г. Санкт-Петербург |
|
21 июня 2016 г. |
Дело N А56-58567/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от истца (заявителя): Григорьев Д.О. по доверенности от 25.01.2016;
от ответчика (должника): Зайцев А.В. по доверенности от 11.01.2016 N 03-02-372;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10318/2016) ООО "Автотранспортное предприятие N 1"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2015 по делу N А56-58567/2015 (судья Хохлов Д.В.), принятое
по заявлению ООО "Автотранспортное предприятие N 1"
к Комитету по транспорту Правительства Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие N 1" (ОГРН 1137847421425; адрес: 196608, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Автомобильная, д. 4, оф. 35; далее - ООО "АТП N 1", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по транспорту (ОГРН 1027810354516; адрес: 191167, г. Санкт- Петербург, ул. Исполкомская, д. 16, лит. А; далее - Комитет, административный орган) от 31.07.2015 N 12-15 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 42 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Решением суда от 23.11.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано, оспариваемое постановление признано не подлежащим исполнению на основании части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, полагая, что суд первой инстанции не в полном объеме исследовал обстоятельства дела, что привело к вынесению незаконного и необоснованного решении. Кроме того, податель жалобы считает, положения Закон N 273-70 не подлежали применению судом, поскольку перевозка пассажиров наземным транспортом осуществлялась между двумя субъектами Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, 01.06.2015 в ходе проверочных мероприятий Межведомственной транспортной комиссии Санкт-Петербурга (далее - МТК) обнаружено, что в Московском районе Санкт-Петербурга у дома N 108 на Витебском проспекте ООО "АТП N 1" оказывает услуги по перевозке пассажиров и багажа га маршруте регулярных перевозок N К-174 (Славянка - ст.м. "Купчино"), соответствующему маршруту регулярных перевозок N К-202 (ст.м. "Купчино", Балканская пл., - г. Пушкин, Ростовская ул.), на автомобиле без марки L4H2M2C-A с государственным регистрационным номером К807ЕО178 при отсутствии договора с Комитетом, заключенного в соответствии со статьей 5 Закона Санкт-Петербурга от 08.02.2000 N 19-4 "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге".
Право осуществления перевозок пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования по маршруту регулярных перевозок N К-202 предоставлено ООО "ПИТЕРАВТО" в соответствии с договором от 10.12.2010 N 10-062/006.
Указанные обстоятельства отражены в акте от 01.06.2015 N 00062 о результатах проверки транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Санкт-Петербурге (л.д. 94-102).
02.06.2015 вынесено Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 2 статьи 42 Закон N 273-70 (л.д. 87-88).
11.06.2015 в ходе административного расследования было установлено, что ООО "АТП N 1" продолжило противоправную деятельность, а именно: оказывало услуги по перевозке пассажиров и багажа на маршруте регулярных перевозок N К - 174, соответствующему маршруту регулярных перевозок N К-202 на автомобиле без марки L4H2M2C-A с государственным регистрационным номером К807ЕО178 при отсутствии заключенного с Комитетом договора.
Указанные обстоятельства отражены в акте от 11.06.2015 N 00106 о результатах проверки транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Санкт-Петербурге (л.д. 62-79).
17.06.2015 МТК было обнаружено, что в Пушкинском районе Санкт-Петербурга, г. Пушкин, ул. Новодеревенская,д. 8, ООО "АТП N 1" оказывало услуги по перевозке пассажиров и багажа на маршруте регулярных перевозок N К- 180 (ж/д вокзал г. Пушкин - район Славянка), соответствующем маршруту регулярных перевозок N К-294 (г. Колпино ул. Веры Слуцкой д. 50 - г. Пушкин, вокзал, шоссе Подбельского), установленному распоряжением Комитета по транспорту от 10.09.2009 N 170- р, на автомобиле "ИВЕКО" с государственным регистрационным номером В66ТС178 при отсутствии договора, заключенного в соответствии со статьей 5 Закона Санкт-Петербурга от 08.02.2000 N 19-4 "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге"
Указанные обстоятельства отражены в акте от 17.06.2015N 00063 о результатах проверки транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Санкт-Петербурге (л.д. 52-61).
Выявленные нарушения послужили основанием для составления протокола от 30.06.2015 N 12-15 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 42 Закона N 273-70.
Постановлением Комитета по транспорту от 31.07.2015 N 12-15 ООО "АТП N 1" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 42 Закона N 273-70, выразившегося в оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге при отсутствии договора; обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. (л.д. 40-43).
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности материалами дела события вмененного Обществу административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Закона N 47-оз, а также не усмотрел нарушения порядка привлечения заявителя к административной ответственности, в связи с чем не усмотрел оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления,
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не находит оснований для их переоценки ввиду следующего.
Отношения, связанные с организацией обслуживания пассажиров наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге, регулируются Законом Санкт-Петербурга от 08.02.2000 N 19-4 "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 19-4).
Согласно статье 5 Закона N 19-4 организация работы перевозчиков производится Правительством Санкт-Петербурга и уполномоченным органом. Порядок работы перевозчиков на маршрутах регулярных перевозок определяется договорами.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2009 N 683 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" установлено, что Комитет по транспорту является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга по осуществлению организации и проведения для перевозчиков конкурса, по результатам которого им предоставляется право осуществления перевозок по каждому установленному маршруту регулярных перевозок.
В соответствии со статьей 12 Закона N 19-4 (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 06.12.2011 N 730-138) перевозчики, нарушившие требования, предъявляемые к их деятельности нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Законом Санкт-Петербурга от 12 мая 2010 года N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге".
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" оказание услуг населению по перевозке пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге в случае, если отсутствует договор, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Факт правонарушения установлен судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и Обществом не опровергнут.
Доказательств невозможности соблюдения обществом требований Закона N 19-4 и Закона N 273-70 в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 42 Закона N 273-70, выразившегося в оказании Обществом услуг по перевозке пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования при отсутствии договоров, заключенных с Комитетом по транспорту.
Административным органом не было допущено существенных процессуальных нарушений в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Общества, которые привели бы к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности.
Постановление от 31.07.2015 о назначении административного наказания вынесено административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, штраф назначен в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 42 Закона N 273-70 с учетом наличия отягчающих ответственность обстоятельств (неоднократное привлечение к административной ответственности за совершение однородных правонарушений).
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания незаконным и отмены постановления Комитета по транспорту от 31.07.2015 N 12-15 о привлечении ООО "АТП N 1" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 42 Закона N 273-70.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что решением Санкт-Петербургского городского суда от 01.04.2015 по делу N 3-52/15, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 09.09.2015 N 78-АПГ15-14, признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу положения части 2 статьи 42 Закона Санкт- Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт- Петербурге".
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Оспариваемое постановление в отношении общества не исполнено.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
В соответствии с пунктом 2 того же Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности, и судам необходимо исходить из того, что если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, со ссылкой на часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ, сделал правомерный вывод о том, что постановление Комитета по транспорту от 31.07.2015 N 12-15 о назначении ООО "АТП N 1" административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 42 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге", исполнению не подлежит.
Учитывая, что в соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства Санкт-Петербургский городской суд в решении от 01.04.2015 определил момент, с которого статья 42 Закона N 273-70 признана им недействующей - с момента вступления в законную силу решения суда, доводы апелляционной жалобы о том, что указанная статья изначально противоречила положениям статьи 1.3 КоАП РФ, а следовательно, само привлечение Общества к административной ответственности было незаконно, направлены на преодоление вступившего в законную силу судебного акта.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2015 г. по делу N А56-58567/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортного предприятия N 1" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-58567/2015
Истец: ООО "Автотранспортное предприятие N 1"
Ответчик: Комитет по транспорту Правительства Санкт-Петербурга