Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 сентября 2016 г. N Ф08-6289/16 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
22 июня 2016 г. |
дело N А32-1060/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Кримиан Франц Киль" - генерального директора Попкова А.Э., выписка, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кримиан Франц Киль" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2016 по делу N А32-1060/2016, принятое в составе судьи Погорелова И.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кримиан Франц Киль" к Управлению Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю, отделу Управления Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю в г. Новороссийске, о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кримиан Франц Киль" (далее - ООО "Кримиан Франц Киль", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю, отделу Управления Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю в г. Новороссийске (далее - административный орган, управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 12.11.2015 N 1065 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило отменить решение и прекратить производству по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. В обоснование своих требований общество указало, что извещение о приёме на работу не направлялось, поскольку на сайте Федеральной миграционной службы даны разъяснения о том, что о работниках, которым предоставлено временное убежище, не нужно сообщать, поскольку порядок приёма на работу лиц, получивших временное убежище, не предусматривает получение разрешительных документов на работу. Извещение о приёме на работу такого иностранного гражданина в органы Федеральной миграционной службы не требуется. Также общество ссылается на наличие непокрытых убытков, размер которых по состоянию на 30.09.2015 составляет 24 441 000 рублей. Наложение крупного штрафа в размере 200 000 рублей может негативно сказаться на деятельности предприятия. Правонарушение совершено впервые в связи с ошибочностью толкования юристами компании порядка уведомления органов ФМС о приёме на работу иностранного гражданина. Негативные последствия в результате совершенного правонарушения отсутствуют.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление просило в удовлетворении требований общества отказать.
В судебном заседании генеральный директор общества просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 26.10.2015 в 10 часов 00 минут по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Луначарского 19, каб. N 9, административным органом было установлено, что ООО "Кримиан Франц Киль" заключило 25.05.2015 трудовой договор с гражданином Украины Тю Кириллом Николаевичем, 02.03.1979 г.р., однако в установленный срок не уведомило об этом УФМС России по Краснодарскому краю, чем нарушило пункт 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
По факту выявленного нарушения 06.11.2015 административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 706198.
Постановлением отдела УФМС России по Краснодарскому краю в городе Новороссийске от 12.11.2015 N 1065 общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Порядок осуществления трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Данная норма применяется в отношении всех категорий иностранных граждан, в том числе иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без разрешительных документов. Какие-либо исключения в части обязанности работодателя или заказчика работ (услуг) уведомлять территориальный орган ФМС России в субъекте Российской Федерации о заключении и прекращении (расторжении) с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) законом не предусмотрены.
Административным органом установлено, что 25.05.2015 общество заключило трудовой договор с гражданином Украины Тю Кириллом Николаевичем 02.03.1979 г.р. и не уведомило об этом в установленный срок территориальный орган УФМС России по Краснодарскому краю.
Вина общества выражается в непринятии всех необходимых и возможных мер для соблюдения требований действующего миграционного законодательства.
Таким образом, наличие в действиях общества состава правонарушения подтверждается материалами дела.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
Протокол об административном правонарушении составлен, и дело об административном правонарушении рассмотрено с участием законного представителя общества - генерального директора Попкова А.Э.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В пункте 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Обстоятельств, свидетельствующих об исключительности рассматриваемого случая и, соответственно, малозначительности совершенного правонарушения судом не установлено.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей назначено Управлением в два раза ниже низшего предела с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2016 по делу N А32-1060/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1060/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 сентября 2016 г. N Ф08-6289/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Кримиан Франц Киль"
Ответчик: Управление Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю, Управление Федеральной Миграционной службы по Краснодарскому краю в городе Новороссийске
Третье лицо: Управление Федеральной миграционной службы в г. Новороссийске