город Ростов-на-Дону |
|
23 июня 2016 г. |
дело N А32-6150/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смородиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 19.08.2015 Васильченко В.В., паспорт;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2016 по делу N А32-6150/2016,
принятое судьей Гонзусом И.П.
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Новороссийской таможне
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Новороссийской таможни (далее - таможенный орган) от 26.01.2016 N 10317000-1065/2015 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 330 000 (Триста тридцать тысяч) рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, соблюдением срока привлечения к административной ответственности, наличием отягчающего ответственность обстоятельства - привлечение к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2016 отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что вагоны и контейнеры с грузами, подлежащими сопровождению, находятся под непрерывной охраной на всем пути следования, от момента приема груза к охране и до его сдачи грузополучателю. ОАО "РЖД" не могло принять дополнительных мер к охране груза "медь катодная" в пути следования по территории Российской Федерации, так как данный груз подлежал обязательному сопровождению только силами ФГП ВО ЖДТ России. Общество считает размер наказания несоразмерным вмененному в качестве нарушения деянию.
В отзыве на апелляционную жалобу Новороссийская таможня просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя таможенного органа.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.04.2015 таможенным постом станции Сарыагаш (Казахстан) под таможенную процедуру таможенного транзита по транзитной декларации N 39855507/010415/0007885 был помещен товар "медь катодная" в количестве 48 грузовых мест (48 пакетов и 4 листа) весом брутто 60863 кг., который был отправлен железнодорожным транспортом в ж/д вагоне N 23570773 по ж/д накладной N А-73 123415 компанией ОАО "Алмалыкский горно - металлургический комбинат" Узбекистан, Ташкентская область, г. Алмалык, ул. Амира-Тимура, 53 в адрес получателя товара - ПАО "Новороссийский морской торговый порт" Россия, г. Новороссийск, ул. Портовая, 14. (для "Гленкор Интернэшнл АГ", Турция). Перевозчиком товара по территории Российской Федерации является ОАО "Российские железные дороги".
Таможенным органом отправления, в соответствии со статьями 217, 223 ТК ТС, в качестве средств таможенной идентификации на ж/д вагоне N 23570773 были использованы пломбы NN U1274141, U1274142, U1274143, U1274144, что подтверждается информацией, содержащейся в графе "D" транзитной декларации. Так же, согласно информации, содержащейся в графе "26" ж/д накладной, на ж/д вагоне N 23570773 были применены пломбы NN 1822341, 1822342.
26.04.2015 ж/д вагон N 23570773 с задекларированным по транзитной декларации N 39855507/010415/0007885 товаром "медь катодная" по ж/д накладной N А-73 123415 прибыл на территории зоны таможенного контроля ПАО "НАМТ", находящуюся в регионе деятельности Новороссийского центрального таможенного поста Новороссийской таможни для завершения таможенной процедуры таможенного транзита.
В ходе завершения таможенной процедуры таможенного транзита вышеуказанного товара в таможенный орган были представлены, в том числе:
- транзитная декларация N 39855507/010415/0007885 с отметкой, проставленной таможенным органом по пути следования в графе "F", о снятии с ж/д вагона N 23570773 пломб N U1274141, N U1274143 и N 1822342 и навешивании новых пломб N Н7246667, N Н7246668, N ФТС06285, заверенной личной номерной печатью и подписью таможенного инспектора;
- акты общей формы ж/д станции Аксарайская 2 ПРВ ж.д. N 2/2885 от 06.04.2015, N 1/141 от 09.04.2015, N 1/158 от 09.04.2015, N 2/2896 от 10.04.2015, согласно которым, с 06.04.2015 по 10.04.2015 по решению таможенного органа ж/д вагон N 23570773 задержан на данной ж.д. станции для проведения таможенных операций (контроля), в результате которых с запорных устройств указанного ж/д вагона сняты пломбы N U1274143, N U1274141 и N 1822342, и по окончанию таких операций навешаны пломбы N Н7246667, N Н7246668 и свинцовая пломба ФТС N 06285.
На основании представленных документов, 26.04.2015 таможенная процедура таможенного транзита вышеуказанного товара была завершена без проведения дополнительной проверки.
27.04.2015 при выдаче вышеуказанного товара перевозчиком (ОАО "РЖД") получателю (ПАО "НМТП"), в присутствии комиссии, состоящей из представителей ПАО "НМТП" (заместитель начальника склада (сменный) Красавина С.А.), ОАО "РЖД" (приемосдатчик Макеева Е.В.), Новороссийского Линейного отдела МВД России на транспорте (о/у ОБППГ Никитин А.П.), Новороссийского центрального таможенного поста (таможенный инспектор Бородавченко О.А.), осуществлена выгрузка и прием грузополучателем на хранение товара - "медь катодная", в результате которых установлено, что на ж/д вагоне N 23570773 имелись пломбы N U1274142, N U1274144, N 1822341, N Н7246667, N Н7246668, ФТС N 06285. Так же в ходе комиссионной выдачи установлено, что фактически в ж/д вагоне N 23570773 находится товар - "медь катодная" в количестве 35 грузовых мест (35 пакетов и 4 листа) весом брутто 43271 кг., и недостача части данного товара в количестве 13 пакетов (грузовых мест) и 11 листов весом брутто 17592 кг.
По окончанию комиссионной выгрузки были составлены акт таможенного наблюдения N 10317100/270415/Н002514, комиссионный акт от 27.04.2015, подписанный членами комиссии, приемный акт N 906949/15 от 27.04.2015.
Таким образом, в нарушение пункта 2 статьи 223 ТК ТС железнодорожный перевозчик - ОАО "РЖД" не обеспечил сохранность вышеуказанного товара, находившегося под таможенным контролем (недоставка товара - "медь катодная" в количестве 13 пакетов (грузовых мест) и 11 листов (часть грузового места) весом брутто 17592 кг.).
С целью выяснения обстоятельств утраты и замены пломбы, примененной таможенным органом отправления в качестве средства таможенной идентификации при помещении товара - "медь катодная" под таможенную процедуру таможенного транзита по ТД N 39855507/010415/0007885, а так же обстоятельств недоставки части вышеуказанного товара, Новороссийским центральным таможенным постом проведены проверочные мероприятия, в результате которых установлено следующее.
08.12.2015 в ответ на запросы от 28.05.2015 N 42/3-26/2098 и от 13.10.2015 N 42/3-26/3668, поступило письмо таможенного органа отправления - Департамента государственных доходов по Южно-Казахстанской области от 25.11.2015 N МКД-16-2-11/34040, в соответствии с которым, под таможенную процедуру таможенного транзита по ТД N 39855507/010415/0007885 был помещен товар "медь катодная" в количестве 48 грузовых мест (48 пакетов и 4 листа) весом брутто 60863 кг. В качестве средств таможенной идентификации при оформлении таможенной процедуры таможенного транзита указанного товара были применены пломбы в количестве 4 штук: NN U1274141, U1274142, U1274143, U1274144, фактически навешанные отправителем. Так же письмом от 25.11.2015 N МКД-16-2-11/34040 сообщено о том, что от Узбекской железной дороги ж/д вагон N 23570773 был принят АО "НК "КТЖ" за пломбами, указанным в ж/д накладной: NN U1274141, U1274142, U1274143, U1274144. Дело об административном правонарушении по вышеуказанным фактам таможенными органами Департамента государственных доходов по Южно-Казахстанской области не возбуждалось
В подтверждение представленных пояснений Департаментом государственных доходов по Южно-Казахстанской области были представлены письмо ж/д станции "Сарыагаш", поездная передаточная ведомость, акт общей формы ж/д станции Келес N 849 от 31.03.2015, согласно которым 31.03.2015 на 4-ый путь пограничной ж/д станции Келес прибыл ж/д вагон N 23570773, на котором имелись исправные и соответствующие перевозочным документам пломбы NN U1274141, U1274142, U1274143, U1274144, 1822341, 1822342, обеспечивающие сохранность груза. В ходе осмотра ж/д вагона N 23570773 работниками ж/д станции Келес были обнаружены некоторые коммерческие браки ж/д вагона N 23570773 и произведена его перевеска на тензометрических весах, в результате которой установлено, что вес ж/д вагона с товаром составил 84,6 т., вес порожнего вагона (тара с бруса) составляет 22,7 т. (т.е. вес товара в ж/д вагоне составил 61,9 т.), в связи с чем, составлен АОФ N 849 от 31.03.2015, после чего 01.04.2015 ж/д вагон N 23570773 убыл до станции назначения.
28.08.2015 в ответ на запрос от 28.05.2015 N 42/3-26/2094, поступило письмо Департамента государственных доходов по Атырауской области (далее - ДГД по Атырауской области) от 21.07.2015 N МКД/9090, в соответствии с которым таможенными органами ДГД по Атырауской области в отношении товара, следовавшего по ТД N 39855507/010415/0007885, таможенный контроль не проводился, в связи с упразднением пограничного ж/д таможенного поста, дела об административном правонарушении таможенными органами ДГД по Атырауской области по вышеуказанным фактам не возбуждались.
ДГД по Атырауской области было представлено письмо Филиала АО "НК "КТЖ" - "Атырауское отделение дороги" от 08.07.2015 N 97, в соответствии с которым прием и сдача вагонов с грузами между Россией и Казахстаном производится на межгосударственном пункте - ж/д станция Аксарайска-2 совместным участием работником Атырауского отделения дороги (АО "НК "КТЖ") и работников Приволжской железной дороги (ОАО "РЖД"). Процедура передачи проводится согласно Правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта государств - участников СНГ NN 4, 5, 6, 10, Соглашения о межгосударственным железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) и Приложения N 5 к СМГС, Технологического процесса работы объединенного пункта - ж/д станция Аксарайска-2. Передача грузов в вагонах и контейнерах между железными дорогами сторон оформляется поездной передаточной ведомостью, которая должна быть заверена подписями работников и календарными штемпелями передаточной станции обеих железных дорог. Грузы, перевозимые на открытом подвижном составе, сдаются и принимаются с визуальным осмотром состояния груза и проверкой соответствия его наименования указанному в перевозочных документах. Прием грузов, передаваемых в запломбированных вагонах, производится без проверки числа мест и массы, с проверкой целостности и состояния наложенных пломб, соответствия оттисков на пломбах данным перевозочных документов, а так же технической и коммерческой исправности вагона. Если принимающая сторона считает, что какая-либо обнаруженная коммерческая неисправность может свидетельствовать об утрате груза, то принимающая сторона производит взвешивание вагона. При отсутствии весов, производится проверка наличия груза в вагоне в порядке, предусмотренном СМГС, с оформлением акта общей формы, а в необходимых случаях - коммерческого акта.
Согласно пояснений Атырауского отделения дороги АО "НК "КТЖ", сдача ж/д вагона N 23570773 с грузом "медь катодная" на межгосударственном стыковом пункте - ж/д станции Аксарайска-2 произведена 06.04.2015 по поездной передаточной ведомости N 3175 со взвешиванием на вагонных весах "ВЕСТА СД Аксарайская 2", в связи с тем, что при совместном осмотре представителями обеих дорог и по заявке стрелка АО "ВЖДО" установлено наличие исправных пломб NN U1274141, U1274142, U1274143, U1274144, 1822341, 1822342, по ходу поезда у первого верхнего загрузочного люка крышка открыта, при визуальном осмотре, расстояние до груза составило 3000 мм., с обеих сторон по торцам просматривались листы и груз в пакетах за исправными окантовочными лентами, неисправность устранена путем наложения одной исправной пломбы N 7948531, о чем составлен акт общей формы ж/д станции Аксарайская-2 N 1/125 от 04.04.2015, копия которого представлена Филиалом АО "НК "КТЖ".
Также Атырауское отделение дороги АО "НК "КТЖ" пояснило, что, согласно конструкции крытого вагона, диаметр верхнего люка составляет от 420 мм. до 460 мм., ориентировочный размер 1-го пакета груза "медь катодная" весом 1250 кг. Составляет 950*900 мм., что исключает возможность доступа груза через верхний люк. В соответствии с представленной Атырауским отделением дороги АО "НК "КТЖ" копией передаточной ведомости N 3175, принимающей стороной - Приволжской железной дорогой ОАО "РЖД" ж/д вагон N 23570773 был принят за исправными пломбами отправителя NN U1274141, U1274142, U1274143, U1274144, 1822341, 1822342 и 1-ой дополнительной пломбой N 7948531, без доступа к грузу, по результатам взвешивания, в ходе которого недостачи груза не установлено.
06.07.2015, в ответ на запрос от 28.05.2015 N 42/3-26/2100, поступило письмо железной дороги Республики Казахстан - АО "НК "КТЖ" от 16.06.2015 N ЦМО-18- 16/6385, в соответствии с которым АО "НК "КТЖ" известны обязанности перевозчика при осуществлении перевозки товаров под таможенной процедурой таможенного транзита. Ж/д вагон N 23570773, следовавший по ж/д накладной N А-73 123415, при прибытии на ж/д станцию "Сары-Агач, совместно работниками сдающей (Р. Узбекистан) и принимающей (Р. Казахстан) железных дорог с участием военизированной охраны Р. Казахстан был осмотрен в техническом и коммерческом отношении сличением контрольных знаков на пломбах со сведениям, содержащимися в графе N 45 ж/д накладной. Далее по территории Р. Казахстан ж/д вагон проследовал под непрерывным сопровождением военизированной охраны. Прием ж/д вагона от Узбекской железной дороги производился на основании Порядка передачи вагонов и контейнеров через межгосударственные передаточные пункты стран - участников СНГ, принятого всеми железнодорожными администрациями СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии и Грузии (далее Порядок), которым предусмотрено оформление приема-передачи грузов составлением поездной передаточной ведомости (далее ППВ).
Передача ж/д вагонов и контейнеров Российской железной дороге осуществляется согласно указанного Порядка с составлением ППВ, и, как пояснило АО "НК "КТЖ", в соответствии с ППВ, ж/д вагон N 23570773 сдан Приволжской железной дороге ОАО "РЖД" в исправном техническом состоянии, с соответствующим перевозочным документам весе груза и контрольных знаков пломб, навешанных на ж/д вагон. В ходе проведения совместного осмотра ж/д вагона в коммерческом отношении было выявлено, что по ходу поезда у первого верхнего загрузочного люка открыта крышка, о чем был составлен акт общей формы. На ж/д станции Аксарайская с участием работников сдающей и принимающей железных дорог была произведена контрольная перевеска вагона на вагонных весах марки "Веста-СД", по результатам которой вес ж/д вагона с грузом составил 84,95 т., а вес груза в ж/д вагоне - 62,95 т., т.е. свыше 2 т. в сравнении со сведениями о весе, указанным в ж/д накладной, что подтверждается выпиской с показаниями весов "Веста-СД". АО "НК "КТЖ" пояснило, что участие сотрудников военизированной охраны Р. Казахстан в передаче ж/д вагона на Приволжскую дорогу предусмотрено технологическим процессом работы ж/д станции Аксарайская-2.
В подтверждение сведений, изложенных в письме от 16.06.2015 N ЦМО-18- 16/6385, АО "НК "КТЖ" представлены копии передаточной поездной ведомости N 61634, выписки из тензометрических весов от 31.03.2015, справки N 2651 от 09.06.2015 ж/д вагона N 23570773, АОФ N 849, подтверждающее изложенные обстоятельства приема-передачи вышеуказанного товара от Узбекской железной дороги железной дороге Р. Казахстан; передаточной поездной ведомости N 3175, АОФ N 1/125, выписки с показаниями весов "Веста-СД" от 05.04.2015, подтверждающее изложенные обстоятельства приема-передачи вышеуказанного товара от Казахстанской железной дороги железной дороге России; а так же копия выписки из технологического процесса работы объединенного пункта коммерческого осмотра - ж/д станции Аксарайская 2.
29.06.2015, в ответ на запрос от 28.05.2015 N 42/3-26/2095, поступило письмо Астраханской таможни от 22.06.2015 N 11-39/10626, которым были представлены пояснения начальника ж/д станции Аксарайская 2 Приволжской железной дороги от 08.06.2015 N 81, согласны которым ж/д вагон N 23570773 по ж/д накладной N А-73 123415 следованием Ахангаран УЗБ - Новороссийск-экспорт СКВ с товаром - "медь катодная" 04.04.2015 прибыл на ж/д станцию Аксарайская 2 в составе поезда N 3103. При проследовании через вагонные весы "РТВ-Д", результатов контрольного взвешивания не получено, так как весы вышли из строя по неустановленной причине, в связи с чем дано оперативное донесение N 108 от 03.04.2015. Так же было сообщено, что при совместном коммерческом осмотре ж/д вагона N 23570773 работниками Приволжской железной дороги и железной дороги Р. Казахстан было установлено наличие исправных и соответствующих документам пломб NN U1274141, U1274142, U1274143, U1274144, 1822341, 1822342. Согласно представленных пояснений от 22.06.2015 N 11-39/10626, ж/д вагон N 23570773 10.04.2015 принят к перевозке на территорию России по поездной передаточной ведомости N 3175 за исправными пломбами NN U1274142, U1274144, 1822341, Н7246667, Н7246668, ФТС N 06285, 79447531, и 11.04.2015 ж/д вагон N 23570773 в составе поезда N 2239 убыл на станцию назначения.
В подтверждение представленных пояснений, ж/д станции Аксарайская 2 представлены копии поездной передаточной ведомости N 3175 и приемо-сдаточного акта N 777/1 от 10.04.2015, а также копии актов общей формы ж/д станции Аксарайская 2 N 1/150 от 09.04.2015, N 1/158 от 09.04.2015 и N 2/2896 от 10.04.2015, согласно которым 09.04.2015 работниками ж/д станции Аксарайская 2 совместно с представителями таможенного органа и транспортной полиции произведен комиссионный осмотр ж/д вагона N 23570773 со вскрытием и просчетом мест и применением фото-видеосъемки, в результате которого установлено, что на запорных устройствах ж/д вагона имеются исправные и соответствующие документам пломбы NN U1274141, U1274142, U1274143, U1274144, 1822341, 1822342, а так же пломба N 79447531, навешанная на верхний погрузочный люк ж/д вагона, а так же отсутствие доступа к грузу. В ходе осмотра с запорных устройств левой стороны ж/д вагона сняты пломбы N U1274141, N U1274143 и N 1822342, в результате чего визуальным осмотром установлено наличие в грузовом помещении ж/д вагона N 23570773 товара "медь катодная" в количестве 48 грузовых мест и 4 листа, что соответствует перевозочным документам, после чего двери были закрыты и на запорные устройства были навешаны пломбы N Н7246667, N Н7246668, ФТС N 06285.
Письмом Астраханской таможни от 22.06.2015 N 11-39/10626 был представлен оригинал служебной записки Астраханского таможенного поста Астраханской таможни от 01.06.2015 N 35-14/1482, в соответствии с которым, 08.04.2015 в адрес Астраханского таможенного поста поступило заявление структурного подразделения ж/д станции Аксарайская 2 N М59 от 08.04.2015 с просьбой принять участие представителей таможенных органов в проведении грузовых операций в отношении вышеуказанного товара, связанных со снятием таможенных пломб, на основании чего 09.04.2015 должностными лицами отдела таможенного досмотра Астраханского таможенного поста А.В. Кузьмичевым и А.Н. Сливиным был осуществлен выезд на ж/д станцию в указанных целях и осуществлен комиссионный осмотр ж/д вагона N 23570773, по результатам которого должностными лицами таможенного поста был подписан акт общей формы N 1/150 от 09.04.2015 и составлен акт таможенного наблюдения N б/н от 09.04.2015. Так же сообщено, что дело об административном правонарушении по вышеуказанному факту недоставки части товара должностными лицами поста не возбуждалось.
В подтверждение представленных пояснений Астраханского таможенного поста представлены копии письма ОАО "РЖД" N М59 от 08.04.2015, АТН N б/н от 09.04.2015, АОФ N 1/150 и фотографий по результатам проведенного осмотра.
06.07.2015, в ответ на запрос от 28.05.2015 N 42/3-26/2099, поступило письмо Ростовской таможни от 15.06.2015 N 30-30/11998, в соответствии с которым дело об административном правонарушении по вышеуказанному факту недоставки части товара должностными лицами Ростовской таможни не возбуждалось, а так же, согласно которому для дальнейшего исполнения запрос направлен на Волгодонский таможенный пост, в подтверждение чего представлены служебные записки отдела административных расследований Ростовской таможни от 03.06.2015 N 30-29/0698 и от 10.06.2015 N 30- 29/0722 и служебная записка учетно-регистрационного отделения Ростовской таможни от 10.06.2015 N 32-18/0088.
29.06.2015, в ответ на запрос от 28.05.2015 N 42/3-26/2099, дополнительно поступило письмо Волгодонского таможенного поста от 22.06.2015 N 60-69/00166, которым были представлены объяснения начальника ж/д станции Сальск Кубаткина Ю.Н. от 19.06.2015, который пояснил, что 13.04.2015 на 7-ой электрифицированный путь парка "С" ж/д станции Сальск поездом N 2817 прибыл ж/д вагон N 23570773, который по прибытии был осмотрен в коммерческом отношении приемщиками поездов Чигринским И.В. и Романенко О.А., в результате чего коммерческих неисправностей не установлено, пломбы, навешанные на ж/д вагон, были в наличии и исправны. С ж/д станции Сальск ж/д вагон N 23570773 убыл 14.04.2015. При убытии с ж/д станции пломбы и коммерческое состояние ж/д вагона так же проверялись работниками ж/д станции и каких-либо несоответствий не установлено. Маневровые работы с поездом не производились. С момента прибытия и до отправления, ж/д вагон N 23570773 находился под контактной сетью в круглосуточно освещаемом и охраняемом парке. Письменные заявки ведомственной охраны о наличии коммерческих неисправностей ж/д вагона не поступали. Вес и количество груза не проверялись, поскольку признаков хищения не установлено. Начальник ж/д станции Сальск Кубаткина Ю.Н. пояснил, что согласно Приложения N 8 к Технологическому процессу ж/д станции Сальск, утвержденному 24.07.2012, при коммерческом осмотре транзитных поездов без переработки, приемщиками поездов ж/д станции проверяются только количество и задействованность пломб, номера пломб со сведениями, указанными в перевозочных документах, не сверяются. Как пояснил, Кубаткин Ю.Н., 14.04.2015, на основании приказа ДЗ-1 Павлова И.Г. N 7179 в 06 час. 40 мин. Поезд был отставлен от движения, о чем составлен акт общей формы N 5/4159, и, в соответствии с оперативным приказом ДЗ-1 Павлова И.Г. N 7172 от 14.04.2015, составлен акт общей формы N 5/4164 на поднятие поезда. Представители ж/д станции Сальск в таможенный орган с заявлением относительно задержки ж/д вагона N 23570773 и о недостаче товара не обращались, ввиду отсутствия установления такого факта.
В подтверждение пояснений Кубаткина Ю.Н. Волгодонским таможенным постом представлены копии АОФ N 5/4164 и N 5/4159 от 14.04.2015 и технологии по коммерческому осмотру поездов и вагонов приемщиками поездов станции Сальск.
14.07.2015, в ответ на запрос от 28.05.2015 N 42/3-26/2103, поступило письмо Краснодарской таможни от 06.07.2015 N 43-04/00813, в соответствии с которым таможенными органами Краснодарской таможни в отношении железнодорожного перевозчика не возбуждалось дело об административном правонарушении по вышеуказанному факту недоставки части товаров. Так же Краснодарской таможней представлено письмо ОАО "РЖД" от 06.07.2015 N 391/ДЦС-2 и акты общей формы ж/д станции Коноково N 1/536 от 16.04.2015 и N 6 от 20.04.2015, в соответствии с которыми, с 16.04.2015 по 20.04.2015 ж/д вагон N 23570773 в составе поезда был задержан на указанной ж/д станции на основании обращения ж/д станции Новороссийск от 16.04.2015 N 3780, в связи с невозможностью принятия грузовых поездов.
В ответ на запрос от 28.05.2015 N 42/3-26/2096, поступило письмо ОАО "РЖД" от 09.06.2015 N 258/РТД, в соответствии с которым ОАО "РЖД" известны обязанности перевозчика при осуществлении перевозки товаров под таможенной процедурой таможенного транзита. Как пояснило ОАО "РЖД", ж/д вагон N 23570773 следовал под охраной сотрудников ФГП ВО ЖДТ России, в соответствии с приказом МПС России от 18.06.2003 N 38 (зарегистрирован в Минюсте России от 30.06.2003 N 4864), а так же на основании договора N УВО3037 от 28.12.2011, заключенного между охранным предприятием и отправителем/экспедитором (гр. 11 ж/д накладной). Информацией о месте, времени и обстоятельствах утраты части вышеуказанного товара ОАО "РЖД" не располагает.
11.06.2015 в ответ на запрос от 28.05.2015 N 42/3-26/2101, поступило письмо Новороссийского ЛО МВД России на транспорте от 04.06.2015 N 3072, в соответствии с которым по факту недостачи товара "медь катодная" в ж/д вагоне N 23570773 Новороссийским ЛО МВД России на транспорте зарегистрирован материал КУСП N 651 от 27.04.2015, по которому 01.06.2015 СО Новороссийского ЛО МВД России на транспорте возбужденного уголовное дело N 155085 по признакам состава преступления, предусмотренного п. Б ч. 4 ст. 158 УК России.
28.05.2015 и 13.10.2015 в адрес грузоотправителя ОАО "Алмалыкский горно- металлургический комбинат", Узбекистан направлены запросы N 42/3-26/2102 и N 42/3- 26/3666 с вопросами относительно обстоятельств загрузки ж/д вагона N 23570773 и его опломбирования, ответы на которые до настоящего времени не поступали.
28.05.2015 и 13.10.2015 в адрес ж/д станции Новороссийск направлены запросы N 42/3-26/2097 и N 42/3-26/3667 с вопросами относительно обстоятельств утраты части вышеуказанного товара, ответы на которые не поступали.
Таможенным органом 28.12.2015 в отсутствии законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении N 10317000-1065/2015, в котором действия заявителя квалифицированы по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения административного дела Новороссийской таможней вынесено постановление от 26.01.2016 N 10317000-1065/2015 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в сумме 330 000 (Триста тридцать тысяч) рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его признании незаконным и отмене.
В соответствии со статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за недоставку товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.
Пунктом 1 статьи 215 ТК ТС таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.
На основании статьи 223 ТК ТС при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан:
1) доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен;
2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей, либо иных средств идентификации, если они применялись;
3) не допускать разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 17.1, 18 Приказа ГТК России от 08.09.2003 N 973 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров" идентификация товаров производится при проведении таможенного контроля путем наложения таможенных пломб на транспортное средство, контейнер или на съемный кузов, на отдельные грузовые места, включая пломбы отправителя товара.
Письменное разрешение на внутренний ВТТ или МТТ товаров выдается путем проставления в транспортной декларации и транспортном (перевозочном) документе либо в документах, используемых в качестве транзитной декларации, уполномоченным должностным лицом таможенного органа отправителя направляющего штампа, который он заполняет, подписывает и заверяет оттиском личной номерной печати.
Согласно пункту 1 статьи 21 ТК ТС таможенный перевозчик обязан соблюдать условия и выполнять требования, установленные ТК ТС, при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
В соответствии с пунктом 2 статьи 224 ТК ТС за неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, на территории которого выявлено нарушение.
Согласно пункту 1 статьи 225 ТК ТС таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления.
Пунктом 2 статьи 225 ТК ТС предусмотрено, что в месте доставки товаров до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля. Размещение товаров в зоне таможенного контроля допускается в любое время суток.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы.
Регистрация осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 237 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ", согласно которой таможенный орган назначения обязан в течение одного часа с момента представления перевозчиком документов, указанных в пункте 3 статьи 225 Таможенного кодекса Таможенного союза, зарегистрировать подачу документов и прибытие транспортного средства в место доставки товаров и незамедлительно после регистрации выдать перевозчику письменное подтверждение о прибытии транспортного средства.
Завершение данной процедуры осуществляется в соответствии со статьей 225 ТК ТС, согласно которой таможенный орган назначения завершает таможенную процедуру таможенного транзита в возможно короткие сроки, но не позднее двадцати четырех часов после регистрации документов путем проставления отметки на транзитной декларации или иных документах, признаваемых в качестве транзитной декларации, о завершении таможенной процедуры таможенного транзита.
Субъектом правонарушения при недоставке товаров являются лица, на которых таможенным законодательством таможенного союза возложена обязанность по обеспечению сохранности товаров. Обязанность по доставке и обеспечению сохранности товаров таможенным законодательством возложена на перевозчика. В данном случае, перевозчиком вышеуказанного товара, при его перевозке под таможенной процедурой таможенного транзита по территории Республики Казахстан, первоначально являлась железная дорога Республики Казахстан - АО "НК КТЖ", а в последующем, после пересечения ж/д вагоном, следующим с транзитным товаром, государственной границы России и Казахстана, как ж/д вагон с товаром, так и соответствующие обязанности по обеспечению надлежащей перевозки данного товара, были приняты железной дорогой России - ОАО "РЖД".
Письмом ФТС России от 17.03.2014 N 18-12/11865, а так же Решением Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза от 12.02.2014 N 10/11, направленным этим письмом, разъяснено, что, в случае, когда часть товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, утрачена (выдана, передана, т.е. не доставлена), решение о возбуждении дела принимается по законодательству страны, таможенным органом которой выявлено нарушение.
В соответствии с абзацем 3 раздела 1 статьи 23 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее СМГС) от 01.11.1951 с изменениями и дополнениями на 1 июля 2014 года, в соответствии с которым осуществлялась перевозка вышеуказанного товара, при перевозке грузов по накладной СМГС ответственность железной дороги, установленная настоящим разделом, начинается с момента приема груза к перевозке до момента проставления в накладной ЦИМ/СМГС календарного штемпеля станции на месте переотправки, а в обратном направлении - с момента проставления в накладной календарного штемпеля станции на месте переотправки до выдачи груза на станции назначения.
Абзацем 1 раздела 1 статьи 23 СМГС, установлено, что железная дорога ответственна в пределах условий, установленных настоящим разделом, за просрочку в доставке груза и за ущерб, возникший вследствие полной или частичной утраты, недостачи массы, повреждения, порчи или снижения качества груза по другим причинам за время с момента принятия груза к перевозке до выдачи его на станции назначения.
Статьей 7 Соглашения об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории Таможенного союза, заключенного в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010, предусмотрено, что за неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита железная дорога таможенного союза, принявшая товары к перевозке в соответствии с СМГС, несет ответственность в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территорию которого товары ввезены.
Вместе с тем, согласно представленных Астраханской таможни письмом от 22.06.2015 N 11-39/10626 документов: письмо начальника пограничной ж/д станции Аксарайская-2 от 08.06.2015 N 81, приемосдаточный акт КЭУ-5 N 777/1 от 10.04.2015, передаточная ведомость N 3175, акты общей формы ж/д станции Аксарайская 2 N 1/150 от 09.04.2015, N 1/158 от 09.04.2015 и N 2/2896 от 10.04.2015, а так же служебная записка Астраханского таможенного поста Астраханской таможни от 01.06.2015 N 35-14/1482, вышеуказанный ж/д вагон прибыл на пограничную ж/д станцию Аксарайская-2 в полностью исправном коммерческом и техническом состоянии, с соответствующими товаросопроводительным документам исправными пломбами и весом, что однозначно подтверждает обстоятельства приема-передачи железной дорогой Р. Казахстан железной дороге России к перевозке вышеуказанного товара в полном объеме и заявленными в товаросопроводительных документах (транзитная декларация, ж/д накладная и др.) количественными характеристиками, а так же момент когда обязанности, предусмотренные, в том числе п. 1 ст. 223 ТК ТС, перешли от одного перевозчика другому, то есть от АО "НК КТЖ" к ОАО "РЖД".
В связи с изложенным, надлежащим субъектом правонарушения при недоставке (утрате) части вышеуказанного товара, является ОАО "РЖД", которой, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, были приняты обязанности по обеспечению сохранности перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита товаров.
В соответствии с п. 4. ст. 23 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении железные дороги освобождаются от ответственности:
1) за недостачу массы штучного груза, перевозимого в таре или в обвязке, если груз был выдан получателю при полном количестве мест, в исправной таре или обвязке и при отсутствии внешних признаков доступа к содержимому, которые могли бы явиться причиной недостачи массы груза;
2) за недостачу массы штучного груза, перевозимого без тары или обвязки, если груз был выдан получателю при полном количестве мест и при отсутствии внешних признаков доступа к грузу, которые могли бы явиться причиной недостачи массы груза;
3) за недостачу массы и количества мест груза, если груз, погруженный отправителем в вагон или контейнер, в котором перевозился груз, был выдан получателю за исправными пломбами отправителя или станции отправления, наложенными в соответствии с положениями §8 статьи 9, а также без внешних признаков доступа к грузу, которые могли бы явиться причиной недостачи массы и количества мест груза.
Общество приняло к перевозке ж/д вагон с находящимся внутри него товаром в исправном состоянии и с исправными пломбами грузоотправителя, что подтверждается материалами дела.
Статьей 17 Конвенции о договоре международной перевозки грузов (далее - Конвенция) от 19.05.1956 также предусмотрено, что транспортер несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за просрочку доставки.
При этом перевозчик освобождается от этой ответственности, если потеря груза, его повреждение или опоздание произошли по вине правомочного по договору лица, вследствие приказа последнего, не вызванного какой-либо виной перевозчика, каким-либо дефектом самого груза или обстоятельствами, избегнуть которые перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить (часть 2 статьи 17 Конвенции).
Обществом не представлено доказательств того, что недоставка груза обусловлена чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля перевозчика.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 N 7-П, организации не могут быть лишены возможности доказать, что нарушение таможенных правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов таможенных отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры.
В соответствии со статьей 95 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчик несет ответственность за несохранность груза, грузобагажа после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи его грузополучателю (получателю), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по независящим от него причинам.
По причинам, зависящим от грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя), особых естественных свойств перевозимых груза, грузобагажа, недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза, грузобагажа при приеме груза, грузобагажа для перевозки, либо применения тары, упаковки, не соответствующих свойствам груза, грузобагажа или принятым стандартам, при отсутствии следов повреждения тары, упаковки в пути, сдачи для перевозки груза, грузобагажа, влажность которых превышает установленную норму.
Выбытие товара из владения общества вследствие противоправных действий третьих лиц, основанием для освобождения общества от ответственности, установленной частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что обществом как перевозчиком не приняты все зависящие от него меры по обеспечению сохранности товара, находящегося под таможенным контролем, что свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод общества о том, что сохранность перевозимого им товара должна была обеспечивать охранная организация - ФГП ВО ЖДТ России, что исключает ответственность общества отклоняется судом апелляционной инстанции, так как в силу статьи 223 ТК ТС, обязанность по доставке в сохранности товара, находящегося под таможенным контролем, возлагается на перевозчика.
Довод общества о несоразмерности размера наказания вмененному правонарушению отклоняется апелляционной коллегией, так как на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, имелось обстоятельство отягчающее ответственность общества, а именно: привлечение в течение года к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения (вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении Таганрогской таможни от 24.09.2015 года N 10319000/1101/2015, постановление Новороссийской таможни от 02.10.2015 года N 10317000-834/2015).
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2016 по делу N А32-6150/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6150/2016
Истец: ОАО " Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога", открытое акционернок общество "Российские железные дороги"
Ответчик: Новороссийская таможня