Требование: о взыскании долга и затрат, о взыскании пени, о признании незаконным акта органа власти по страховым взносам
Вывод суда: исковые требования удовлетворены, решение суда первой инстанции отменено
г. Пермь |
|
21 июня 2016 г. |
Дело N А60-1371/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июня 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя акционерного общества "РАЙФФАЙЗЕНБАНК"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 марта 2016 года
по делу N А60-1371/2016,
принятое судьей Колосовой Л.В.
по заявлению акционерного общества "РАЙФФАЙЗЕНБАНК" (ИНН 7744000302, ОГРН 1027739326449)
к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 17)
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органа внебюджетного фонда,
установил:
Акционерное общество "РАЙФФАЙЗЕНБАНК" (далее - заявитель, общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 17) (далее - фонд, страховщик) о признании недействительными требования от 20.11.2015 N 24180 об уплате недоимки и пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также решения от 22.12.2015 N 24180 о взыскании недоимки и пени по указанным взносам за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банках. Кроме того, заявитель просит признать незаконным отказ фонда в зачете расходов общества на проведение специальной оценки условий труда в 2015 г.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.03.2016 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что расходы на специальную оценку условий труда на рабочих местах реально произведены страхователем и подтверждены надлежащими документами в соответствии с пунктами 2, 3, 12 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (далее - Приказ N 580н). Довод об обязанности страхователя произвести платеж, подтверждающий расходы на предупредительные меры, только в текущем финансовом году, не следует из Правил или иных законодательных актов. Кроме того, общество ссылается на нарушение фондом процедуры принудительного взыскания страховых взносов, установленной статьей 22 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N212-ФЗ).
Фондом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направили своих представителей, что в силу ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, общество на основании Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) является страхователем по названному виду страхования, в силу ст.17 данного закона обязано:
- правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы);
- обеспечивать меры по предотвращению наступления страховых случаев, нести в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за необеспечение безопасных условий труда;
- вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечивать сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию, и представлять страховщику (Фонду социального страхования Российской Федерации - ст.3) отчетность по форме, установленной им по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
С 1 квартала 2015 г. отчетность представляется страховщику по форме 4-ФСС, утв. Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 26.02.2015 N 59.
Приказом N 580н, утвержденным в соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ, с 1 квартала 2013 г. введены в действие Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - предупредительные меры).
На основании указанных Правил общество 14.07.2015 обратилось в фонд с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер, приложив к нему расчет по форме 4-ФСС за полугодие 2015 г., план на 3 квартал 2015 г. с указанием на проведение специальной оценки условий труда и расходов на нее в сумме 156 022,20 руб., копию договора оказания услуг от 01.12.2014 N 526, акта от 25.02.2015 о принятии услуг, платежного поручения от 26.12.2014 об оплате услуг на 770 000 руб. и иные документы, перечисленные в приложении к заявлению от 14.07.2015 (л.д.101-111,94-100).
Приказом от 14.07.2015 N 594 фонд разрешил страхователю направить на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет начисляемых в 2015 г. страховых взносов 156 022,20 руб. (л.д.102).
Представляя 06.10.2015 расчет по форме 4-ФСС за 9 месяцев 2015 г., общество заявило об уменьшении начисленных к уплате страховых взносов на расходы по обязательному социальному страхованию в сумме 156 022,20 руб. С учетом данных расходов, начисленной суммы взносов за 3 квартал 2015 г. (159930,82 руб.), а также уплаченной в 3 квартале 2015 г. суммы страховых взносов (49598,64 руб.) задолженность фонда перед страхователем на конец 3 квартала 2015 г. составила 45690,02 руб. (156 022,20 + 49598,64 - 159930,82). Соответственно, сумма взносов к уплате за этот период отсутствует (л.д.29).
Вместе с расчетом по форме 4-ФСС обществом представлен отчет об использовании страховых взносов в сумме 110 332,18 руб. (156 022,20 - 45690,02) на финансовое обеспечение предупредительных мер за 3 квартал 2015 г. (л.д.113). По требованию фонда от 14.10.2015 общество представило также документы, подтверждающие фактическое использование суммы, указанной в отчете (л.д.115-117).
Письмом от 26.10.2015 страховщик сообщил страхователю об отказе в принятии к зачету расходов, указав на отсутствие документов о целевом использовании средств в 2015 году (л.д.118).
Поскольку расходы в сумме 110 332,18 руб. не были приняты к зачету, фонд на конец 3 квартал 2015 г. установил у страхователя недоимку по страховым взносам за июль-август 2015 г. в сумме 60733,54 руб. (54616,37 руб. за июль + 55715,81 руб. за август - 49598,64 руб. уплаты) и направил в его адрес требование от 20.11.2015 N 24180 об уплате указанной суммы недоимки и соответствующих пени в сумме 877,05 руб. (л.д.33). Расчет пени представлен в материалы дела (л.д.131).
В установленный требованием срок (10 календарных дней со дня его получения) общество недоимку и пени по взносам не уплатило, в связи с чем фонд вынес решение от 22.12.2015 N 24180 о взыскании недоимки в сумме 60733,54 руб. и пени в сумме 877,05 руб. за счет средств, находящихся на счетах страхователя в банках (л.д.34).
Не согласившись с отказом в зачете расходов в счет уплаты страховых взносов, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что у фонда отсутствовали основания для принятия к зачету расходов на финансовое обеспечение предупредительных мер, произведенных страхователем в 2014 г.
Изучив материалы дела, оценив содержание апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 Правил, утв. Приказом N 580н, (далее - Правила) финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий финансовый год.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в текущем финансовом году.
Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.
В числе прочего финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на проведение специальной оценки условий труда (пп. "а" п. 3 Правил).
В соответствии с пунктом 4 Правил страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. К заявлению прилагаются перечисленные в пункте 4 документы.
Решение по данному заявлению принимается в течение 10 рабочих дней (пункт 8 Правил).
В силу п.10 настоящих Правил территориальный Фонд принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:
а) если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган по месту своей регистрации;
б) представленные документы содержат недостоверную информацию;
в) если предусмотренные бюджетом фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены.
Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.
В силу п.12 Правил страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган фонда отчет об их использовании. После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в фонд документы, подтверждающие произведенные расходы.
Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов (п.14 Правил).
Как установлено судом и указано в настоящем постановлении, общество 14.07.2015 представило в фонд заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер с приложением всех необходимых документов, и фонд принял "положительное" решение по данному заявлению, которое оформлено приказом от 14.07.2015 о финансовом обеспечении в 2015 году предупредительных мер.
В числе прочих документов общество представило копию договора об оказании услуг от 01.12.2014 N 526 с обществом с ограниченной ответственностью "Центр охраны труда и промышленной экологии", по условиям которого последнее обязалось провести комплекс работ по специальной оценке условий труда на 550 рабочих местах. Начало выполнения работ - 22.12.2014, конец - 30.03.2015.
В силу пункта 3.1 договора стоимость работ по нему составляет 770 000 руб. Пунктом 3.2 предусмотрена предварительная 100-процентная предоплата в течение 5 дней с даты получения счета.
В соответствии с условиями договора страхователь (заказчик по договору) перечислил 26.12.2014 на расчетный счет исполнителя 770 000 руб.
Фактическое выполнение работ и их принятие заказчиком состоялись 25.02.2015, что подтверждается актом от 25.02.2015 (л.д.110).
Поскольку 26.12.2014 страхователь лишь перечислил денежные средства в счет предстоящих работ, а фактически работы по специальной оценке условий труда проведены в 2015 году, вывод фонда о несении страхователем этих расходов в 2014 году, поддержанный судом первой инстанции, является необоснованным. В частности, он противоречит положениям статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации о признании расходов в том периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.
Кроме того, ни Законом N 125-ФЗ, ни Правилами не предусмотрен отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер за счет страховых взносов по мотиву их финансирования (оплаты) в предшествующем расчетном периоде.
Копия платежного поручения от 26.12.2014 N 22777 о перечислении на расчетный счет исполнителя 770 000 руб. в счет предоплаты за работы по специальной оценке условий труда (л.д.117) представлялась фонду как вместе с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мероприятий от 14.07.2015 (л.д.101), так и по требованию от 14.10.2015 (л.д.115-116).
На иные основания отказа в зачете расходов на проведение специальной оценки условий труда фондом в письме от 26.10.2015 или иных документах не указано.
На основании изложенного отказ фонда в зачете расходов на проведение специальной оценки условий труда в 2015 году, изложенный в письме от 26.10.2015, следует признать незаконным.
