г. Москва |
|
20 июня 2016 г. |
Дело N А41-99184/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей: Иевлева П.А., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "ПМК СС" - Смирнов А.В., по доверенности от 09 ноября 2015 года,
от администрации Дмитровского муниципального района Московской области - Соловьева Н.В., по доверенности от 12 октября 2015 года N 4493/01,
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ПМК СС"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 18 февраля 2016 года по делу N А41-99184/15, принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
по заявлению закрытого акционерного общества "ПМК СС"
к администрации Дмитровского муниципального района Московской области
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и обязании предоставить земельный участок в аренду,
третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "ПМК СС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Дмитровского муниципального района Московской области (далее - администрация) в котором просило суд:
- признать незаконным отказ администрации, оформленный письмом N з-757 от 19 августа 2015 года, в предоставлении в аренду ЗАО "ПМК СС" земельного участка с кадастровым номером 50:04:0010902:506;
- обязать администрацию в течение 10 календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении ЗАО "ПМК СС" в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:04:0010902:506;
- обязать администрацию после принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду направить в адрес ЗАО "ПМК СС" проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:04:0010902:506.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2016 года по делу N А41-99184/15 в удовлетворении заявления отказано (л.д. 117-119 т. 1).
Не согласившись с данным судебным актом, ЗАО "ПМК СС" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя министерства, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания. Информация о времени и месте проведения судебного заседания размещена на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Представитель администрации возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства и доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 12 октября 2009 года ЗАО "ПМК СС" обратилось в администрацию Дмитровского муниципального района Московской области с заявлением (вх. N 3869) о предоставлении земельного участка площадью около 21 000 кв.м. по адресу: Московская область, г. Дмитров, мкр. Подчерково, в аренду для строительства магазина строительных материалов.
Постановлением администрации от 25 апреля 2011 года N 2398-П, предварительно согласовано ЗАО "ПМК СС" место размещения объекта земельного участка площадью 11 929 кв.м. для размещения и строительства магазина строительных материалов по адресу: Московская область, г. Дмитров, мкр. Подчерково, а также утвержден акт выбора земельного участка N 1687 от 04 декабря 2009 года и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
На основании данного постановления был сформирован земельный участок, площадью 11 929 кв.м., сведения о котором 06 ноября 2014 года были внесены в государственный кадастр недвижимости, участку присвоен кадастровый номер 50:04:0010902:506, ЗАО "ПМК СС" выдан кадастровый паспорт земельного участка N МО/-15/ЗВ-230467.
ЗАО "ПМК СС" 18 марта 2015 года (письмо вх. N 3-757 от 20 марта 2015 года) обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Дмитров, мкр. Подчерково, кадастровый номер 50:04:0010902:506.
Администрацией в адрес общества было направлено уведомление N 3-757 от 19 августа 2015 года об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, в том числе, в связи с окончанием срока действия Акта выбора земельного участка.
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ЗАО "ПМК СС" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Положениями статьи 31 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который включает в себя выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно пункту 4 статьи 31 Земельного кодекса орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Из содержания пунктов 5, 6 статьи 31 Земельного кодекса результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, после чего принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 1 статьи 32 Земельного кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе (пункт 2 статьи 32 Земельного кодекса).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязательная для органа местного самоуправления процедура для рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием мет размещения объектов.
Вместе с тем, процедура, установленная действующим законодательством при принятии решения об утверждении акта выбора спорного земельного участка и схемы его расположения, была нарушена по следующим обстоятельствам.
Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию, предшествующий реализации последующих этапов процедуры.
Таким образом, исходя из предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка мог быть оформлен конкретному лицу только после публичного информирования населения о возможном предоставлении земельного участка для целей строительства.
Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2010 года N и от 15 ноября 2011 года N 7638/11.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановление Дмитровского муниципального района Московской области от 25 апреля 2011 года N 2398-П "О предварительном согласовании места размещения объекта - земельного участка для размещения и строительства магазина строительных материалов по адресу: Московская область, г. Дмитров, мкр. Подчерково" принято 25 апреля 2011 года, в то время как публикация в средствах массовой информации о предстоящем предоставлении земельного участка была осуществлена 19 марта 2015 года ("Дмитровский вестник" N 28 (15288)), то есть после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Документального подтверждения факта информирования населения о предстоящем выборе земельного участка до принятия указанного ненормативного правового акта, в материалах дела не имеется.
Кроме того, в соответствии с пунктами 8, 9 статьи 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. При этом решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта истек 25 апреля 2014 года, в то время как с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду общество обратилось в марте 2015 года.
Доводы заявителя о том, что в период с 2011 года по 2015 год общество осуществляло изменение вида разрешенного использования земельного участка обоснованно отклонены судом первой инстанции внимание, поскольку данные действия не препятствовали обществу обратиться в администрацию с заявлением о заключении договора аренды в течение трехлетнего срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Доводы, изложенные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2016 года по делу N А41-99184/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-99184/2015
Истец: ЗАО "ПМК СС"
Ответчик: Администрация Дмитровского муниципального района Московской области
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Администрация Дмитровского муниципального района Московской области