Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14 октября 2016 г. N Ф09-8092/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Пермь |
|
23 июня 2016 г. |
Дело N А60-48335/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Васевой Е.Е., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,
при участии:
от заявителя - закрытого акционерного общества "ТАНДЕР" (ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549): не явились;
от заинтересованного лица - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга (ИНН 6670083677, ОГРН 1056603541565): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 февраля 2016 года
по делу N А60-48335/2015,
принятое судьей Ремезовой Н.И.,
по заявлению закрытого акционерного общества "ТАНДЕР"
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга
о признании недействительным предписания,
установил:
закрытое акционерное общество "ТАНДЕР" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга (Центральный Екатеринбургский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области) (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания N 01-08-17/10518 от 01.09.2015.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24 февраля 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, по указанным в ней мотивам просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что заявителем не представлены доказательства нарушения оспариваемым предписанием прав и законных интересов общества в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности. Полагает, что вынесение в адрес общества оспариваемого предписания является правомерным.
Заявитель в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (ОРВИ и грипп) среди населения, в соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача по Свердловской области N 05-24/1 от 14.08.2015 "О проведении профилактических прививок против гриппа в Свердловской области в эпидемический сезон 2015/2016 года", СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа", на основании п. 2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Центральным Екатеринбургским отделом Роспотребнадзора по Свердловской области заявителю выдано предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий от 01.09.2015 N 01-08-17/10518.
В соответствии с данным предписанием ЗАО "ТАНДЕР" надлежало:
1. в срок до 10.09.2015 обеспечить представление списков работающих в лечебно-профилактические организации по территориальному принципу обслуживания;
2. в срок до 01.11.2015 организовать проведение вакцинопрофилактики гриппа среди сотрудников за счет всех источников финансирования, не запрещенных законодательством;
3. с 10.09.2015 обеспечить учет профилактических прививок сотрудников в личных прививочных сертификатах;
4. с момента получения предписания организовать проведение дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе отстранение от работы лиц с признаками ОРВИ, обеспечение оптимального температурного режима;
5. с момента получения предписания организовать проведение разъяснительной работы по профилактике ОРВИ и гриппа; активную пропаганду вакцинопрофилактики гриппа среди населения; информирование о возможных последствиях отсутствия профилактической прививки против гриппа (осложнений);
6. с момента получения предписания организовать проведение неспецифической профилактики гриппа и ОРВИ среди сотрудников;
7. с момента получения предписания обеспечить выполнение постановления главного государственного санитарного врача по Свердловской
области N 05-24/1 от 14.08.2015 "О проведении профилактических прививок против гриппа в Свердловской области 8 эпидемический сезон 2015/2016 года".
Информацию о выполнении предписания предлагалось сообщить в территориальный отдел в срок до 02.11.2015.
Полагая, что предписание заинтересованного лица не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы общества, ЗАО "ТАНДЕР" обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Признавая оспариваемое предписание недействительным, суд первой инстанции исходил из его незаконности и необоснованности, нарушении прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322).
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п.4 Положения).
Согласно п.5.1 Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства (п.5.1.1).
В силу п. 6.5 Положения Федеральная служба в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора входит в компетенцию органов Роспотребнадзора, уполномоченные должностные лица которых при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) вправе выдавать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
При этом требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются, поскольку проверочные мероприятия на предмет соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в данном случае не проводятся; основанием для вынесения предписания является наличие угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний, установленное и изложенное в мотивированном постановлении главного санитарного врача субъекта РФ.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Закон N52-ФЗ).
В силу ст.1 Закона N 52-ФЗ под санитарно-эпидемиологическими требованиями понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (п.1 ст.2 Закона N 52-ФЗ).
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ст. 29 Закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Статьей 35 Федерального закона N 52-ФЗ предусмотрено, что профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона N 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 данного Федерального закона, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
В силу ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Как следует из постановления Главного государственного санитарного врача Свердловской области от 14.08.2015 N 05-24/01, проанализирована эффективность проведенных профилактических и противоэпидемических мероприятий в Свердловской области в эпидемический сезон 2014/2015 г.г. по борьбе с гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями и произведена оценка данной эффективности, в целях усиления мероприятий по предупреждению заболеваний гриппом и ОРВИ населения Свердловской области определены приоритетные задачи, утверждены сроки прививочной компании, в частности пунктом 2.2, в период с 01 сентября 2015 г. по 01 ноября 2015 г. - контингентам, подлежащим иммунизации против гриппа для обеспечения эпидемиологического благополучия (работники торговли и общественного питания, промышленных предприятий, птицеводческих и животноводческих хозяйств и т.д.), руководителям предприятий, юридических лиц и индивидуальным предпринимателям рекомендовано организовать в сроки, указанные в п.2 данного постановления, проведение профилактических прививок против гриппа с максимальным охватом работающих контингентов (п.9.1).
14.08.2015 Главным государственным санитарным врачом Свердловской области вынесено предписание N 01-01-01-04-02/17382, пунктом 6 которого предписано руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям организовать проведение профилактических прививок против гриппа среди работающих контингентов в период с 01.09. по 01.11.2015 (п.6.1 предписания).
20.08.2015 Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации принято постановление N 39, пунктом 2 которого рекомендовано руководителям организаций независимо от организационно-правовой формы выделить финансовые средства на организацию и проведение вакцинации сотрудников против гриппа.
Во исполнение требований законодательства по проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, в соответствии с вышеуказанными постановлениями и предписанием Заместителем главного санитарного врача по Ленинскому, Верх-Исетскому, Октябрьскому и Кировскому районах г. Екатеринбурга 01.09.2015 вынесено предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в адрес закрытого акционерного общества "ТАНДЕР", осуществляющего торговую деятельность на объектах розничной сети "Магнит".
Признавая данное предписание недействительным, суд первой инстанции исходил из рекомендательного характера постановления Главного государственного санитарного врача по Свердловской области N 05-24/1 от 14.08.2015 в части предприятий, юридических лиц и предпринимателей.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Постановление Главного государственного санитарного врача Свердловской области от 14.08.2015 N 05-24/01, предписание Главного государственного санитарного врача Свердловской области от 14.08.2015 N 01-01-01-04-02/17382 вынесены уполномоченным должностным лицом на основании проведенного анализа эпидемиологической ситуации по гриппу и острым респираторным вирусным инфекциям, руководителям организаций независимо от организационно-правовой формы рекомендовано организовать проведение профилактических прививок против гриппа среди работающих контингентов.
При этом предписание Главного государственного санитарного врача Свердловской области, как следует из его содержания, основано на требованиях Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций", СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней", постановлении Главного государственного санитарного врача Свердловской области от 14.08.2015 N05-24/01.
Оспариваемое предписание вынесено в адрес общества во исполнение вышеуказанных постановлений, предписания в соответствии с требованиями ч.2 ст.50 Федерального закона N 52-ФЗ, СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций".
СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций" устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями. Соблюдение санитарных правил является обязательным для физических и юридических лиц. Контроль за выполнением настоящих санитарно-эпидемиологических правил проводится органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.8.3 данных СП 3.1.2.3117-13 руководителями организаций, сотрудники которых относятся к группам риска по заболеваемости гриппом и ОРВИ (работники медицинских и образовательных организаций, торговли, общественного питания, транспорта), должны приниматься меры по проведению специфической профилактики гриппа и неспецифической профилактики ОРВИ.
Таким образом, из положений статей 11, 29, 35, 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций", СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней" в их взаимосвязи следует, что требования по профилактике гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций и связанные с ними общие требования являются обязательными для предприятий торговли как организаций, сотрудники которых относятся к группам риска по заболеваемости гриппом и ОРВИ, каковым является ЗАО "ТАНДЕР", осуществляющее торговую деятельность через объекты розничной сети "Магнит".
Соответствующие ссылки на нормативные правовые акты в оспариваемом предписании являются правомерными.
Относительно мероприятий, подлежащих выполнению в определенные предписанием сроки, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с положениями СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней" при организации иммунопрофилактики производится планирование профилактических прививок.
Планирование профилактических прививок проводится лечебно-профилактической организацией после уточнения численности обслуживаемого населения (переписи), его возрастного и профессионального состава, анализа данных индивидуальных учетных форм и медицинских документов, содержащих сведения о выполненных прививках.
Качество прививочной работы в существенной степени зависит от полноты и своевременности учета населения, проживающего или работающего в районе деятельности лечебно-профилактической организации и подлежащего иммунизации.
В соответствии с п.5.6 СП 3.3.2367-08 для учета взрослого населения проводится перепись работающего и неработающего населения. Перепись работающего населения проводится ежегодно в сентябре - октябре месяце по организациям, расположенным на территории обслуживания лечебно-профилактической организации. Руководителями организаций ежегодно представляются в лечебно-профилактические организации списки работающих с указанием года рождения, занимаемой должности. В списки работающих медицинским работником вносятся уточненные сведения о прививках, в том числе на вновь поступивших, на основании представленных ими документов о профилактических прививках. Все данные поступают в прививочную картотеку или базу данных АСУИ в поликлинике.
Перепись неработающего населения должна составляться по каждому дому отдельно с указанием номеров квартир. В перепись включаются все неработающие от 15 лет и старше, фактически проживающие по данному адресу, с указанием прививочного анамнеза.
На основании переписи неработающего и работающего населения составляется сводная перепись взрослого населения по лечебно-профилактической организации.
Таким образом, у общества существует обязанность по представлению в лечебно-профилактические организации по территориальному принципу обслуживания списков работающих, следовательно, соответствующее требование пункта 1 предписания является законным и обоснованным.
