названного Порядка в качестве базовых величин для расчета размера субсидий принимаются:
а) одноставочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без НДС);
б) одноставочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями населению и потребителям, приравненным к населению (без НДС);
в) объем тепловой энергии (теплоносителя), поставленный теплоснабжающей организацией населению и потребителям, приравненным к населению, в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии и (или) в случаях, допускаемых Законом N 190-ФЗ, определенный в установленном порядке расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг";
г) стоимость не использованного по состоянию на 1 января 2013 года остатка каменного угля, поставленного органами местного самоуправления поселений Архангельской области теплоснабжающим организациям за счет субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на закупку и доставку каменного угля, муки и лекарственных средств в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов.
В соответствии с пунктами 3.5 и 3.6 Порядка предоставления субсидий в 2014 году предоставление субсидий теплоснабжающим организациям осуществляется министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования в рамках подпрограммы "Формирование и реализация региональной политики в сфере энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области" государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 - 2020 годы)". Министерство заключает с теплоснабжающими организациями договоры на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения. Договоры на возмещение недополученных доходов должны предусматривать порядок определения объема поставленной тепловой энергии, подтверждение объемов тепловой энергии, используемых для расчета размера субсидий, данными бухгалтерского учета и иные существенные условия, установленные N 190-ФЗ и согласованные сторонами.
Теплоснабжающие организации ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Министерство по формам, установленным распоряжением Министерства, расчет фактической потребности в средствах субсидий с учетом произведенного авансирования, подтвержденный данными бухгалтерского учета. Потребность в средствах субсидии в расчете должна соответствовать данным в регистрах бухгалтерского учета (в количественном и суммовом выражении). Теплоснабжающие организации ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, также представляют расчет фактической потребности в средствах субсидий и информацию о фактически поставленных населению и потребителям, приравненным к населению, объемах тепловой энергии путем заполнения соответствующих форм в государственной информационной системе Архангельской области "Комплексная информационно-аналитическая система Архангельской области" (пункт 3.11 Порядка предоставления субсидий в 2014 году).
Теплоснабжающие организации несут ответственность за достоверность представляемых сведений в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 3.12 названного Порядка).
На основании пункта 3.16 Порядка предоставления субсидий в 2014 году контроль за целевым использованием субсидий осуществляется министерством и контрольно-ревизионной инспекцией Архангельской области в порядке, установленном правительством Архангельской области, а также КСП в порядке, установленном Законом N 6-ФЗ и Областным законом N 288-22-ОЗ.
Согласно пункту 3.15 этого Порядка в случае выявления министерством нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, а также условий договоров на возмещение недополученных доходов соответствующий объем субсидий подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 дней со дня предъявления министерством соответствующего требования. Теплоснабжающие организации в течение 15 дней со дня предъявления министерством соответствующего требования в порядке досудебного урегулирования споров вправе направить в министерство соглашение по форме, утвержденной министерством, об уменьшении суммы субсидии на текущий финансовый год в размере соответствующего требования. При невозврате бюджетных средств в установленный срок они подлежат взысканию министерством в судебном порядке. В случае выявления контрольно-ревизионной инспекцией Архангельской области или КСП нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, а также условий договоров на возмещение недополученных доходов теплоснабжающие организации вправе направить в министерство соглашение по форме, утвержденной министерством, об уменьшении суммы субсидии на текущий финансовый год в размере выявленных нарушений.
Правила осуществления проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий и бюджетных инвестиций из областного бюджета их получателями в соответствии со статьей 78, пунктами 2 - 4 статьи 78.1, статьей 78.2 БК РФ установлены Порядком осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, утвержденным постановлением правительства Архангельской области от 18.02.2014 N 58-пп (далее - Порядок N 58-пп).
Названным нормативным правовым актом установлено, что проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляются главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств областного бюджета - в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, получивших субсидии из областного бюджета. Финансовый контроль осуществляется в части соблюдения указанными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами условий, целей и порядка предоставления субсидий из областного бюджета.
Согласно подпункту 3 пункта 49 Порядка N 58-пп по результатам рассмотрения акта ревизии, акта проверки должностное лицо главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств областного бюджета, рассмотревшее акт ревизии, акт проверки, направляет требование о возврате субсидии объекту финансового контроля - юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу, если выявлено нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Такое требование должно соответствовать по форме и содержанию положениям пункта 58 Порядка N 58-пп, а именно: в нем указываются: наименование ("требование"), дата и место составления требования; сведения об объекте контрольного мероприятия (его наименование (фамилия, имя, отчество), место нахождения (место жительства), основной государственный регистрационный номер, индивидуальный номер налогоплательщика, фамилия, имя, отчество руководителя юридического лица); реквизиты акта проверки, на основании которого направлено требование; фамилия, имя, отчество и должность должностного лица главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств областного бюджета, подписавшего требование; сумма субсидии, подлежащая возврату в областной бюджет; реквизиты счета, на который подлежит перечислению сумма субсидии, подлежащая возврату в областной бюджет; срок исполнения требования о возврате субсидии; подпись должностного лица главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств областного бюджета, рассмотревшего акт проверки.
