город Ростов-на-Дону |
|
22 июня 2016 г. |
дело N А32-46870/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Струкачевой Н.П.,
при участии:
от общества: представитель не явился, уведомлен;
от таможни: представитель Зудов О.Б. по доверенности от 15.04.2016, удостоверение;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.03.2016 по делу N А32-46870/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фрутини"
к Краснодарской таможне
о взыскании процентов за несвоевременный возврат таможенных платежей
принятое судьёй Суминой О.С.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фрутини" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня) о взыскании процентов в сумме 450 884,77 руб. за нарушение сроков возврата излишне взысканных таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2016 заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможня подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ. Определением председателя четвертого судебного состава судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, от 14.06.2016 в связи с нахождением судьи Сурмаляна Г.А. в очередном трудовом отпуске произведена замена судьи Сурмаляна Г.А. на судью Филимонову С.С. в порядке статьи 18 АПК РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение дела произведено с самого начала.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобу уведомлен надлежащим образом. Дело рассматривается в отсутствие представителя общества по правилам ч.3 ст. 156 АПК РФ.
Представитель таможни в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя таможни, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между обществом (покупателем) и фирмой "STAR TARIM URUNLERINAK. VETIC. LTD. STI." (Турция) (продавцом) заключён контракт N 17 от 12.11.2013 г. на поставку товаров.
Заявителем в Краснодарской таможне по таможенным декларациям N 10309180/191213/0001785, N 10309180/191213/0001783, N 10309180/191213/0001782, N 10309180/191213/0001780, N 10309180/221213/0001853, N 10309180/221213/0001855 были задекларированы (далее Товар): лимоны свежие для употребления в пищу; томаты свежие для употребления в пищу; баклажаны свежие для употребления в пищу, апельсины сладкие свежие для употребления в пищу; айва свежая для употребления в пишу, перец стручковый сладкий свежий для употребления в пишу; огурцы свежие для употребления в пищу; мандарины "сатсума" свежие для употребления в пищу.
Указанный Товар поставлялся в рамках вышеуказанного контракта на условиях "Инкотермс 2000".
При определении таможенной стоимости товаров обществом был применен первый метод определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Таможенным органом вынесены решения о корректировке таможенной стоимости.
Не согласившись с решением таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товаров, общество обжаловало его в Арбитражный суд Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2014 г. по делу N А32-35008/2014 удовлетворены требования заявителя и признаны недействительными решения таможни о корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ N 10309180/191213/0001785, N 10309180/191213/0001783, N 10309180/191213/0001782, N 10309180/191213/0001780, N 10309180/221213/0001853, N 10309180/221213/0001855.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2015 и постановление АС СКО от 23.06.2015 указанное решение оставлено без изменения.
Факт незаконности решений и действий таможни по корректировке таможенной стоимости по спорным ДТ установлен вступившим в законную силу решением суда от 15.12.2014 г. по делу N А32-35008/2014, что в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеет преюдициальное значение для настоящего спора.
Возврат излишне уплаченных таможенных платежей был произведен таможенным органом только 12.05.2015 г. платежными поручениями N N 21, 706: по ДТ N 10309180/191213/0001785 в сумме 238 063,07 руб., по ДТ N 10309180/191213/0001783 в сумме 563 518,94 руб., по ДТ N 10309180/191213/0001782 в сумме 1 053 702,06 руб., по ДТN 10309180/191213/0001780 в сумме 193 924,77 руб., по ДТN 10309180/221213/0001853 в сумме 839 417,45 руб., по ДТ N 10309180/221213/0001855 в сумме 1 057 159,19 руб. Поскольку фактический возврат излишне уплаченных таможенных платежей был произведен без выплаты процентов, Общество обратилось в арбитражный суд с данным заявлением о взыскании с таможенного органа процентов в сумме 450 884,77 руб.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об удовлетворении требований общества ввиду следующего.
Согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 2 статьи 355 ТК ТС излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика.
Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу пункта 4 статьи 355 ТК ТС возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 129 Закона N 311-ФЗ возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
На основании норм пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Таким образом, право на начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей возникает в случае наличия у плательщика законных оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и их несвоевременного возврата таможенным органом.
Законность требований плательщика может быть установлена как решением таможенного органа, так и решением арбитражного суда. Решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает возможности плательщика требовать начисления процентов за несвоевременный возврат этих платежей, если в судебном порядке будет признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2014 по делу N А32-35008/2014, вступившим в законную силу, признано недействительным решение о корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного по ДТ N 10309180/191213/0001785, N 10309180/191213/0001783, N 10309180/191213/0001782, N 10309180/191213/0001780, N 10309180/221213/0001853, N 10309180/221213/0001855.
Следовательно, факт незаконности решения о корректировке таможенной стоимости по указанным декларациям установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края, принятым по спору между этими же лицами.
Таможенный орган возвратил обществу денежные средства только 12.05.2015.
С учетом правовой позиции, высказанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13, при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
Письмом от 30.03.2012 N 01-11/15247 Федеральной таможенной службы было указано таможенным органам о том, что при расчете процентов за нарушение таможенным органом срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов учитывается фактическое количество дней в году - 365 или 366.
Определением Верховного Суда РФ от 02.06.2015 по делу N 303-КГ14-7912, А51-10499/2014, осуществлено толкование норм права в связи с рассмотрением конкретного дела и в целях обеспечения единообразного их понимания и применения арбитражными судами в отношении всех дел со схожими фактическими обстоятельствами.
Верховный Суд РФ установил, что независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
Из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона 8 о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Материалами дела подтверждается, что взыскание денежных средств с таможни за нарушение срока возврата излишне взысканных денежных средств произведено обоснованно.
Доводы жалобы судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании норм права и сводящиеся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, с учетом Определения Верховного Суда РФ от 02.06.2015 по делу N 303-КГ14-7912, А51-10499/2014, отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
В случае изменения позиции Верховного суда, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 02.06.2015 по делу N 303-КГ14-7912, А51-10499/2014, таможня вправе обратиться в суд с заявлением о пересмотре решения по делу по новым обстоятельствам.
Аналогичная позиция изложена в постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по дела N А32-38679/2015, А32-43847/2015, А32-39793/2015, А32-38686/2015.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2016 по делу N А32-46870/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-46870/2015
Истец: ООО "Фрутини"
Ответчик: Краснодарская таможня
Третье лицо: Краснодарская таможня