Поскольку следствием такого отказа явилось выставление фондом требования от 20.11.2015 N 24180 об уплате недоимки по страховым взносам и соответствующих пени, а затем и вынесение решения от 22.12.2015 N 24180 о взыскании этих взносов и пени за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банках, данные ненормативные акты следует признать недействительными, как не соответствующие Закону N 125-ФЗ.
Кроме того, требование и решение не соответствуют указанному закону также в силу следующего.
Согласно ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов, включая взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному положениями статей 18, 19-23, 25-27 Закона N 212-ФЗ.
Согласно частям 1-3 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится ее взыскание. При этом взыскание с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 19 Закона N 212-ФЗ до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов.
На текущий момент Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 11.01.2016 N 2 предусмотрено составление справки по форме 3-ФСС.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения (часть 3 статьи 22).
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос (часть 4 статьи 22).
Таким образом, из статьи 22 Закона N 212-ФЗ следует, что требование об уплате налога направляется страхователю либо в случае фактической неуплаты им указанной в декларации (расчете) суммы страхового взноса, либо в случае доначисления ему фондом подлежащих уплате сумм взносов.
Аналогичные разъяснения в отношении статьи 70 НК РФ даны в пункте 50 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Не соглашаясь с данными, указанными страхователем в расчете по форме 4-ФСС за 9 месяцев 2015 г. (согласно таблице 7 страховые взносы к уплате за этот период отсутствуют), страховщик обязан был составить акт проверки, в котором отразить выводы о непринятии к зачету расходов по обязательному социальному страхованию в сумме 156 022,20 руб.
Фонд не составил и не направил страхователю не только акт проверки, но и справку о выявлении недоимки по форме 3-ФСС, чем лишил страхователя возможности знать о том, что страховщик не согласен с данными, заявленными страхователем в расчете, и что по данным страховщика за страхователем числится недоимка по страховым взносам. Иного фондом в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не доказано.
Более того, в отсутствие указанных документов (акта проверки или справки о выявлении недоимки) фонд в требовании от 20.11.2015 24180, направленном страхователю, не указал следующие сведения, которые в силу части 4 ст.22 Закона N 212-ФЗ страхователь вправе знать при получении такого требования: установленные законом сроки уплаты предъявленных страховых взносов или период, за который эти взносы начислены (за июль - 17.05.2015, август - 15.09.2015), данные об основаниях взыскания недоимки и пеней (по расчету самого страхователя, по справке, акту или решению, которые составлены фондом).
Нарушения требований закона в данном случае нельзя признать формальными, поскольку они лишили плательщика страховых взносов возможности проверить правомерность предъявленных ему фондом к уплате обязательных платежей.
В связи с грубым нарушением фондом установленной законом процедуры принудительного взыскания страховых взносов и пеней оспариваемые требование и решения подлежат признанию недействительными также по этому основанию.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неверным применением судом норм материального права, заявленные требования - удовлетворению.
Судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины за подачу заявления и апелляционной жалобы в соответствии со ст.110 АПК РФ подлежат возмещению за счет фонда, поскольку законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов (пункт 21 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в силу статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 110, 176, 201, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
1. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 марта 2016 года по делу N А60-1371/2016 отменить.
2. Заявленные требования удовлетворить.
3. Признать незаконным отказ государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 17) в зачете расходов на проведение специальной оценки условий труда в 2015 году, изложенный в письме от 26.10.2015.
4. Признать недействительными, как несоответствующие Федеральному закону от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Федеральному закону от 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", требование государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N17) от 20.11.2015 N 24180 об уплате недоимки и пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также вынесенное им решение от 22.12.2015 N 24180 о взыскании недоимки и пени по указанным взносам за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банках.
5. Обязать государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
6. Взыскать с государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1026604952252, ИНН 6660013279) в пользу акционерного общества "РАЙФФАЙЗЕНБАНК" (ИНН 7744000302, ОГРН 1027739326449) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 7500 (семь тысяч пятьсот) рублей.
7. Возвратить акционерному обществу "РАЙФФАЙЗЕНБАНК" (ИНН 7744000302, ОГРН 1027739326449) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 11.04.2016 N 209499.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-1371/2016
Истец: АО "РАЙФФАЙЗЕНБАНК"
Ответчик: ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования филиал N 17