В связи с вышеизложенным является несостоятельным довод подателя жалобы со ссылкой на статью 10 Гражданского кодекса Российской Федерации о причинении действиями КСП вреда ООО "Соловки Электросбыт", поскольку положения статьи 10 настоящего Кодекса регулируют пределы осуществления гражданских прав и не могут применяться к отношениям но настоящему делу, в частности, к отношениям, возникающим в ходе осуществления внешнего государственного финансового контроля.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании Областного закона N 603-36-ОЗ Министерство энергетики и связи Архангельской области, в дальнейшем переименованное в Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (сторона 1), и ООО "Соловки Электросбыт" (сторона 2) заключили договор от 29.12.2012 N 1 на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения (том 11, листы 35-40), предметом которого является взаимодействие сторон, направленное на предоставление стороной 1 стороне 2 субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения в соответствии с разделом 3 Порядка предоставления субсидий в 2013 году.
Пунктом 1.2 данного договора (в редакции дополнительного соглашения от 05.07.2013 N 2) установлено, что субсидия предоставляется для населения, проживающего в жилых домах, расположенных на территории следующих муниципальных образований и городских округов: муниципального образования "Няндомский муниципальный район", муниципального образования "Мошинское", муниципального образования "Шалакушское".
Согласно пункту 1.3 договора (в редакции дополнительного соглашения от 02.07.2015 N 1) объем субсидии теплоснабжающей организации рассчитывается по формуле:
С = Пнас x (Т - Тнас)) - Sz, где:
С - объем субсидии теплоснабжающей организации, руб.;
Пнас - объем тепловой энергии (теплоносителя), отпущенный населению в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии, или в случаях, допускаемых Законом N 190-ФЗ, определенный в установленном порядке расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, Гкал;
Т - одноставочный тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям (без НДС), руб./Гкал;
Тнас - одноставочный тариф на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (без НДС), руб./Гкал;
Sz - стоимость не использованного по состоянию на 01 января 2013 года остатка каменного угля, поставленного органами местного самоуправления поселений теплоснабжающим организациям за счет субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на закупку и доставку каменного угля, муки и лекарственных средств в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (далее - неиспользованный остаток каменного угля), руб.
Сумма возврата денежных средств за неиспользованный остаток каменного угля определяется на основании актов сверки между органами местного самоуправления поселений и теплоснабжающими организациями по состоянию на 1 января 2013 года. Расходование и учет неиспользованного остатка каменного угля теплоснабжающими организациями в 2013 году осуществляются на основании договоров с органами местного самоуправления поселений. Сторона 1 осуществляет предоставление субсидий теплоснабжающим организациям с учетом стоимости неиспользованного остатка каменного угля на основании актов сверки расчетов между органами местного самоуправления поселений и теплоснабжающими организациями по состоянию на 01 января 2013 года равными долями в течение трех лет.
В пункте 1.5 договора сторонами согласовано, что при расчете субсидии объем фактически отпущенной для населения в 2013 году тепловой энергии (теплоносителя) определяется на основании объемов коммунальных услуг, указанных в выставленных потребителям платежных документах.
В силу пункта 1.6 договора отпуск стороной 2 тепловой энергии (теплоносителя) для населения в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения) должен подтверждаться данными бухгалтерского учета.
Кроме того, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании Областного закона N 54-4-ОЗ министерство (сторона 1) и ООО "Соловки Электросбыт" (сторона 2) заключили договор от 14.01.2014 N 1-Т на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения (том 11, листы 131-134), предметом которого является взаимодействие сторон, направленное на предоставление стороной 1 стороне 2 субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения в соответствии с разделом 3 Порядка предоставления субсидий в 2014 году.
Пунктом 1.2 данного договора предусмотрено, что сторона 2 является теплоснабжающей организацией, осуществляющей продажу населению и потребителям, приравненным к населению, произведенной или приобретенной тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющей на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение населения и потребителей, приравненных к населению, на территории следующих муниципальных образований и городских округов: муниципального образования "Няндомский муниципальный район", муниципального образования "Шалакушское".
Согласно пункту 1.3 договора объем субсидии теплоснабжающей организации рассчитывается по формуле:
С = (Пнас x (Т - Тнас) - Sz, где:
С - объем субсидии Стороне 2, руб.;
Пнас - объем тепловой энергии (теплоносителя), отпущенный населению и потребителям, приравненным к населению, в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии, или в случаях, допускаемых Законом N 190-ФЗ, определенный в установленном порядке расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, Гкал;
Т - одноставочный тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям (без НДС), руб./Гкал;
Тнас - одноставочный тариф на тепловую энергию, отпускаемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения (без НДС), руб./Гкал;
Sz - стоимость не использованного по состоянию на 1 января 2013 года остатка каменного угля, поставленного органами местного самоуправления поселений теплоснабжающим организациям за счет субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на закупку и доставку каменного угля, муки и лекарственных средств в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов, руб.
В пункте 1.5 договора N 1-Т предусмотрено, что объем фактически отпущенной стороной 2 тепловой энергии (теплоносителя) для населения определяется на основании объемов коммунальных услуг, указанных в выставленных потребителям платежных документах. При отпуске стороной 2 тепловой энергии потребителям, приравненным к населению, в случае отсутствия приборов учета в точках учета тепловой энергии, к расчету субсидии стороной 2 принимается объем тепловой энергии, отпущенный населению и определенный в установленном порядке расчетным путем с использованием нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 1.6 данного договора отпуск стороной 2 тепловой энергии (теплоносителя) для населения и потребителям, приравненным к населению, в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения) подтверждается данными бухгалтерского учета.
Проанализировав выставленное обществу требование министерства, оспариваемое в рамках настоящего дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данный ненормативный правовой акт по форме и содержанию соответствует положениям Порядка N 58-пп.
В силу статьи 16 Закона N 6-ФЗ органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.
Суд первой инстанции правомерно сослался на часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой размер платы за коммунальные услуги населению рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом, проанализировав расчет отпущенной населению тепловой энергии, произведенный КСП исходя из начислений платежей населению - платы за отопление и горячее водоснабжение с учетом применения льготного тарифа, суд признал его правомерно обоснованным, поскольку при составлении данного расчета палатой учтены сведения о начислениях (отчеты по начислению платы за отопление и горячее водоснабжение МКУП "РКЦ ЖКХ" муниципального образования "Няндомский муниципальный район", отчеты по начислениям платы за отопление и горячее водоснабжение ООО "МФЦ "Скада", а также отчеты о начислении платы за отопление и горячее водоснабжение ООО "Соловки Электросбыт" по прямым договорам с потребителями в частном жилом фонде и с товариществом собственников жилья "Мой дом"), которые были предоставлены обществом КСП в ходе проверки.
Как верно отмечено судом первой инстанции, примененная палатой методика определения объема тепловой энергии для целей исчисления субсидии соответствует Порядку представления субсидии в 2013 году, Порядку предоставления субсидий в 2014 году, а также условиям заключенных министерством и обществом договоров от 29.12.2012 N 1, от 14.01.2014 N 1-Т, поскольку такая методика основана именно на тех документах, которыми должен подтверждаться объем тепловой энергии, поставленной населению, и тех базовых величинах и формулах, которые установлены Порядком представления субсидии в 2013 году и Порядком предоставления субсидий в 2014 году.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что заявленный обществом в расчетах потребности в средствах субсидии за 2013 год объем тепловой энергии составил 73 655,081 Гкал, тогда как общий объем тепловой энергии, установленный КСП в ходе проверки на основании отчетов расчетно-кассовых центров (сводов объемов по выставленным населению платежным документам) и на основании платежных документов, выставленных самим обществом по прямым договорам с потребителями в частном жилом фонде и с товариществом собственников жилья "Мой дом", составил 69 918,246 Гкал (том 22, лист 19).
В связи с этим суд пришел к обоснованному выводу о том, что излишне предъявленный в расчетах потребности в средствах субсидии за 2013 год объем тепловой энергии составил 3736,835 Гкал (73 655,081 Гкал - 69 918,246 Гкал = 3736,835 Гкал).
Также судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что заявленный обществом в расчетах потребности в средствах субсидии за 2014 год и подтвержденный данными бухгалтерского учета объем тепловой энергии составил 68 174,663 Гкал, тогда как общий объем тепловой энергии, установленный КСП в ходе проверки на основании данных отчетов расчетно-кассовых центров (сводов объемов по выставленным населению платежных документам) и на основании платежных документов, выставленных самим обществом по прямым договорам с потребителями в частном жилом фонде и с товариществом собственников жилья "Мой дом" составил 69 699,899 Гкал (том 22, лист 19).
Таким образом, палатой установлено, что предъявленный в расчетах потребности в средствах субсидии за 2014 год объем тепловой энергии составил меньше подтвержденного платежными документами на 1525,236 Гкал (68 174,663 Гкал - 69 699,899 Гкал = 1525,236 Гкал).
Таким образом, апелляционный суд признает необоснованной ссылку общества на то, что суд не дал надлежащей правовой оценки акту КСП подтверждения объемов реализации тепловой энергии по данным регистров бухгалтерского учета ООО "Соловки Электросбыт" первичными документами от 22.01.2015, согласно которому палата подтвердила соответствие отпущенной ООО "Соловки Электросбыт" тепловой энергии управляющим компаниям в 2013 году, в объеме 73 655,081 Гкал, в 2014 году в объеме 68 174,663 Гкал, объемам отпущенной тепловой энергии, указанным в расчете фактической потребности в средствах субсидии из областного бюджета на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения с учетом произведенного авансирования за декабрь 2013 года, а также в расчете фактической потребности в средствах субсидии из областного бюджета на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения с учетом произведенного авансирования за декабрь 2014 года.
В связи с этим доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней относительно неверности методики определения объема тепловой энергии для целей исчисления субсидии, примененной палатой, опровергаются условиями вышеназванных договоров, заключенных обществом и министерством, а также положениями Порядков предоставления субсидий в 2013 и 2014 годах, то данные доводы правомерно отклонены судом первой инстанции как несостоятельные.
При этом судом учтено наличие технической ошибки, допущенной КСП при расчете при расчете объема тепловой энергии, о чем уведомила палата в дополнении к отзыву на заявление общества от 03.11.2015 N 01-02/1035.
В апелляционной жалобе общество ссылается на то, что при проведении проверки КСП не приняла во внимание договоры на отпуск тепловой энергии, которые заключены ООО "Соловки Электросбыт" с управляющими организациями, а также выставленные ООО "Соловки Электросбыт" управляющим организациям счета-фактуры, акты на отпуск тепловой энергии, при этом данные договоры, счета-фактуры, акты на отпуск тепловой энергии палатой не оспорены.
Данный довод не принимается апелляционным судом ввиду следующего.
В данном случае в правилах субсидирования, установленных Порядком представления субсидии в 2013 году и Порядком предоставления субсидий в 2014 году, определен конечный потребитель коммунальной услуги - население, и объем потребленной этим потребителем коммунальной услуги отопления и горячего водоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждены (далее - Правила N 354).
В пункте 2 указанных Правил раскрывается значение Понятия, используемых в названных Правилах, перечислены в пункте 2 этих Правил.
Так, под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); под коммунальными ресурсами - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения; под потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; под ресурсоснабжающей организацией - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Исходя из положений пунктов 6, 7, 8, подпунктов "а", "б" пункта 9 Правил N 354, управляющие организации или товарищества являются исполнителями коммунальных услуг и несут перед потребителями соответствующие определенные обязанности, перечисленные в пункте 31 названных Правил, в том числе обеспечивают предоставление коммунальных услуг.
При таких обстоятельства КСП в отзыве на апелляционную жалобу правомерно указала, что в отношениях по предоставлению коммунальных услуг, рассматриваемых в настоящем деле, общество является и ресурсоснабжающей организацией (в отношениях с управляющими компаниями), и исполнителем (в отношениях с потребителями - населением), управляющие компании являются исполнителями, а потребителем является население (лица, пользующиеся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющие коммунальные услуги). В свою очередь, управляющие компании приобретают в соответствии с заключенным ресурсоснабжающий организацией договором коммунальные ресурсы в целях предоставления потребителю коммунальных услуг, в частности услуги отопления и горячего водоснабжения.
КСП в ходе проверки установлено, что обществом заключены договоры:
* трехсторонние (соглашения о взаимодействии сторон по начислению и приему платежей от населения за отопление и горячее водоснабжение): с МКУП "РКЦ ЖКХ" и управляющими компаниями - ООО УК "Наш дом", ООО "Управдом", МП "Эксплуатационная служба" МО "Няндомское", ООО "Спецуслуги", ООО "Инженерный центр СКАДЛ-Няндома". ООО "Атлант-строй", ООО "УК Гарант", ООО "Жилремсервис", Няндомское ЖКХ, ООО "Уютный дом", ТСЖ "Надежда";
* с товариществами собственников жилья (ТСЖ): ТСЖ "Мой дом" (прямой договор), ТСЖ "Киевская 7а" (прямой договор), ТСЖ "Дружба";
* непосредственно с населением, проживающем в частном жилом фонде.
При этом в соответствии с условиями трехсторонних соглашений расчетно-кассовые центры предоставляли заявителю отчеты о начисленных и произведенных населением платежах.
Согласно Требованиям к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 (далее - Требования N 253), исполнители коммунальных услуг при осуществлении ими расчетов с ресурсоснабжающими организациями за ресурсы, поставляемые по заключаемым указанными лицами договорам и ресурсоснабжающие организации осуществляют в порядке, предусмотренном договором ресурсоснабжения, обмен информацией о платежах исполнителя и платежах потребителей за истекший расчетный период. Информация о платежах потребителей предоставляется с указанием плательщика, размера полученных средств и периода, за который произведена оплата.
Следовательно, данные отчетов платежных агентов о начисленных и произведенных населением платежах содержат необходимые сведения (плата за объем коммунальных услуг, указанных в выставленных потребителям платежных документах) для достоверного определения объема тепловой энергии подлежащего субсидированию, согласно пункту 1.5 договора от 29.12.2012 и Требованиям N 253.
Также обществом не опровергнуто документально утверждение КСП о том, что достоверность данных, использованных палатой при расчете субсидии, подтверждается тем, что копии отчетов о начислениях населению получены КСП от ООО "Соловки Электросбыт", прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью, и заверены подписью исполнительного директора ООО "Соловки Электросбыт".
Аналогичный порядок применялся КСП при расчете субсидии на 2014 год.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что использование данных о начисленных населению платежах, содержащихся в отчетах расчетных центров, позволяет верно установить объем тепловой энергии подлежащий субсидированию в соответствии с требованиями Порядков представления субсидий в 2013 и 2014 годах.
Вопреки ссылке подателя жалобы о том, что судом первой инстанции не дано надлежащей правовой оценки доводам общества о том, что ООО "Соловки Электросбыт" ранее возместило по требованиям министерства в бюджет Архангельской области излишне полученную субсидию за 2013, 2014 годы, что, по мнению заявителя, подтверждается копиями платежных поручений, имеющихся в деле, в абзаце третьем на странице 16 обжалуемого решения содержится судебная оценка данного довода заявителя.
Так, судом первой инстанции указано, что по данным КСП, с учетом допущенной ею технической ошибки при расчете при расчете объема тепловой энергии, сумма завышения потребности в средствах субсидии за 2013 и 2014 годы составила 1 818 458 руб. 52 коп. С учетом возврата обществом в областной бюджет 792 912 руб. 82 коп. по ранее выставленному министерством требованию от 06.07.2015 N 203/06-04/4699 общество обязано возместить в областной бюджет необоснованно полученную субсидию в сумме 1 025 545 руб. 70 коп. (1 818 458,52 руб. - 792 912,82 руб. = 1 025 545,70 руб.).
В связи с этим, в отсутствие возражений иных лиц, участвующих в деле, суд согласился с тем, что именно сумма 1 025 545 руб. 70 коп., а не сумма 1 595 108 руб. 89 коп. должна была быть указана в оспариваемом требовании министерства от 04.08.2015 N 203/06-04/5521 в качестве подлежащей возмещению в областной бюджет необоснованно полученной субсидии.
На основании изложенного суд первой правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя в части признания недействительным требования министерства от 04.08.2015 N 203/06-04/5521 о возврате в областной бюджет необоснованно полученной субсидии в размере 1 025 545 руб. 70 коп.
При таких обстоятельствах, в силу положений статей 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно удовлетворил встречный иск министерства, взыскав с ООО "Соловки Электросбыт" в пользу указанного ответчика 1 025 545 руб. 70 коп. излишне перечисленной субсидии, признав ее неосновательным обогащением общества.
Таким образом, приняв во внимание все вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии вышеупомянутым нормам бюджетного законодательства оспоренного требования министерства в той части, в которой заявителю отказано в удовлетворении требований, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя данной частью требования.
Следовательно, встречное исковое требование в том части, в которой оно удовлетворено судом первой инстанции, также является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда в обжалуемой обществом части, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, расходы по уплате госпошлины в сумме 1500 руб. относятся на подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 февраля 2016 года по делу N А05-10586/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Соловки Электросбыт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10586/2015
Истец: ООО "СОЛОВКИ ЭЛЕКТРОСБЫТ"
Ответчик: Контрольно-счетная палата Архангельской области, МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, Прокуратура Няндомского района Архангельской области