г. Челябинск |
|
23 июня 2016 г. |
Дело N А76-1345/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное управление Курчатовского района" на определение Арбитражного суда Челябинской области от 19 апреля 2016 года по делу N А76-1345/2016, принятое в порядке упрощенного производства (судья Котляров Н.Е.).
В заседании принял участие представитель административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории города Челябинска - Лазарук Е.М. (доверенность от 11.11.2015).
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное управление Курчатовского района" (далее - заявитель, ООО УК "ПЖРЭО Курчатовского района", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории города Челябинска (далее - заинтересованное лицо, административная комиссия), к администрации города Челябинска (далее - администрация г. Челябинска) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 15.12.2015, которым ООО УК "ПЖРЭУ Курчатовского района" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 N 584-ЗО "Об административных правонарушениях в Челябинской области" (далее - Закон Челябинской области от 27.05.2010 N 584-ЗО).
Определением от 19.02.2014 заявление ООО УК "ПЖРЭУ Курчатовского района" принято к производству Арбитражным судом Челябинской области и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 19.04.2016 производство по настоящему делу прекращено по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе ООО УК "ПЖРЭУ Курчатовского района" просит определение арбитражного суда первой инстанции отменить. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а, выводы, положенные судом первой инстанции в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности, ООО УК "ПЖРЭУ Курчатовского района" ссылается на то, что в данном случае спор связан с осуществлением обществом предпринимательской деятельности, а, потому, подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу административная комиссия просит оставить определение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Администрацией г. Челябинска отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось на 21.06.2016.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 21.06.2016 принял участие представитель административной комиссии.
Иные участники процесса, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили.
В соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание иных участников процесса.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя административной комиссии, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого определения арбитражного суда первой инстанции и направлении вопроса на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, в связи со следующим.
Имеющиеся в настоящем деле доказательства свидетельствуют о том, что административной комиссией, осуществляющей деятельность на территории города Челябинска 15.12.2015 в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное управление Курчатовского района" было вынесено постановление, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 N 584-ЗО "Об административных правонарушениях в Челябинской области", с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Административным органом заявителю при этом, согласно тексту упомянутого выше постановления, вменено следующее.
В административную комиссию поступил протокол об административном правонарушении от 03.12.2015 N 04-2015/543, составленный юрисконсультом отдела муниципального контроля в сфере благоустройства Управления благоустройства. Согласно данному протоколу, 27.11.2015 в 10:13 юридическое лицо - ООО УК "ПЖРЭУ Курчатовского района" на домовой территории, прилегающей к дому N 7 по ул. Чайковского в Курчатовском районе г. Челябинска, допустило ненадлежащее содержание элементов благоустройства, которое выразилось в скоплении наледи и снега на подходе к подъезду 3 2 и межквартальном проезде.
Согласно договору управления многоквартирным домом от 24.04.2015 с собственниками многоквартирного дома (далее - МКД) N 7 по ул. Чайковского, ООО УК "ПЖРЭУ Курчатовского района" обязано (приложение 2) производить уборку придомовой территории в холодный период года, что выражается в очистке усовершенствованного покрытия от наледи и льда на 30 % площади от всего земельного участка, предназначенного для эксплуатации данного многоквартирного дома, в связи с чем, жителям дома производится начисление платы за содержание общего имущества.
Между ООО УК "ПЖРЭУ Курчатовского района" и собственниками МКД N 7 по ул. Чайковского 24.04.2015 заключен договор управления многоквартирным домом. В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В этой связи административной комиссией сделан вывод о нарушении ООО УК "ПЖРЭУ Курчатовского района", п. п. 85, 96 Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 24.04.2012 N 34/3 (далее - Правила благоустройства территории г. Челябинска).
Упомянутый в постановлении административного органа договор управления многоквартирным жилым домом от 24.04.2015, заключенный между собственниками жилых помещений в МКД N 7 по ул. Чайковского в г. Челябинске (собственниками) и ООО УК "ПЖРЭУ Курчатовского района" (исполнителем) имеется в материалах дела N А76-1345/2016 Арбитражного суда Челябинской области (л.д. 78 - 83). При этом данным договором его стороны предусмотрели, что исполнитель принимает на себя обязательства, в пределах финансирования, осуществляемого собственниками, выполнять работы и услуги самостоятельно в полном объеме или частично, либо путем заключения от собственного имени, но за счет собственников договоров с подрядными организациями, в т.ч. на отдельные виды работ (п. 1.6.2); в обязанности собственника входит своевременное и полное внесение платы по настоящему договору и платы за прочие работы, выполненные на основании решения общего собрания собственников помещений на условиях, установленных настоящим договором (п. 2.1.13). Цена договора определяется исходя из платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД, стоимости предоставленных коммунальных услуг (в случае заключения исполнителем договоров с ресурсоснабжающими организациями) (п. 4.1). Размер платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД в месяц (приложение N 5) рассчитывается как произведение общей площади помещения и размера платы за 1 кв.м в месяц, и включает в себя плату за услуги и работы по управлению МКД, а также затраты на истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих свои обязательства по оплате (п. 4.2). Плата за содержание и ремонт общего имущества в МКД по настоящему договору устанавливается в размере, обеспечивающим содержание общего имущества в МКД, в соответствии с перечнем, составом, периодичностью работ (услуг) и стоимостью работ, указанных в приложении N 2, не ниже платы за жилое помещение, установленной органом местного самоуправления.
Приложением N 2 к договору управления многоквартирным домом от 24.04.2015 является Перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расположенного по адресу ул. Чайковского, 7 (л.д. 84 - 86).
В указанный перечень в числе прочего включена уборка придомовой территории, предусматривающая, в холодный период года, выполнение следующих работ: сдвигание свежевыпавшего снега с усовершенствованного покрытия; подметание усовершенствованного покрытия; чистка усовершенствованного покрытия песком или смесью песка с хлоридами (30 % территории усовершенствованного покрытия), - стоимостью 1,27 руб. за 1 кв.м площади в месяц (л.д. 84).
Приложением N 5 к договору управления МКД от 24.04.2015 является Размер платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД ул. Чайковского, 7 (л.д. 89), согласно которому, размер платы за содержание придомовой территории составляет 1,27 руб. в месяц.
Пунктом 85 Правил благоустройства территории г. Челябинска предусматривалось, что организация работ по содержанию и благоустройству придомовой территории производится собственниками помещений в многоквартирных домах либо лицами, осуществляющими по договору управление/эксплуатацию многоквартирными домами.
Собственники помещений в многоквартирных домах или лица, осуществляющие по договору управление/эксплуатацию многоквартирными домами, осуществляют содержание прилегающих территорий в границах и на условиях, установленных в соответствии с пунктами 43, 44 настоящих Правил (п. 95 Правил благоустройства территории г. Челябинска).
Тротуары, придомовые территории и проезды очищаются от снега и наледи до асфальта, посыпаются песком или другими противогололедными материалами (п. 96 Правил благоустройства территории г. Челябинска).
За нарушение Правил граждане, должностные и юридические лица, индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством (п. 226 Правил благоустройства территории г. Челябинска).
Частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 N 584-ЗО "Об административных правонарушениях в Челябинской области", нарушение которой вменено административным органом обществу, предусмотрено, что повреждение, перемещение, снос, ненадлежащее содержание малых архитектурных форм, в том числе скамеек, урн, бордюров, ограждений, указателей, а также других элементов благоустройства, расположенных на территориях общего пользования, детских и спортивных площадках, - влекут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в числе прочего, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора (ч. 1 ст. 162 ЖК РФ).
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
Подпунктом "а" пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491) установлено, что состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений) - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
В состав общего имущества включается в числе прочего, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (пп. "е" п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Согласно пп. "а" п. 16 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Учитывая положения ст. 27, п. 3 ч. 1 ст. 29, ч. 2 ст. 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 11.07.2006 N 262-О, п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 N 40, которым внесены изменения в п. 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", арбитражному суду подведомственны жалобы на те постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены юридическими лицами и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 33 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" жалобы юридических лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемой ситуации обращение общества с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии направлено на защиту прав и законных интересов ООО УК "ПЖРЭУ Курчатовского района" в сфере предпринимательской деятельности, как лица, взимающего с собственников плату за содержание придомовой территории.
Таким образом, поскольку спор связан с осуществлением обществом предпринимательской деятельности, вывод арбитражного суда первой инстанции о неподведомственности спора арбитражному суду, противоречит положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При наличии вышеперечисленного, обжалуемое определение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права, с направлением вопроса на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
Руководствуясь статьями 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Челябинской области от 19 апреля 2016 года по делу N А76-1345/2016 отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
М.Б. Малышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-1345/2016
Истец: ООО УК "ПЖРЭУ Курчатовского района", ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ЖИЛИЩНОЕ РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КУРЧАТОВСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: Административная комиссия, осуществляющая деятельность на территории г. Челябинска, Администрация г. Челябинска, Администрация города Челябинска
Третье лицо: Административная комиссия, осуществляющая деятельность на территории г. Челябинска
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2016 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12392/16
29.08.2016 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-1345/16
23.06.2016 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5969/16
19.04.2016 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-1345/16