Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 октября 2016 г. N Ф08-7512/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании субсидии
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Ессентуки |
|
20 июня 2016 г. |
Дело N А22-3597/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Казаковой Г.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабаяном Р.С.,
рассмотрев в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу колхоза им. Кирова
на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 03.02.2016 по делу N А22-3597/2014 (под председательством судьи Джамбиновой Л.Б.),
по иску колхоза им. Кирова (ИНН 3421000234, ОГРН 1023405968904)
к Правительству Республики Калмыкия (ИНН 0814158396, ОГРН 1040872150010), Министерству сельского хозяйства Республики Калмыкия (ИНН 0816010028, ОГРН 1090816006225)
о взыскании субсидии,
при участии в судебном заседании в здании Арбитражного суда Республики Калмыкия:
от Правительства Республики Калмыкия: Манжикова Г.М. по доверенности от 04.12.2015,
от Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия: Цохуров В.Н. по доверенности от 11.01.2016,
при участии в судебном заседании в здании Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда:
от колхоза им. Кирова: Малахова Н.Ю. по доверенности от 09.06.2016,
УСТАНОВИЛ:
колхоз имени Кирова (далее - колхоз) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Правительству Республики Калмыкия (далее - правительства), Министерству сельского хозяйства Республики Калмыкия (далее - министерство) о взыскании субсидии на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавшим в результате засухи 2012 году, в размере 4 265 620 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 03.02.2015 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что колхозом пропущен срок обращения в суд с заявлением об оспаривании бездействия министерства, выразившееся в невыплате субсидии, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, колхоз обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 03.02.2016 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы апеллянт указывает, что являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем имеет право на выплату субсидии, поскольку в результате засухи в 2012 году понес убытки в виде гибели урожая.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 27.04.2016 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель колхоза им. Кирова поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители Правительства Республики Калмыкия и Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия поддержали доводы отзыва по изложенным в нем основаниям, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Калмыкия от 03.02.2016 по делу N А22-3597/2014 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в 2012 году на территории ряда субъектов Российской Федерации, в том числе в Республике Калмыкия, имела место засуха, в результате чего сельхозтоваропроизводители понесли убытки в виде гибели урожая.
Федеральным законом от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" соответствующим субъектам Российской Федерации, в том числе Республике Калмыкия, были выделены дотации на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года. Республике Калмыкия выделена дотация в размере 173 316 800 руб.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21.12.2012 N 514 "Об утверждении порядка предоставления за счет средств бюджета Республики Калмыкия субсидий" утвержден Порядок предоставления использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года.
Колхоз имени Кирова являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем, осуществлял в 2012 году сельскохозяйственное производство на территории Республики Калмыкия.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21.12.2012 N 514 колхозом Кирова поданы в министерство документы для получения субсидий на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавшим в результате засухи 2012 г., в размере 4 265 620 рублей.
14.01.2013 министерство письмом N ОЧ-10-09-224-с отказало в выплате субсидии, ссылаясь на пункт 7 Порядка предоставления и использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 г., утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21.12.2012 N 514 в связи с несоответствием абз. 2 пункта 3 Порядка (Колхоз имени Кирова не состоит на учете в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов в Республике Калмыкия) (том 1, л.д. 14).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в суд.
Суд первой инстанции отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что колхозом пропущен срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании бездействий министерства.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело установил следующее.
Федеральным Законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" в качестве одного из направлений государственной аграрной политики определена государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, включающая в себя предоставление бюджетных средств, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (п. 3 ч. 4 ст. 5, п. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 7).
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спора) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Частью 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спора) предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; 3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Субсидии пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации- засухи на территории Республики Калмыкия в летний период 2012 выплачивались за счет средств федерального бюджета.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные этим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.04.2010 N 231 "О порядке распределения и предоставления дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации" закреплено предоставление дотаций на основании отдельных поручений Президента Российской Федерации и (или) Председателя Правительства Российской Федерации осуществляется в соответствии с соглашением, заключаемым Министерством финансов Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 68-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спора) органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21.12.2012 N 514 "Об утверждении Порядка предоставления и использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации "Засуха" в 2012 году" (далее - Порядок N 514) утвержден порядок предоставления субсидии за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи летом 2012 г.
Указанный Порядок определяет правила предоставления и использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавшим от гибели посевов сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений в результате засухи в 2012 году.
Отказывая в выплате субсидии, министерство ссылалось на абз. 2 пункта 3 Порядка N 514.
Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 28.03.2014 по делу N А22-1081/2013 данный пункт признан недействительным. Решение от 28.03.2014 вступило в законную силу.
Согласно частям 4 и 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия. Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15.11.2007 N 763-О-О указал, что решение суда, которым нормативный правовой акт признан противоречащим федеральному закону, не является подтверждением недействительности этого нормативного правового акта, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.
Таким образом, действующим законодательством не установлено такое последствие признания нормативного акта недействующим, как пересмотр его действия в период, когда он являлся обязательным для неопределенного круга лиц. Следовательно, решение суда о признании пункта 3 Порядка недействительным обратной силы не имеет.
Доказательств обращения колхоза в министерство, после вступления в законную силу решения от 28.03.2014 по делу N А22-1081/2013, с заявлением о выплате субсидии в материалы дела не представлено.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание и то, что федеральным законом от 03.12.2012 N 247-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" была изменена ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2012 год, предусмотренная приложением номер 6 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
В соответствий с таблицей 36 приложения 28 "Распределение дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года" Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 371-ФЭ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" Республике Калмыкия предоставлена дотация в размере 173 316 800 рублей. В результате денежные средства выделены в меньшем размере по сравнению с данными, направленными в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, которые в свою очередь освоены в полном объеме.
В соответствии с порядком предоставления субсидии за счет средств федерального бюджета, субсидии предоставляются в пределах средств, предусмотренных министерству. На момент рассмотрения спора денежные средства выделенные министерству на реализацию программы поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи летом 2012 г., освоены в полном объеме. В связи с чем не могут быть взысканы из бюджета Республики Калмыкии.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, обосновано пришел к выводу, что истцом пропущен срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании бездействия министерства, выразившееся в невыплате субсидии, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Так решение об отказе во включении колхоза в перечень получателей субсидий направлено истцу 14.01.2013, которое в свою очередь получено им 29.01.2013. С заявленными требованиями истец обратился в суд только 16.10.2014, о чем свидетельствует почтовый штемпель на конверте (том 1, л.д.41).
Таким образом, истец на протяжении длительного времени обладал информацией о решении министерства от 14.01.2013, но не предпринимал каких-либо действия по защите своих прав.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и не влияют на правильность принятого по делу судебного акта, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
При указанных обстоятельствах у апелляционного суда отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 03.02.2016 по делу N А22-3597/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-3597/2014
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 октября 2016 г. N Ф08-7512/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Колхоз имени Кирова
Ответчик: Министерство сельского хозяйства РК, Правительство Республики Калмыкия
Третье лицо: Правительство Республики Калмыкия