Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 октября 2016 г. N Ф08-7176/16 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
22 июня 2016 г. |
дело N А53-32153/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Величко М.Г., Пономаревой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Машневым А.Э.,
при участии:
от истца: представитель Стадниченко А.Н. паспорт, доверенность N б/н от 03.03.2016; генеральный директор Артеменко М.М. паспорт;
от ответчика: представитель Вельченко Ю.В. паспорт, доверенность N 7 от 11.01.2016; представитель Чухутов А.А. паспорт, доверенность N 12 от 11.01.2016;
от третьего лица: представитель Павлюкова О.В. паспорт, доверенность N 14.2-85 от 11.01.2016;
рассмотрев материалы апелляционной жалобы
ООО "МНПФ "Авиценна"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.04.2016
по делу N А53-32153/2015
по иску ООО "МНПФ "Авиценна"
к ответчику - ООО "РГС-Медицина"
при участии третьего лица - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области
о взыскании задолженности
принятое в составе судьи Маштаковой Е.А.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РГС-Медицина" (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 3276844,41 руб. (уточненные исковые требования, принятые к рассмотрению определением Арбитражного суда Ростовской области от 24.02.2016).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.04.2016 по делу N А53-32153/2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что суд не учел то обстоятельство, что обязанность СМО по оплате медицинской помощи, оказанной медицинской организацией по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, не зависит от объемов медицинской помощи, утвержденных комиссией по разработке территориальной программы ОМС. Обязанность по доказыванию обстоятельств (повышенная заболеваемость, увеличение тарифов на оплату медицинской помощи и (или) изменение структуры застрахованных лиц по полу и возрасту не может быть возложено на истца. Медицинская помощь, оказанная сверх установленного объема, но с соблюдением правил оказания медицинской помощи по ОМС, оплачивается в специально предусмотренном порядке, а именно за счет средств из нормированного страхования запаса Территориального фонда ОМС.
От ответчика поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
От третьего лица поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между обществом с ограниченной ответственностью "РГС-Медицина" (страховая медицинская организация) и обществом с ограниченной ответственностью Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна" (организация) заключен договор N 4015701 от 01.01.2015 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
По условиям названного договора, организация обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а Страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой медицинского страхования (пункт 1 договора).
Пунктами 4.1. - 4.7. договора страховая медицинская организация обязалась:
-оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам, в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (Приложение N 1 к договору), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (тарифы) в течение трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования (Территориальный фонд) путем перечисления указанных средств на расчетный счет Организации на основании предъявленных организацией счетов и реестров счетов, до 31 (30) числа каждого месяца включительно;
-до 20 числа каждого месяца включительно направлять в организацию аванс в размере суммы средств, указанной в заявке на авансирование, полученной от организации;
-проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в организации в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов и сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (Порядок организации контроля), устанавливаемым Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (федеральный фонд) в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 39 Федерального закона, и передавать акты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, содержащие результаты контроля, в Организацию, в сроки, определенные порядком организации контроля;
-обеспечивать организацию информационным материалом (брошюрами, листовками, памятками) о правах граждан в сфере обязательного медицинского страхования, информационными стендами с плакатами и/или информацией о предоставляемых видах и объемах медицинской помощи, условиях ее получения в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования;
-проводить ежемесячно, на 1 число месяца, следующего за отчетным, а также ежегодно по состоянию на конец финансового года, сверку расчетов с Организацией, по результатам которой составляется акт о принятии к оплате счетов (реестров счетов) за оказанную медицинскую помощь, подтверждающий сумму окончательного расчета между сторонами и содержащий сведения, предусмотренные правилами обязательного медицинского страхования;
-осуществлять информационный обмен сведениями о застрахованных лицах и оказанной медицинской помощи в соответствии с общими принципами построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденными Федеральным фондом согласно пункту 8 части 8 статьи 33 Федерального закона;
-выполнять иные обязанности, предусмотренные Федеральным законом и настоящим договором.
Пунктами 5.1. - 5.17. договора организация обязана:
-обеспечить застрахованным лицам реализацию права на выбор медицинской организации и врача в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-бесплатно оказывать застрахованным лицам при наступлении страхового случая медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, перечень видов которой содержится в сведениях, представляемых в соответствии с пунктом 5.15 настоящего договора;
-предоставлять застрахованным лицам сведения о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, показателях доступности и качества медицинской помощи и информацию, получаемую от страховой медицинской организации в соответствии с пунктом 4.4 настоящего договора;
-представлять страховой медицинской организации сведения о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, изменении видов, объемов, плановых и фактических сроков оказания медицинской помощи в течение трех рабочих дней с даты изменения, о застрахованном лице и оказанной ему медицинской помощи, необходимые для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи (медицинскую, учетно-отчетную документацию, результаты внутреннего и ведомственного контроля качества медицинской помощи при наличии), подписанные акты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи в сроки, определенные порядком организации контроля, а также показателях доступности и качества медицинской помощи, в том числе информацию о сроках ожидания медицинской помощи в Организации;
-направлять в страховую медицинскую организацию в срок до десятого числа текущего месяца Заявку на авансирование в размере до 50 процентов от среднемесячного объема средств, направляемых на оплату медицинской помощи за последние 3 месяца, либо с периода начала действия договора (в случае периода действия договора менее трех месяцев). Размер средств заявки на авансирование устанавливается: на 2013 год - не более 55 %, на 2014 год не более 40 %, с 2015 года - не более 50 % от среднемесячного объема средств, направляемых на оплату медицинской помощи;
-представлять страховой медицинской организации в течение пяти рабочих дней месяца, следующего за отчетным, реестр счетов и счет на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам;
-представлять отчетность об использовании средств обязательного медицинского страхования, об оказанной застрахованному лицу медицинской помощи и иную отчетность в порядке, установленном Федеральным фондом в соответствии со статьей 33 Федерального закона;
-вести персонифицированный учет медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, и представлять медицинской организации сведения, необходимые для исполнения договора;
-предоставлять Страховой медицинской организации доступное для пациентов место для размещения информационных материалов о правах застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования;
-использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования;
-вести раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования;
-проводить ежемесячно на 1 число месяца, следующего за отчетным, а также ежегодно по состоянию на конец финансового года сверку расчетов со страховой медицинской организацией, по результатам которой составляется акт о принятии к оплате оказанной медицинской помощи, подтверждающий сумму окончательного расчета между Сторонами и содержащий сведения, предусмотренные правилами обязательного медицинского страхования;
-осуществлять информационный обмен сведениями о застрахованных лицах и оказанной им медицинской помощи в соответствии с общими принципами построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденными Федеральным фондом в соответствии с пунктом 8 части 8 статьи 33 Федерального закона;
-представлять до 7 числа каждого месяца включительно в электронном виде и (или) на бумажном носителе сведения в страховую медицинскую организацию о численности застрахованных лиц (приложение N 2 к настоящему договору) и списки застрахованных лиц (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, номера полиса обязательного медицинского страхования), выбравших Организацию для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях, информацию об изменении представленных ранее сведений, о возникших обстоятельствах, которые могут привести к нарушению требований стандартов медицинской помощи;
-представить страховой медицинской организации в срок не позднее 1 рабочего дня после дня заключения настоящего договора сведения, подтверждающие право организации на осуществление медицинской деятельности, заверенные в установленном порядке, перечень видов медицинской помощи, предоставляемых в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, сведения об условиях предоставления медицинской помощи застрахованным лицам и режиме работы организации, показатели доступности и качества медицинской помощи, установленные для организации, и другие документы, необходимые для выполнения настоящего договора;
-предоставлять страховой медицинской организации сведения об оказании медицинской помощи застрахованному лицу, пострадавшему в результате противоправных действий (бездействия) третьих лиц, одновременно с предоставлением счетов за оказанную медицинскую помощь;
-выполнять иные обязанности, предусмотренные Федеральным законом и настоящим договором.
Согласно пункту 9 договора, договор вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует по 31 декабря года, в котором он был заключен. Действие договора продлевается на следующий календарный год, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении за тридцать дней до его окончания (пункт 10 договора).
Дополнительным соглашением от 12.01.2015 к договору, стороны изложили пункт 5.5. в новой редакции и дополнили пункт 5.12., а именно:
-пункт 5.5. - "направлять в страховую медицинскую организацию в срок до 25 числа месяца, предшествующего получению аванса, Заявку на авансирование в размере до 50 процентов от среднемесячного объема средств, направляемых на оплату медицинской помощи за последние 3 месяца, либо с периода начала действия договора (в случае периода действия договора менее трех месяцев);
-пункт 5.12. дополнен - "Ежегодно, по состоянию на конец финансового года, проводить сверку расчетов задолженности по штрафным санкциям".
Дополнительным соглашением от 15.01.2015 к договору, стороны изложили пункт 4.2. договора в следующей редакции: "до 11 февраля 2015 включительно направлять в Организацию аванс счетов января в размере суммы средств, указанной в Заявке на авансирование, полученной от организации".
Совместным приказом Министерства здравоохранения Ростовской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области (далее - ТФОМС Ростовской области) от 30.12.2014 N 2099/04-777 "О распределении объемов предоставления медицинской помощи медицинским организациям в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования в Ростовской области на 2015 год", истцу выделено 223500 посещений.
Письмом от 28.10.2015 N 04.2-6116 ТФОМС Ростовской области уведомил ответчика о внесении изменений в Тарифное соглашение об оплате медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в Ростовской области от 26.12.2014 (далее - Тарифное соглашение), в соответствии с которыми объем предоставления медицинской помощи ООО "МНПФ "Авиценна" на 2015 год увеличен до 234500 посещений.
По результатам работы в период август-октябрь 2015 года истец выставил ответчику счета амбулаторно-поликлинических услуг,оказанных истцом за указанный период застрахованным в филиале ООО "РГС-Медицина" - "Росгосстрах-Ростов-Медицина N 22091 от 02.10.2015 на сумму 3276844,41 руб., N 22101 от 03.11.2015 на сумму 1041720,89 руб.
Как указывает истец, данные услуги были оказаны им с превышением объемов оказания медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Комиссия).
Истец направил в адрес ответчика письмо N 237 от 17.09.2015, в котором уведомил ответчика об оказании медицинских услуг дополнительно к гарантированным объемам, информировал страховую компанию о примерном объеме планируемой медицинской помощи до конца 2015, а также ходатайствовал об изыскании филиалом ответчика средств для оплаты оказанных специалистами истца услуг.
Неоднократные обращения ООО "МНПФ "Авиценна" в Комиссию с ходатайством о пересмотре плановых объемов в сторону увеличения остались без удовлетворения и без объяснения причин отказа (заявления ООО "МНПФ "Авиценна" от 15.07.2015 N 153, от 03.09.2015 N 210, от 11.11.2015 N 328).
В соответствии с уведомлением за исх. N 1842 от 08.10.2015 и актом медико-экономического контроля сводных счетов и реестров индивидуальных счетов (далее - Акт МЭК) N 401220918420 от 08.10.2015 ответчиком не принято к оплате 3276844,41 руб. (по счету N 22091 от 02.10.2015) в связи с "предъявлением к оплате случаев оказания медицинской помощи сверх распределенного объема предоставления медицинской помощи, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы" (код дефекта/нарушения - 5.3.2.).
Письмом - претензией от 19.10.2015 N 288 ООО "МНПФ "Авиценна" сообщило ответчику о своем несогласии с результатами проверки счетов за сентябрь 2015, с указанием на необоснованность принятого ответчиком решения с требованием произвести оплату в пользу ООО "МНПФ "Авиценна" предъявленных к оплате счетов за оказанную медицинскую помощь за период август - сентябрь 2015 в сумме 3276844,41 руб.
Письмом N 1548 от 19.10.2015 ответчик отказал истцу в оплате услуг, оказанных сверх объемов, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС, со ссылкой на письмо ТФОМС Ростовской области N 04.2-5232 от 30.09.2015 о перевыполнении истцом указанных объемов медицинской помощи.
Истец, руководствуясь пунктами 73-75 Приказа ФФОМС от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию", обжаловал Акт МЭК N 401220918420 от 08.10.2015 путем направления соответствующей претензии в ТФОМС Ростовской области (исх. N 308 от 30.10.2015).
В соответствии с уведомлением N 1960 от 06.11.2015 и актом медико-экономического контроля сводных счетов и реестров индивидуальных счетов N 401221019600 от 06.11.2015 ответчик не принял к оплате 1041720,89 руб. по счету N 22101 от 03.11.2015 в связи с "предъявлением к оплате случаев оказания медицинской помощи сверх распределенного объема предоставления медицинской помощи, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы" (код дефекта/нарушения 5.3.2.).
В материалы дела представлен акт сверки расчетов по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС за октябрь 2015 года (т. 1, л.д. 77), согласно которому, с учетом перечисленного на расчетный счет истца аванса в размере 200000 руб. (платежное поручение N 310 от 10.09.2015), сумма задолженности ответчика по оплате медицинской помощи составляет 4118565,30 руб. (4318565,30 руб. - 200000 руб.).
Решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Ростовской области (протокол от 21.12.2015) внесены корректировки в "Распределение объемов предоставления медицинской помощи медицинским организациям в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования в Ростовской области на 2015 год".
В соответствии с принятым решением объем предоставления медицинской помощи ООО "МНПФ "Авиценна" на 2015 год увеличен до 279500 посещений, т.е. дополнительно распределены объемы в количестве 45000 руб.
Ответчик в соответствии с уведомлением N 2498 от 15.01.2016 и актом медико-экономического контроля сводных счетов и реестров индивидуальных счетов N 401221224980 от 15.01.2016 принял к оплате медицинские услуги, оказанные истцом в октябре, ноябре и декабре 2015, произвел оплату платежным поручением N 335 от 25.01.2016 на сумму 2579001,58 руб. (в том числе и за октябрь 2015 в размере 1041720,89 руб.).
С учетом данного обстоятельства истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика задолженность по оплате оказанной в августе (частично) - сентябре 2015 медицинской помощи в размере 3276844,41 руб.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) субъектами обязательного медицинского страхования являются застрахованные лица, страхователи, федеральный фонд, участники обязательного медицинского страхования - территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
По смыслу пункта 7 статьи 14, статьи 37 Закона N 326-ФЗ права застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, равно как и деятельность страховых медицинских организаций в названной сфере реализуются на основании договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, а также договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
По договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств (пункт 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ).
По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (пункт 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинская организация имеет право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Законом.
Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования (пункт 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
В то же время, в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона N 326-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Пунктом 1 статьи 81 указанного Закона предусмотрено, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь вышеприведенными требованиями действующего законодательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что медицинское учреждение (истец), включенное в территориальную программу обязательного медицинского страхования, являющуюся гарантией обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью, не вправе отказать в предоставлении медицинской помощи обратившимся застрахованным гражданам.
Вместе с тем, как указано выше, оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи, осуществляется в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по ОМС, установленным правилами ОМС.
Правила обязательного медицинского страхования, которые устанавливают порядок оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Правила ОМС).
Согласно пункту 110 Правил ОМС оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы (далее - Комиссия), по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным названными Правилами.
Из содержания пункта 123 Правил ОМС следует, что объемы медицинской помощи устанавливаются медицинской организации на год, с последующей корректировкой при необходимости, исходя из потребности застрахованных лиц в медицинской помощи и с учетом их права выбора медицинской организации и врача, с учетом условий, указанных в названном пункте:
1) количество прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторную медицинскую помощь, и показателей объемов предоставления медицинской помощи на одно застрахованное лицо в год, утвержденных территориальной программой, с учетом показателей потребления медицинской помощи, видов медицинской помощи, условий предоставления медицинской помощи и врачебных специальностей;
2) показатели объемов предоставления медицинской помощи на одно
застрахованное лицо в год, утвержденных территориальной программой, с учетом профилей отделений (коек), врачебных специальностей, видов медицинской помощи и условий ее предоставления медицинскими организациями, не имеющими прикрепленных застрахованных лиц;
3) количество диагностических и (или) консультативных услуг для обеспечения потребности медицинских организаций по выполнению стандартов медицинской помощи и порядков ее оказания по заболеваниям и состояниям в полном объеме при отсутствии или недостаточности у медицинских организаций данных диагностических и (или) консультативных услуг, в целях учета в договорах с медицинскими организациями, оказывающими только указанные услуги в соответствии с правом на их осуществление;
4) соотношение оказанных объемов предоставления медицинской помощи и оплаченных страховыми медицинскими организациями;
5) территориальную доступность отдельных видов медицинской помощи;
6) необходимость и возможность внедрения и развития новых современных медицинских технологий;
7) наличие ресурсного, в том числе кадрового, обеспечения планируемых объемов предоставления медицинской помощи;
8) права пациента на выбор медицинской организации и врача;
9) возможность достижения оптимальной медицинской, экономической и социальной эффективности использования материально-технических и финансовых ресурсов;
10) возможность достижения социально значимых показателей деятельности здравоохранения, ориентированных на результат.
Таким образом, объемы медицинской помощи, устанавливаемые на год, могут быть скорректированы.
Документы, подтверждающие повышение заболеваемости, увеличение тарифов на оплату медицинской помощи, увеличение количества застрахованных лиц и (или) изменение их структуры по полу и возрасту, истцом, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлены. Судом установлено, что в мае 2015 г. истцом открыто дополнительное подразделение на пр. Коммунистический в г. Ростове-на-Дону, что последним не отрицалось.
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Закона N 326-ФЗ обращение страховой медицинской организации за предоставлением целевых средств сверх установленного объема средств на оплату медицинской помощи для данной страховой медицинской организации из нормированного страхового запаса территориального фонда рассматривается территориальным фондом одновременно с отчетом страховой медицинской организации об использовании целевых средств.
Решение о предоставлении средств из нормированного страхового запаса территориального фонда принимается территориальным фондом после проведения проверки в целях установления причин недостатка целевых средств у страховой медицинской организации.
Цели, на которые могут быть использованы средства нормированного страхового запаса, устанавливаются Порядком использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным Приказом Федерального фонда ОМС от 01.12.2010 N 227.
Из материалов дела следует, что приказом Министерства здравоохранения Ростовской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области от 30.12.2014 N 2099/04-777 "О распределении объемов предоставления медицинской помощи медицинским организациям в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования в Ростовской области на 2015 год", истцу выделено 223500 посещений.
В последующем в течение 2015 года на основании обращения Общества Комиссия дважды увеличивала ему объемы оказания медицинской помощи: решением от 30.11.2015 на 11000 посещений, решением от 21.1 2.201 5 г. на 45000 посещений.
Ответчик в соответствии с уведомлением N 2498 от 15.01.2016 и актом медико-экономического контроля сводных счетов и реестров индивидуальных счетов N 401221224980 от 15.01.2016 принял к оплате медицинские услуги, оказанные истцом в октябре, ноябре и декабре 2015, произвел оплату платежным поручением N 335 от 25.01.2016 на сумму 2579001,58 руб. (в том числе и за октябрь 2015 г. в размере 1041720,89 руб.).
В начале 2016 года на заседание Комиссии повторно вынесен вопрос о корректировке объемов предоставления медицинской помощи, установленных на 2015 год.
Решением от 18.02.2015, оформленным протоколом, Комиссия отказала обществу в выделении дополнительных объемов медицинской помощи: "В связи с окончательным распределением объемов на 2015 год, Комиссией принято решение о невозможности рассмотрения обращений медицинских организаций (в частности, ООО МНПФ "Авиценна") о корректировке объемов".
Данное решение в части отказа обществу в выделении дополнительных объемов медицинской помощи на 2015 год истцом не оспаривалось. Истец имеет возможность оспорить названное выше решение и просить обязать Комиссию внести корректирующие изменения в решение от 18.02.2015, а именно выделить Обществу дополнительные объемы медицинской помощи, увеличив годовое задание Общества на 2015 год с учетом фактического потребления населением Ростовской области медицинской помощи.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется. Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.04.2016 по делу N А53-32153/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-32153/2015
Истец: ООО "МЕДИЦИНСКАЯ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА "АВИЦЕННА"
Ответчик: ООО "РОСГОССТРАХ-МЕДИЦИНА"
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