город Омск |
|
15 ноября 2016 г. |
Дело N А46-8593/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Михайловой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12475/2016) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 15.08.2016 по делу N А46-8593/2016 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Шмулей Сергея Александровича (ИНН 550609683976, ОГРН 310554334000073) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003) о признании незаконным отказа в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:190138:1101, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Мельничная, д. 144, для размещения павильона "Ритуальные услуги", содержащийся в письме от 15 апреля 2016 года N Исх - ДИО/1176-ОГ, об обязании в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении ИП Шмулей С.А. в аренду земельный участок с кадастровым номером 55:36:190138:1101, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Мельничная, д. 144, для размещения павильона "Ритуальные услуги" сроком на три года и направить его Заявителю,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Семенова Е.Г. (личность установлена на основании удостоверения, по доверенности N Исх-ДИО/8096 от 09.06.2016 сроком действия 1 год);
от индивидуального предпринимателя Шмулей Сергея Александровича - Игитян А.Л. (личность установлена на основании удостоверения, по доверенности от 25.01.2016 сроком действия 1 год);
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
установил:
Индивидуальный предприниматель Шмулей Сергей Александрович (далее - ИП Шмулей С.А., заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с требованиями к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо):
- о признании незаконным отказа в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:190138:1101, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Мельничная, д. 144, для размещения павильона "Ритуальные услуги", содержащийся в письме от 15 апреля 2016 года N Исх - ДИО/1176-ОГ,
- об обязании Департамента имущественных отношений администрации Омска в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении ИП Шмулей С.А. в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:190138:1101, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Мельничная, д. 144, для размещения павильона "Ритуальные услуги" сроком на три года и направить его Заявителю.
Решением по делу Арбитражный суд Омской области требования предпринимателя удовлетворил: признал незаконным отказ в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:190138:1101, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Мельничная, д. 144, для размещения павильона "Ритуальные услуги", содержащийся в письме от 15 апреля 2016 года N Исх - ДИО/1176-ОГ и обязал Департамент в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении ИП Шмулей С.А. в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:190138:1101, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Мельничная, д. 144, для размещения павильона "Ритуальные услуги" сроком на три года и направить его предпринимателю.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает на то, что в связи с вступлением в силу постановления Администрации города Омска N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" 23.12.2014 предоставление участков должно осуществляться по новым правилам, а не в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Также, руководствуясь положениями Правил землепользования и застройки, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, податель жалобы ссылается на несоответствие вида разрешенного использования цели, для которой образовывался спорный участок - размещение павильона "ритуальные услуги", также признается судом несостоятельной, поскольку указанное направление деятельности полностью соответствует основным видам разрешенного использования, предусмотренным Правилами землепользования для зоны СН-1.
Оспаривая доводы подателя жалобы, заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)), в том числе публично, путем размещения информации о месте и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции представителя не направил.
В порядке части 1 статьи 266, части 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Омска поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда Омской области от 15.08.2016 по делу N А46-8593/2016 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ИП Шмулей С.А. с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
03.04.2014 Шмулей Сергей Александрович обратился в Департамент имущественных отношений администрации города Омска с заявкой о предоставлении земельного участка для целей не связанных со строительством для размещения павильона "Ритуальные услуги" по адресу: г. Омск, ул. Мельничная, д. 144.
На заседании городской комиссии по рассмотрению обращений о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения собственности на землю для целей, не связанных со строительством, 20.05.2014 г. было принято решение о возможности предоставления в аренду части земельного участка площадью 60 кв.м. для павильона "Ритуальные услуги" по адресу: г. Омск, ул. Мельничная, 144.
Уполномоченным структурным подразделением администрации города Омска Департаментом имущественных отношений в порядке, утвержденном постановлением Администрации города Омска от 08 октября 2010 года N 935-п (Постановление N 935-п), в средствах массовой информации - газете "Третья столица" - размещено объявление о спорном земельном участке, как о предлагаемом к предоставлению.
После публикации информации в СМИ о предоставлении в аренду части земельного участка в г. Омске, Кировском административном округе, ул. Мельничная, 144, мною снова подано соответствующее заявление в департамент имущественных отношений.
Распоряжением N 3722-р 24.07.2014 Департамента имущественных отношений была утверждена схема расположения части земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 60 кв.м., для целей не связанных со строительством, для размещения павильона "Ритуальные услуги", в составе земельного участка специального назначения под кладбище, относящегося к категории населенных пунктов, с кадастровым номером 55:36:000000:1614. Распоряжением N 5018-р от 06.10.2014 Департамент имущественных отношений администрации города Омска внес изменения в ненормативный акт, утвердивший схему расположения части земельного участка, исключив из его текста слово "части".
