г. Киров |
|
23 июня 2016 г. |
Дело N А29-12735/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя Плешакова О.О. действующего на основании доверенности от 19.01.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.04.2016 по делу N А29-12735/2015, принятое судом в составе судьи Махмутова Н.Ш.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ростелеком - Розничные системы"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ростелеком - Розничные системы" (далее - заявитель, ООО "Ростелеком - Розничные системы", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару (далее - ответчик, ИФНС по г. Сыктывкару, Инспекция) от 10.11.2015 N 19-06/016-2 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.04.2016 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в связи с отсутствием события вменяемого Обществу административного правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, ИФНС по г. Сыктывкару обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, в деянии Общества имеется событие вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в нарушении положений пункта 2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У).
ООО "Ростелеком - Розничные системы" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов ответчика, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество указывает, что в ответ на его обращение от 28.12.2015 Департамент наличного денежного обращения Банка России письмом от 26.01.2016 (т. 2, л.д. 82) разъяснил, что сроки сдачи, в частности, платежными агентами принятых от физических лиц наличных денег на специальный банковский счет (счета) не установлены и могут определяться условиями договоров на осуществление деятельности платежного агента, заключенных с поставщиком услуг.
Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Инспекции, извещенной о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, должностными лицами ИФНС России по г. Сыктывкару, в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Законом Российской Федерации от 21.03.1991 N943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе", п.3 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора по соблюдению требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н, на основании поручения заместителя начальника ИФНС России по г. Сыктывкару от 29.09.2015 N 383 была исполнена государственная функция по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки, порядка работы с денежной наличностью, о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в отношении Обособленного подразделения ООО "Ростелеком-Розничные системы" (ИНН 7840306212, обособленное подразделение - Группа продаж и обслуживания N1КПП 110145001, по адресу г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 10) а именно с 29.09.2015 по 12.10.2015 была проведена проверка за период с 01.08.2015 по 28.09.2015.
12.10.2015 должностным лицом Инспекции составлен акт N 19-15/16 проверки полноты учета выручки денежных средств.
В ходе проверки установлено, что в кассовой книге Обособленного подразделения "Группа продаж и обслуживания N 1" установлено превышение установленного остатка свободных денежных средств на конец рабочего дня, чем нарушен пункт 2 Указания N 3210-У.
В проверяемом периоде с 01.08.2015 по 28.09.2015 ООО "Ростелеком -Розничные системы" осуществляло основной вид деятельности: деятельность в области электросвязи (код по ОКВЭД 64.2).
ООО "Ростелеком - Розничные системы" для осуществления деятельности обособленного подразделения "Группа продаж и обслуживания" в кредитных учреждениях открыты расчетные счета:
- в Московском банке ОАО "Сбербанк России", счет N 40702810138000011243; 40821810038000065856; 40702810138000013885; N 40821810338000000113;
- в ОАО "АБ "Россия", счет N 40702810000000005684;
- в Банке ВТБ (ПАО), счет N 40702810000030005006;
ООО "Ростелеком - Розничные системы" осуществляет деятельность платежного агента (субагента) по приему платежей. Обществом заключен договор на осуществление деятельности по приему платежей в соответствии с требованиями п.9 ст.4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ):
24.12.2014 между ОАО "Ростелеком" и ООО "Ростелеком - Розничные системы" заключен договор N 01/25/1004-14, в рамках которого ОАО "Ростелеком" выступает в качестве "Оператора", а ООО "Ростелеком-Розничные системы" - в качестве "Агента". Агент обязуется за вознаграждение на основании доверенности от Оператора совершать от имени и за счет Оператора юридические и фактические действия по организации и обеспечению приема платежей от плательщиков и ППП (пункт приема платежей) за услуги связи, а также осуществлять расчеты с Оператором в рамках вышеуказанного договора.
Данные виды деятельности осуществляются Обособленным подразделением "Группа продаж и обслуживания N 1" по адресу: г.Сыктывкар, ул.Коммунистическая, 10. В частности, при денежном расчете (авансовый платеж "Основной счет") за телефонную связь "Ростелеком" в сумме 50 рублей через контрольно-кассовую машину Прим-07К, зав. номер N 102007, выдан кассовый чек от 29.09.2015 N03519 на сумму 50 рублей (оператор - ОАО "Ростелеком").
