Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14 сентября 2016 г. N Ф05-13472/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
20 июня 2016 г. |
Дело N А40-120804/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи П.В. Румянцева
судей Л.Г. Яковлевой, С.М. Мухина
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.03.2016 по делу N А40-120804/15, принятое судьей Е.Ю. Филиной,
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: ПАО "Группа Компаний "ПИК"
о признании незаконным решения от 05.05.2015 N 77/012/205/2015-981 об отказе в государственной регистрации права собственности и об обязании произвести государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости площадью 97,2 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Красного Маяка, д. 22, корп. 2,
при участии:
от заявителя: |
Атаманов Р.С. по дов. от 07.12.2015 г.; |
от заинтересованного лица: |
Фролова Н.М. по дов. от 11.01.2016 г.; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа от 05.05.2015 N 77/012/205/2015-981, об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество площадью 97,2 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Красного Маяка, д. 22, корп. 2.
Решением суда первой инстанции решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 05.05.2015 N 77/012/205/2015-981 об отказе в государственной регистрации права собственности в отношении спорного объекта недвижимого имущества признано недействительным, как не соответствующее Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122- ФЗ от 21.07.1997 г.
Так же суд первой инстанции, для восстановления нарушенных прав, обязал заинтересованное лицо произвести государственную регистрацию права собственности в отношении спорного объекта.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В порядке ст. 262 АПК РФ письменный отзыв на апелляционную не представлен.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позицию сторон, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
19.03.2015 заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимого имущества площадью 97,2 кв.м. расположенного по адресу: г. Москва, ул. Красного Маяка, д. 22, корп. 2.
По результатам рассмотрения указанного заявления Управление Росреестра по Москве письмом от 05.05.2015 N 77/012/205/2015-981, ссылаясь на абз. 4, 10, 13 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации, отказало в государственной регистрации права собственности в отношении вышеуказанного объекта, поскольку в разрешении на ввод в эксплуатацию спорного объекта отсутствовали сведения о вводе в эксплуатацию помещений нежилого назначения. Регистрирующий орган указал, что по данным государственного кадастра недвижимости площадь нежилых помещений, поставленных на кадастровый учет в здании, составляет 914,2 кв.м. Согласно разрешению возведенный объект обладает общей площадью 14 408,5 кв.м., площадь объекта по проекту 19 319,59 кв.м. Вместе с тем, из представленного акта следует, что в результате реализации инвестиционного проекта создан объект недвижимого имущества общей площадью 19 270,5 кв.м. Таким образом, сведения, указанные в акте о результатах реализации инвестиционного проекта, а также, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, противоречат сведениям, указанным в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию. Изложенные обстоятельства позволяют полагать, что стороны инвестиционного проекта распределяют между собой на основании акта от 18.07.2013 г. площади, не введенные в эксплуатацию.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случае если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
Согласно п. 2 ст. 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу абз. 1 ст. 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают такие обстоятельства - акты, изданные органами государственной власти и органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшем в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения, иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о регистрации, если представленные документы отвечают требованиям ст. 18 Закона о регистрации и если иное не установлено законодательством РФ (п. 2 ст. 17 Закона о регистрации).
Согласно ст. 13 и п. 1 ст. 18 Закона о регистрации при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза представленных на регистрацию документов. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
В соответствии с абз. 4, 10, 13 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Как верно установлено судом первой инстанции, согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию N RU77218000-003458, выданного Комитетом государственного строительного надзора города Москвы 30.04.2011 г. в отношении объекта (жилой дом) по адресу: г. Москва, ул. Красного Маяка, д. 22, корп. 2 (строительный адрес: ЮАО, район Чертаново Центральное, ул. Красного Маяка, корп. 3 (напротив вл. 13, корп. 4) общая площадь вводимого в эксплуатацию объекта - 14 408,5 кв.м., площадь объекта по проекту 19 319,59 кв.м.
В разделе III разрешения "Объекты жилищного строительства" в графе "Общая площадь нежилых помещений без конкретной технологии указана фактически введенная площадь - 630,70 кв.м.
18.07.2013 Правительством Москвы, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, ОАО "Группа Компаний ПИК" подписан акт о результатах частичной реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционному контракту от 15.03.2005 г. (реестровый N 13-005785-5501-0148-00001-05) в части строительства нежилой площади жилого дома по адресу: г. Москва, ул. Красного Маяка, д. 22, корп. 2 (строительный адрес: ЮАО, район Чертаново Центральное, ул. Красного Маяка, корп. 3 (напротив вл. 13, корп. 4).
В пункте 4 акта указано, что согласно материалам ТБТИ "Южное N 2" (экспликации от 25.03.2011 г. по состоянию на 15.902.2011 г. и поэтажные планы от 25.03.2011 г. по состоянию на 15.02.2011 г.) введенный в эксплуатацию объект характеризуется следующими показателями: общая площадь объекта - 19270,5 кв.м., общая нежилая площадь всего 5476,8 кв.м., включая полезная площадь нежилых помещений 655,6 кв.м., площади общего пользования и инженерного назначения объекта, неразрывно связанные с системами обеспечения жилой и нежилой части объекта - 4 821,2 кв.м.
В разделе 5 акта указано, что в собственность г. Москвы передаются 6 нежилых помещений без конкретного функционального назначения общей площадью 655,6 кв.м., в том числе помещения эт. 1 пом. IX площадью 97,2 кв.м.
На запрос Управления Росреестра по Москве, Комитет государственного строительного надзора города Москвы в письме от 16.04.2015 г. сообщил, что в отношении объекта недвижимого имущества по адресу: г. Москва, ул. Красного Маяка, д. 22, корп. 2 выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU77218000-003458 от 30.04.2011 г., в III которого "Объекты жилищного строительства" в строке общая площадь нежилых помещений БКТ указана фактически введенная площадь - 630,70 кв.м. Данное разрешение не отменено, сведения, указанные в нем, достоверны.
Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В соответствии с п. 10 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства.
На основании п. 3 ст. 1 Федерального закона РФ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Документом, описывающим объект общей площадью 97,2 кв.м., расположенный по адресу: г. Москва, ул. Красного Маяка, д. 22, корп. 2, является кадастровый паспорт от 20.03.2015 N 77/501/15-310012, имеющийся в материалах регистрационного дела.
Пункт 2 ст. 14 Федерального закона РФ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ относит кадастровый паспорт объекта недвижимости к сведениям, внесенным в государственный кадастр недвижимости. Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.
Согласно п. 16 ст. 7 Федерального закона РФ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости входит назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение.
Государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 01.012011 и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимого имущества с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества между сторонами данного договора, осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимого имущества при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по данному договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества, предусмотренным этим документом (ст. 24.2 Закона о регистрации).
В качестве основания для государственной регистрации права собственности заявителем представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU77218000-003458 от 30.04.2011, выданное Комитетом государственного строительного надзора города Москвы, то есть уполномоченным на это органом государственной власти, акт от 18.07.2013 о результатах частичной реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционному контракту от 15.03.2005.
В материалах регистрационного дела имеется кадастровый паспорт в отношении спорного объекта, позволяющий определить данное недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
На основании изложенных выше обстоятельств, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявителем представлены все документы, отражающие информацию, необходимую для регистрации права собственности на указанный объект недвижимости.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о несоответствии оспариваемого отказа регистрирующего органа требованиям Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку в данном случае имеются основания предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.03.2016 по делу N А40-120804/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-120804/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14 сентября 2016 г. N Ф05-13472/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ДГИ г. Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: Управление Росреестра по Москве, УФРС по г. Москве
Третье лицо: ПАО "Группа Компаний ПИК"