Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 октября 2016 г. N Ф03-4526/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга, о взыскании субсидии
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, решение суда первой инстанции отменено
г. Хабаровск |
|
23 июня 2016 г. |
А73-15475/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.
судей Гричановской Е.В., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кейбал М.С.
при участии в заседании:
от садоводческого некоммерческого товарищества "Золотая Осень", ОГРН 1032700248734: Скляров В.Ф. - председатель, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 16.12.2014 N 3996;
от министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края, ОГРН 1022700922221: Кривошеева В.В., представитель по доверенности 12.01.2016 N 16;
от министерства финансов Хабаровского края: Ульянова А.А., представитель по доверенности от 22.01.2016 N 19-14-21,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края
на решение от 22.03.2016
по делу N А73-15475/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Лазаревой И.В.
по иску садоводческого некоммерческого товарищества "Золотая Осень"
к министерству сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края
о взыскании 228 419,25 руб.
третье лицо: министерство финансов Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Хабаровского края обратилось садоводческое некоммерческое товарищество "Золотая Осень" (далее - истец, СНТ "Золотая осень") с исковым заявлением к министерству сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края (далее - ответчик, министерство) о взыскании субсидии на инженерное обеспечение территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений за счет средств краевого бюджета в размере 228 419 руб. 25 коп.
Определением от 13.01.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство финансов Хабаровского края (далее - минфин Хабаровского края).
Определением от 10.02.2016 произведена замена ответчика - министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края на Хабаровский край в лице министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края.
Решением от 22.03.2016 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что предметом спора являются бюджетные обязательства Хабаровского края, в связи с чем нормы гражданского законодательства на основании статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к правоотношениям сторон применению не подлежат; ссылаясь на статью 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации, полагает, что субсидия по своей правовой природе является не доходом, а помощью субъекту предпринимательской деятельности, предоставляемой для возмещения недополученных доходов или финансового возмещения понесенных затрат, непредоставление субсидии не может влечь за собой причинение вреда или убытков, такие расходные обязательства субъекта Российской Федерации как субсидии устанавливаются органами государственной власти субъекта самостоятельно, регулируются нормами бюджетного законодательства, исполняются за счет собственных доходов и предоставляются юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе, поэтому финансовые последствия, связанные с ее неполучением, не могут квалифицироваться как убытки.
Минфином Хабаровского края представлен отзыв, в котором поддержана позиция, приведенная в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители ответчика и третьего лица настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы, представитель истца просил оставить решение без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Установлено, что 14.04.2015 СНТ "Золотая осень" направило в министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края документы для получения в 2015 году субсидии в сумме 228 419,25 руб. за счет средств краевого бюджета на возмещение расходов, связанных с ремонтом линии электропередач на территории СНТ, произведенного в марте 2015 года.
Ответчик не сообщил истцу о результатах рассмотрения обращения, субсидия в счет возмещения названных расходов не перечислена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался следующими нормами материального права.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено в частности, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целях реализации Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" постановлением правительства Хабаровского края от 20.03.2012 N 66-пр "О порядке и об условиях предоставления отдельных мер краевой государственной поддержки, направленных на развитие сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае" утверждены Порядок и условия предоставления субсидий из краевого бюджета садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям на инженерное обеспечение территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом пункту 3 Порядка субсидии предоставляются садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, осуществляющим свою деятельность на территории края (далее также - заявители), в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона Хабаровского края от 26.07.2005 N 288 "О поддержке сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае" за счет средств краевого бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в текущем финансовом году на эти цели в краевом бюджете.
Пунктом 4 Порядка определено, что заявители имеют право на получение субсидий в случае заключения и исполнения соглашения с министерством сельского хозяйства и продовольствия края (далее - министерство) о предоставлении субсидий. В соглашение включается обязательное условие о согласии садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения - получателя субсидий на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля края проверок соблюдения им условий, целей и порядка их предоставления.
В соответствии с пунктом 5 Порядка субсидии предоставляются заявителям в размере 50 процентов от общей суммы сметных затрат, фактически понесенных в течение текущего финансового года, на инженерное обеспечение территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, но не более 500 тыс. рублей на одно садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение - получателя субсидий.
Для получения субсидий из краевого бюджета заявители представляют в министерство в срок до 01 ноября текущего года следующие документы:
- заявление на предоставление субсидии в произвольной форме с указанием приложенных документов, а также банковских реквизитов заявителя для перечисления субсидии;
- справку-расчет о причитающейся субсидии из краевого бюджета на инженерное обеспечение территорий по форме согласно приложению к настоящим Порядку и условиям;
- копию договора подряда либо иного гражданско-правового договора, предусматривающего выполнение работ по инженерному обеспечению территорий с приложением сметы в произвольной форме (далее - договор);
- копии актов приема выполненных работ по инженерному обеспечению территорий в соответствии с договором;
- копии платежных документов, подтверждающих полную оплату заявителем работ по инженерному обеспечению территорий в соответствии с договором.
Все представленные документы (копии документов) должны быть заверены подписью руководителя и печатью организации-заявителя.
Также заявитель вправе представить по собственной инициативе в министерство выписку из Единого государственного реестра юридических лиц. В случае если указанный документ не представлен заявителем по собственной инициативе, министерство самостоятельно получает его по межведомственному запросу.
Пунктом 6 Порядка установлено, что предоставление субсидий носит заявительный характер. Заявители вправе до окончания срока представления документов, установленного пунктом 5 настоящих Порядка и условий, отозвать свои документы. Для этого необходимо направить в министерство письменное уведомление.
Согласно пункту 7 Порядка документы, представленные заявителями, регистрируются в день их поступления в министерство в соответствии с установленными в министерстве правилами делопроизводства в порядке очередности их поступления с указанием даты поступления и порядкового номера. Днем поступления документов в министерство считается дата регистрации документов.
На основании пункта 8 Порядка документы, представленные заявителями, рассматриваются министерством в соответствии с очередностью их регистрации в течение 15 рабочих дней со дня их поступления в министерство. По окончании рассмотрения документов министерство:
1) в случае соответствия представленных заявителем документов требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Порядка и условий, соблюдения заявителем срока представления документов, установленного пунктом 5 настоящих Порядка и условий, и соответствия заявителя требованиям, установленным пунктом 3, и условиям, установленным пунктом 4 настоящих Порядка и условий, - принимает решение о предоставлении субсидий и в течение пяти рабочих дней со дня окончания рассмотрения документов направляет заявителю письменное уведомление о принятом решении. К уведомлению прилагается проект соглашения о предоставлении субсидий в двух экземплярах, если соглашение о предоставлении субсидий не было подписано ранее в текущем финансовом году.
Заявитель в течение пяти рабочих дней со дня получения проекта соглашения подписывает его и направляет в министерство. В течение 20 рабочих дней со дня получения подписанного заявителем соглашения министерство подписывает его со своей стороны и один экземпляр направляет заявителю, а также перечисляет субсидии на расчетный счет заявителя.
Если соглашение о предоставлении субсидий было подписано ранее в текущем финансовом году, министерство перечисляет субсидии на расчетный счет заявителя в течение 20 рабочих дней со дня окончания рассмотрения документов;
2) в случае несоответствия заявителя требованиям, установленным пунктом 3, и (или) условиям, установленным пунктом 4 настоящих Порядка и условий, несоответствия представленных заявителем документов требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Порядка и условий, либо нарушения заявителем срока представления документов, установленного пунктом 5 настоящих Порядка и условий, - отказывает заявителю в предоставлении субсидии и в течение пяти рабочих дней со дня окончания рассмотрения документов направляет заявителю письменное уведомление о принятом решении с приложением документов, представленных заявителем для получения субсидии.
Как видно из материалов дела, СНТ "Золотая осень" 14.04.2015 представлены в министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края заявление и документы, подтверждающие право на получение в 2015 году субсидии за счет средств краевого бюджета на возмещение расходов, связанных с ремонтом линии электропередач на территории СНТ, произведенного в марте 2015 года, предусмотренные пунктом 5 Порядка.
Как указал истец, общая сумма сметных затрат СНТ "Золотая осень", понесенных на ремонт линии электропередач, составила 456 838 руб. 50 коп., поэтому истцом определен размер субсидии в соответствии с пунктом 5 Порядка в сумме 228 419,25 руб.
Однако в нарушение пункта 8 Порядка министерство не направило в адрес СНТ "Золотая осень" уведомление о принятом решении по результатам рассмотрения документов, поданных истцом.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что истцом документально подтвержден факт представления в установленный срок всех предусмотренных Порядком документов для предоставления субсидии в сумме 228 419,25 руб., бездействие министерства по невыплате субсидии является незаконным. В этой связи, руководствуясь статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд удовлетворил иск СНТ "Золотая осень".
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом суда по следующим основаниям.
На основании статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пункта 4 Порядка право на получение субсидии возникает на основании соглашения, подписанного между получателем субсидии и министерством.
Как видно из материалов дела, соглашение о предоставлении субсидии между СНТ "Золотая осень" и министерством сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края заключено не было.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Порядок предоставления субсидий из бюджетов различных уровней регулируется бюджетным законодательством.
Субсидии не являются результатом экономической деятельности истца, не являются его доходом в гражданско-правовом смысле.
Из материалов дела видно, что соглашение о предоставлении истцу субсидии сторонами не заключено, в связи с чем обязанность ответчика по выплате истцу субсидии не возникла.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Убытки в связи с непредоставлением ответчиком истцу субсидии у последнего не возникли, поскольку заявленные к возмещению за счет краевого бюджета расходы понесены в процессе осуществления хозяйственной деятельности СНТ "Золотая осень", а не в связи с неправомерным бездействием министерства.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о причинении ответчиком убытков истцу, не основаны на материалах дела. Истцом не доказаны вина ответчика в том, что истец понес спорные расходы, а также причинно-следственная связь между названными расходами и фактом непринятия министерством решения по представленным СНТ "Золотая осень" документам.
Поскольку в данном случае отсутствуют условия, названные в статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, иск не подлежит удовлетворению.
По приведенным основаниям решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.03.2016 по делу N А73-15475/2015 отменить. В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Садоводческого некоммерческого товарищества "Золотая осень" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение искового заявления в сумме 7 568 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15475/2015
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 октября 2016 г. N Ф03-4526/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Председатель садоводческого некоммерческого товарищества "Золотая Осень" В. Ф. Скляров, Садоводческое некомерческое товарищество "Золотая Осень"
Ответчик: Министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края
Третье лицо: Министерство финансов Хабаровского края