По мнению административного органа, ООО "Ростелеком - Розничные системы" является платежным агентом и обязано вести кассовую книгу для учета наличных денег, принятых платежным агентом. При этом ведение кассовой книги Обособленным подразделением "Группа продаж и обслуживания N 1", не освобождает обособленное подразделение от ведения кассовой книги платежного агента.
Обособленным подразделением "Группа продаж и обслуживания N 1" представлена кассовая книга за период с 01.06.2015 по 11.08.2015, связанная с финансово-хозяйственной деятельностью организации.
Согласно представленным ООО "Ростелеком - Розничные системы" для проверки кассовым документам в отношении Обособленного подразделения установлено следующее:
Обособленное подразделение "Группа продаж и обслуживания N 1" при осуществлении наличных денежных расчетов применяет контрольно-кассовую технику, зарегистрированную в ИФНС России по г.Сыктывкару: Прим-07К N N 102007, 102045, 102031; 102049., зарегистрированные по адресу: г.Сыктывкар, ул.Коммунистическая, 10.
Обособленное подразделение "Группа продаж и обслуживания N 1" представило кассовую книгу, в которой отражены все кассовые операции Обособленного подразделения за проверяемый период, в том числе по дебету счета 50 "Касса" по приходным ордерам отражены суммы наличной торговой выручки согласно Z-отчетам с учетом суммы выручки, принятой при осуществлении деятельности платежного агента.
Согласно пункту 2 Указания N 3210-У для ведения операций по приему наличных денег, юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций (далее - лимит остатка наличных денег). Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к настоящему Указанию, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег.
Платежный агент, осуществляющий деятельность в соответствии с Законом N 103-ФЗ, банковский платежный агент (субагент), осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", при определении лимита остатка наличных денег не учитывают наличные деньги, принятые при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента).
Лимит остатка наличных денежных средств в кассе обособленного подразделения (по обычной деятельности) установлен в размере 5000,00 руб. (Приказ от 28.11.2014 N 055-2014). Лимит остатка кассы платежного агента законодательством не предусмотрен.
В силу вышеназванной нормы, юридическое лицо хранит на банковских счетах в банках денежные средства сверх установленного в соответствии с абзацами вторым-пятым пункта 2 Указания N 3210-У лимита остатка наличных денег, являющиеся свободными денежными средствами.
Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций.
В других случаях накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.
В силу части 4 статьи 8 Закона N 103-ФЗ прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет не допускается.
Кроме того названный Закон не связывает обязанность по перечислению денежных средств на специальный банковский счет платежным субагентом с наличием необходимости пополнения счета у платежного агента.
По мнению ИФНС по г. Сыктывкару обязанность у платежного агента (субагента) по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет наступает в день получения наличных денежных денег при инкассации платежных терминалов.
По материалам дела установлены факты превышения ООО "Ростелеком - Розничные системы" установленного лимита остатка свободных денежных средств на конец рабочего дня, а именно: 11.09.2015 - остаток 55313,92 руб.; 12.09.2015 - остаток 111228,05 руб.; 14.09.2015 - остаток 1623,52 руб.; 15.09.2015 - остаток 130705,53 руб.; 16.09.2015 - остаток 71597,62 руб.; 17.09.2015 - остаток 97438,44 руб.; 18.09.2015 - остаток 75616,44 руб.; 19.09.2015 -остаток 118836,83 руб.; 21.09.2015 - остаток 86058,56 руб.; 22.09.2015 - остаток 60083,48 руб.; 23.09.2015 - остаток 56658,12 руб.; 24.09.2015 - остаток 86134,43 руб.; 25.09.2015 - остаток 104640,28 руб.; 26.09.2015 - остаток 153073,38 руб.; 28.09.2015 - остаток 56752,94 руб.
ИФНС по г. Сыктывкару полагает, что проверкой установлено нарушение пункта 2 Указания N 3210-У, выразившееся в превышении лимита остатка наличных денежных средств кассы обособленного подразделения в дни: 11.09.2015, 12.09.2015, 14.09.2015, 15.09.2015, 16.09.2015. 17.09.2015, 18.09.2015, 19.09.2015, 21.09.2015, 22.09.2015, 23.09.2015, 24.09.2015, 25.09.2015, 26.09.2015. 28.09.2015, что влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 12.10.2015 N 09-15/16.
03.11.2015 по факту выявленного нарушения должностным лицом Инспекции в отношении ООО "Ростелеком - Розничные системы" составлен протокол об административном правонарушении N 19-06/016-2, которым деяние Общества квалифицировано по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
10.11.2015 по результатам рассмотрения материалов административного дела уполномоченным должностным лицом ИФНС по г. Сыктывкару в отношении ООО "Ростелеком - Розничные системы" вынесено постановление N 19-06/016-2, согласно которому Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Считая постановление незаконным и подлежащим отмене, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Арбитражный суд Республики Коми при рассмотрении дела пришел к выводу о недоказанности материалами дела события вменяемого Обществу административного правонарушения, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Совершение любого из перечисленных деяний образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена указанной статьей.
В соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) к функциям Банка России относятся организация наличного денежного обращения, установление правил осуществления расчетов в Российской Федерации, определение порядка расчетов с юридическими и физическими лицами (пункты 2, 4, 13 статьи 4).
В целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются функции, в том числе определения порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства (статья 34 Закона N 86-ФЗ).
Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации юридическими лицами (за исключением Центрального банка Российской Федерации, кредитных организаций), а также упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства установлен Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства".
В силу абзацев 8, 9 пункта 2 Указаний N 3210-У не допускается накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег за исключением дней выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также выходных, нерабочих праздничных дней в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций.
Лимит остатка наличных денег определяется юридическим лицом самостоятельно в соответствии с приложением к Указанию N 3210-У, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег (абзац 2 пункта 2 Указания N 3210-У).
Вместе с тем, платежный агент, осуществляющий деятельность в соответствии с Законом N 103-ФЗ, банковский платежный агент (субагент), осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ), при определении лимита остатка наличных денег не учитывают наличные деньги, принятые при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента) (абзац 3 пункта 2 Указания N 3210-У).
При определении величины лимита не учитываются наличные деньги, принятые при осуществлении деятельности в соответствии Законом N 103-ФЗ и Законом N 161-ФЗ в связи с тем, что собственниками принятых денег агенты не являются, деньги с момента получения в кассу платежного агента принадлежат третьим лицам, и их следует сдавать в банк для зачисления в полном объеме на специальный банковский счет (статья 3, часть 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ).
Из системного толкования приведенных положений действующего законодательства следует, что наличные денежные средства, принятые при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, не могут считаться сверхлимитными и не подпадают под действие абзацев 8, 9 пункта 2 Указания N 3210-У. Более того, абзац 3 пункта 2 Указания N 3210-У фактически не исключает возможность накопления денежных средств, так как деньги, полученные при осуществлении деятельности платежных агентов, не учитываются при определении лимита остатка денежных средств.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит ошибочным, основанным на неверном толковании норм материального права вывод Инспекции о том, что принятые в данном случае Обществом при осуществлении деятельности платежного агента наличные денежные средства являются сверхлимитными, в связи с чем имеет место накопление в кассе Общества наличных денег сверх установленного лимита.
Ссылка административного органа в апелляционной жалобе на то, что упомянутые денежные средства должны храниться на специальных банковских счетах, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку данное обстоятельство не имеет значение при решении вопроса о наличии (отсутствии) события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 15.1 КоАП РФ и которое заключается в накоплении в кассе Общества наличных денег сверх установленных лимитов. Нарушение платежным агентом обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов, охватывается объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Каких-либо иных нарушений порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций административным органом не установлено и оспариваемым постановлением в вину ООО "Ростелеком - Розничные системы" не вменяется.
В этой связи суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности в данном случае события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Оснований для иных выводов, учитывая вменяемое Обществу оспариваемым постановлением правонарушение, а также принимая во внимание законодательное регулирование спорных правоотношений, из имеющихся материалов дела не усматривается.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе, однако они не могут быть положены в основу законно принятого судебного акта, поскольку не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.04.2016 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.04.2016 по делу N А29-12735/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-12735/2015
Истец: Общество с ограниченной отвественностью Ростелеком - Розничные системы
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару