г. Челябинск |
|
23 июня 2016 г. |
Дело N А07-677/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Карпачевой М.И., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Красноярский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.04.2016 по делу N А07-677/2016 (судья Архиереев Н.В.).
Индивидуальный предприниматель Лобанов Евгений Александрович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Лобанов Е.А.) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА") и Администрации сельского поселения Красноярский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконными действий Администрации, выразившихся в подаче заявления о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:9392; о признании незаконными действий ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об аннулировании названного земельного участка. Заявитель просил обязать ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:47:000000:9392 (требования изложены с учетом уточнения заявителем их предмета в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, л.д. 81-82).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.04.2016 (резолютивная часть оглашена 19.04.2016) заявленные предпринимателем требования удовлетворены частично. Суд признал незаконными, несоответствующие статьям 10, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" действия Администрации сельского поселения Красноярский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, выразившиеся в подаче заявления о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:9392. Обязал Администрацию сельского поселения Красноярский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в течение 15 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу осуществить действия по подаче в орган кадастрового учета заявления о постановке на кадастровый учет земельного участка с уникальными характеристиками, тождественными характеристикам земельного участка, имевшего кадастровый номер 02:47:000000:9392.
С вынесенным решением не согласилась Администрация, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы указывает на право Администрации, как полномочного органа по распоряжению спорным земельным участком, подать заявление о снятии с государственного кадастрового учета временного земельного участка, государственная регистрация права собственности на который не произведена. При таких обстоятельствах, с учетом продолжения действия ранее заключенного с предпринимателем договора аренды, права заявителя не нарушены.
По мнению апеллянта, ссылка ИП Лобанова Е.А. на договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:9392 необоснованна, поскольку указанный договор считается расторгнутым в связи с отсутствием оплаты цены выкупа земельного участка, о чем предприниматель извещен письмом от 10.09.2015.
Также податель апелляционной жалобы указывает на отсутствие оснований для предоставления в собственность ИП Лобанова Е.А. спорного земельного участка, так как его формирование произведено из земельного участка сельскохозяйственного назначения. Действия заявителя по выкупу земельного участка полагает направленными на подмену специальных правил приобретения земельных участков сельскохозяйственного назначения предусмотренных пунктом 9 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Тем более, разрешенным использованием земельного участка является "для сельскохозяйственного производства", а не вид разрешенного использования, предусматривающий размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
ИП Лобановым Е.А. представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с ее доводами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание не явились. Заинтересованным лицом ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" направлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда пересматривается на предмет его законности и обоснованности исключительно в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, 22.03.2010 между Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений по Уфимскому району и Индивидуальным предпринимателем Лобановым Евгением Александровичем заключен договор аренды N 958-КР находящегося в государственной собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 02:47:000000:200, по адресу: в административных границах муниципального образования Красноярский сельсовет Уфимского района Республики Башкортостан, для сельскохозяйственного производства, общей площадью 1244 га в том числе пашня 699 га, сенокосы 97 га, пастбище 448 га (л.д. 13-17). По условиям договора срок его действия определен с 11.12.2001 по 10.12.2016.
31.10.2014 в государственный кадастр недвижимости внесены временные сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:47:000000:9392, образованном из земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:200. В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка, его площадь составляет 275 012 кв.м., разрешенным использованием земельного участка является - для сельскохозяйственного производства (л.д. 19).
На земельном участке с кадастровым номером 02:47:000000:9392 расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.01.2007: административное здание, коровники, телятники, котельная, изолятор-телятник, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 102-107).
12.01.2015 заявитель обратился к главе Администрации Уфимского района Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении путем выкупа, как собственнику объектов недвижимости земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:9392, площадью 275 012 кв.м., расположенного в границах участка с кадастровым номером 02:47:000000:200 (л.д. 101-107).
22.07.2015 между Администрацией и предпринимателем Лобановым Евгением Александровичем заключен договор купли-продажи N 2210-КР/15 земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 02:47:000000:9392, по адресу: в административных границах муниципального образования Красноярский сельсовет Уфимского района Республики Башкортостан, для сельскохозяйственного производства в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка общей площадью 275012 кв.м. (л.д. 47-48).
Согласно п.п. 2.1., 2.2 договора цена участка составляет 323 826 руб. 63 коп., покупатель оплачивает цену участка в течение 10 календарных дней с момента заключения договора.
Вышеуказанный земельный участок передан ИП Лобанову Е.А. по акту приема-передачи от 22.07.2015 (л.д.49).
10.09.2015 Администрация уведомила предпринимателя об отсутствии осуществления государственной регистрации перехода права собственности на проданный земельный участок и осуществлении расчетов по договору. Указанные действия были оценены как односторонний отказ покупателя от договора, в связи с чем он признан расторгнутым (л.д. 133).
Заявлением от 09.10.2015 Администрация обратилась ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости (л.д. 62-64). Администрация просила аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости носящие временный характер сведения об объектах недвижимости с кадастровым номером 02:47:000000:9392.
19.10.2015 сведения о поставленном на временный кадастровый учет земельном участке с кадастровым номером 02:47:000000:9392 аннулированы (л.д. 21).
Полагая, что действия по снятию с государственного кадастрового учета проданного земельного участка не соответствуют закону, являются злоупотреблением правом и исключают возможность совершения сделки купли-продажи земельного участка, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции пришел к выводу, что совершенные Администрацией действия при наличии договора купли-продажи земельного участка являются злоупотреблением правом, что влечет удовлетворение заявленных к Администрации требований. При оценке требований, заявленных к ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА", суд не установил нарушений закона при совершении органом кадастрового учета действий по заявлению Администрации. Признав, что аннулирование земельного участка не исключает невозможность его постановки на кадастровый учет в прежних границах, суд признал надлежащим способом восстановления нарушенных прав заявителя возложение на Администрацию обязанности осуществить действия по подаче в орган кадастрового учета заявления о постановке на кадастровый учет земельного участка с уникальными характеристиками, тождественными характеристикам земельного участка, имевшего кадастровый номер 02:47:000000:9392.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.
Действия, связанные с постановкой на кадастровый учет объекта недвижимости, являются юридически значимыми, поскольку в результате таких действий земельный участок приобретает свойства индивидуально-определенной вещи, которая может быть вовлечена в гражданский оборот. В соответствии с положениями пункта 13 статьи 27, пункта 10 статьи 26, пункта 10 статьи 14 Закона о кадастре действия уполномоченного на осуществление кадастрового учета органа могут быть обжалованы.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу названной нормы, условием удовлетворения требований является одновременное наличие обстоятельств несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) требованиям закона и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 16 Закона о кадастре, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступившего в этот орган в установленном законом порядке заявления и документов (часть 2 статьи 16, подпункты 2, 5 части 1 статьи 22 Закона о кадастре).
В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона о кадастре, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер.
Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В силу части 5 статьи 24 Закона о кадастре, в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Вместе с тем, наличие у Администрации предусмотренных пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с последующими изменениями, полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не влечет законности совершения анализируемых действий.
Как следует из материалов дела, поставленный на временный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:9392, является предметом договора купли-продажи N 2210-КР/2015 от 22.07.2015.
Вопреки ссылке апеллянта на уведомление от 10.09.2015, которым Администрация фактически признала договор расторгнутым (л.д. 133), указанное правоотношение не прекращено.
Отсутствие осуществления государственной регистрации перехода права собственности на проданный земельный участок и расчетов по договору, исходя из условий договора и положений статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации не является свидетельством одностороннего отказа покупателя от договора.
По смыслу статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации такой отказ должен быть предусмотрен договором или законом и определенно выражать намерение на прекращение договорных отношений, чего предпринимателем не произведено.
Таким образом, сохранение отношений сторон по названному договору, расторжение или оспаривание которого не произведено, повлекло возникновение у принявшего земельный участок по акту от 22.07.2015 предпринимателя прав их законного владельца, имеющего право на защиту своего владения на основании статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации (абзац 3 пункта 60 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Учитывая, что в силу статьи 554 Гражданского кодекса Российской Федерации предметом договора купли-продажи могут являться индивидуально-определенные земельные участки, прекращение существования земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:9392 в качестве объекта права ведет к невозможности осуществления государственной регистрации права собственности и создает неопределенность относительно прав ИП Лобанова Е.А. на указанный земельный участок.
Поскольку целью заключения договора N 2210-КР/2015 от 22.07.2015 является приобретение права собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:9392, независимо от наличия отношений по аренде земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:200, права предпринимателя являются нарушенными.
Возражения апеллянта о допущенных нарушениях по предоставлению в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения собственнику расположенных на нем зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
В материалах дела имеются сведения о заключении 22.03.2010 договора аренды исходного земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:200, а также принадлежности заявителю на праве собственности распложенных на выделенном земельном участке объектов сельскохозяйственного назначения.
В пункте 9 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Полагая, что оснований для предоставления в собственность испрашиваемого предпринимателем земельного участка не имеется, Администрация имеет право на самостоятельный иск об оспаривании (признании недействительным), заключенного с предпринимателем договора купли-продажи земельного участка (статьи 433, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Предусмотренные законом специальные способы защиты прав, которые заявитель полагает нарушенными, не могут быть заменены действиями, в которых суд первой инстанции обоснованно установил признаки злоупотребления правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится в связи с подачей апелляционной жалобы лицом освобожденным от уплаты государственной пошлины в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.04.2016 по делу N А07-677/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Красноярский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-677/2016
Истец: ИП Лобанов Евгений Александрович, Лобанов Евгений Александрович
Ответчик: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ", ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Башкортостан
Третье лицо: Администрация МО Красноярский сельсовет Уфимского района РБ, АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КРАСНОЯРСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УФИМСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН