г. Саратов |
|
21 июня 2016 г. |
Дело N А12-5807/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Каплина С.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Спиридоновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Волгограда "Детская музыкальная школа N 2" (ИНН 3441014958, ОГРН 1023402460619)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 14 апреля 2016 года по делу N А12-5807/2016, принятое в порядке упрощенного производства (судья Двоянова Т.В.),
по заявлению Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Волгограда "Детская музыкальная школа N 2" (ИНН 3441014958, ОГРН 1023402460619) об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596) по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании:
- представителя Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Волгограда "Детская музыкальная школа N 2" - Данакари Р.Р., действующего на основании доверенности от 01.06.2016 N 17;
- представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области - Дубровской О.В., действующей на основании доверенности от 01.02.2016, б/н,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Волгограда "Детская музыкальная школа N 2" (далее - МБУ ДО "Детская музыкальная школа N 2", учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - УФАС по Волгоградской области, административный орган) от 05.02.2016 N 16-01-7.32.3-04/22 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Дело рассматривалось в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.04.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
МБУ ДО "Детская музыкальная школа N 2", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.04.2016 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
УФАС по Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель МБУ ДО "Детская музыкальная школа N 2" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель УФАС по Волгоградской области в судебном заседании просил оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание апелляционной инстанции проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Волгоградской области в соответствии с требованиями, предъявляемыми статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при использовании систем видеоконференц-связи в арбитражном суде, рассматривающем дело, а также в арбитражном суде, осуществляющем организацию видеоконференц-связи, составляется протокол, ведется видеозапись судебного заседания. Материальный носитель видеозаписи судебного заседания направляется в пятидневный срок в суд, рассматривающий дело, и приобщается к протоколу судебного заседания.
В силу изложенного, протокол судебного заседания суда апелляционной инстанции и материальный носитель записи судебного заседания Арбитражного суда Волгоградской области (суда, осуществлявшего организацию видеоконференц-связи) подлежит приобщению к материалам настоящего дела.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.04.2016 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Предметом оспаривания является постановление УФАС по Волгоградской области от 05.02.2016 N 16-01-7.32.3-04/22 о привлечении МБУ ДО "Детская музыкальная школа N 2" к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Основанием для вынесения оспариваемого постановления послужил выявленный административным органом факт несвоевременного размещения МБУ ДО "Детская музыкальная школа N 2" в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг за май, июнь, июль 2015 года.
По факту выявленных нарушений 21.01.2016 УФАС по Волгоградской области в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении N 16-01-7.32.3-04/22 по части 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ (т. 1 л.д. 63-64).
Постановлением УФАС по Волгоградской области от 05.02.2016 N 16-01-7.32.3-04/22 МБУ ДО "Детская музыкальная школа N 2" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 10 000 рублей (т. 1 л.д. 11-21).
Частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Субъектами данного административного правонарушения являются лица, на которые законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц возложена обязанность по размещению в установленные сроки в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 7 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) за нарушение требований названного закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона N 223-ФЗ целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с пунктом 4 части 2 указанной статьи настоящий закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в частности, бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок:
а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Положение о закупках товаров, работ, услуг МБУ ДО "Детская музыкальная школа N 2" утверждено Приказом Комитета по культуре Администрации Волгограда от 03.12.2015 N 136, которым признан утратившим силу Приказ от 03.12.2014 N 193 "Об утверждении Положения о закупках товаров, работ, услуг МБУ ДО "Детская музыкальная школа N 2".
Таким образом, МБУ ДО "Детская музыкальная школа N 2" является заказчиком при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в соответствии с указанным законом.
В соответствии с частью 19 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:
сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;
сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи;
сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Частью 10 статьи 8 Федерального закона N 223-ФЗ предусмотрено, что до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Применительно к правилам части 19 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ, сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, должны были быть размещены в единой информационной системе в сфере закупок: за май 2015 года - не позднее 10.06.2015; за июнь 2015 года - не позднее 10.07.2015; за июль 2015 года - не позднее 10.08.2015.
Вместе с тем в нарушение вышеуказанной нормы права сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных учреждением за май, июнь, июль 2015 года, размещены в единой информационной системе только 14.08.2015.
В обоснование позиции о невиновности в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ, учреждение в суде первой инстанции указало на невозможность доступа к своевременно размещенным отчетам на сайте www.zakupki.gov.ru по причине технического сбоя.
Согласно представленным в материалы дела служебной записке от 14.08.2015 и акту от 14.08.2015 сведения о закупках товаров, работ, услуг за май - 2015 года были размещены 09.06.2015, за июнь 2015 года - 04.07.2015, за июль - 10.08.2015. В связи с тем, что данная информация была недоступна по причине технического сбоя, она была удалена и повторно размещена 14.08.2015.
Суд первой инстанции обоснованно не принял указанные доказательства, ввиду того, что акт от 14.08.2015 об удалении сведений и размещении их повторно на сайте www.zakupki.gov.ru составлен в одностороннем порядке.
Апелляционный суд также считает, что представленные документы не могут служить допустимыми и достоверными доказательствами отсутствия вины МБУ ДО "Детская музыкальная школа N 2" в совершении выявленного административного правонарушения.
Кроме того, заявителем не представлены доказательства невозможности фиксации совершаемых действий (скриншот страниц сайта, фотографии), факта обращения в единую службу поддержки сайта и наличия предписания об удалении отчетов.
Обращаясь с апелляционной жалобой на решение от 14.04.2016, МБУ ДО "Детская музыкальная школа N 2" ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, выразившихся в неприменении положений частей 9, 10 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ, а также отсутствие полномочий у административного органа по непосредственному выявлению факта совершения административного правонарушения.
Нормами частей 9, 10 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ предусмотрено право участника закупки на обжалование в судебном порядке действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Предметом рассмотрения настоящего спора является не обжалование действий, а привлечение к административной ответственности лица, на которое законодательством Российской Федерации возложена обязанность по размещению в установленные сроки в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг.
Вышеуказанные положения не регулируют процесс возбуждения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности.
В данном случае поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностным лицом УФАС по Волгоградской области, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Непосредственное выявление административным органом факта совершения административного правонарушения не противоречит нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с этим, вышеуказанный довод апелляционной жалобы отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный и основанный на неверном толковании норм права.
Обстоятельства нарушения вышеприведенных требований закона установлены судом апелляционной инстанции, подтверждаются представленными в материалы дела документами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 21.01.2016 N 16-01-7.32.3-04/22.
В данном случае доказательств принятия учреждением всех необходимых и достаточных мер для надлежащего исполнения возложенных на него законом обязанностей, наличия обстоятельств, объективно препятствующих этому, в материалы дела не представлено.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях МБУ ДО "Детская музыкальная школа N 2" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Вместе с тем административный орган и суд первой инстанции пришли к выводу о невозможности применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Данный вывод основан на внутреннем убеждении, соответствует материалам дела и закону не противоречит, оснований для его переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Установленные законодательством о закупках товаров, работ, услуг основополагающие принципы при проведении закупок, в числе которых принципы информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации, ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки направлены на обеспечение прав участников закупки.
Нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой обязательно, противоречит базовым принципам закона о закупках, поскольку не способствует обеспечению гласности и прозрачности закупки, не свидетельствует об информационной открытости закупки.
Нарушений порядка привлечения МБУ ДО "Детская музыкальная школа N 2" к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией не принимаются по вышеуказанным основаниям.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.04.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу МБУ ДО "Детская музыкальная школа N 2" без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Оставить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 апреля 2016 года по делу N А12-5807/2016 без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
С.Ю. Каплин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-5807/2016
Истец: МДОУ дополнительного образовательного детей "Детская музыкальная школа N2 Волгограда", МОУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА N 2 ВОЛГОГРАДА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