В соответствии с п. 8.3 СП 3.1.2.3117-13 руководителями организаций, сотрудники которых относятся к группам риска по заболеваемости гриппом и ОРВИ (работники медицинских и образовательных организаций, торговли, общественного питания, транспорта), должны приниматься меры по проведению специфической профилактики гриппа и неспецифической профилактики ОРВИ.
Руководителями прочих организаций организуется проведение профилактических прививок против гриппа сотрудникам в соответствии с действующими нормативными правовыми документами (п.8.4 СП 3.1.2.3117-13).
Иммунопрофилактика против гриппа осуществляется в соответствии с нормативными документами (п.11.1 СП 3.1.2.3117-13). Вакцинации против гриппа в предэпидемический период в первую очередь подлежат лица, относящиеся к категории высокого риска заболевания гриппом и неблагоприятных осложнений при заболевании, к которым относятся, в том числе работники сферы обслуживания, транспорта, учебных заведений (п.11.2 СП 3.1.2.3117-13).
Таким образом, изложенное в пункте 2 предписания требование об организации проведения вакцинопрофилактики гриппа среди сотрудников за счет всех источников финансирования, не запрещенных законодательством, соответствует требованиям законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п.11.9 СП 3.1.2.3117-13 иммунизация против гриппа проводится в соответствии с действующими нормативными методическими документами.
Главным государственным санитарным врачом РФ 04.03.2004 утверждены Методические указания "МУ 3.3.1879-04. 3.3. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Расследование поствакцинальных осложнений. Методические указания".
Приказом Минздрава РФ от 17.09.1993 N 220 "О мерах по развитию и совершенствованию инфекционной службы в Российской Федерации" утвержден "Сертификат о профилактических прививках" (форма N 156/у-93), который является единым для детей и взрослых. Данным приказом указанный сертификат внедрен в практику здравоохранения, включен в перечень форм первичной медицинской документации.
Сертификат о профилактических прививках выдается всеми учреждениями здравоохранения, проводящими иммунизацию населения (п.1 приложения 8).
Сертификат о профилактических прививках подлежит хранению у лиц, получивших прививки, и предъявляется в случае продолжения иммунизации для внесения в него соответствующих данных (п.3 приложения 8).
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" сведения о профилактических прививках, поствакцинальных осложнениях, случаях отказа от профилактических прививок подлежат регистрации в медицинских документах и сертификатах профилактических прививок.
В силу ч.2 ст. 5 данного Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок в определенных случаях может повлечь отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Таким образом, поскольку у работодателя имеется обязанность по организации проведения вакцинопрофилактики гриппа среди сотрудников, соответственно и возлагаемая пунктом 3 предписания обязанность по обеспечению учета профилактических прививок сотрудников в личных прививочных сертификатах (учет (проверка) проставленных отметок, занесение записей в журнал учета (по организации) и др.) не нарушает прав заявителя, направлена на исполнение обществом требований по организации проведения вакцинопрофилактики с надлежащим его учетом среди сотрудников предприятия.
Пункт 4 предписания предписывает обществу организовать проведение дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе отстранение от работы лиц с признаками ОРВИ, обеспечение оптимального температурного режима.
В соответствии с п.9.7 СП 3.1.2.3117-13 на основании анализа эпидемической обстановки по гриппу и ОРВИ, уровня регистрируемой заболеваемости в сравнении с эпидемическими порогами, клинической характеристики заболеваний у детей и взрослых, результатов лабораторной диагностики и мониторинговых исследований по слежению за циркулирующими в эпидемический сезон вирусами гриппа и ОРВИ по предложениям (предписаниям) органов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, на территории субъекта Российской Федерации, учреждениях, организациях и предприятиях проводятся дополнительные санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по предупреждению распространения гриппа и ОРВИ в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, включающие, в том числе усиление противоэпидемического режима в медицинских организациях, детских образовательных организациях, оздоровительных организациях и организациях социальной защиты (проведение термометрии и осмотра с целью выявления больных, усиление контроля за соблюдением температурного режима, режимов текущей дезинфекции, обеззараживание воздушной среды, ношение марлевых масок и другие), а также прекращение допуска посетителей к больным в стационары, учреждения с круглосуточным пребыванием детей и взрослых (дома ребенка, детские дома и другие).
Учитывая, что сотрудники предприятий торговли являются лицами, относящимися к категории высокого риска заболевания гриппом и неблагоприятных осложнений при заболевании, орган надзора правомерно предписал о необходимости организации проведения дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе отстранение от работы лиц с признаками ОРВИ, обеспечение оптимального температурного режима. Данные мероприятия относятся к дополнительным, направлены на выздоровление заболевшего и предупреждение у него осложнений, на снижение риска заболевания и заражения других лиц.
Согласно п.12.12 СП 3.1.2.3117-13 санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия предусматривают формирование здорового образа жизни, закаливающие процедуры, физическое воспитание, оздоровление условий труда и быта и другие.
Административный орган предписал обществу во исполнение данных требований санитарных правил организовать проведение разъяснительной работы по профилактике ОРВИ и гриппа; активную пропаганду вакцинопрофилактики гриппа среди населения; информирование о возможных последствиях отсутствия профилактической прививки против гриппа (осложнений).
Данные меры направлены на предупреждение среди сотрудников организации заболевания гриппом и ОРВИ, наступления неблагоприятных осложнений в результате заболевания. Предупреждение заболевания и наступления последствий в связи с ним возможно, в том числе в результате их профилактики, вакцинопрофилактики, разъяснительной работы. Поскольку предписание адресовано организации как работодателю сотрудников, подвергающихся риску заболевания, проведение данных мероприятий безусловно адресовано в отношении данных сотрудников, а не населения, то есть неопределенного круга лиц, что исходя из конкретных обязанностей работодателя, указание в предписании "среди населения", не следует признавать нарушающим права и обязанности общества, поскольку данная обязанность предусмотрена исключительно по отношению к сотрудникам.
Следовательно, требования, изложенные в пункте 5 предписания, являются правомерными.
Кроме того, санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия предусмотрены в качестве неспецифической профилактики гриппа и ОРВИ (п.12.2 СП 3.1.2.3117-13), соблюдение которых предписано в пункте 6 предписания.
Согласно п.12.2 СП 3.1.2.3117-13 неспецифическая профилактика гриппа и ОРВИ кроме того включает:
- экстренную профилактику, проводимую в начале эпидемического подъема заболеваемости или в эпидемическом очаге (внутриочаговая профилактика) с применением противовирусных химиопрепаратов, интерферонов и быстродействующих индукторов эндогенного интерферона, обладающих немедленным эффектом;
- сезонную профилактику, проводимую в предэпидемический период, с применением иммунокоррегирующих препаратов курсами разной продолжительности.
Поскольку СП 3.1.2.3117-13 предусмотрена как специфическая профилактика гриппа (иммунопрофилактика против гриппа в предэпидемический период (п.11.1, п.11.2), так и неспецифическая профилактика гриппа и ОРВИ, проведение которой позволяет создать защиту больших групп населения и предупредить массовое распространение инфекции среди населения (например, школьников) и групп, подвергающихся повышенному риску заражения и играющих важную роль в дальнейшем распространении инфекций (медицинские работники, работники торговли, общественного транспорта) (п.12.9), органом надзора обоснованно в пункте 6 предписания выдвинуто требование об организации проведения неспецифической профилактики гриппа и ОРВИ среди сотрудников.
Требования пункта 7 предписания суд апелляционной инстанции также находит правомерными, поскольку обеспечение выполнения постановления Главного государственного санитарного врача Свердловской области от 14.08.2015 N 05-24/01 обусловлено требованиями положений статей 11 и 50 Федерального закона N 52-ФЗ и направлено на проведение профилактических мероприятий против гриппа в Свердловской области в эпидемический сезон 2015/2016 г.г.
Согласно п. 1 постановления главного государственного санитарного врача по Свердловской области "О проведении профилактических прививок против гриппа в Свердловской области в эпидемический сезон 2015/2016 года" N 05-24/ 1 от 14.08.2015 охват организованного населения из "групп риска" должен составлять среди взрослых - 85%. Обязательной, соответственно значимой, для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является иммунизация против гриппа, в том числе работников торговли (что следует из смысла п.2.2 постановления).
ЗАО "Тандер" относится к предприятиям торговли, для которого является обязательным исполнение, в том числе вышеуказанного постановления.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования заинтересованного лица, указанные в оспариваемом предписании, о выполнении заявителем п.5.6 СП 3.3.2367-08, п.п.8.4, 9.7, 11.1, 11.2, 11.9, 12.2, 12.12, ст.ст.11, 50 Федерального закона N 52-ФЗ являются законными и обоснованными.
Доказательств того, что предписание нарушает права заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности не представлено, и из обстоятельств дела такое нарушение не усматривается.
Предписание заинтересованного лица по своему содержанию является понятным и исполнимым.
На основании вышеизложенного оспариваемое предписание признанию недействительным не подлежит.
При данных обстоятельствах решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч.1,2 ст.270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 февраля 2016 года по делу N А60-48335/2015 отменить.
В удовлетворении заявленных требований о признании недействительным предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Кировском и Октябрьском районах г. Екатеринбурга о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий от 01.09.2015 N 01-08-17/10518 ЗАО "Тандер" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-48335/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14 октября 2016 г. N Ф09-8092/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "ТАНДЕР"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Кировском и Октябрьском районах г. Екатеринбурга, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