город Ростов-на-Дону |
|
22 июня 2016 г. |
дело N А53-25805/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лисовец А.А.,
при участии:
от Кировского областного государственного казенного учреждения "Дорожный комитет Кировской области": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ИП Светличного Р.А.: Соколов А.А. паспорт, по доверенности от 23.10.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Светличного Романа Анатольевича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.03.2016 г. по делу N А53-25805/2015, принятое судьей Деминой Я.А., по иску Кировского областного государственного казенного учреждения "Дорожный комитет Кировской области" к индивидуальному предпринимателю Светличному Роману Анатольевичу о взыскании ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Кировское областное государственное казенное учреждение "Дорожный комитет Кировской области" (далее - истец) обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Светличному Роману Анатольевичу (далее -ответчик) о взыскании ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования, в размере 207 178 руб.
Решением суда от 09.03.2016 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что предпринимателем осуществлена перевозка тяжеловесного груза с нарушением требований по допустимым осевым нагрузкам транспортного средства в отсутствие разрешения на перевозку тяжеловесного груза и платы за провоз тяжеловесных грузов, установленной действующим законодательством.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с нахождением судьи Сурмаляна Г.А. в отпуске в составе суда на основании определения от 14.06.2016 произведена замена судьи Сурмаляна Г.А. на судью Филимонову С.С., рассмотрение дела производится с самого начала.
От Кировского областного государственного казенного учреждения "Дорожный комитет Кировской области" поступили письменные возражения на апелляционную жалобу.
Представитель предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Кировского областного государственного казенного учреждения "Дорожный комитет Кировской области" в судебное заседание не явился, о месте его и времени извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя Кировского областного государственного казенного учреждения "Дорожный комитет Кировской области".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, 11.05.2015 г. транспортное средство марки Рено Премиум 420, государственный регистрационный знак А 647 УА 93, с полуприцепом Ван Гоол 3В2007АС, государственный регистрационный знак РС 9662 61, принадлежащее ответчику, осуществляло перевозку тяжеловесного груза по маршруту движения: граница Марий Эл - Яранк - Советск - г. Киров по автомобильным дорогам Кировской области.
Кировским областным государственным казенным учреждением "Дорожный комитет Кировской области" при проверке указанного автомобиля на автомобильной дороге Киров - Советск - Яранск, 137 км., пост ДПС г. Советск, установлен факт превышения транспортным средством Рено Премиум 420, государственный регистрационный знак А 647 УА 93, с полуприцепом Ван Гоол 3В2007АС, государственный регистрационный знак РС 9662 61, предельно допустимых осевых нагрузок на оси транспортного средства при отсутствии специального разрешения, что подтверждается актом N 4544 от 11.05.2015 г. о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось (л.д. 15).
Согласно акта N 4544 от 11.05.2015 г. о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, фактическая полная масса транспортного средства Рено Премиум 420, государственный регистрационный знак А 647 УА 93, с полуприцепом Ван Гоол 3В2007АС, государственный регистрационный знак РС 9662 61, составила 34,80 т., фактические нагрузки на ось: первая ось - 7,18 т., вторая ось - 10,01 т., третья ось - 5,93 т., четвертая ось - 5,78 т., пятая ось - 5,90 т.
Взвешивание транспортного средства Рено Премиум 420, государственный регистрационный знак А 647 УА 93, с полуприцепом Ван Гоол 3В2007АС, государственный регистрационный знак РС 9662 61, осуществлялось на автомобильных весах ВА-15С (заводской N 1566 и N 1567), свидетельства о поверке N 66-16/3364 и N 66-16/3365 от 30.09.2014 г., действительны до 30.09.2015.
Истцом в адрес отвечтика была направлена претензия N 1178 от 25.06.2015 с требованием в течение 3-х банковских дней возместить причиненный транспортным средством автомобильным дорогам вред.
В ответ на претензию истцом было получено письмо от ответчика вх. N 1664 от 30.07.2015, согласно которому ответчик затребовал у государственного казенного учреждения "Дорожный комитет Кировской области" информцию о расчете размера ущерба, установке дорожных знаков, текст постановления Правительства Кировской области от 17.03.2015 N 29/137 о введении временных ограничений движения транспотных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области в весенний период 2015 г., документы на весовое оборудование. Данная информация была предоставлена ответчику, о чем свидетельствует почтовая квитанция об отправке корреспонденции от 01.09.2015 N 127376.
Вместе с тем, ответчиком до настоящего времени требования истца о возмещении ущерба причиненного автомобильным дорогам Кировской области регионального и муниципального значения не исполнены, что послужило причиной обращения Кировского областного государственного казенного учреждения "Дорожный комитет Кировской области" в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" временное ограничение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции. Основания временного ограничения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Статья 30 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает, что временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам может устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2012 N 145/164 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального, местного значения.
Пункт 4.4 Порядка предусматривает, что в период введения временного ограничения движения (весенний и осенний периоды) движение по автомобильным дорогам транспортных средств, нагрузка на ось которых превышает предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим движение тяжеловесных транспортных средств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, допускается при наличии специального разрешения.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены "Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов", которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.
Вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств (п.2 Правил). Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства (п.З). Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от размера вреда, определенного для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (п.5).
Постановлением Правительства Кировской области от 17.03.2015 N 29/137 "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области в весенний период 2015 года" (далее -Постановление) с 20 апреля по 19 мая 2015 года введено временное ограничение движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
КОГКУ "Дорожный комитет Кировской области" уполномочено: обеспечивать проверку соблюдения пользователями автомобильных дорог весовых параметров транспортных средств, на осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении автомобильных дорог, а так же на осуществление выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств в период временного ограничения.
Постановление устанавливает, что обеспечение проверки соблюдения пользователями автомобильных дорог весовых параметров транспортных средств осуществляется уполномоченным органом при применении оборудования для измерения весовых параметров транспортных средств, предназначенного для проведения контроля за соблюдением пользователями автомобильных дорог требований нормативных правовых актов в области перевозок грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам.
Постановлением утверждены предельно допустимые значения нагрузки на каждую ось транспортного средства в 2015 году и размеры возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, за проезд по автомобильным дорогам на территории Кировской области в период временного ограничения движения из расчета превышения предельно допустимых значений нагрузки на каждую ось транспортного средства.
В нарушение требований данных нормативных правовых актов, при перевозке на транспортных средствах: автомобиль Рено Премиум 420, г/н А 647 УА 93 с полуприцепом Ван Гоол ЗВ2007АС, г/н PC 9662 61 по маршруту граница республики Марий Эл - Яранск - Советск - Киров по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения Ответчиком было допущено превышение установленных Постановлением предельных значений нагрузок на ось автотранспортных средств в 2015 году.
Всего расстояние, пройденное по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения, составило 202 км.
Расстояние, пройденное автомобилем Рено Премиум 420 (г/н А 647 УА 93) с полуприцепом Ван Гоол ЗВ2007АС г/н (PC 9662 61) по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения, рассчитывалось на основании постановления от 29.05.2009 N 13/130 "Об автомобильных дорогах общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения". Согласно маршруту автомобиля Рено Премиум 420 (г/н А 647 У А 93) с полуприцепом Ван Гоол ЗВ2007АС г/н (PC 9662 61), транспортное средство проехало по одной автомобильной дороге общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения: Киров - Советск - Яранск протяженностью 202,3 км (идентификационный номер, согласно Перечню, утвержденному постановлением Кировской области от 29.05.2009 N13/130 - 33 ОП РЗ ЗЗР-008).
Материалами дела подтверждено, что индивидуальным предпринимателем Светличным Романом Анатольевичем осуществлена перевозка тяжеловесного груза с превышением осевой нагрузки транспортного средства в отсутствие разрешения на перевозку тяжеловесного груза и платы за провоз тяжеловесных грузов, установленной действующим законодательством. Водитель не представил соответствующее разрешение на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Судом апелляционной инстанции отклоняется ссылка предпринимателя на отсутствие дорожных знаков, сообщающих об ограничении массы, приходящейся на ось транспортного средства, на отсутствие доказательств принадлежности данного участка автомобильной дороги конкретному субъекту РФ, а именно Кировской области, а также на не представление доказательств оценки технического состояния автодороги и нанесения ущерба, который был причинен конкретно этим транспортным средством конкретно в данный период времени.
Истец в подтверждение факта установки указанных дорожных знаков представил копию акта о приемке выполненных работ за апрель 2015 г. по содержанию автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения (Советский район Кировской области), копию акта о приемке выполненных работ за апрель 2015 г. по содержанию автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения (Яранский район Кировской области), копию акта о приемке выполненных работ за апрель 2015 г. по содержанию автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения (Оричевский район Кировской области), копию акта о приемке выполненных работ за апрель 2015 г. по содержанию автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения (Кирово-Чепецкий район Кировской области). Согласно данным актам проведена установка дорожных знаков перед весенним ограничением дорожного движения.
В материалы дела представлена копия газеты "Кировская правда" N 26 от 31.03.2015 в подтверждение публикации в средствах массовой информации текста постановления Правительства Кировской области N 29/137 от 17.03.2015 "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области в весенний период 2015 года".
Апелляционная коллегия соглашается с отклонением судом первой инстанции довода предпринимателя о том, что ответчик не допустил повреждения дорог, дорожных сооружений и коммуникаций по пути следования груза, а также довод о том, что на автодороге не были установлены дорожные знаки, ограничивающие нагрузку на ось, в виду следующего.
Возмещение ущерба предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации N 934 от 16 ноября 2009 года "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации", а также Инструкцией.
В данном случае возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, производится в связи с самим фактом таких перевозок без специального разрешения, выдаваемого в соответствии с Федеральный закон N 257-ФЗ. Таким образом, Федеральным законом N 257-ФЗ установлена безусловная обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
Водитель ответчика не представил разрешения на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Факт осуществления индивидуальным предпринимателем Светличным Романом Анатольевичем перевозок тяжеловесных грузов подтверждается актом N 4544 от 11.05.2015 г., путевым листом N 00004 грузового автомобиля на период с 09.05.2015 по 09.06.2015 г., водительским удостоверением ВАА 872194, свидетельством о регистрации транспортного средства N 806555, N 207283, счет-фактурой N ХоЦБ0011589 от 30.04.2015, транспортной накладной от 07.05.2015, заявкой на перевозку N ЦБ006222.
Согласно расчету истца, общая сумма ущерба, с учетом вида транспортного
средства, предельно допустимых значений полной массы транспортного средства, каждой осевой массы, базового компенсационного индекса текущего года (Ттг) и протяженности маршрута составила 207 178 руб.
На основании изложенного, судом первой инстанции правомерно и обоснованно сделан вывод об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют доводы оспариваемого решения и являлись предметом судебного разбирательства, судом проверены и правомерно, с учетом установленных обстоятельств и приведенных правовых норм, отклонены по мотиву несостоятельности.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Таким образом, доводы ответчика не основаны на фактических обстоятельствах дела, подтвержденных представленными в материалы дела доказательствами, не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, фактически выражают несогласие с ними, в связи с чем не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.03.2016 г. по делу N А53-25805/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-25805/2015
Истец: КИРОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДОРОЖНЫЙ КОМИТЕТ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: Светличный Роман Анатольевич