Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 октября 2016 г. N Ф04-4590/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга по договору аренды
Вывод суда: исковые требования удовлетворены, решение суда первой инстанции отменено
город Омск |
|
21 июня 2016 г. |
Дело N А75-12076/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3470/2016) Муниципального учреждения "Комитет имущественных отношений муниципального образования "Ленинский район Республики Саха (Якутия)"
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.01.2016 по делу N А75-12076/2015 (судья Зубакина О.В.),
принятое по исковому заявлению Муниципального учреждения "Комитет имущественных отношений муниципального образования "Ленинский район Республики Саха (Якутия)"
к Открытому акционерному обществу "Сургутнефтегаз" (ОГРН 1028600584540, ИНН 8602060555)
о взыскании задолженности по арендной плате в размере 16 203 430 руб. 10 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Муниципального учреждения "Комитет имущественных отношений муниципального образования "Ленинский район Республики Саха (Якутия)" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" - Кулишкина Анна Вячеславовна (паспорт, по доверенности N 61-Д от 01.01.2016 сроком действия пол 31.12.2018), Джафарова Наталья Николаевна (паспорт, по доверенности N 2663-Д от 26.10.2015 сроком действия 1 год);
установил:
Муниципальное учреждение "Комитет имущественных отношений муниципального образования "Ленский район Республики Саха (Якутия)" (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Открытому акционерному обществу "Сургутнефтегаз" о взыскании 9722058 руб. 06 коп. задолженности по договору аренды от 30.01.2012 N 100.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 29.01.2016 в удовлетворении заявленных Комитетом требований отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из отсутствия у ответчика задолженности по арендным платежам, которая уплачивалась ОАО "Сургутнефтегаз" в соответствии с размером платы, установленным уполномоченным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), по ставкам, утвержденным Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 N 26 утверждено "Положение о порядке определения размера арендной платы и о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" и Решением поселкового Совета депутатов МО п. Витим Ленского района РС(Я) от 25.12.2012 N 04-04 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования "Поселок Витим". При этом суд первой инстанции признал необоснованным применение истцом ставок арендной платы, утвержденных Решением Сессии Районного Совета депутатов от 22.04.2014 N 11-8 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена..." (далее - Решение от 22.04.2014 N11-8).
Не согласившись с принятым судебным актом, Муниципальное учреждение "Комитет имущественных отношений муниципального образования "Ленский район Республики Саха (Якутия)" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что решение Совета депутатов от 22.04.2014 N 11-8 признано утратившим силу только в связи с принятием решения Районного совета депутатов от 23.04.2015 N 4-4 об утверждении новых ставок арендной платы, поэтому в рассматриваемом периоде спорное решение являлось действующим и должно было применяться для расчета арендных платежей с учетом групп и видов использования земельных участков, а также на то, что Районным советом депутатов Учреждению не выдавалось предписаний о необходимости осуществления перерасчета арендной платы за 2014 год.
Как указывает истец, в расчетах арендной платы с 01.07.2014 Комитетом были применены ставка арендной платы в размере 10 % и стимулирующий коэффициент 0,5, установленные решением N 11-8, при этом, примененная в расчетах ставка арендной платы в размере 10 % была установлена с 01.07.2009 решением Сессии Районного совета депутатов от 26.03.2009 N 7-5, которое не было отменено прокуратурой.
Кроме того, по мнению истца, судом первой инстанции ошибочно применены положения Постановления N 582, поскольку утвержденные данным постановлением правила определения размера арендной платы применимы только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации, что прямо следует из пункта 1 названных правил.
Неправомерной, как полагает истец, является и ссылка суда первой инстанции на пункт 1.5 Положения N 26, поскольку данным пунктом установлена базовая ставка арендной платы в размере ставки земельного налога для земельных участков, предназначенных для жилищного строительства.
От ОАО "Сургутнефтегаз" в материалы дела поступил письменный отзыв, согласно которому решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
Муниципальное учреждение "Комитет имущественных отношений муниципального образования "Ленский район Республики Саха (Якутия)" извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявляло, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя названного лица, участвующих в деле.
В заседании суда апелляционной инстанции представители Открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" пояснили, что с доводами апелляционной жалобы не согласны, поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просят оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителя Общества в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) в редакции протокола разногласий заключен договор аренды земельного участка. находящегося в государственной собственности от 30.01.2012 N 100 (том 1 л.д. 62-70).
По условиям договора истец предоставил в аренду ответчику земельный участок из земель населенных пунктов площадью 201800 кв. м, кадастровый номер 14:14:000000:186, расположенный п. Витим Ленского района Республики Саха (Якутия) (адресные ориентиры) для строительства и размещения объекта "Линия электропередачи воздушная 35 кВ от ПС 110/35/10 кВ "Витим" до точки в ВЛ 35 кВ на ПС 35/6 кВ N 266. Район баз производственного обслуживания п. Витим".
Пунктом 1.2. договора указан вид разрешенного использования земельного участка.
Договор заключен на срок с 30 января 2012 г. по 31 декабря 2045 г. (пункт 2.1. договора).
Разделом 3 договора определены размер, сроки и порядок внесения арендной платы.
Полагая, что у арендатора имеется задолженность по арендной плате за 2014 год (том 1 л.д. 71-72 расчет, том 2 л.д. 40-46 пояснения по расчету), истец обратился с настоящим иском в суд.
Как указывает истец, арендная плата по договору от 30.12.2012 N 100 аренды земельного участка за первое полугодие 2014 года составляет 8101715,05 руб., а за второе полугодие - 8101715,05 руб., поэтому задолженность ответчика, оплатившего в указанном периоде арендную плату в сумму 6481372,04 руб., составляет 9722058,06 руб.
Проверкой, проведенной Прокуратурой Ленского района PC (Я), установлено, что Решение от 22.04.2014 N 11-8 принято представительным органом МО Ленский район за пределами своей компетенции с превышением полномочий, при этом Решением от 22.04.2014 N 11-8 предусматривается применение незаконных стимулирующих коэффициентов, а размер ставок арендной платы для некоторых видов использования земельных участков установлен в завышенном размере, что является нарушением части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Исходя из закрепленных положениями Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" полномочий, Прокуратура Ленского района вынесла протест от 29.01.2015 N 3-0042ж-15, в соответствии с которым указала на необходимость отмены Решения от 22.04.2014 N 11-8, как незаконного.
Настаивая на том, что ответчиком ненадлежащим образом исполнены обязательства по уплате арендной платы по договору от 30.01.2012 N 100 аренды земельного участка за 2014 год, и на том, что начисленная Учреждением арендная плата за 2014 год Обществом в полном объеме добровольно не уплачена, МУ "Комитет имущественный отношений МО "Ленский район" РС (Я) обратилось с соответствующим иском в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
26.01.2016 Арбитражным судом Ханты- мансийского автономного округа- Югры вынесено решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит основания для его изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статей 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договоров и иных оснований, предусмотренных законом, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Проанализировав отношения сторон, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что сложившиеся между сторонами гражданско-правовые отношения подлежат регулированию нормами параграфа 1 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (общие положения об аренде), Земельным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 888-3 N 673-IV (далее по тексту - Земельный кодекс РС(Я)), а также условиями заключенного договора.
Из обжалуемого решения следует, что суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к выводу о неправомерном применении истцом базовой ставки арендной платы и стимулирующего коэффициента, установленных решением N 11-8, указав при этом, что в рассматриваемом случае арендная плата подлежит исчислению в соответствии с положениями Постановления N 582.
Суд апелляционной инстанции находит данный вывод суда первой инстанции ошибочным в силу следующего.
Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период), общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) полномочия по установлению порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период).
Во исполнение требований статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление N 582, которым утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также Правила определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, действующими в спорный период, было установлено разграничение компетенции по определению порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности между Правительством РФ, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу данного разграничения компетенции Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.
Как следует из пункта 1 Правил определения размера арендной платы, содержащиеся в них предписания распространяются исключительно на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.
Следовательно, утвержденные Постановлением N 582 Правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации, при этом действие названных Правил не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Данная позиция нашла свое отражение в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2016 по делу N 306-ЭС15-13535, А12-34176/2014, от 30.12.2015 по делу N 301-ЭС15-11204, А38-3137/2014, а также в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015.
Из материалов дела следует, что настоящий спор возник в отношении земельного участка, относящегося к землям, собственность на которые не разграничена, а, значит применение положений Постановления N 582 в данном случае необоснованно.
Как уже указывалось выше, примененная Комитетом в расчетах за 1 квартал 2014 год ставка арендной платы в размере 10 % была установлена с 01.07.2009 решением Сессии Районного совета депутатов от 26.03.2009 N 7-5, в свою очередь, стимулирующий коэффициент 0,5 был установлен пунктом 2.3 положения "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципальных образований поселений Ленского района, на межселенных территориях муниципального образования "Ленский район", и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования "Ленский район", утвержденного решением Районного Совета депутатов муниципального образования "Ленский район" PC (Я) N 13-39 от 29.05.2008.
При этом ошибочным признается утверждение Общества о неприменении в рассматриваемом случае ставки и коэффициента, утвержденных вышеуказанными решениями Районного Совета депутатов муниципального образования "Ленский район" PC (Я) N 13-39 от 29.05.2008 и Сессии Районного совета депутатов от 26.03.2009 N 7-5 со ссылкой на отсутствие у органов местного самоуправления соответствующих полномочий.
Так, земельные отношения в Республике Саха (Якутия), а также отношения в сфере установления и взимания платы за использование земель регулирует Земельный кодекс РС(Я).
Согласно пункту 4 статьи 12 Земельного кодекса РС(Я) установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия).
В статье 13 Земельного кодекса РС (Я) предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений.
Пунктами 5, 7 части 1 статьи 13 Земельного кодекса РС (Я) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: установление в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований; установление порядка определения размера арендной плат за земли, порядка условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности соответствующего муниципального образования.
Частью 2 статьи 13 Земельного кодекса РС (Я) предусмотрено, что кроме указанных в части 1 настоящей статьи полномочий к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области земельных отношений относится установление в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В постановлении Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 N 26 в пункте 2 прямо предусмотрено, что с 01.01.2008 утверждение в установленном порядке соответствующих базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено на органы местного самоуправления.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции находит обоснованным применение Комитетом при расчете арендной платы за 1 квартал 2014 год коэффициента - 0,5 и ставки арендной платы в размере 10 %, утвержденных вышеуказанными решениями Районного Совета депутатов муниципального образования "Ленский район" PC (Я) N 13-39 от 29.05.2008 и Сессии Районного совета депутатов от 26.03.2009 N 7-5.
Относительно расчета арендной платы с 01.07.2014, в котором Комитетом применены ставка арендной платы в размере 10 % и стимулирующий коэффициент 0,5, предусмотренные решением N 11-8, суд апелляционной инстанции отмечает следующие.
Как верно отмечает податель жалобы, решение N 11-8 признано утратившим силу решением Районного совета депутатов от 23.04.2015 N 4-4 в связи с вынесенным прокуратурой Ленского района PC (Я) протестом от 29.01.2015 N 3-0042ж- 15, которым предписывалось отменить решение N11-8 как незаконное, принятое представительным органом МО "Ленский район" за пределами своей компетенции с превышением полномочий.
Из буквального содержания названного протеста следует, что прокуратура исходила из разъяснений, данных в Постановлении N 582. Вместе с тем, как указывалось выше, на сегодняшний день согласно позиции вышестоящих судебных органов положения Постановления N 582 не применимы, в том числе к спорам, возникшим в отношении земельных участков, относящимся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Комитет правомерно при расчете подлежащей взысканию арендной платы за 2 полугодие 2014 года руководствовался положениями решения N 11-8, действующего в спорный период, и которым ставка арендной платы установлена в размере 10 % и стимулирующий коэффициент - 0,5.
Кроме того, как уже указывалось, необходимость применения ставки арендной платы в размере 10 % также предусмотрена решением Сессии Районного совета депутатов от 26.03.2009 N 7-5.
Основанном на неверном толковании норм материального права признается и довод Общества о том, что в рассматриваемом случае в соответствии с пунктом 1.5 Положения N 26 базовая ставка арендной платы за спорный земельный участок устанавливается в размере ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, поскольку из буквального содержания данного пункта следует, что базовая ставка арендной платы в размере ставки земельного налога устанавливается для земельных участков, предназначенных для жилищного строительства.
Согласно расчету истца сумма задолженности ответчика по арендной плате по договору аренды от 30.01.2012 N 100 за 2014 год составляет 9722058,06 руб.
Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, Обществом в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Комитета в сумме 9722058,06 руб.
На основании изложенного выше обжалуемое решение подлежит отмене в соответствии с пунктами 1,3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с удовлетворением требований Комитета судебные расходы подлежат отнесению на Общество в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Муниципального учреждения "Комитет имущественных отношений муниципального образования "Ленинский район Республики Саха (Якутия)" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.01.2016 по делу N А75-12076/2015 отменить. Вынести по делу новый судебный акт, изложив его в следующей редакции.
Заявленные Муниципальным учреждением "Комитет имущественных отношений муниципального образования "Ленинский район Республики Саха (Якутия)" требования удовлетворить.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" (ОГРН 1028600584540, ИНН 8602060555) в пользу Муниципального учреждения "Комитет имущественных отношений муниципального образования "Ленинский район Республики Саха (Якутия)" задолженность по арендной плате в размере 9 722 058 руб. 06 коп.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" (ОГРН 1028600584540, ИНН 8602060555) в доход федерального бюджета 71 610 руб. государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-12076/2015
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 октября 2016 г. N Ф04-4590/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МУ "Комитет имущественных отношений МО "Ленский р-н" РС (Я)", Муниципальное учреждение "Комитет имущественных отношений муниципального образования Ленский район Республика Саха (Якутия)"
Ответчик: ОАО "Сургутнефтегаз"