Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 октября 2016 г. N Ф02-5535/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о понуждении заключить договор, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Чита |
|
20 июня 2016 г. |
Дело N А78-16863/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Д.В. Басаева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Универсальный производственный центр агитации и рекламы Читинского района" и апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Производство сувениров" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 марта 2016 года по делу N А78-16863/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Универсальный производственный центр агитации и рекламы Читинского района" (ОГРН 1157536005043, ИНН 7524187084) и общества с ограниченной ответственностью "Производство сувениров" (ОГРН 1157536004966, ИНН 7524187013) к Министерству экономического развития Забайкальского края (ОГРН 1087536008174, ИНН 7536095303) о признании незаконным и отмене решения конкурсной комиссии Министерства экономического развития Забайкальского края по предоставлению из бюджета Забайкальского края субсидий и грантов в рамках мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства государственной программы Забайкальского края "Экономическое развитие", отраженного в протоколе заседания комиссии от 02.12.2015 N 40 и об обязании заключить с заявителями договоры о предоставлении грантов в форме субсидий начинающему субъекту малого предпринимательства,
суд первой инстанции, судья Перевалова Е.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителей: Дергачёв С.М., представитель по доверенности от 16.12.2016
от заинтересованного лица: Кисель С.Ю., представитель по доверенности от 09.03.2016, Синегузова Т.В., представитель по доверенности от 25.01.2016;
от третьих лиц:
1. индивидуального предпринимателя Игумновой Виктории Александровны (ОГРНип 315751300000730): не было;
2. индивидуального предпринимателя Жамбалова Ивана Васильевича (ОГРНип 315758000002933): не было;
3. индивидуального предпринимателя Матвеева Андрея Эдуардовича (ОГРНип 315750500000326): не было;
4. индивидуального предпринимателя Жамсарановой Туяны Жамьяновны (ОГРНип 315758000002609): не было;
5. индивидуального предпринимателя Кобылкиной Татьяны Григорьевны (ОГРНип 315758000002869): не было;
6. индивидуального предпринимателя Кузовкина Алексея Андреевича (ОГРНип 315751300001692): не было;
7. индивидуального предпринимателя Балыковой Анастасии Игоревны (ОГРНип 315751300001725): не было;
8. индивидуального предпринимателя Тёплаой Екатерины Сергеевны (ОГРНип 315753000001856): не было;
9. индивидуального предпринимателя Аюшиевой Арюны Аюровны (ОГРНип 315758000002728):не было;
10. главы КФХ Митуповой Ирины Баторовны (ОГРНип 315758000001640) ;
11. общества с ограниченной ответственностью "Арт Фэмили" (ОГРН 1147536006639 ИНН 7536146406):не было;
12. индивидуального предпринимателя Былковой Елены Юрьевны (ОГРНип 3147536309000583): не было;
13. индивидуального предпринимателя Золотухиной Евгении Васильевны ОГРНип315753600013540): не было;
14. главы КФХ Балбырова Даши-Цырена Цыреновича (ОГРНип 315753800001361): не было;
15. индивидуального предпринимателя Остапчук Петра Викторовича (ОГРНип 315753600011938): не было;
16. индивидуального предпринимателя Болдыревой Марии Алексеевны (ОГРНип 314751328600012):не было;
17. главы КФХ Капустиной Натальи Степановны (ОГРНип315753800001372): не было
установил:
Заявители, Общество с ограниченной ответственностью "Универсальный производственный центр агитации и рекламы Читинского района" и общество с ограниченной ответственностью "Производство сувениров" обратились в арбитражный суд с заявлением к Министерству экономического развития Забайкальского края-
- о признании незаконным и отмене решения конкурсной комиссии Министерства экономического развития Забайкальского края по предоставлению из бюджета Забайкальского края субсидий и грантов в рамках мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства государственной программы Забайкальского края "Экономическое развитие", отраженного в протоколе заседания комиссии от 02.12.2015 N 40
- об обязании заключить с заявителями договоры о предоставлении грантов в форме субсидий начинающему субъекту малого предпринимательства.
Решением суда первой инстанции от 21.03.2016 заявителям отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Суд приходит к выводу, что получатели гранта предоставили Министерству экономики сведения и обязательства, позволившие им победить в конкурсном отборе, при этом от реализации взятых на себя обязательств, заявители отказались что, в свою очередь, в силу Порядка является основанием для отказа в государственной поддержке.
Основываясь на изложенном суд приходит к выводу о том, что при указанных обстоятельствах Конкурсная комиссия правомерно путем аннулирования результатов конкурса от 28.08.2015 отказала заявителям в предоставлении субсидии и данное решение соответствует требованиям действующего законодательства.
Требование об обязании Министерства заключить договоры о предоставлении гранта, даже как способ восстановления нарушенных прав не соответствует требованиям законодательства.
Отказ в заключении договора, преддоговорные споры, обязание заключить договор, не могут быть рассмотрены по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ООО "Универсальный производственный центр агитации и рекламы Читинского района" и ООО "Производство сувениров", не согласившись с выводами суда первой инстанции заявили апелляционную жалобу, в которой просят решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель заявителей в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив, что выводы суда первой инстанции носят ошибочный характер не соответствующий материалам дела.
Представитель заявителей в судебном заседании пояснил, что требование об обязании Министерства заключить договоры о предоставлении гранта, заявлено как устранение нарушенных прав, а не как самостоятельное требование о понуждении заключения договора о предоставлении гранта в качестве субсидии с победителем конкурса.
Представитель Министерства в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу Министерство просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 17.05.2016.
Согласно пункту 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
11 августа 2015, заявители обратились в Министерство, с заявлениями для участия в конкурсном отборе для предоставления в 2015 году грантов в форме субсидий начинающим субъектам малого предпринимательства (т. 2, л. 15 и 19).
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на конкурсный отбор для предоставления в 2015 году грантов в форме субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках реализации Государственной программы Забайкальского края "Экономическое развитие" N 7 от 28.08.2015 (т.1, л.д.50-73) с приложениями, комиссия решила:
Распределить победителей конкурсного отбора по группам видов предпринимательской деятельности (Приложение N 1);
Оценить и предоставить гранты в форме субсидий 46 заявкам на общую сумму 22 500 0000 руб. согласно приложению N 2 к настоящему протоколу;
Рекомендовать Министерству экономического развития Забайкальского края заключить с победителями конкурсного отбора договоры о предоставлении субсидий.
В числе победителей конкурсного отбора согласно приложению N 1 к протоколу N 7 значатся под номером 108 - ООО "УПЦАР ЧР" и под номером 124 - ООО "Производство сувениров".
20.11.2015 заявители направили в адрес Министерства договоры о предоставлении гранта в форме субсидии начинающему субъекту малого предпринимательства.
В ответ 27.11.2015 заявители получили от Министерства, подготовленные проекты договоров.
27.11.2015 получатели грантов (заявители по делу) 27.11.2015 направили в адрес Министерства договоры о предоставлении гранта в форме субсидий и протоколы разногласий (т.2, л.д.64-72, 73-81), согласно которым, заявители указывают в качестве разногласий п.п.3.8, 3.10, 3.11, абзац 5 п.4.1 договоров предоставлении гранта в форме субсидий.
02.12.2015 на заседании Конкурсной комиссии, в присутствии заявителей, принято решение N 40, которым отменено решение о предоставлении грантов в форме субсидий содержащихся в протоколе N 7 от 28.08.2015 (т.1, л.д.50-73), в том числе в отношении заявителей, денежные средства перераспределены между победителями конкурсного отбора, которым не была предоставлена поддержка, в связи с недостаточностью бюджетных ассигнований. Победителями признаны третьи лица, с которыми Министерство заключило договоры (т. 2, л. 83).
Заявители по делу, посчитав, что указанное решение от 02.12.2015 нарушает их права и законные интересы и не соответствует номам действующего законодательства, обратились в суд с рассматриваемым требованием.
Оценивая существо требований, суд апелляционной инстанции усматривает, что требование о признании решения от 02.12.2015 незаконным подлежит рассмотрению в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Как правильно указано судом первой инстанции, Постановлением Правительства Забайкальского края от 23.04.2014 N 220 утверждена Государственная программа Забайкальского края "Экономическое развитие", в целях увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства и увеличения количества, вновь созданных рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства.
Для реализации программы, постановлением Правительства Забайкальского края от 26.06.2015 N 317 утверждено Положение об использовании бюджетных ассигнований на реализацию в 2015 году мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства (далее- Положение).
Получателями субсидий предпринимательству в рамках настоящего Положения являются соответствующие требованиям, установленным государственной программой Забайкальского края "Экономическое развитие":
1) субъекты малого и среднего предпринимательства, состоящие на налоговом учете и действующие на территории Забайкальского края;
2) организации, образующие инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, имеющие основным видом деятельности обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Забайкальского края (п.5).
Субсидии субъектам малого и (или) среднего предпринимательства предоставляются:
1) на конкурсной основе на следующие цели:
а) возмещение части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей по договорам лизинга оборудования, включая затраты на монтаж оборудования;
б) уплата первого взноса (аванса) по договору (договорам) лизинга оборудования;
в) возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях;
г) возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг);
д) поддержка социального предпринимательства;
е) организация групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми;
ж) возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, в сфере торговли и услуг;
2) на заявительной основе на следующую цель - возобновление предпринимательской деятельности пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (п.6).
Субсидии организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, предоставляются на конкурсной основе, на следующие цели:
1) создание и (или) обеспечение деятельности центров кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
2) создание и (или) обеспечение деятельности регионального центра инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) пополнение фондов (активов) микрофинансовых организаций;
4) компенсация части процентов по кредитам, полученным в Российской Федерации микрофинансовыми организациями, для предоставления микрозаймов (займов) субъектам малого и среднего предпринимательства;
5) создание и увеличение капитализации гарантийных организаций (фондов поручительств);
6) возмещение текущих затрат на содержание бизнес-инкубаторов;
7) возмещение затрат организаций, предоставляющих услуги лизинга, на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях;
8) пополнение фондов (активов) лизинговых организаций;
9) возмещение текущих затрат на содержание промышленных парков (п.7).
Министерство является организатором конкурсных отборов и предоставления субсидий предпринимательству, указанных в подпункте 2 пункта 6 настоящего Положения (п.8).
Решение о предоставлении субсидии предпринимательству или об отказе в ее предоставлении принимается в течение 20 рабочих дней со дня окончания приема заявок конкурсной комиссией по предоставлению из бюджета Забайкальского края субсидий и грантов в форме субсидий в рамках мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства государственной программы Забайкальского края "Экономическое развитие" (далее - конкурсная комиссия), положение и состав которой утверждаются Министерством (п.10).
Решение конкурсной комиссии о предоставлении субсидии предпринимательству оформляется протоколом заседания конкурсной комиссии, который подписывается членами конкурсной комиссии в течение 5 рабочих дней со дня его принятия (п.12).
Министерство в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения, указанного в пункте 12 настоящего Положения, направляет уведомление субъекту малого и среднего предпринимательства или организации, образующей инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, о принятом решении (п.13).
Министерство в течение 20 рабочих дней со дня подписания членами конкурсной комиссии протокола, указанного в пункте 12 настоящего Положения:
1) заключает с победителями конкурсного отбора договоры о предоставлении субсидий предпринимательству, которые предусматривают условия и сроки их перечисления, порядок представления получателями субсидий отчета о затратах, подлежащих возмещению за счет субсидий, согласие получателей субсидий на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля Забайкальского края проверок соблюдения условий, целей и порядка их предоставления, а также случаи возврата в текущем финансовом году получателями субсидий остатков субсидий;
2) формирует и представляет в Министерство финансов Забайкальского края заявку на финансирование указанных расходов (п.14).
Как следует из материалов дела, заявители по делу признаны победителями конкурсного отбора в связи их соответствием условиям такого отбора.
Приказом Министерства экономического развития Забайкальского края от 30.06.2015 N 71-од утвержден Порядок конкурсного отбора для предоставления в 2015 году грантов в форме субсидий начинающим субъектам малого предпринимательства в рамках реализации государственной программы Забайкальского края "Экономическое развитие".
Организатором конкурсного отбора является Министерство экономического развития Забайкальского края (п.1.5 Порядка).
Конкурсный отбор проводится Конкурсной комиссией по предоставлению из бюджета Забайкальского края субсидий и грантов в форме субсидий в рамках мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства государственной программы Забайкальского края "Экономическое развитие" (далее - Конкурсная комиссия) (п.1.6 Порядка).
Победителям конкурсного отбора предоставляются гранты при условии, если они принимают на себя следующие обязательства по реализации бизнес-проектов:
1) использование гранта в полном объеме по целевому назначению в течение года с даты оказания поддержки;
2) обеспечение реализации бизнес-проекта в течение 3 лет с даты оказания поддержки;
3) осуществление деятельности и регистрация в налоговых органах на территории Забайкальского края в течение 3 лет с даты оказания поддержки;
4) обеспечение заработной платы в среднем на одного работника в размере, указанном в графе "Планируемые показатели в результате получения государственной поддержки по состоянию на 01.01.2017" в информации об основных показателях бизнес-проекта заявления субъекта малого предпринимательства на участие в конкурсном отборе по форме, установленной настоящим Порядком (приложение N 2);
5) обеспечение количества созданных рабочих мест без учета индивидуального предпринимателя не менее количества, указанного в графе "Планируемые показатели в результате получения государственной поддержки по состоянию на 01.01.2017" в информации об основных показателях бизнес-проекта заявления субъекта малого предпринимательства на участие в конкурсном отборе по форме, установленной настоящим Порядком (приложение N 2);
6) представление отчетности в сроки, установленные договором о предоставлении гранта (п.1.8 Порядка).
В случае невыполнения победителем Конкурсного отбора обязательств, предусмотренных пунктом 1.8 настоящего Порядка, сумма гранта возвращается в бюджет Забайкальского края в полном объеме (п.1.9 Порядка).
Неисполнение (невозможность исполнения) победителем Конкурсного отбора обязательств, предусмотренных п. 1.8 настоящего Порядка, допускается в случае возникновения чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы) либо иных подтвержденных победителем Конкурсного отбора причинам, которые победитель Конкурсного отбора не мог преодолеть после их возникновения (п.1.10 Порядка).
Признание характера причин неисполнения (невозможности исполнения) обязательств победителем Конкурсного отбора чрезвычайным, непредотвратимым и уважительным осуществляется Конкурсной комиссией (п.1.13 Порядка).
В течение 5 рабочих дней с даты поступления Организатору конкурсного отбора заявления победителя Конкурсного отбора о неисполнении (невозможности исполнения) обязательства Конкурсная комиссия рассматривает указанное заявление, а также приложенные к нему документы и материалы и заочно принимает решение об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении данного вопроса (п.1.14 Порядка).
Решение Конкурсной комиссии оформляется протоколом, который подписывается членами Конкурсной комиссии в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения (п.1.15 Порядка).
Организатор конкурсного отбора в течение 3 рабочих дней уведомляет победителя конкурсного отбора о результатах рассмотрения заявления (п.1.16 Порядка).
Решение Конкурсной комиссии по результатам рассмотрения заявления может быть обжаловано в суде, а также путем подачи жалобы вышестоящему лицу в порядке подчиненности Председателя конкурсной комиссии (п.1.17 Порядка).
Согласно материалам дела, признание данных лиц победителями конкурсного отбора отражено в протоколе N 7 от 28.08.2015
Между тем, как следует из материалов дела, заявители, получив от Министерства проекты договоров на предоставление гранта в виде субсидии, направили в адрес последнего протокол разногласий, свидетельствующий о намерении общества заключить указанные договоры на иных условиях, чем им было предложено как победителям конкурса.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что стороны не договорились о существенных условиях договора.
Статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги (ч.1).
Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом (ч.4).
Статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.
Лицо, уклонившееся от подписания протокола, обязано возместить причиненные этим убытки в части, превышающей размер предоставленного обеспечения.
Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения (ч.6).
Условия договора, заключенного по результатам торгов в случае, когда его заключение допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом (ч.8).
Из названной нормы следует, что стороны договора заключаемого на торгах могут изменить его условия, если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом.
Как правильно указал суд первой инстанции, участники конкурсного отбора должны соответствовать требованиям, установленным в разделе 3 Порядка конкурсного отбора.
Критерии конкурсного отбора для предоставления в 2015 году грантов в форме субсидий начинающим субъектам малого предпринимательства установлены в приложении N 3 Порядка с оценкой от 0 до 6, в зависимости от предложенных условий.
Так, максимальное количество баллов рассчитывается исходя из:
- места реализации бизнес-проекта - сельские поселения, кроме районных центров; количество создаваемых рабочих мест 4 и более;
- уровня заработной платы в среднем на одного работника по отношению к величине прожиточного минимума в % - от 300 и более;
стоимости создания одного рабочего места - менее 165 000 руб. включительно.
Согласно конкурсной документации, заявители набрали максимальное количество баллов по следующим критериям оценки:
- место реализации бизнес-проекта (почтовый и юридический адрес предприятий с.Беклимишево и с.Карповка соответственно), иных мест ведения бизнеса в заявлении не указано и по критерию оценки;
- количество создаваемых рабочих мест, заявив по 4 единицы рабочих мест,
С учетом заявления указанных требований заявители набрали 28 баллов и протоколом конкурсной комиссии от 28.08.2015 N 7 признаны в числе победителей конкурсного отбора на получение грантов в виде субсидий.
Таким образом, заявители по делу, заявив указанные условия и получив соответствующие баллы, были признаны победителями конкурсного отбора.
Между тем, протоколами разногласий было предположено, п.3.8 Договора который устанавливал "Обеспечить реализацию проекта в течение 3 (трех) лет с даты получения гранта в с. Беклимишиво Читинского района (место ведения бизнеса предусмотрено бизнес-планом проекта)" ("Обеспечить реализацию проекта в течение 3 (трех) лет с даты получения гранта в с. Карповка Читинского района (место ведения бизнеса предусмотрено бизнес-планом проекта)" изложить в следующей редакции "Обеспечить реализацию проекта в течение 3 (трех) лет с даты получения гранта в Читинском районе Забайкальского края (место ведения бизнеса предусмотрено бизнес-планом проекта)".
Пункт 3.10. Договора, который устанавливал "Создать не менее 4 рабочих мест в период с даты получения гранта по 31.12.2016 (количество предусмотрено бизнес-планом проекта) и обеспечить их сохранение и занятость в течении трех лет с даты получения гранта" предложено изложить в следующей редакции "Обеспечить количество созданных рабочих мест не менее 4 (количество предусмотрено бизнес-планом проекта)".
Пункт 3.11 Договора, который устанавливал "Обеспечить в период с даты получения гранта по 31.12.2016 года средний уровень заработной платы работников в размере не менее 11 081 (Одиннадцать тысяч восемьдесят один) рублей 63 копейки (сумма предусмотрена бизнес- планом проекта), но не менее величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного Правительством Забайкальского края", предложено изложить в следующей редакции "Обеспечить средний уровень заработной платы работников в размере не менее 11 310 (Одиннадцать тысяч триста десять) рублей 00 копеек (сумма предусмотрена бизнес- планом проекта), но не менее величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного Правительством Забайкальского края".
Абзац 2 пункта 4.1. Договора, который устанавливал "Учредители несут субсидиарную ответственность по обязательствам Получателя в соответствии с законодательством Российской Федерации" предложено изложить в следующей редакции "Учредители несут субсидиарную ответственность по обязательствам Получателя в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации".
Оценив данные предложения, суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что данными протоколами разногласий, заявителю предложили Министерству внести изменения в условия договоров заключаемые по результатам торгов влияющие на условия договоров, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом.
Как следует из материалов дела и считает суд апелляционной инстанции, предлагаемые обществами изменения в договоры, имеют существенное значение определения условий их заключения, поскольку изменяемые условия договора обусловлены критериями конкурсного отбора победителя для заключения договоров на получение гранта в форме субсидии.
Для определения победителя конкурсного отбора, необходимо в совокупности учитывать положения п.п. 1.8, 3.1, 4.1 и приложения N 3 к Порядку, устанавливающие критерии отбора, которыми руководствуется комиссия при определении победителя.
Так, наибольший балл, а, следовательно, наибольшая вероятность победы в конкурсном отборе обусловлена, в том числе:
Местом реализации проекта: сельские поселения, кроме районных центров;
Создание рабочих мест: количество, создаваемых рабочих мест- 4 и более в течении трех лет с момента оказания поддержки;
Исходя из заявлений, представленных на конкурсный отбор ООО "УПЦАР ЧР" и ООО "Производство сувениров", общества набрали максимальное количество баллов, придерживаясь критериев отбора (количество рабочих мест- 4; адрес юридический и почтовый: с.Беклимишево и с.Карповка ).
Суд апелляционной инстанции считает, что требование обществ об изменении указанных выше условий договоров фактически направлено на заключение его на иных условиях, чем это было заявлено на конкурсном отборе победителей, т.е. требования обществ направлены на изменение существенных условий договоров заключаемых по результатам конкурсного отбора, что не допускается действующим законодательством.
В силу указанного, суд апелляционной инстанции считает, что на предлагаемых обществами условий понуждение Министерства на заключение Договоров о предоставлении гранта в форме субсидии начинающему субъекту малого предпринимательства на условиях с Протоколами разногласий невозможно, поскольку это противоречит условиям конкурсного отбора.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, оба общества, победив на конкурсе, в последующем фактически не приняли на себя обязательства, установленные в частности п.1.8 Порядка конкурсного отбора по соблюдению критерий отбора указанных в приложении N 3 к Порядку конкурсного отбора предложив их изменить.
Согласно п. 1.9 Порядка конкурсного отбора в случае невыполнения победителем Конкурсного отбора обязательств, предусмотренных пунктом 1.8 настоящего Порядка, сумма гранта возвращается в бюджет Забайкальского края в полном объеме.
В данном случае Министерство не выдало грант победителям, в связи с их предложением на изменение существенных условий конкурса и не заключением договора.
Пунктом 1.10 Порядка конкурсного отбора установлено, что неисполнение (невозможность исполнения) победителем Конкурсного отбора обязательств, предусмотренных п. 1.8 настоящего Порядка, допускается в случае возникновения чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы) либо иных подтвержденных победителем Конкурсного отбора причинам, которые победитель Конкурсного отбора не мог преодолеть после их возникновения.
Согласно п. 1.14 Порядка конкурсного отбора, конкурсная комиссия, в течение 5 рабочих дней с даты поступления Организатору конкурсного отбора заявления победителя Конкурсного отбора о неисполнении (невозможности исполнения) обязательства, рассматривает указанное заявление, а также приложенные к нему документы и материалы и заочно принимает решение об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении данного вопроса.
Решение Конкурсной комиссии оформляется протоколом, который подписывается членами Конкурсной комиссии в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения.
Как следует из материалов дела, конкурсная комиссия, рассмотрев заявления (протоколы разногласий) обществ приняла решение об отказе в их удовлетворении, поскольку, как было указано ранее, предложения обществ изменяют существенные условия договора заключенного на торгах. Поскольку обществам было отказано в удовлетворении заявлений о внесении изменений в договоры, у Министерства не было законных оснований заключать с обществами договоры о предоставлении грантов в форме субсидии.
Поскольку у Министерства не было законных оснований заключать с обществами договоры о предоставлении грантов в форме субсидии, то принятие комиссией решения отражённого в протоколе N 40 от 02.2015 об отмене результатов торгов от 28.08.2015 не нарушает прав заявителей.
Доводы представителя обществ о том, что комиссия должна была отклонить протоколы возражений и потребовать от победителей заключения договоров о предоставлении грантов в форме субсидии в редакции Министерства, не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Договоры подлежат заключению исключительно на согласованных сторонами существенных условий договоров. При этом в основание заключения договоров лежит воля сторон на их заключение. Ни одна из сторон не вправе навязывать противной стороне условия договора противные ее воле. Таким образом, поскольку воля заявителей была выражена в протоколах разногласий, то у Министерства не было законных оснований понуждать общества к заключению договоров на иных условиях, чем это намеревались сделать заявители по делу.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов и в полной мере соответствует нормам действующего законодательства.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от "21" марта 2016 года по делу N А78-16863/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-16863/2015
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 октября 2016 г. N Ф02-5535/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Производство сувениров", ООО "Универсальный производственный центр агитации и рекламы Читинского района"
Ответчик: Министерство экономического развития Забайкальского края
Третье лицо: Глава КФХ Балбыров Даши-Цырен Цыренович, Глава КФХ Капустина Н. С., Глава КФХ Митупова Ирина Баторовна, ИП Аюшиева А. А., ИП Балыкова А. И., ИП Болдырева Марина Алексеевна, ИП Былкова Елена Юрьевна, ИП Жамбалов Иван Васильевич, ИП Жамсаранова Туяна Жамьяновна, ИП Золотухина Е. В., ИП Игумнова Виктория Александровна, ИП Кобылкина Т. Г., ИП Кузовкин А. А., ИП Матвеев Андрей Эдуардович, ИП Остапчук П. В., ИП Теплая Екатерина Сергеевна, ООО "АРТ ФЭМИЛИ"