город Ростов-на-Дону |
|
20 июня 2016 г. |
дело N А32-33974/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Ванина В.В., Пономаревой И.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Машневым А.Э.
при участии:
от истца: представитель Хомякова А.В. паспорт, доверенность N ТЦФТО-СК/006 от 25.05.2015
от ответчика: представитель Баширов Р.А. паспорт, доверенность N 14/01/2016 от 14.01.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Славянск Эко"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2016 по делу N А32-33974/2015 (судья Баганина С.А.)
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Славянск Эко" (ИНН 2370000496, ОГРН 1112370000753)
о взыскании платы за время нахождения вагонов на пути общего пользования,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - железная дорога, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Славянск ЭКО" (далее - общество, ответчик) о взыскании 3 477 037,56 руб. платы за время нахождения на пути общего пользования вагонов, задержанных в пути следования промежуточных станциях по причинам, зависящим от ответчика, являвшегося грузополучателем.
Решением от 15.03.2016 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 15.03.2016 отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что судом не оценен и не опровергнут довод ответчика о том, что расчет платы произведен истцом с применением повышающих коэффициентов, не предусмотренных договором. Ссылка суда первой инстанции на положения статьи 146 Налогового кодекса РФ в обоснование правомерности начисления НДС на плату за нахождение вагонов на путях общего пользования является необоснованной. В пункте 17.6 договора N 242/2 от 22.04.2013, заключенного между истцом и ответчиком, нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму НДС. По мнению заявителя, судом не были надлежащим образом исследованы памятки приемосдатчика и ведомости подачи и уборки вагонов; не раскрыто содержание указанных документов и не указано, в чем заключается нарушение ответчиком технологических сроков оборота вагонов (пункты 13 и 14 договора N 242/2 от 22.04.2013).
В отзыве на апелляционную жалобу железная дорога просит решение от 15.03.2016 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая, что ошибочным является мнение заявителя жалобы о том, что к спорной плате не должен применяться коэффициент индексации 3,159, установленный пунктом 22 Тарифного руководства N 2 и Приложением N 3 к Приказу ФСТ РФ от 24.12.2013 года N 252/т (индексы к ставкам ТР на 2014 год), поскольку сторонами в договоре не согласовано его применение. Ставки, установленные таблицей N 9 Тарифного руководства N 2, не могут быть согласованы и применены сторонами договора вне контекста Тарифного руководства. Волеизъявление сторон о применении 50% ставок таблицы N 9 связано не только с принятием условия договора о таблице N 9, но и с остальным содержанием Тарифного руководства, позволяющим его положения применить. Довод ответчика о неправомерном включении истцом в состав платы за пользование вагонами налога на добавленную стоимость подлежит отклонению, поскольку сторонами в пункте 17.6. договора N 242/2 от 22.04.2013 согласовано применение ставок платы, предусмотренных таблицей N 9 тарифного руководства N 2. Истцом 15.01.2016 в материалы дела представлены, судом исследованы и оценены доказательства, касающиеся вины ответчика в задержке поездов в пути следования, а именно - нарушения технологического срока оборота вагонов. Согласно пункту 13 договора N 242/2 от 22.04.2013 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, заключенного между истцом и ответчиком, на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов - 4,5 час. В предоставленных в материалы дела ведомостях подачи и уборки вагонов в графе N 4 указано время передачи вагонов на выставочный путь - начальный момент для расчета срока оборота вагонов и время уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке- окончательный момент для расчета срока оборота (соответственно, в графах 6 и 7 памятки приемосдатчика). С учетом этого графа N 5 ведомости подачи и уборки вагонов содержит данные о продолжительности нахождения вагона у грузополучателя. Срок