г. Саратов |
|
24 июня 2016 г. |
Дело N А57-2962/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Веряскиной С.Г., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
при участии представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области: Маркина Е.П., действующего на основании доверенности N 202/ДМ от 22 января 2016 года, Дружиной М.В., действующей на основании доверенности N 3557/ДМ от 21 ноября 2013 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Исток-Экосервис", ОГРН 1096455001730, ИНН 6455050479 (г. Саратов)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 18 марта 2016 года по делу N А57-2962/2016 (судья Огнищева Ю.П.)
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области, ОГРН 1046405027107, ИНН 6450076459 (г. Саратов)
заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью "Исток-Экосервис", ОГРН 1096455001730, ИНН 6455050479 (г. Саратов)
о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Саратовской области (далее - Управление Росприроднадзора по Саратовской области, административный орган) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Исток-Экосервис" (далее - ООО "Исток-Экосервис") к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда Саратовской области от 18 марта 2016 года ООО "Исток-Экосервис" привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
ООО "Исток-Экосервис" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит решение по делу отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Управление Росприроднадзора по Саратовской области представило отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором с апелляционной жалобой не согласилось, в ее удовлетворении просило отказать.
Представители Управления Росприроднадзора по Саратовской области в судебном заседании возражали против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представитель ООО "Исток-Экосервис" не явился. О месте и времени судебного заседания указанное лицо извещено надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 123 АПК РФ, что подтверждается имеющимся в материалах дела уведомлением N 90018 о вручении почтового отправления 27 мая 2016 года. Информация о публикации определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству от 14 апреля 2016 года размещена на сайте суда в сети Интернет 15 апреля 2016 года, определения суда об отложении рассмотрения дела от 23 мая 2016 года - 24 мая 2016 года соответственно, что подтверждается отчетом о публикации судебных актов.
ООО "Исток-Экосервис" имело реальную возможность обеспечить явку своего представителя в судебное заседание либо известить суд о причинах неявки.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного лица.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Заслушав представителей административного органа, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 10 декабря 2015 года N 278р Управлением Росприроднадзора по Саратовской области в период с 12 января 2016 года по 08 февраля 2016 года в отношении ООО "Исток-Экосервис" проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки N 3685-1 от 08 февраля 2016 года.
В ходе проверки выявлены нарушения пп. б п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности", выразившееся в отсутствии оборудования (в том числе специального и специализированной установки, принадлежащей на праве собственности или на ином законном основании, необходимой для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям, что является грубым нарушением лицензионных требований, установленных п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности").
Уведомление от 08 февраля 2016 года о составлении протокола 09 февраля 2016 года получено лично представителем общества Киреевым М.В. по специальной доверенности от 08 февраля 2016 года, согласно которой он уполномочен, в т.ч. на получение извещений в Управлении Росприроднадзора по Саратовской области о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении по ст. 14.1 КоАП РФ (т. 1 л.д. 154).
09 февраля 2016 года государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Саратовской области Маркиным Е.П. в отношении ООО "Исток-Экосервис", в отсутствие представителя последнего, составлен протокол об административном правонарушении N 3-011/2016.
В силу ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, рассматриваются судьями арбитражных судов.
Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении ООО "Исток-Экосервис" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ направлены в арбитражный суд Саратовской области.
Дело рассмотрено судом первой инстанции с учетом положений параграфа первого главы 25 АПК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом события административного правонарушения, в действиях общества - состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, отсутствия нарушений при возбуждении дела об административном правонарушении.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 4 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом данного правонарушения является государственный порядок при осуществлении лицензируемой деятельности.
Объективная сторона правонарушения выражается в грубом нарушении лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.
Отношения, связанные с лицензированием деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, урегулированы Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования:
1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;
Пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 1062 от 03.10.2015, установлено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:
а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I-IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;
б) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
Согласно п. 4 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 1062 от 03.10.2015, невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 3 указанного Положения, является грубым нарушением лицензионных требований, а также:
а) допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности;
б) использование объекта размещения и (или) обезвреживания отходов I-IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно лицензии серии 064 N 00089 от 03 апреля 2012 года, выданной Управлением Росприроднадзора по Саратовской области, ООО "Исток-Экосервис" имеет право на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности.
В соответствии с технологическим регламентом по обезвреживанию грунтов, загрязнённых нефтью и нефтепродуктами с использованием реагента R и биопрепаратов из твердых нефтьсодержащих отходов 3 класса опасности (т. 1 л.д. 101) данную деятельность ООО "Исток-Экосервис" осуществляет на картах, оборудованных обваловкой и водоупорным слоем глины и вулканического песка для предотвращения миграции фильтрата. При необходимости данная деятельность осуществляется на территории заказчика.
Для выполнения работ по сбору и обезвреживанию отходов Обществом используется земельный участок по адресу: Саратовская область, Красноармейский район, г. Красноармейск в 1500 м по направлению на юго-восток от ориентира г. Красноармейск, который ООО "Исток-Экосервис" на основании договора от 23 января 2012 года арендует у гр. Расторгуева Н.Б. Кадастровый номер участка 64:43:050124:133, площадь участка составляет 21300 м и одно одноэтажное здание (склад) общей площадью 2788 м (т. 1 л.д. 83). Земельный участок и одноэтажное здание принадлежат Расторгуеву Н.Б. на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права серия 64-АВ N 233643 от 16 января 2009 года и серия 64-Ав N 233641 от 16 января 2009 года соответственно).
Управлением Росприроднадзора по Саратовской области выдано санитарно-эпидемиологическое заключение N 64.01.04.000.М.000489.03.10 от 25 марта 2010 года о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, используемого для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности (сбор, обезвреживание, транспортировка, использование I-IV класса опасности отходов) площадки по адресу: Саратовская область, Красноармейский район, г. Красноармейск в 1500 м по направлению на юго-восток от ориентира г. Красноармейск государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
Помимо нефтешламов в приложении к лицензии ООО "Исток-Экосервис" разрешено осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, ряда других отходов, которые требуют специальных установок по их обезвреживанию. Например, камеры пневматические отработанные, покрышки отработанные, покрышки с металлическим кордом отработанные, твердые отходы резины, шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные и брак, древесные отходы с пропиткой и покрытиями несортированные, отходы бетона, железобетона, мусор строительный, мусор строительный от разборки зданий и т.д.
В ходе проверки у ООО "Исток-Экосервис" отсутствовало оборудование (в том числе специальное) и специализированные установки, принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимые для выполнения работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV классов опасности, что является нарушением пп. "б" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 1062 от 03.10.2015.
В ходе проверки был представлен договор аренды оборудования от 16 ноября 2009 года N 4-АО, на основании которого ООО "Исток-Экосервис" арендует у ООО "Группа компаний "Гризантъ" установку по переработке нефтешламов фирмы KHD HUMBOLDT WEDAG AG.
Однако, на момент проведения проверки установка отсутствует. В соответствии письмом генерального директора ООО "Исток-Экосервис" Турнаева А.П. в адрес директора ООО "Группа компаний "Гризантъ" Егорова А.В. от 07 июня 2015 года данная установка вышла из строя по техническим причинам.
ООО "Исток-Экосервис", имеющее лицензию, осуществляет лицензируемую деятельность, и согласно пп. б п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности" лицензионными требованиями к лицензиату, имеющему лицензию на деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV классов опасности являются наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
Административный орган в акте проверки и в протоколе об административном правонарушении указал, что оборудование и установки не были представлены административному органу ни в каком виде.
Помимо нефтешламов, в приложении к лицензии ООО "Исток-Экосервис" разрешено осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, ряда других отходов, которые требуют специальных установок по их обезвреживанию.
Довод ООО "Исток-Экосервис" об отсутствии доказательств, подтверждающих осуществление услуг по обращению с отходами подлежит отклонению.
В соответствии с Договором от 14 января 2015 года N КВ140115У2, имеющимся в материалах дела, ООО "Исток-Экосервис" получало для обезвреживания от ООО "Композит Волокно" такие отходы как: отходы полимерных материалов (отходы полимеров от зачистки технологического оборудования, фильтровочные и поглотительные отработанные массы, загрязненные опасными веществами, отходы полимерных материалов, твердые отходы резины (отходы РТИ, Спецодежды, спецобуви), отходы керамики и др. в соответствии со справкой об утилизации промышленных отходов от 20 марта 2015 года N 57 данные отходы были обезврежены.
В момент проверки у ООО "Исток-Экосервис" отсутствовали принадлежащие ему на праве собственности или ином законном основании оборудование и специальные установки для обезвреживания перечисленных выше отходов.
Неисполнение предприятием названных требований закона создает реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, а также окружающей среде.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО "Исток-Экосервис" события правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Нарушение процессуальных требований, повлекших какие-либо негативные последствия для лица, привлекаемого к административной ответственности, вызвавших ущемление его прав и законных интересов, а также повлиявших на правильное установление обстоятельств дела, судом не установлено.
Частью 1 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Вина вв действиях ООО "Исток-Экосервис" установлена. ООО "Исток-Экосервис" имело возможность по соблюдению указанных выше требований действующего законодательства. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности, наличия обстоятельств, объективно препятствующих надлежащему выполнению ООО "Исток-Экосервис" требований законодательства, не представлено.
Суд первой инстанции не нашел оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного.
Характер совершенного правонарушения и иные обстоятельства были учтены при назначении административного наказания, и с учетом положений ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ ООО "Исток-Экосервис" назначен минимальный размер штрафа в пределах санкции, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что ООО "Исток-Экосервис" в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя. Суд правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допустил. Основание для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Апелляционная жалоба ООО "Исток-Экосервис" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 18 марта 2016 года по делу N А57-2962/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Исток-Экосервис" (г. Саратов) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Б. Александрова |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-2962/2016
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области
Ответчик: ООО "Исток-Экосервис"