ИП Шмулей С.А. обеспечил выполнение кадастровых работ, земельный участок поставлен на кадастровый учет.
24 марта 2016 года Предприниматель снова обратился в Департамент имущественных отношений администрации города Омска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 60 кв.м.
Заинтересованное лицо письмом от 15 апреля 2016 N Исх-ДИО/1176-ОГ отказало в принятии решения о предоставлении спорного участка. В обоснование отказа Департамент указал, что в связи с вступлением в силу постановления Администрации города Омска N1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" 23.12.2014 предоставление участков должно осуществляться по новым правилам, а не в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Отметил, что испрашиваемый земельный участок располагается в зоне СН-1, включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения мест погребения, объектов похоронного обслуживания с обеспечением санитарно-защитных зон. К основным видам разрешенного использования означенной зоны относятся размещение объектов ритуального назначения, в том числе домов траурных обрядов. Любые другие виды деятельности запрещены к осуществлению в территориальной зоне "Зона кладбищ, крематориев". Кроме того, пояснил, что в связи с наделением решением Омского городского Совета от 20.05.2015 N342 "О внесении изменений в отдельные Решения Омского городского Совета" полномочиями по заключению договоров на размещение нестационарных торговых объектов администраций административных округов города Омска, департамент имущественных отношений не является органом, в компетенции которого находится вопрос по размещению спорного объекта на земельном участке с кадастровым номером 55:36:190138:1101.
Полагая, что действия Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, выразившиеся в отказе в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка, являются незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя, ИП Шмулей С.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
15.08.2016 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, предприниматель оспаривает действия Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, выразившиеся в отказе в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, в спорный период регулировался статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 указанной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
В соответствии с Положением о Департаменте имущественных отношений Администрации г. Омска, утвержденном Решением Омского городского совета N 452 от 26.10.2011, основными задачами Департамента являются управление и распоряжение муниципальным имуществом города Омска и землями, расположенными в границах города Омска (пункт 4 части 17 Положения).
Департамент выступает арендодателем земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение, которыми осуществляют органы местного самоуправления города Омска, в пределах своей компетенции, а также распоряжается земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых для строительства и в аренду для размещения на них металлических и сборных железобетонных гаражных боксов, погребов (пункты 2, 5 части 20 Положения).
Таким образом, Департамент является полномочным по предоставлению в аренду земельных участков органом.
Суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, правильно указал, что ввиду утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Распоряжением N 3722-р 24.07.2014, в рассматриваемом случае подлежат применению нормы статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в предыдущей редакции.
Доводы заинтересованного лица со ссылкой на положения Правил землепользования и застройки, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Так, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации Правила являются документом градостроительного зонирования, который вводит на территории города Омска систему регулирования землепользования и застройки, основанную на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах городской черты на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительных регламентов по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также ограничениям их использования.
Согласно пункту 5 статьи 2 Правила обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими землепользование и застройку на территории города Омска.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что ИП Шмулей С.А. обращался в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении участка для целей, не связанных со строительством, действие установленных данными Правилами градостроительных регламентов для отдельных территориальных зон, не распространяется на земельные участки, предоставляемые для целей, не связанных со строительством, что также подтверждено Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Также суд правильно указал на несостоятельность доводов Департамента о несоответствии вида разрешенного использования цели, для которой образовывался спорный участок - размещение павильона "ритуальные услуги", поскольку указанное направление деятельности полностью соответствует основным видам разрешенного использования, предусмотренным Правилами землепользования для зоны СН-1.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции признает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что у Департамента отсутствовали основания для отказа заявителю в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:190138:1101, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Мельничная, д. 144, для размещения павильона "Ритуальные услуги", в связи с чем находит правомерным удовлетворение требований заявителя о признании незаконным содержащегося в письме от 15.04.2016 N Исх - ДИО/1176-ОГ отказа.
Из обжалуемого решения также следует, что суд первой инстанции, руководствуясь статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что в целях восстановления нарушенного права общества следует обязать Департамент имущественных отношений Администрации города Омска в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении ИП Шмулей С.А. в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:190138:1101, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Мельничная, д. 144, для размещения павильона "Ритуальные услуги" сроком на три года и направить его индивидуальному предпринимателю Шмулей Сергею Александровичу.
Поскольку каких-либо доводов, возражений относительно данного вывода суда первой инстанции Департаментом в апелляционной жалобе не заявлено, то у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его переоценки.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба Департамента удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Департаментом, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 15.08.2016 по делу N А46-8593/2016-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8593/2016
Истец: ИП Шмулей Сергей Александрович
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска