Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 октября 2016 г. N Ф01-4039/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Владимир |
|
22 июня 2016 г. |
Дело N А39-6915/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.06.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной А.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.04.2016 по делу N А39-6915/2015, принятое судьей Ивченковой С.А.,
по заявлению открытого акционерного общества "Кадошкинский электротехнический завод" о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия от 30.10.2015 N 011/022/520-2015.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (далее по тексту - Управление) проведена выездная проверка открытого акционерного общества "Кадошкинский электротехнический завод" (далее по тексту - Общество) по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
По результатам проверки составлен акт от 30.09.2015 N 011/022/520-2015 и принято решение от 30.10.2015 N 011/022/520-2015 о привлечении Общества к ответственности за нарушение, предусмотренное частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 26 475 рублей 53 копеек. Данным решением Обществу начислены страховые взносы в размере 132 377 рублей 70 копеек, пени в размере 27 051 рубля 13 копеек.
Также Управлением принято решение от 26.11.2015 N 1 о привлечении Общества к ответственности за нарушение, предусмотренное статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере 3 788 рублей 61 копейки.
Не согласившись с указанными решениями, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании его недействительным в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат по дополнительному отпуску по уходу за детьми-инвалидами в размере 87 840 рублей 29 копеек, с выплат по листам нетрудоспособности, которые не приняты к зачету Фондом социального страхования в размере 5497 рублей 36 копеек, соответствующих сумм пени и штрафа.
Решением от 11.04.2016 заявленные требования удовлетворены в части доначисления страховых взносов в размере 93 337 рублей 61 копейки, соответствующих сумм пени и штрафа. Также признано недействительным решение от 26.11.2015 N 1.
В апелляционной жалобе Управление не согласно с решением суда в части удовлетворения заявленных требований и ссылается на неправильное применение норм материального права.
Считает, что оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации производится в рамках трудовых отношений, в связи с чем независимо от источника финансирования такой выплаты, она подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Указывает также, что расходы на выплату социальных пособий, не принятые к зачету Фондом социального страхования России, признаются обычными суммами, начисленными в пользу сотрудников в рамках трудовых отношений, следовательно, они также облагаются взносами на обязательное пенсионное страхование на общих основаниях.
Управление также не согласно с отнесением на него судебных расходов.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены судебного акта.
Из решения от 30.10.2015 N 011/022/520-2015 усматривается, что основанием для доначисления Обществу страховых взносов в сумме 87 840 рублей 29 копеек послужил вывод Управления о неправомерном невключении Обществом в базу для начисления страховых взносов выплат произведенных работникам при предоставлении им дополнительных оплачиваемых выходных дней как лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в 2012, 2013, 2014 годах.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Между тем факт наличия трудовых отношений между организацией и его работниками автоматически не свидетельствует о том, что все выплаты, которые производятся работникам, представляют собой оплату их труда.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
С учетом изложенного, указанные выплаты среднего заработка работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
В силу статей 15, 56 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 7, 9 Закона N 212-ФЗ выплаты за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, при этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Таким образом, данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудового договора, поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, а производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком-инвалидом, то есть имеют компенсационный характер.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что у Управления отсутствовали основания для начисления страховых взносов в сумме 87 840 рублей 29 копеек, пеней в сумме 20 259 рублей 41 копейка и штрафа в сумме 17568 рублей 05 копеек, поскольку спорные выплаты не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются вознаграждением или элементами оплаты труда, следовательно, не являются объектом для начисления страховых взносов.
Из решения от 30.10.2015 N 011/022/520-2015 также усматривается, что основанием для доначисления Обществу страховых взносов в сумме 5 497 рублей 36 копеек послужил вывод Управления о неправомерном невключении Обществом в базу для начисления страховых взносов выплат по листкам нетрудоспособности, которые не приняты к зачету Фондом социального страхования.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество выплатило сумму страхового обеспечения по обязательному медицинскому страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 20 285 рублей 48 копеек на основании 4 листков нетрудоспособности. Указанная сумма не была принята Фондом социального страхования Российской Федерации к зачету в счет взносов на обязательное социальное страхование ввиду нарушений, допущенных лечебными учреждениями при их оформлении.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее по тексту - Закон N255-ФЗ) назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее по тексту - Закон N 165-ФЗ) одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (статья 4.7 Федерального закона от N 255-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Из материалов дела усматривается, что нарушения, допущенные при оформлении листков нетрудоспособности, касаются дат рождения и иных несущественных моментов, не влияющих на сумму страхового возмещения. Следовательно, факт непринятия расходов в виде выплат по обязательному социальному страхованию не меняет их правового статуса как пособий, не придает им характер вознаграждения, связанного с выполнением трудовой функции, и не обязывает включать указанные суммы в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Перечисленные выплаты не могут быть признаны компенсационными или стимулирующими в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку не призваны компенсировать работу в условиях, отклоняющихся от нормальных или иные неблагоприятные последствия, а также затраты работников, связанные с исполнением ими своих трудовых обязанностей, не имеют целью мотивацию труда, повышение квалификации, повышение качества труда или количества выпускаемой продукции и услуг.
При таких обстоятельствах у Управления отсутствовали основания для доначисления страховых взносов в общей сумме 5 497 рублей 36 копеек, пени в сумме 1 085 рублей 06 копеек и штрафа в сумме 1 099 рублей 46 копеек.
Из решения от 26.11.2015 N 1 усматривается, что основанием к привлечению Общества к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" послужил вывод Управления о представлении Обществом недостоверных сведения, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, поскольку оно не включило в базу для начисления страховых взносов суммы выплат по уходу за ребенком-инвалидом, по листам нетрудоспособности и по аккордному наряду, доначисленных в ходе проверки, и по требованию Управления не представило в полном объеме корректирующие формы индивидуальных сведений.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, который составляет более месяца и за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
Таким образом, ответственность по указанной статье наступает за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Доказательств того, Общество не представило указанные сведения либо представило неполные или недостоверные сведения, не имеется.
Согласно статье 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. К числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, суммы заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также суммы начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Следовательно, страхователь обязан представить индивидуальные сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов обязательного пенсионного страхования и о начисленных суммах страховых взносов.
Из положений Федерального закона N 27-ФЗ не следует обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для начисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, а также статей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не предусмотрено ответственности страхователя при указанных обстоятельствах.
Статья 17 Федерального законаN 27-ФЗ не предусматривает также ответственности за непредставление по требованию корректирующих сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции, что решение Управления от 26.11.2015 нарушает права и законные интересы Общества, является обоснованным и соответствует материалам дела.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В частях 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны.
Поскольку обжалуемым решением требование Общества удовлетворены, суд первой инстанции правомерно отнёс судебные расходы, понесённые Обществом в виде уплаты государственной пошлины, на Управление.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.04.2016 по делу N А39-6915/2015 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-6915/2015
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 октября 2016 г. N Ф01-4039/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Кадашкинский электротехнический завод"
Ответчик: Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда в Инсарском муниципальном районе Республике Мордовия
Третье лицо: ПЕРВЫЙ АРБИТАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2016 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4039/16
22.06.2016 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3828/16
11.04.2016 Решение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-6915/15
14.01.2016 Определение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-6915/15