город Омск |
|
16 июня 2016 г. |
Дело N А75-254/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сидоренко О.А.
судей Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5235/2016) территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.03.2016 по делу N А75-254/2016 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания Красноленинскнефтегаз" к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 10.09.2015 N 711-15/142 и к Федеральной службе финансово-бюджетного надзора об оспаривании решения от 22.12.2015 N 43-00-15/174Р,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания Красноленинскнефтегаз" (далее - заявитель, Общество, ООО "Нефтяная компания Красноленинскнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - заинтересованное лицо, Управление) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 10.09.2015 N 711-15/142 и к Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (далее - Служба) об оспаривании решения от 22.12.2015 N 43-00-15/174Р.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.03.2016 по делу N А75-254/ 2016 заявление ООО "Нефтяная компания Красноленинскнефтегаз" удовлетворено. Признаны незаконными и отменены постановление территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре от 10.09.2015 N 711-15/142 о привлечении ООО "Нефтяная компания Красноленинскнефтегаз" к административной ответственности по части 2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и решение Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 22.12.2015 N 43-00-15/174Р.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
При этом податель апелляционной жалобы не соглашаясь с выводом суда о том, что заявитель не располагал сведеньями об изменении реквизитов счета в банке, настаивает на правомерности привлечения Общества к административной ответственности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу установил следующие обстоятельства.
ООО "Нефтяная Компания Красноленинскнефтегаз" 01.08.2014 открыло текущий счет в гривне N 260098624201 в банке за пределами территории Российской Федерации - в филиале Полтавского РУ АО "Банк "Финансы и Кредит" (Украина).
В связи с реорганизацией филиала банком 09.02.2015 было произведено переоткрытие текущего счета в гривне с присвоением номера 26007035682101.
О переоткрытии указанного счета и присвоении ему нового номера Общество было уведомлено банком 08.04.2015 (т.1, л.д. 98). Из указанного письма банка следует, что движения средств по счету N 260098624201 в период с 01.01.2015 по 13.03.2015 не производилось, также как по счету N 26007035682101 движение средств с 09.02.2015 по 31.03.2015 не производилось.
С учетом требований, установленных части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), Общество должно было представить в налоговый орган уведомление об изменении текущего счета в гривне N 260098624201 (N 26007035682101) не позднее 10.03.2015.
Из материалов дела следует, что ООО "Нефтяная Компания Красноленинскнефтегаз", представило в налоговый орган (МИФНС России по крупнейшим плательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) уведомление об изменении текущего счета в гривне N 260098624201 в филиале Полтавского РУ АО "Банк "Финансы и Кредит" (Украина) 29.04.2015, то есть с нарушением срока установленного части 2 статьи 12 Закона N 173-ФЗ.
По факту выявленных нарушений Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 20.08.2015 (т.1 л.д.92).
По результатам рассмотрения административного дела Управлением вынесено постановление от 10.09.2015 N 711-15/142, которым Общество привлечено административной ответственности по части 2 статьи 15.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей (т.1 л.д.84).
Общество, не согласившись с вынесенным постановлением Управления, обжаловало его в вышестоящий орган - Службу.
Решением Службы от 22.12.2015 N 43-00-14/174Р постановление оставлено без изменения, жалоба Общества без удовлетворения.
Не согласившись с указанным постановлением Управления и решением Службы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
24.03.2016 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за предоставление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации.
Как указано в части 1 стать 12 Закона N 173-ФЗ резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 07 05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (часть 2 статьи 12 Закона N 173-ФЗ).
Форма уведомления об открытии (закрытии) счетов вкладов, об изменении реквизитов счета (вклада) в банках за пределами территории Российской Федерации утверждена приказом ФНС России "Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации" от 21.09.2010 N ММВ-7-6/457@.
Согласно статье 25 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество 01.08.2014 открыло текущий счет в гривне N 260098624201 в банке за пределами территории Российской Федерации - филиал Полтавского РУ АО "Банк "Финансы и Кредит" (Украина).
В связи с реорганизацией филиала Полтавского РУ АО "Банк "Финансы и Кредит" 09.02.2015 было произведено переоткрытие текущего счета в гривне с присвоением номера 26007035682101.
Таким образом, исходя из требований Закона N 173-ФЗ, предельный срок представления в налоговый орган уведомления об изменении текущего счета в гривне N 260098624201 (N 26007035682101) не позднее 10.03.2015.
Поскольку данное требование было исполнено несвоевременно (уведомление об изменении реквизитов счета в банке за пределами территории Российской Федерации было представлено Обществом в только 29.04.2015), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Нефтяная компания Красноленинскнефтегаз" события административного правонарушения.
Между тем, для привлечения лица к административной ответственности необходимо наличие всех элементов состава административного правонарушения, в том числе виновности лица в совершении вменяемого правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина
Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Особенности определения вины юридического лица как субъекта административного правонарушения состоят в том, что такое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 02.04.2009 N 486-0-0, ответственность за нарушение административного законодательства применяется лишь при условии наличия возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, когда не были приняты все зависящие от юридического лица меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае, судом первой инстанции установлено, что у ООО "Нефтяная компания Красноленинскнефтегаз" отсутствовала возможность для своевременного предоставления в налоговый орган уведомления об изменении реквизитов счета в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации.
Обязанность резидента уведомлять налоговые органы по месту своего учета об изменении реквизитов счета в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, предусмотрена частью 2 статьи 12 Закона 173-ФЗ.
Для исполнения упомянутой обязанности Обществу необходимо располагать достоверными сведениями в отношении измененных банком реквизитов счета.
Следовательно, обязанность лица уведомить налоговый орган об изменении реквизитов счета, открытого в иностранном банке, напрямую зависит от момента, с которого лицо узнало о таком изменении (если изменение реквизитов счета производилось банком в одностороннем порядке).
Таким образом, месячный срок, предусмотренный частью 2 статьи 12 Закона 173-ФЭ для направления в налоговый орган письменного уведомления об изменении реквизитов счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не может исчисляться ранее получения владельцем счета сообщения банка об открытии данного счета, что согласуется с правовой позицией Президиума ВАС РФ об исчислении сроков уведомления налоговых органов об открытии/закрытии банковского счета, изложенной в постановлении от 20.07.2010 N 3018/10.
Доказательств того, что Общество узнало об изменении счета ранее 08.04.2015, Управление не представило.
Также отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Обществом производились какие-либо операции по указанному счету в период с 09.02.2015 (с даты изменения реквизитов) по 08.04.2015 (с даты получения извещения от банка об изменении реквизитов), что могло бы косвенно подтвердить факт того, что Обществу стало известно об изменении реквизитов счета до 08.04.2015.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в данном конкретном случае месячный срок для исполнения Обществом обязанности, предусмотренной частью 2 статьи 12 Закона N 173-ФЗ, должен исчисляться с 09.04.2015.
ООО "Нефтяная компания Красноленинскнефтегаз" уведомило налоговый орган об изменении реквизитов счета 29.04.2015, то есть в течение месяца после того, как ему стало известно об изменении банком в одностороннем порядке реквизитов спорного счета.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно посчитал, что Управлением и Службой не доказана вина Общества в несвоевременном уведомлении налогового органа об изменении реквизитов счета в банке, открытом за пределами Российской Федерации.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив заявленные ООО "Нефтяная компания Красноленинскнефтегаз" требования о признании незаконным постановления Управления от 10.09.2015 N 711-15/142 о привлечении ООО "Нефтяная компания Красноленинскнефтегаз" к административной ответственности по части 2 статьи 15.25 КоАП РФ и решения Службы от 22.12.2015 N 43-00-15/174Р, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Управления в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Управлением, но от уплаты которой оно в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.03.2016 по делу N А75-254/2016 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-254/2016
Истец: ООО "Нефтяная компания Красноленинскнефтегаз"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Территориальное управление Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в ХМАО-Югре, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора