Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения
город Омск |
|
20 октября 2016 г. |
Дело N А46-7107/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11289/2016) государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Омской области от 03.08.2016 по делу N А46-7107/2016 (судья Крещановская Л.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Высокие Технологии" (ИНН 5503211857, ОГРН 1095543004985) к государственному учреждению - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 5504018510, ОГРН 1025500972716) о признании недействительным решения N 961 н/с от 28.04.2016 и N 32 с/с от 28.04.2016,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от открытого акционерного общества "Высокие Технологии" - Мирошниченко Л.В. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N 34.1 от 02.03.2016 сроком действия 3 года);
установил:
Открытое акционерное общество "Высокие Технологии" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Высокие Технологии") обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании частично недействительными решений N 961 н/с от 28.04.2016 и N 32 с/с от 28.04.2016.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.08.2016 по делу N А46-7107/2016 заявление ОАО "Высокие Технологии" удовлетворено полностью.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, ее податель настаивает на том, что оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников за счет средств Фонда социального страхования была произведена Обществом в рамках трудовых отношений и облагается страховыми взносами в соответствии с Федеральным законом от 24.04.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В представленном до начала судебного заседания отзыве Общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель ООО "Высокие Технологии" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Филиалом N 9 Государственного учреждения - Омского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в период с 01.02.2016 по 25.02.2016 на основании решения директора Фонда от 01.02.2016 проведена документальная выездная проверка страхователя - Открытое акционерное общество "Высокие Технологии" по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств, а также правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По результатам проверки составлены Акты от 31.03.2016.
28.04.2016 по итогам рассмотрения акта и письменных возражений (N 33 с/с и N 33 н/с от 31.03.2016) Общества Фондом приняты решения N961 н/с и N 32 с/с о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которыми Общество привлечено к ответственности за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения налогооблагаемой базы в виде штрафа в размере 4 738,40 руб. и 8 083,15 руб.
Решением N 961 н/с от 28.04.2016 ОАО "Высокие Технологии" предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 23 692,00 руб., пени в сумме 2569,63 руб., штрафные санкции в сумме 4 738,40 руб.
Решением N 32 с/с от 28.04.2016 Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 40 415,77 руб., пени - 2 893,97 руб., штраф в размере 8 083,15 руб.
По мнению Фонда, в нарушение статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статьи 7 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ Обществом была занижена база для начисления страховых взносов в проверяемом периоде на сумму 1384600,00 руб., что составляет стоимость путевок, приобретенных ОАО "Высокие Технологии" за счет средств бюджета ФСС на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний на санаторно-курортное лечение работников за период с 2013 по 2015 годы.
Начисление страховых взносов на указанные выплаты мотивировано Фондом тем, что оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников признается объектом обложения страховых взносов независимо от источника финансирования, так как выплачивается страхователем в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений. По мнению Фонда на данный вид выплат не распространяется действие статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ и статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, следовательно, стоимость путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Полагая, что решение Фонда не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
03.08.2016 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее по тексту - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее по тексту - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ базой для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, является сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.
В данном случае основанием для доначисления Обществу страховых взносов, соответствующих пени и штрафа послужил вывод Фонда о занижении базы для исчисления страховых взносов в результате невключения в нее оплаты стоимости путевок, приобретенных в 2013, 2014, 2015 годах за счет средств Фонда, на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами.
Указанный вывод Фонда является неверным на основании следующего.
Исходя из содержания статей 15, 16 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что выплатой или вознаграждением, произведенным в рамках трудовых отношений, следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением (независимо от формы его заключения), определяемые в соответствии с перечисленными в статье 156 Трудового кодекса Российской Федерации нормативными правовыми и локальными актами, регулирующими трудовые отношения.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями. локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Вместе с тем выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для начисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 7 Закона N 212-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплаты труда, сформулированного в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
В силу пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ и пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает, в том числе обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Пунктом 3 статьи 22 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрено, что правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат расходы страхователя на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
В пункте 2 Правил предусмотрено, что финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд социального страхования Российской Федерации в текущем календарном году. Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.
Очевидно, что смысл такого правового урегулирования законодателем установлен исходя из оптимизации финансирования за счет средств Фонда социального страхования такого вида предупредительных мер социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, как санаторно-курортное лечение: вместо перечисления всей суммы страховых взносов в Фонд и последующим получением из Фонда средств на приобретение путевок - предоставить право за счет этих средств приобретать путевки на санаторно-курортное лечение, т.е. по сути расходуемые страхователем средства на приобретение указанных выше путевок являются средствами Фонда социального страхования.
В ходе проверки установлено, что в проверяемом периоде расходование средств обязательного социального страхования на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма произведено: в 2013 году в сумме 1 000 000,00 руб., в том числе приобретение путевок на санаторно-курортное лечение в сумме 230 000,00 руб. (Приказ N 213 от 26.02.2013 г. "О финансовом обеспечении в 2013 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя"), на основании Договора N 18-01-13 от 23.01.2013 в 2014 году в сумме 1 367 400,00 руб., в том числе приобретение путевок на санаторно-курортное лечение в сумме 565 800,00 руб. (Приказ N 564 от 02.04.2014 "О финансовом обеспечении в 2014 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя"), на основании Договоров N 166 от 03.03.2014 и N 03-00-14 от 13.01.2014 в 2015 году в сумме 1 626 261,00 руб., в том числе приобретение путевок на санаторно-курортное лечение в сумме 588 800,00 руб. (Приказ N 686 от 15.04.2015 "О финансовом обеспечении в 2013 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя"), на основании Договоров N 05-00-15 от 16.01.2015 и N 35 от 12.01.2015.
Как указано в Актах проверки, путевки на санаторно-курортное лечение работников приобретались за счет средств Фонда социального страхования в сумме 1384600,00 руб. (финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний за период с 2013 по 2015 годы).
В соответствии со статьей 8 ФЗ N 212-ФЗ и статьей 20.1. ФЗ N 125-ФЗ, как указано выше, база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц. Денежные средства, израсходованные Обществом за счет средств Фонда социального страхования на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение, не начислялись и не должны были начисляться Обществом (плательщиком страховых взносов) в пользу своих работников в качестве выплат и иных вознаграждений, а потому не могут являться базой для начисления страховых взносов.
В силу статьи 9 пункта 1 подпункта 5 ФЗ N 212-ФЗ и статьи 20.2. пункта 1 подпункта 5 ФЗ N 125-ФЗ не подлежат обложению суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому страхователем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из взаимосвязи указанных выше норм следует, что не подлежит обложению страховыми взносами сумма 1 384 600,00 руб., зачтенная Фондом за произведенные страхователем расходы по страховому обеспечению.
В Письме ПФ РФ N НП-30-26/9660, ФСС РФ N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014 "Об обзоре ответов на вопросы плательщиков страховых взносов" разъяснено, что оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работнику за счет средств работодателя облагается страховыми взносами.
Исходя из выше изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оплата стоимости приобретенных путевок на санаторно-курортное лечение работникам занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, за счет средств Фонда социального страхования не является объектом для исчисления страховых взносов в 2013-2015 годах, в связи с чем, у Фонда не было правовых оснований для включения соответствующих сумм в расчетную базу для начисления страховых взносов.
Предоставление работникам санаторно-курортных путёвок за счёт средств, направленных ФСС на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счёт сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, относится к мерам социального характера, носит единовременный характер, не зависит от трудового вклада работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, уровня общих и специальных знаний работника, не исчисляется исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, не предусмотрено трудовым договором с работником, производится работникам в силу статуса сотрудников организации и имеет своей целью оздоровление работников Общества, которое не зависит от трудовых успехов работника, не является средством вознаграждения за труд.
Таким образом, спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих указанные выше выводы судов первой и апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все доказательства, имеющиеся в деле, в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, поскольку Фонд, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 03.08.2016 по делу N А46-7107/2016 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7107/2016
Истец: ОАО "Высокие Технологии"
Ответчик: Государственное учреждение-Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ - ОМСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