оборота вагонов - временной период, который зависит от ответчика, заканчивается в момент передачи уведомления о завершении грузовой операции. Данный срок оборота вагонов установлен для грузополучателей, осуществляющих грузовые операции на железнодорожных путях необщего пользования, обсуживаемых своим (либо арендованным) локомотивом. Обязанность соблюдать срок оборота возложена на таких грузополучателей, в случае нарушения срока оборота перевозчик вправе взыскивать плату за пользование вагонами. Отправление в адрес ответчика вагонов в количестве большем, чем может выгрузить беспрепятственно, не освобождает его от обязанности принять груз, а в случае задержки вагонов оплатить плату. Нарушение срока оборота вагонов ответчиком подтверждает его вину и является в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования основанием для остановки в пути следования вагонов "брошенных" поездов, идущих в его адрес. В отзыве на апелляционную жалобу представитель железной дороги также указала, что в доказательство нарушения технологических норм представлены следующие документы, в которых разница во времени подачи и возврата вагонов, указанная в графах 7 и 6 памятки приемосдатчика и графы 4 ведомости подачи и уборки вагонов превышает 4,5 часа в отношении: поезда N 2510 индекс 5217-288-5221 с 26.09.2014 по 02.10.2014 следующие памятки приемосдатчика за NN 4993, 4994, 4999, 5022, 5029, 5025, 5040, 5041, 5042, 5043, 5017,5050, 5055, 5057, 5064, 5065, 5075, 5081, 5074, 5088, 5092, 5097, 5096, 5099, 5106, 5118, 5112, 5121, 5124, 5127, 5136, 5131, 5138, 5152, 5153, 5157, 5158, 5166; поезд N 3520 индекс 5217-289-5221 с 27.09.2014 по 03.10.2014 памятки приемосдатчика за NN 5022, 5029, 5025, 5040, 5041, 5042, 5043, 5050, 5057, 5064, 5065, 5074, 5075, 5088, 5092, 5097, 5096, 5099, 5106, 5118, 5112, 5121, 5124, 5127, 5136, 5131, 5138, 5152, 5153, 5157, 5158, 5166; поезд N 3510 индекс 5217-311-5221 с 19.10.2014 по 22.10.2014 памятки приемосдатчика за NN 5661, 5666, 5671, 5672, 5677, 5679, 5688, 5689, 5694, 5705, 5711, 5712, 5728, 5729, 5738, 5739, 5740, 5747; поезд N 3504 индекс 5217-313-5221 с 20.10.2014 по 24.10.2014 памятки приемосдатчика за NN 5689, 5694, 5705, 5711, 5712, 5728, 5729, 5738, 5739, 5740, 5747, 5765, 5766, 5775, 5783, 5784, 5791; поезд N 3877 индекс 5201-279-5221 с 30.12.2014 по 03.01.2015 ведомости подачи и уборки вагонов N 126312, 126322, 126316, 126321, 126324, 126325, 011001, 011005, 011002, 011004, 011008, 011012, 011013, 011023, 011012, 011010, 011020, 011035, 011027, 011028; поезд N 3853 индекс 5201-281-5221 с 01.01.2015 по 11.01.2015 ведомости подачи и уборки вагонов N 011002, 011005, 011007, 011008, 011013, 011012, 011015, 011018, 011023, 011021, 011027, 011019, 011014, 011023, 011035, 011027, 011030, 011032, 011034, 011036, 011043, 011037, 011041, 011042, 012050, 012055, 012061, 012048, 012049, 012059, 012053, 012054, 012044, 012058, 012061, 012048, 012049, 012059, 012053, 012054, 012044, 012058, 012061, 012064, 012065, 012066, 012068, 013073, 013071, 013074, 013077, 013084, 014106; поезд N 3843 индекс 5201-285-5221 с 09.01.2015 по 13.01.2015 ведомости подачи и уборки вагонов N 012064, 012065, 012066, 012068, 012073, 012071, 012074, 012077, 013084, 014106, 013081, 013083, 013101.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, между истцом и ответчиком заключен договор N 242/2 от 22.04.2013 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Славянск ЭКО" при станции Протока СКЖД, в соответствии с которым железная дорога (перевозчик) обязана осуществлять подачу, уборку на железнодорожный путь необщего пользования ООО "Славянск ЭКО" (владелец) N 16 станции Протока стрелочными переводами N 127 и N 116.
Согласно п. 17.6 договора, за время задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от владельца, владелец вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
В пункте 23 договора предусмотрено, что он заключен сроком на 5 лет с 01.05.2013 по 30.04.2018 включительно.
Как следует из материалов дела, в пути следования на промежуточных станциях были задержаны вагоны в составе 7 поездов, следовавших в адрес ответчика, что привело к нарушению сроков доставки грузов.
В сентябре - октябре 2014 года следовавшие в адрес общества 60 вагонов с грузом "нефть сырая" в составе поезда 2510 индекс 5217-288-5221 по железнодорожным накладным ЭТ624425, ЭТ633950 на станции Разъезд 9 км СКЖД 26.09.2014 были остановлены в пути следования и 02.10.2014 отправлены из-за невозможности приема их станцией назначения Протока СКЖД по причине невыполнения грузополучателем ООО "Славянск ЭКО" технологических сроков оборота вагонов. По прибытии вагонов на станцию назначения Протока был составлен акт общей формы N 8505 от 02.10.2014, от подписи которого представитель грузополучателя отказался. В связи с отказом представителя ответчика подписать акт общей формы перевозчиком составлен акт общей формы N 8864 от 09.10.2014 об отказе от подписи, заверенный подписями двух представителей перевозчика.
В сентябре - октябре 2014 года следовавшие в адрес ООО "Славянск ЭКО" 60 вагонов с грузом "нефть сырая" в составе поезда 3520 индекс 5217-289-5221 по ж.д. накладным ЭТ67515, ЭТ700396, ЭТ698457, ЭТ677730 на станции Разъезд 9 км СКЖД 27.09.14 были остановлены в пути следования и 03.10.14. отправлены из-за невозможности приема их станцией назначения Протока СКЖД по причине невыполнения грузополучателем ООО "Славянск ЭКО" технологических сроков оборота вагонов. По прибытии вагонов на станцию назначения Протока был составлен акт общей формы N 8575 от 03.10.2014, от подписи которого представитель грузополучателя отказался. В связи с отказом представителя ответчика подписать акт общей формы перевозчиком составлен акт общей формы N 8862 от 09.10.2014 об отказе от подписи, заверенный подписями двух представителей перевозчика.
В октябре 2014 года следовавшие в адрес ООО "Славянск ЭКО" 30 вагонов с грузом "нефть сырая" в составе поезда 3510 индекс 5217-311-5221 по ж.д. накладной ЭУ781211 на станции Разъезд 9 км СКЖД 19.10.14 были остановлены в пути следования и 22.10.14. отправлены из-за невозможности приема их станцией назначения Протока СКЖД по причине невыполнения грузополучателем ООО "Славянск ЭКО" технологических сроков оборота вагонов. По прибытии вагонов на станцию назначения Протока был составлен акт общей формы N 9615 от 22.10.2014.
В октябре 2014 года следовавшие в адрес ООО "Славянск ЭКО" 60 вагонов с грузом "нефть сырая" в составе поезда 3504 индекс 5217-313-5221 по ж.д. накладным ЭУ854878, ЭУ846138 на станции Разъезд 9 км СКЖД 20.10.14 были остановлены в пути следования и 24.10.14. отправлены из-за невозможности приема их станцией назначения Протока СКЖД по причине невыполнения грузополучателем ООО "Славянск ЭКО" технологических сроков оборота вагонов. По прибытии вагонов на станцию назначения Протока был составлен акт общей формы N 9787 от 24.10.2014.
В декабре 2014 - январе 2015 года следовавшие в адрес ООО "Славянск ЭКО" 54 вагона с грузом "нефть сырая" в составе поезда 3877 индекс 5201-279-5221 по ж.д. накладным ЭЧ158351, ЭЧ158255, ЭЧ158301 на станции Ведмидовка СКЖД 30.12.14 были остановлены в пути следования и 03.01.15 отправлены из-за невозможности приема их станцией назначения Протока СКЖД по причине невыполнения грузополучателем ООО "Славянск ЭКО" технологических сроков оборота вагонов. По прибытии вагонов на станцию назначения Протока был составлен акт общей формы N 63 от 03.01.2015.
В январе 2015 года следовавшие в адрес ООО "Славянск ЭКО" 54 вагона с грузом "нефть сырая" в составе поезда 3877 индекс 5201-281-5221 по ж.д. накладным ЭЧ309729, ЭЧ309444, ЭЧ309788 на станции Бузинка СКЖД 01.01.15 были остановлены в пути следования и 11.01.15 отправлены из-за невозможности приема их станцией назначения Протока СКЖД по причине невыполнения грузополучателем ООО "Славянск ЭКО" технологических сроков оборота вагонов. По прибытии вагонов на станцию назначения Протока были составлены акты общей формы за N N 380, 381 от 12.01.2015.
В январе 2015 года следовавшие в адрес ООО "Славянск ЭКО" 54 вагона с грузом "нефть сырая" в составе поезда 3843 индекс 5201-285-5221 по ж.д. накладным ЭЧ525036, ЭЧ524331 на станции Величковка СКЖД 09.01.15 были остановлены в пути следования и 13.01.15 отправлены из-за невозможности приема их станцией назначения Протока СКЖД по причине невыполнения грузополучателем ООО "Славянск ЭКО" технологических сроков оборота вагонов. По прибытии вагонов на станцию назначения Протока был составлен акт общей формы N 408 от 13.01.2015.
Неуплата начисленной перевозчиком платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на пути общего пользования промежуточных станций в соответствии с пунктом 17.6 договора N 242/2 от 22.04.2013 явилась основанием для обращения железной дороги с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (пункт 1 статьи 793 ГК РФ).
Статья 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент существования спорных отношений; далее - УЖТ), предусматривала, что за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Тарифного руководства N 2 за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и 10 Тарифного руководства N 2.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331 пришел к следующим выводам. Плата за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, поименованная в пункте 12 Тарифного руководства как плата за пользование вагонами, контейнерами, по своей правовой природе является платой за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности (плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта). Регулирование ФСТ размера данной платы, обозначенной в статье 39 УЖТ как плата за пользование вагонами, контейнерами, является правомерным, поскольку Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" относит железнодорожные перевозки к сферам деятельности субъектов естественных монополий (статья 4) и определяет, что перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 6). Правительством Российской Федерации в Перечне работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденном постановлением от 05.08.2009 N 643, определено, что плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности регулируется государством. Пунктом 5.3.1.21 Положения о ФСТ России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, данная служба уполномочена на установление тарифов, сборов и платы, связанных с выполнением в местах общего и необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере железнодорожных перевозок (за исключением транзита). Следовательно, установив в пункте 12 Тарифного руководства N 2 размер платы за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, ФСТ не вышла за пределы своей компетенции и не допустила нарушения требований нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Положением пункта 12 Тарифного руководства N 2 обеспечивается реализация права заинтересованных лиц оплачивать услуги субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок по ценам (тарифам), регулируемым государством.
ФСТ в письме от 30.03.2011 N СН-2489/10 указала, что плата за занятие инфраструктуры (пути общего пользования) установлена в Тарифном руководстве N 2, но под иным наименованием, - как плата за пользование вагонами. В расчетную базу ставок платы за пользование вагонами, принадлежащими железной дороге, при их простое на путях общего пользования включены затраты на содержание и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, такая плата берется в доле (50%) от платы за вагоны, принадлежащие железной дороге (в части, приходящейся на содержание и эксплуатацию инфраструктуры).
Взыскание платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на промежуточных станциях предусмотрено п. 17.6. договора N 242/2, согласно которому за время задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от владельца, владелец вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50% от плат, произведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
Судом установлено, что в пункте 17.6. договора N 242/2 истец и ответчик определили условие о взимании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования, при задержке их в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от ответчика.
При этом, как верно указал суд, стороны согласовали плату за пользование вагонами в размере 50% от ставок плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2 с учетом повышающих коэффициентов.
Согласно пункту 13 договора N 242/2, на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов - 4,5 час.
Из представленных истцом памяток приемосдатчика, а также ведомостей подачи и уборки вагонов следует, что вагоны выгружались в технологические сроки, значительно превышающие нормы, установленные договором, что в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования явилось основанием для остановки в пути следования вагонов, идущих в его адрес.
Нарушение сроков доставки грузов подтверждается дорожными ведомостями, находящимся в материалам настоящего дела.
Довод ответчика об отсутствии нарушения сроков доставки в связи с его неверным исчислением ответчиком по накладным на перевозку маршрутным отправками ЭЧ158301, ЭЧ158351, ЭЧ309444, ЭЧ309729 отклоняется судом в связи с ошибочным применением ответчиком к указанным отправкам среднесуточной скорости доставки 160 км в сутки для повагонных отправок, тогда как для перевозки маршрутными отправками в соответствии с пунктом 2.3. Правил исчисления сроков доставки грузов, утв. Приказом МПС от 18.06.2003 N 27, применяется суточная скорость 550 км в сутки.
Правила оформления задержек вагонов в пути следования по вине грузополучателя, установленные статьей 39 УЖТ РФ и пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования перевозчиком соблюдены.
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила), основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Истцом в материалы дела представлены подписанные представителем грузополучателя с возражениями извещения о задержке и отправлении: поезда 2510 индекс 5217-288-5221 письмами от 26.09.2014, от 02.10.2014, поезда 3520 индекс 5217-289-5221 - письмами станции Протока от 27.09.2014, от 03.10.2014, поезда 3510 индекс 5217-311-5221 письмами станции Протока от 19.10.2014, от 22.10.2014, поезда 3504 индекс 5217-313-5221 письмами станции Протока от 20.10.2014, от 24.10.2014, поезда 3877 индекс 5201-279-5221 письмами станции Протока от 30.12.2014, от 03.01.2015, поезда 3877 индекс 5201-281-5221 - письмами станции Протока от 01.01.2015, от 11.01.2015, поезда 3843 индекс 5201-285-5221 - письмами станции Протока от 09.01.2015, от 13.01.2015.
Наличие в материалах дела актов общей формы, составленных на станции назначения Протока N N 8505 от 02.10.2014, N 8575 от 03.10.2014, N 9615 от 22.10.2014, N 9787 от 24.10.2014, N 63 от 03.01.2015, N 380, 381 от 12.01.2014, N 408 от 13.01.2014, которые представитель грузополучателя подписал с возражениями, свидетельствует о том, что акты представителю грузополучателя направлялись для ознакомления и подписания. При отказе от подписи актов общей формы в соответствии с пунктом 3.2.4. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом составлены акты об отказе от подписи.
Таким образом, акты общей формы являются документами, удостоверяющими факт и продолжительность простоя вагонов на промежуточных станциях. Представленные акты общей формы, подтверждают задержку вагонов на промежуточных станциях в связи невыполнением обществом технологических норм выгрузки.
В данных актах перечислены номера вагонов, задержанных на промежуточных станциях, номера приказов на бросание и поднятие поезда, наименование груза, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки, а также имеется запись о том, что ответчик от их подписания отказался, что подтверждается подписями двух представителей перевозчика.
Как установленном судом, в доказательство нарушения технологических норм представлены следующие документы, в которых разница во времени подачи и возврата вагонов, указанная в графах 7 и 6 памятки приемосдатчика и графы 4 ведомости подачи и уборки вагонов превышает 4,5 часа в отношении поезда N 2510 индекс 5217-288-5221 с 26.09.2014 по 02.10.2014 следующие памятки приемосдатчика за NN 4993, 4994, 4999, 5022, 5029, 5025, 5040, 5041, 5042, 5043, 5017,5050, 5055, 5057, 5064, 5065, 5075, 5081, 5074, 5088, 5092, 5097, 5096, 5099, 5106, 5118, 5112, 5121, 5124, 5127, 5136, 5131, 5138, 5152, 5153, 5157, 5158, 5166;
поезд N 3520 индекс 5217-289-5221 с 27.09.2014 по 03.10.2014 памятки приемосдатчика за NN 5022, 5029, 5025, 5040, 5041, 5042, 5043, 5050, 5057, 5064, 5065, 5074, 5075, 5088, 5092, 5097, 5096, 5099, 5106, 5118, 5112, 5121, 5124, 5127, 5136, 5131, 5138, 5152, 5153, 5157, 5158, 5166;
поезд N 3510 индекс 5217-311-5221 с 19.10.2014 по 22.10.2014 памятки приемосдатчика за NN 5661, 5666, 5671, 5672, 5677, 5679, 5688, 5689, 5694, 5705, 5711, 5712, 5728, 5729, 5738, 5739, 5740, 5747; поезд N 3504 индекс 5217-313-5221 с 20.10.2014 по 24.10.2014 памятки приемосдатчика за NN 5689, 5694, 5705, 5711, 5712, 5728, 5729, 5738, 5739, 5740, 5747, 5765, 5766, 5775, 5783, 5784, 5791;
поезд N 3877 индекс 5201-279-5221 с 30.12.2014 по 03.01.2015 ведомости подачи и уборки вагонов N 126312, 126322, 126316, 126321, 126324, 126325, 011001, 011005, 011002, 011004, 011008, 011012, 011013, 011023, 011012, 011010, 011020, 011035, 011027, 011028;
поезд N 3853 индекс 5201-281-5221 с 01.01.2015 по 11.01.2015 ведомости подачи и уборки вагонов N 011002, 011005, 011007, 011008, 011013, 011012, 011015, 011018, 011023, 011021, 011027, 011019, 011014, 011023, 011035, 011027, 011030, 011032, 011034, 011036, 011043, 011037, 011041, 011042, 012050, 012055, 012061, 012048, 012049, 012059, 012053, 012054, 012044, 012058, 012061, 012048, 012049, 012059, 012053, 012054, 012044, 012058, 012061, 012064, 012065, 012066, 012068, 013073, 013071, 013074, 013077, 013084, 014106;
поезд N 3843 индекс 5201-285-5221 с 09.01.2015 по 13.01.2015 ведомости подачи и уборки вагонов N 012064, 012065, 012066, 012068, 012073, 012071, 012074, 012077, 013084, 014106, 013081, 013083, 013101.
Судом не принято возражение ответчика о нарушении оформления задержек поездов, основанное на отсутствии в железнодорожных накладных отметок о составлении актов в пути следования. Пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования, регламентирующим порядок оформления задержки вагонов в пути следования, не предусмотрено обязательное составление актов общей формы на промежуточных станциях в целях начисления платы за пользование вагонами, а определено следующее: "Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования".
Довод ответчика о неправомерном включении истцом в состав платы за пользование вагонами налога на добавленную стоимость правомерно отклонен судом как несостоятельный. Сторонами в пункте 17.6. договора N 242/2 согласовано применение ставок платы, предусмотренных таблицей N 9 Тарифного руководства N 2.
Согласно статье 2 УЖТ РФ тарифные руководства - сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции. В соответствии с п.п. 1) п. 1. ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Поэтому спорная плата, являясь платой за возмездное оказание услуги по предоставлению пути общего пользования для нахождения для них вагонов, не принадлежащих перевозчику и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Таким образом, у истца имелись основания для начисления платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на пути общего пользования промежуточных станций в соответствии с пунктом 17.6 договора N 242/2 от 22.04.2013.
Довод заявителя о неправомерном применении в расчете платы за пользование коэффициента 3,159 в 2014 году и 3,475 в 2015 году правомерно отклонен судом.
Пунктом 22 Тарифного руководства N 2 предусмотрена индексация платы за пользование вагонами, контейнерами одновременно с индексацией тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
При заключении договора от 22.04.2013 действовало Тарифное руководство N 2, следовательно, плата за время нахождения на путях общего пользования вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от владельца, должна исчисляться по правилам этого документа с применением индексации.
В спорный период простоя (с 26.09.2014 по 13.01.2015) действовал индексы 3,159 и 3,475.
Эти индексы к базовым ставкам платы за пользование вагонами, установленным Тарифным руководством N 2, введены на 2014 год и 2015 годы приказом ФСТ России от 24.12.2013 N 252-т/1, вступившим в силу 18.03.2014 (в редакции Приказа от 05.12.2014 N 281-т/2).
Таким образом, применение в расчете спорных коэффициентов за весь период простоя соответствует действующему законодательству, а контррасчет ответчика, составленный без учета повышающих коэффициентов не может быть принят судом во внимание.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении АС СКО от 29 января 2016 г. по делу N А53-4633/2015.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан вывод о том, что ответчиком допущена задержка вагонов на путях общего пользования промежуточных станций по вине грузополучателя, допустившего нарушение технологических норм выгрузки ранее доставленных грузов.
Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что податель жалобы не представил доказательств, подтверждающих доводы о наличии оснований для отмены оспариваемого решения.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2016 по делу N А32-33974/2015 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33974/2015
Истец: ОАО "Российские Железные Дороги", ОАО "Российские Железные Дороги" в лице Северокавказских Железных Дорог, ОАО РЖД в лице Северо-Кавказской региональной дирекции по обслуживанию пассажиров "Севкавэкспресс"
Ответчик: ООО Славянск ЭКО