Требование: о взыскании убытков в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Чита |
|
22 июня 2016 г. |
дело N А10-2499/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Туголуковым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 1 февраля 2016 года по делу N А10-2499/2015 по заявлению Администрации города Улан-Удэ (ОГРН 1020300979192, ИНН 0323076085) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360), Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия (ОГРН 1020300967257, ИНН 0323054892) о взыскании 1 821 261 рублей 40 копеек,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих требований относительно предмета спора: Москвитина Алексея Александровича, Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия (ОГРН 1020300974870, ИНН 0323080765), Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ОГРН 1127746554320, ИНН 7707780887),
(суд первой инстанции: судья Борголова Г.В.),
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
Администрация города Улан-Удэ (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин Российской Федерации) с иском о взыскании 1 435 077 рублей 70 копеек - убытков за счёт казны Российской Федерации, понесённых в связи с предоставлением жилых помещений по договорам социального найма Москвитину А.А.
Определениями Арбитражного суда Республики Бурятия от 06 мая 2015 года, 26 августа 2015 года и 03 декабря 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: гражданин Москвитин Алексей Александрович (далее - Москвитин А.А.), Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (далее - Министерство соцзащиты) и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство строительства).
Определением от 03 июня 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Республика Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия (далее - Минфин Республики Бурятия).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 февраля 2016 года заявленные требования удовлетворены. Взыскано 1 435 077 рублей 70 копеек убытков за счёт казны Республики Бурятия в лице Минфина РБ в пользу Администрации.
В удовлетворении исковых требований к Российской Федерации отказано.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался: статьями 72, 133 Конституции Российской Федерации, статьями 31, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), Федеральным законом N181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), Законом Республики Бурятия N1734-IV от 10.11.2010 "О социальной поддержке инвалидов в Республике Бурятия".
Не согласившись с указанным решением, Минфин Республики Бурятия обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отменен обжалуемого решения, как незаконного и необоснованного, принятого при неправильном применении норм материального права, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Истец в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле отзывы на апелляционную жалобу не представили.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Администрация представила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие её представителя.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, основании решения Советского районного суда г. Улан-Удэ от 21 августа 2014 года, Определения Верховного суда Республики Бурятия от 05 ноября 2014 года по делу N 2-3674/2014 на Администрацию возложена обязанность предоставить Москвитину А.А., являющемуся инвалидом и имеющему диагноз, входящий в Перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006, жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям жилищного законодательства, согласно установленной нормы предоставления жилой площади.
Во исполнение указанных решений Администрация предоставила Москвитину А.А. жилые помещения общей площадью 30,1 кв.м. по адресу: ул. Богданова, дом 2Б, квартира 6, г. Улан-Удэ; ул. Маяковского, дом 1, квартира 3, г. Улан-Удэ, заключив с ним договоры социального найма N 5312 от 11.02.2015 и N 5313 от 11.02.2015.
Постановка Москвитина А.А. на учёт в качестве нуждающегося в отдельном жилом помещении в связи с тяжёлой формой хронического заболевания произведена после 1 января 2005 года по распоряжению Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ N 252-р от 05.05.2014.
По расчётам администрации, исходя из средней цены одного квадратного метра общей площади жилых помещений на вторичном рынке по Республике Бурятия в 4-ом квартале 2014 года (47 677 рублей), общая стоимость предоставленных Москвитину А.А. жилых помещений составила 1 435 077 рублей 70 копеек.
Письмом N 02-04-16-20-И3225 от 11.11.2015 Минфин Республики Бурятия отказало Администрации в компенсации указанных расходов.
Полагая, что полномочия по обеспечению жильём инвалидов относятся к расходным обязательствам Российской Федерации, Администрация обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, исходя из следующего.
Конституцией Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов подпунктом 24 части 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ оговорено, что осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и случаях, установленных федеральными законами.
Социальная поддержка инвалидов в понимании закона N 181-ФЗ - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. При этом из положений этого закона следует, что к системе мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам, относятся, в том числе, мероприятия по обеспечению их жилыми помещениями.
Статья 17 Закона N 181-ФЗ предусматривает, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 этого закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации
В соответствии со статьёй 28.2 Закона N 181-ФЗ о социальной защите инвалидов полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Основным нормативным актом, регулирующим предоставление инвалидам мер социальной поддержки на территории Республики Бурятия, является Закон Республики Бурятия N 1734-IV от 10.11.2010 "О социальной поддержке инвалидов в Республике Бурятия".
Абзацем 2 пункта 1 статьи 5 указанного Закона Республики Бурятия N 1734-IV определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Указанная норма права аналогична по содержанию со статьёй 17 Закона N 181-ФЗ.
Иные нормативные акты, действующие на территории Республики Бурятия, регулируют порядок предоставления мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учёт исключительно до 1 января 2005 года.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счёт казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской 8 Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Анализируя содержание указанных выше нормативных актов и разъяснений суд первой инстанции правильно указал, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учёт до 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 - за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом возможное выделение из федерального бюджета дополнительного финансирования (независимо от его размеров) на осуществление полномочий субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, равно как и недостаточность этого финансирования для обеспечения жильем всех нуждающихся, не отменяет и не изменяет общего правила о том, что осуществление этого полномочия относится к расходным обязательствам именно субъектов Российской Федерации.
Указанный правовой подход содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации N 309-ЭС15-5872 от 30.09.2015, определении Конституционного Суда Российской Федерации N 1563-О-О от 17.12.2009 и в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.12.2015 по делу N А10-2500/2015.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 2 пункта 2.2 определения N 1563-О-О от 17.12.2009, содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Местное самоуправление в Российской Федерации на основании статьи 133 Конституции Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Принцип самостоятельности бюджетов закреплён в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Поскольку обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 должно осуществляться за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставление истцом Москвитину А.А. жилого помещения за счёт муниципального жилищного фонда привело к выбытию этого имущества из муниципальной казны и соответственно возникновению убытков в сумме их стоимости.
Судом первой инстанции проверено, предусмотрены ли в бюджете Республики Бурятия на 2015 год расходы на обеспечение жильём инвалидов, вставших на учёт после 1 января 2005 года, а также обращалась ли Республика Бурятия к Российской Федерации в лице Минфин Российской Федерации за выделением денежных средств на приобретение жилья инвалидам, вставшим на учёт после 1 января 2005 года.
Минфин Республики Бурятия и Министерства соцзащиты доказательства обращения к Российской Федерации в лице Минфин Российской Федерации за выделением денежных средств на приобретение жилья инвалидам, вставшим на учёт после 1 января 2005 года суду не представили.
Главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, функции по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, разработке и согласованию федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 10 (пункты 1, 5.2.41 и 5.4.32 Положения, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации N 1038 от 18.11.2013).
Согласно письменным пояснениям Министерства строительства в соответствии с Законом N 181-ФЗ Республике Бурятия ежегодно выделяются субвенции для обеспечения жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учёт только до 1 января 2005 года. Объём выделенных субвенций для Республики Бурятия составил 30 492,7 тыс. рублей в 2014 году, 31 923,6 тыс. рублей в 2015 году и 29 925,6 тыс. рублей в 2016 году.
Аналогичный объём субвенций, выделенных казне Республики Бурятия из федерального бюджета в 2015 году в сумме 31 923,6 тыс. рублей, указан в приложении N 11 к Закону Республики Бурятия N 881-V от 15.12.2014 "О республиканском бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" по целевой статье 20203070020000151, на которой отражена указанная сумма.
Из анализа распределения бюджетных ассигнований по расходам бюджета Республики Бурятия на 2015 год следует, что в целях обеспечения инвалидов жильём в бюджете Республики Бурятия на 2015 год предусмотрены расходы в сумме 31 923,6 тыс. рублей по целевой статье 5425135. Указанная сумма расходов равна сумме субвенций, поступивших из федерального бюджета. Следовательно, указанные денежные средства являются целевыми и направлены на реализацию прав исключительно тех инвалидов, которые встали на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 января 2005 года.
В качестве дополнительной меры по улучшению жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в республиканском бюджете предусмотрены расходы по целевой статье 5420201 в сумме 15 761,5 тыс. рублей в соответствии с Законом Республики Бурятия N 2147-III от 09.03.2007 "О дополнительных мерах по улучшению жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории Республики Бурятия. Однако, согласно пункту 1 статьи 1 указанного закона дополнительные меры социальной поддержки инвалидов по нему в форме безвозмездных жилищных субсидий предусмотрены исключительно для граждан, вставших на учёт до 1 января 2005 года.
Иных расходов на обеспечение жильём инвалидов в республиканском бюджете на 2015 год не заложено.
Следовательно, расходы для обеспечения жильём инвалидов, вставших на учёт после 1 января 2005 года, в бюджете Республики Бурятия не предусмотрены.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объёме за счёт казны Республики Бурятия в лице Минфин Республики Бурятия.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 февраля 2016 года по делу N А10-2499/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Рылов Д.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-2499/2015
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
Ответчик: Республика Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, представленного Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия
Третье лицо: Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Москвитин Алексей Александрович