г. Ессентуки |
|
21 июня 2016 г. |
Дело N А63-5211/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.04.2016 по делу N А63-5211/2015 (судья Филатов В.Е.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нарзан-Гидроресурсы" (г. Кисловодск, ул. Кирова 43)
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу (г. Ессентуки, ул. Шмидта 74 а)
о признании незаконным и отмене постановления N 15-436/П/48-3 от 28.04.2015,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Нарзан-Гидроресурсы" Терещенко А.В. по доверенности от 25.08.2015,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Нарзан-Гидроресурсы" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому округу (далее - департамент) о признании незаконным и отмене постановления N 15-436/П/48-3 от 28.04.2015 о привлечении к административной ответственности (требования уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 14.07.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.09.2015, требования заявителя удовлетворены, судебные акты мотивированы тем, что истек срок давности привлечения общества к административной ответственности.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.12.2015, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, отменены с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции указал, что вывод о нарушении административным органом срока давности привлечения общества к административной ответственности основан на неправильном применении норм права.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 04.04.2016 постановление департамента N 15-436/П/48-3 от 28.04.2015 признано незаконным и отменено. Суд первой инстанции пришел к выводу, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Не согласившись с решением суда, департамент подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что заявителем не были приняты всевозможные меры для внесения изменений в лицензию в установленный срок, а именно общество не увеличило срок согласования технологической схемы, не способствовало изменению условий, установленных в соглашении к вышеуказанной лицензии.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, департаментом проведена плановая выездная проверка общества на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды.
10.04.2015 по итогам проверки составлен акт N 15-436/П/1 и возбуждено дело об административном правонарушении, составлен протокол об административном правонарушении N 15-436/П/48-1.
28.04.2015 департаментом вынесено постановление N 15-436/П/48-3 о назначении административного наказания, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Считая постановление незаконным, общество обратилось в суд с заявлением.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 300 000 до 500 000 руб.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в процессе пользования недрами.
Объективная сторона допущенного правонарушения выражается в действиях по пользованию недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).
В силу ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Одной из обязанностей пользователя недрами согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах является выполнение условий, оговоренных в лицензии.
В соответствии со статьей 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; выполнение условий, установленных лицензией.
Статьей 23.2 Закона о недрах предусмотрено, что разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с техническими проектами. Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами" подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр.
Постановлением Федерального горного и промышленного надзора РФ от 01.12.1999 N 88 были утверждены "Правила охраны недр при составлении технологических схем разработки месторождений минеральных вод" (далее - Правила).
Требования Правил являются обязательными для организаций независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, осуществляющих разработку месторождений минеральных вод, а также проектирование, строительство, реконструкцию объектов по добыче, подготовке и использованию минеральных вод на территории Российской Федерации (п. 3 Правил).
Пунктом 5 Правил определено, что технологическая схема разработки месторождений минеральных вод (далее - технологическая схема) составляется в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами на основании данных об эксплуатационных запасах месторождений минеральных вод, прошедших государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, и с учетом рекомендаций Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ) или территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) по освоению месторождения, проекта округа горно-санитарной охраны, бальнеологических заключений об их составе и лечебном применении.
Технологическая схема составляется в целях обеспечения гидрогеологически обоснованной, технически и экономически рациональной, безопасной эксплуатации месторождений минеральных вод, охраны запасов минеральных вод от истощения, загрязнения, ухудшения состава и лечебных свойств.
Таким образом, разработка и утверждение технологической схемы возможны только после утверждения Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых (далее - ГКЗ Роснедра) эксплуатационных запасов минеральных вод.
Как следует из материалов дела, у общества имеется лицензия на право пользования недрами N СТВ01038МЭ, с целевым назначением разведка и добыча минеральных вод для промышленного розлива на Северном фланге Центрального участка Кисловодского месторождения.
Лицензия зарегистрирована 05.09.2008 в Территориальном агентстве по недропользованию по Ставропольскому краю, запись в реестре N 945/СТВ 01038МЭ.
Пунктом 4.3.3. Лицензионного соглашения определено, что владелец лицензии обязуется в течении 5 лет с даты государственной регистрации лицензии проводить опытно - промышленную эксплуатацию и геологоразведочные работы и не позднее 5 лет с даты государственной регистрации лицензии утвердить запасы Северного фланга Центрального участка Кисловодского месторождения минеральных вод по промышленным категориям в государственной комиссии по запасам полезных ископаемых.
Согласно пункту 4.5.1 лицензионного соглашения к лицензии N СТВ01038МЭ, являющегося неотъемлемой частью лицензии, общество не позднее 6 лет с даты государственной регистрации лицензии обязано было утвердить технологическую схему разработки лицензионного участка с получением необходимых экспертиз и согласований.
23.07.2014 года ГКЗ Роснедра проведена государственная экспертиза материалов переоценки запасов минеральных подземных вод Центрального участка Кисловодского месторождения в Ставропольском крае.
По результатам экспертизы 23.07.2014 составлен протокол N 3763 из содержания которого следует, что ГКЗ Роснедра постановила воздержаться от переутверждения запасов минеральных подземных вод верхневаланжинского и нижневаланжинского горизонтов Северного фланга Центрального участка и верхневаланжинского, нижневаланжинского и титонского водоносных горизонтов Центрального участка Кисловодского месторождения (п.3.2 протокола).
При этом в пункте 3.3. протокола постановлено продлить в порядке исключения срок действия протоколов от 31.08.2007 N 1442 по утверждению запасов Северного фланга Центрального участка и от 29.04.2004 N 1915 по утверждению запасов Березовского участка Кисловодского месторождения на период до конца 2017 года в связи с необходимостью переоценки запасов в целом по Кисловодскому месторождению.
На основании указанного протокола N 3763 в лицензионное соглашение к лицензии СТВ N 01038 МЭ были внесены изменения путем заключения между ООО "Нарзан - гидроресурсы" и департаментом дополнения N 1 к лицензионному соглашению (зарегистрировано Департаментом по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Ставропольнедра) 11.03.2015 N 240/СТВ01038МЭ), согласно которому статья 4 "Условия пользования недрами" была дополнена пунктом 4.8. следующего содержания: продлить в порядке исключения срок действия протокола ГКЗ Роснедра от 31.08.2007 N 1442 по утверждению запасов Северного фланга Центрального участка и протокола ГКЗ Роснедра от 29.04.2004 N 1915 по утверждению запасов Березовского участка Кисловодского месторождения на период до конца 2017 года в связи с необходимостью переоценки запасов в целом по Кисловодскому месторождению; рекомендовать недропользователям ОАО "Кавминкурортресурсы" и ООО "Нарзан - гидроресурсы" в ходе дальнейшей опытно - промышленной эксплуатации выполнить в полном объеме рекомендации протоколов ГКЗ МПР России от 13.10.1993 N 188, ГКЗ Роснедра от 31.08.2007 N 1442 и от 29.04.2009 N 1915: обосновать величины среднегодовой и сезонной потребности в лечебных минеральных водах; разработать общую технологическую схему эксплуатации Центрального участка Кисловодского месторождения; составить согласованную технологическую схему эксплуатации, разработки системы мониторинга по единой программе, включающей унифицированный регламент проведения наблюдений и средства измерений для обеспечения рациональной схемы эксплуатации и охраны Кисловодского месторождения углекислых минеральных вод от истощения и загрязнения, а также в части одновременной переоценки запасов углекислых минеральных вод всего Кисловодского месторождения, включая Центральный, Берозовский, Ольховский и Подкумский участки; внести дополнение в "Положение о координации действий пользователей недр Центрального участка Кисловодского месторождения минеральных вод в особо охраняемом эколого - курортном регионе Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды", включив в него Березовский, Ольховский и Подкумский участки; выполнить геофизические исследования как эксплуатационных, так и наблюдательных скважин на предмет оценки их технического состояния и, при необходимости, осуществить работы и ликвидационный тампонаж; оптимизировать наблюдательную сеть и создать единую унифицированную систему мониторинга за гидрогеологическим и гидрохимическим состоянием Центрального участка; продолжить опытно - промышленную эксплуатацию с дебитами, равными потребности в минеральных водах; выполнить в течение 3,5 лет (до 31.12.2017) по результатам опытно - промышленной эксплуатации и данных мониторинга комплексную переоценку запасов минеральных вод в целом по Кисловодскому месторождению, включая Центральный, Березовский, Ольховский и Подкумский участки.
Таким образом, на момент плановой выездной проверки в связи с изменением фактических обстоятельств и наличием новых требований Распорядителя недр, исполнение обществом требований пункта 4.5.1. лицензионного соглашения до составления протокола N 3763 от 23.07.2014 ГКЗ Роснедра и внесения изменений в лицензионное соглашение, путем заключения дополнения N 1 от 11.03.2015, не представлялось возможным.
Материалами дела подтверждается, что заявитель принял все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения и неисполнение названных лицензионных условий обусловлено причинами независимыми от общества.
Кроме того, обществом разработана и направлена на согласование технологическая схема разработки Северного фланга Центрального участка Кисловодского месторождения минеральных вод, однако письмом N 08/2108 от 23.12.2014 Федеральное Государственное Унитарное Геологическое Предприятие "Гидроспецгеология" вернуло указанный документ недропользователю без согласования, в связи с необходимостью подготовки и согласования проекта опытно-промышленной эксплуатации и последующего утверждения запасов минеральных вод с учетом положений дополнения N1 к лицензионному соглашению всего Кисловодского месторождения минеральных вод.
Таким образом, подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что заявителем не были приняты всевозможные меры для внесения изменений в лицензию в установленный срок, а именно общество не увеличило срок согласования технологической схемы, не способствовало изменению условий, установленных в соглашении к вышеуказанной лицензии.
При изложенных выше обстоятельствах, решение суда первой инстанции принято с учетом указаний суда кассационной инстанции, является законным и обоснованным, а поэтому апелляционная жалоба департамента не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.04.2016 по делу N А63-5211/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-5211/2015
Истец: ООО "Нарзан-гидроресурсы"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Кавказскому федеральному округу
Третье лицо: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Кавказскому федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3446/15
04.04.2016 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-5211/15
23.12.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9487/15
21.09.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3446/15
14.07.2015 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-5211/15