г. Саратов |
|
13 декабря 2016 г. |
Дело N А57-10100/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Т.В. Волковой, С.А. Жаткиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Лукиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 октября 2016 года по делу N А57-10100/2016 (судья И.Н. Ванина)
по исковому заявлению Комитета жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района, город Энгельс Саратовской области
к индивидуальному предпринимателю Калининой Марине Михайловне, город Энгельс Саратовской области,
третье лицо: Администрация Энгельсского Муниципального района Саратовской области,город Энгельс Саратовской области
об обязании устранить препятствия,
при участии в заседании:
от Администрация Энгельсского Муниципального района Саратовской области представитель Коробко Марина Викторовна по доверенности от 26.09.2016 г., выданной сроком до 31.12.2016 г.,
от Комитета жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района представитель Коробко Марина Викторовна по доверенности от 11.01.2016 г., выданной сроком до 31.12.2016 г.
от индивидуального предпринимателя Калининой Марины Михайловны представитель Никитин Александр Константинович по доверенности от 15.03.2016 г., выданной сроком на 1 год,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратился Комитет жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района с исковым заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к индивидуальному предпринимателю Калининой Марине Михайловне в котором просит:
Обязать Индивидуального предпринимателя Калинину Марину Михайловну ликвидировать примыкание дорожного полотна с объекта АГЗС, расположенного по адресу: г. Энгельс, ул. Красноярская, 6 к автомобильной дороге общего пользования местного значения муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального образования Саратовской области путем закрытия проезда к объекту АГЗС, расположенного по адресу: г. Энгельс, ул. Красноярская, 6, до согласования примыкания объекта придорожного сервиса, а именно АГЗС, с собственником автомобильной дороги.
Обязать Индивидуального предпринимателя Калинину Марину Михайловну ликвидировать примыкание дорожного полотна с объекта АГЗС, расположенного по адресу: г. Энгельс, ул. Енисейская, 1А к автомобильной дороге общего пользования местного значения муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального образования Саратовской области путем закрытия проезда к объекту АГЗС, расположенного по адресу: г. Энгельс, ул. Енисейская, 1А, до согласования примыкания объекта придорожного сервиса, а именно АГЗС, с собственником автомобильной дороги.
Обязать Индивидуального предпринимателя Калинину Марину Михайловну ликвидировать примыкание дорожного полотна с объекта АГЗС, расположенного по адресу: г. Энгельс, ул. Гагарина, к автомобильной дороге общего пользования местного значения муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального образования Саратовской области путем закрытия проезда к объекту АГЗС, расположенного по адресу: г. Энгельс, ул. Гагарина, до согласования примыкания объекта придорожного сервиса, а именно АГЗС, с собственником автомобильной дороги.
Решением от 14 октября 2016 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-10100/2016 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что истцом неоднократно разъяснялось ответчику о необходимости соблюдения процедуры заключения договора, однако ответчиком оферта в адрес истца не направлялась.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, заслушав представителей, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, автомобильные дороги по улице Красноярская, улице Енисейская, улице Гагарина в городе Энгельсе Саратовской области отнесены к категории автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования Энгельсского муниципального района, разработанному в 2007 году ОАО "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "ГИПРОДОРНИИ".
Указанные автомобильные дороги находятся на обслуживании муниципального бюджетного учреждения "Городское хозяйство муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области".
Индивидуальному предпринимателю Калининой Марине Михайловне (далее -Ответчик) принадлежат на праве собственности АГЗС, расположенные по адресам: г. Энгельс, ул. Красноярская, 6; г. Энгельс, ул. Енисейская, 1а; г. Энгельс, ул. Гагарина.
На основании постановления Главы Энгельсского муниципального образования от 11.01.2006 года N 18 земельный участок площадью 1880 кв.м. с кадастровым номером 64:50:010302:152 из земель поселений с разрешенным использованием "под газовую автозаправочную станцию", расположенный по адресу: Саратовская область, город Энгельс, улица Красноярская, дом 6, был передан в собственность Калининой Марине Михайловне, с установлением санитарно-защитной зоны площадью 3866 кв.м.
На основании постановления главы администрации Энгельсского муниципального района от 05.09.2007 года N 5280 земельный участок площадью 1501 кв.м. с кадастровым номером 64:50:031760:0333 из земель населенных пунктов с разрешенным использованием "под автомобильную газозаправочную станцию сжиженных газов", расположенный по адресу: Саратовская область, город Энгельс, улица Енисейская, 1а, был передан в собственность Калининой Марине Михайловне, с установлением санитарно-защитной зоны площадью 1910 кв.м. и площадью 515 кв.м., прилегающие к земельному участку площадью 1501 кв.м.
На основании постановления главы администрации Энгельсского муниципального района от 10.09.2007 года N 4486, договора купли-продажи от 02.09.2014 года земельный участок площадью 1632 кв.м. с кадастровым номером 64:50:032026:42 из земель населенных пунктов с разрешенным использованием "под автомобильную газозаправочную станцию сжиженных газов", расположенный по адресу: Саратовская область, город Энгельс, улица Гагарина, принадлежит на праве собственности Калининой Марине Михайловне, с установлением санитарно-защитной зоны площадью 1325 кв.м.
Комитетом жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района совместно с ДПС ОГИБДЦ МУ МВД России "Энгельсское" было установлено примыкание к проезжей части объектов придорожного сервиса, а именно АГЗС, принадлежащих ответчику, которое, по мнению истца, не было согласовано с собственником автомобильных дорог.
Указанные выше нарушения были зафиксированы в Акте осмотра от 12 ноября 2015 года и рассмотрены на заседании Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при администрации Энгельсского муниципального района (далее - Комиссия) 16 ноября 2015 года.
Так, согласно решению Комиссии ответчику было рекомендовано в срок до 23 ноября 2015 года произвести закрытие въездов и выездов с АГЗС, расположенных по адресам: г. Энгельс, ул. Красноярская, 6; г. Энгельс, ул. Енисейская, 1а; г. Энгельс, ул. Гагарина, а также в срок до 27 ноября 2015 года направить в Комиссию схемы организации дорожного движения на АГЗС.
Ответчиком не исполнены вышеуказанные рекомендации Комиссии.
В связи с тем, что ответчиком не исполнены рекомендации Комиссии произвести закрытие въездов и выездов с АГЗС для согласование новых схем, истец обратился с настоящими требованиями в суд.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Решением Энгельсского городского Совета депутатов от 27.11.2013 года N 63/01 "О полномочиях исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия местной администрации муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области" администрация Энгельсского муниципального района осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Комитет жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района является органом администрации Энгельсского муниципального района, осуществляющим функции исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере развития коммунальной инфраструктуры, транспорта, связи, экологии, реализации государственной политики в сфере реформирования жилищно-коммунального хозяйства, выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством, согласно Положению о комитете жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района, утвержденному Решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 28 февраля 2013 года N 409/44-04 (далее - Положение о комитете).
На основании постановления администрации Энгельсского муниципального района от 9 апреля 2015 года N 1843 "Об осуществлении администрацией Энгельсского муниципального района части полномочий городских поселений, входящих в состав Энгельсского муниципального района, в 2015 году" функции и полномочия местной администрации муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области в части дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комитет ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -ФЗ N 257) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 13 статьи 3 ФЗ N 257 объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
В соответствии с частью 3 и частью 12 статьи 22 ФЗ N 257 обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.
Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов дорожного сервиса или реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам без разрешения на строительство, без предусмотренного частью 11 статьи 22 согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса или реконструкции, капитального ремонта и ремонта примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние.
В случае отказа от исполнения указанных требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов дорожного сервиса или примыканий с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении таких объектов, сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пунктах 45, 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" даны следующие разъяснения: "Применяя статью 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее.
В силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 1880 кв.м с кадастровым номером 64:50:010302:152, расположенный по адресу: Саратовская область, город Энгельс, улица Красноярская, дом 6, с установлением санитарно-защитной зоны площадью 3866 кв.м., земельный участок площадью 1501 кв.м с кадастровым номером 64:50:031760:0333, расположенный по адресу: Саратовская область, город Энгельс, улица Енисейская, 1а, с установлением санитарно-защитной зоны площадью 1910 кв.м и площадью 515 кв.м, прилегающие к земельному участку площадью 1501 кв.м., земельный участок площадью 1632 кв.м с кадастровым номером 64:50:032026:42 из земель населенных пунктов с разрешенным использованием "под автомобильную газозаправочную станцию сжиженных газов", расположенный по адресу: Саратовская область, город Энгельс, улица Гагарина, с установлением санитарно-защитной зоны площадью 1325 кв.м. на праве собственности принадлежат ответчику, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.05.2006, 19.02.2008, 16.09.14 г.г. сделаны соответствующие записи.
Земельные участки с кадастровыми номерами N 64:50:031760:0333, расположенный по адресу: Саратовская область, город Энгельс, улица Енисейская, 1а, и N 64:50:010302:152, расположенный по адресу: Саратовская область, город Энгельс, улица Красноярская, дом 6, приобретены ответчиком в собственность до введения в действие части 12 статьи 22 ФЗ N 257.
Согласно статье 3 Земельного кодекса Российской Федерации, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
По смыслу Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257 - ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" инициатива в заключении договора о согласовании примыкания к проезжей части объектов дорожного сервиса, а в данном случае АГЗС, лежит на истце, как на собственнике автомобильных дорог.
Ответчиком, в свою очередь, направлено письмо в адрес истца с просьбой о заключении договоров на согласование примыканий объектов дорожного сервиса, а именно АГЗС, к проезжей части автомобильных дорог и о согласовании схем организации дорожного движения на АГЗС в комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при администрации Энгельсского муниципального района, которое было оставлено администрацией без положительного ответа.
Уклонение от заключения договоров на согласование примыкания объектов дорожного сервиса к проезжей части, принадлежащих собственнику автомобильных дорог, а тем более, требования о ликвидации примыканий существенным образом может повлиять на осуществление предпринимательской деятельности и причинить значительный ущерб.
Из материалов дела следует, что ответчиком принимались все меры для соблюдения требований, установленных ФЗ N 257 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При наличии оснований, нарушения, указанные истцом в акте проверки, могут являться основанием для привлечения ответчика к административной либо иной, предусмотренной законом, ответственности.
Кроме того, истец на основании пункта 12 статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вправе выполнить работы по ликвидации построенного примыкания к автомобильной дороге общего пользования местного значения с последующей компенсацией затрат за счет ответчика, в случае установления факта незаконного примыкания объекта АГЗС.
В рамках настоящего дела незаконность примыкания объектов АГЗС, принадлежащих ответчику, истцом не доказана.
Ответчиком в материалы дела представлена разрешительная документация на объекты АГЗС, в том числе разрешения на строительство объектов (АГЗС), акты приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано администрацией Энгельсского муниципального района 28.11.2006. и ранее.
При даче разрешения на ввод объектов в эксплуатация комиссией проверялось соответствие опасного объекта обязательным требованиям, в том числе, и съезды к АЗГС
Таким образом, истец не доказал, что существующие съезды к АЗГС нарушают требования к эксплуатации дорожного хозяйства, могут причинить ущерб участникам дорожного движения, приводят к разрушению дорожного покрытия.
С учетом изложенного в удовлетворении иска правомерно отказано судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 октября 2016 года по делу N А57-10100/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
С.А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-10100/2016
Истец: Комитет жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского мунципального района, Комитет ЖКХ, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи Администрации Энгельсского муниципального района
Ответчик: ИП Калинина М.М.
Третье лицо: Администрация Энгельского МР Саратовской области, Администрация Энгельсского МР