г. Москва |
|
23 июня 2016 г. |
Дело N А40-221166/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "НПФ "Лукойл-Гарант"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.04.2016 по делу N А40-221166/15, принятое судьей Дранко Л.А. (шифр судьи 79-1779)
по заявлению ОАО "НПФ "Лукойл-Гарант"
к Банку России
третье лицо: Толмачева С.А.
о признании незаконным и отмене постановления от 09.10.2015 N ПН-59-3-1-15/718,
при участии:
от заявителя: |
Углянская А.О. по дов. от 09.11.2015; |
от заинтересованного лица: |
Андреева Е.В. по дов. от 30.10.2015; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "НПФ "Лукойл-Гарант" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального Банка Российской Федерации (далее-ответик) от 09.10.2015 N ПН-59-3-1-15/718.
Решением суда от 08.04.2016 в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик возражал против изложенных в жалобе доводов, отзыв на жалобу не представил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось.
Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 09.10.2015 было вынесено Постановление N ПН-59-3-1-15/718 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 12 ст. 15.29 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Из представленных Банком суду доказательств, содержащихся в материалах административного дела, следует, что вынесению оспариваемого постановления предшествовало составление протокола об административного правонарушении N АП-ПР-59-1-1-15/1158 от 11.09.2015, в котором содержатся сведения об объективной стороне данного административного правонарушения.
Указанный протокол был составлен, в присутствии полномочного представителя общества Углянской А.О. по доверенности от 06.07.2015.
Процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена, протокол составлен и постановление вынесено уполномоченными лицами, в пределах предоставленной им компетенции, при наличии достаточных оснований и доказательств извещения заявителя о датах, времени и месте производства процессуальных действий.
Из фактических обстоятельств дела следует, что при рассмотрении обращения Толмачевой С.А. (далее - Заявитель, Застрахованное лицо), поступившего в Службу 06.07.2015 вх. N 0-58778, в отношении нарушения Фондом срока принятия решения о единовременной выплате средств пенсионных накоплений, в адрес Фонда было направлено предписание Банка России от 27.07.2015 N 59-1-1/21817 о предоставлении документов и сведений в отношении фактов, изложенных в обращении (далее -Предписание).
Из обращения и представленных Фондом документов в ответ на Предписание, установлено следующее.
08.12.2009 между Застрахованным лицом и некоммерческой организацией "Негосударственный пенсионный фонд "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" был заключен договор об обязательном пенсионном страховании N 6570-2849 (далее - Договор). Договор заключен в соответствии с Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон).
20.05.2014 Банком России принято решение о согласовании проведения реорганизации Некоммерческой организации "Негосударственный пенсионный фонд "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" в форме выделения некоммерческого пенсионного фонда с одновременным его преобразованием в Открытое акционерное общество "Негосударственный пенсионный фонд "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ"; регистрации Открытого акционерного общества "Негосударственный пенсионный фонд "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ"; предоставлении Открытому акционерному обществу "Негосударственный пенсионный фонд "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию и регистрации Пенсионных правил и Страховых правил Открытого акционерного общества "Негосударственный пенсионный фонд "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ", а также Правил организации и осуществления внутреннего контроля в Открытом акционерном обществе "Негосударственный пенсионный фонд "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ".
09.06.2014 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о регистрации ОАО "Негосударственный пенсионный фонд "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ".
Согласно разделительному балансу Фонд является правопреемником Некоммерческой организации "Негосударственный пенсионный фонд "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" в отношении прав и обязанностей по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36.2 Закона фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, обязан производить назначение и осуществлять выплату застрахованным лицам накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты в соответствии с Законом, Федеральным законом от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", Федеральным законом от 30.11.2011 N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений (далее - Закон N 360), со страховыми правилами фонда и с договорами об обязательном пенсионном страховании.
Пунктом 2 статьи 4 Закона N 360-ФЗ установлено, что порядок осуществления единовременной выплаты определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил единовременной выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств пенсионных накоплений застрахованным лицам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2009 N 1048 (далее - Правила), единовременная выплата устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную выплату.
Пунктом 4 Правил установлено, что к заявлению прилагаются подлинники или засвидетельствованные в порядке, предусмотренном пунктом 5 Правил, в том числе справки территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (далее -ПФР) (при наличии), подтверждающей получение застрахованным лицом трудовой пенсии по инвалидности (по случаю потери кормильца) или пенсии по государственному обеспечению и отсутствие у него права на установление трудовой пенсии по старости с указанием продолжительности имеющегося страхового стажа либо получение застрахованным лицом страховой части трудовой пенсии по старости с указанием ее размера, по форме, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Справка).
Пунктом 10 Правил установлено, что фонд в течение одного месяца со дня получения заявления и документов:
а) уточняет на день обращения застрахованного лица продолжительность его страхового стажа, величину индивидуального пенсионного коэффициента, предусмотренную частью 3 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", и определяет право застрахованного лица на установление страховой пенсии по старости (в том числе досрочно). В случае непредставления застрахованным лицом справки, предусмотренной подпунктом "г" пункта 4 настоящих Правил, фонд запрашивает ее в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации;
а(1)) определяет право на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно) и размер накопительной пенсии по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, рассчитанного в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и размера накопительной пенсии, рассчитанного в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии" на день, с которого могла бы быть назначена накопительная пенсия в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии", - в отношении застрахованных лиц, указанных в подпункте "б" пункта 2(1) настоящих Правил;
б) определяет подлежащую выплате сумму средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии на день вынесения решения о назначении единовременной выплаты;
в) выносит решение об осуществлении единовременной выплаты или мотивированное решение об отказе в ее осуществлении по формам, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации;
г) уведомляет Пенсионный фонд Российской Федерации о застрахованных лицах, в отношении которых фондом приняты решения об осуществлении единовременной выплаты, с указанием фамилии, имени, отчества каждого застрахованного лица, страхового номера его индивидуального лицевого счета, а также даты и номера решения об осуществлении единовременной выплаты.
Из вышеперечисленных норм, следует, что в правилах нет оговорок, что решение об осуществлении единовременной выплаты или мотивированное решение об отказе в ее осуществлении должно быть вынесено после получения всех необходимых документов. В соответствии с Правилами негосударственный пенсионный фонд обязан обеспечить получение информации, сведений и документов, необходимых для вынесения решения об осуществлении единовременной выплаты или мотивированное решение об отказе в ее осуществлении, а также вынести решение в срок, установленный пунктом 10 Правил, то есть в течение месяца со дня получения Заявления.
19.02.2015 Застрахованное лицо обратилось в Фонд с заявлением о единовременной выплате средств пенсионных накоплений N 15-6570-0101-25В (далее -Заявление), учтенных на ее пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии.
Застрахованное лицо приложило к Заявлению копии всех необходимых документов, однако вместо Справки, которая, как указано выше, прилагается при ее наличии, приобщило копию пенсионного удостоверения с указанием суммы пенсии.
Руководствуясь подпунктом "г" пункта 4 и подпунктом "а" пункта 10 Правил, Фонд 19.02.2015 исх. N 15-7770-0107-1486И запросил Справку в отделении ПФР в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (далее -Отделение ПФР).
25.03.2015 вх. N 15-7770-0105-5181 VB ФОНД из Отделения ПФР поступил ответ с приложением Справки от 18.03.2015 N 4406-1.
Решение негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, об осуществлении единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии было принято Фондом 22.04.2015 исх. N 15-6570-0101-25В-Р1 (далее - Решение).
Тем не менее, Фонд обязан был обеспечить получение информации, сведений и документов, необходимых для вынесения решения об осуществлении единовременной выплаты или мотивированное решение об отказе в ее осуществлении, а также вынести решение в срок, установленный пунктом 10 Правил, то есть в течение месяца со дня получения Заявления. Однако данная обязанность не была им выполнена, так как с момента подачи Застрахованным лицом Заявления до момента принятия Фондом Решения прошло более двух месяцев, что является нарушением пункта 10 Правил.
Как следует из материалов дела, заявитель считает, что в рассматриваемом случае, учитывая сроки пересылки документов в Отделение ПФР в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области и обратно, следует применять по аналогии разъяснения Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" (далее - Постановление ВАС РФ N 99) а именно, учитывать время на отправку и доставку почтовой корреспонденции исходя из территориальной удаленности лиц, участвующих в деле.
Применяя нормы, установленные Постановлением ВАС РФ N 99, Фонд полагает, что им был соблюден срок, установленный пунктом 10 Правил, в рамках которого Фондом принято решение об осуществлении единовременной выплаты по заявлению Застрахованного лица.
На основании изложенного, заявитель счел, что в его действиях отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 10 Правил Фонд уточняет на день обращения застрахованного лица продолжительность его стажа и определяет право застрахованного лица на установление трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной пенсии). В случае непредставления застрахованным лицом справки, предусмотренной пунктом 4 Правил, Фонд запрашивает ее в территориальном органе ПФР в порядке, установленном Министерством груда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 10 Правил Фонд в течение 1 месяца со дня получения заявления и документов выносит решение об осуществлении единовременной выплаты или мотивированное решение об отказе в ее осуществлении по формам, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Таким образом, в Правилах нет оговорок о том, что решение об осуществлении единовременной выплаты или мотивированное решение об отказе в ее осуществлении должно быть вынесено после получения всех необходимых документов. В соответствии с Правилами Фонд направляет запросы, обеспечивает получение информации, сведений и документов, необходимых для вынесения решения об осуществлении единовременной выплаты или мотивированного решения об отказе в ее осуществлении в срок, установленный пунктом 10 Правил, то есть, в течение месяца со дня получения заявления.
Как следует из материалов административного дела, Фонд запросил справку в Отделении ПФР в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области письмом от 19.02.2015 исх.N 15-7770-0107-1486И.
25.03.2015 в Фонд из Отделения ПФР в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области поступил ответ с приложением Справки.
При этом решение об осуществлении единовременной выплаты средств пенсионных накоплений было принято Фондом только 22.04.2015.
Таким образом, с момента обращения Заявителя до момента вынесения решения прошло более двух месяцев, что является нарушением пункта 10 Правил.
В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства того, что Фондом были предприняты все зависящие от него действия по получению от Отделения ПФР в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области необходимой информации для рассмотрения заявления в срок, установленный пунктом 10 Правил.
Таким образом, в действиях Фонда имеется событие и состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: обращением от 06.07.2015 N 0-58778; Предписанием от 14.08.2015 исх. N 59-1-1/24823; ответом Общества на Предписания от 31.08.2015 вх. N 244845; протоколом об административном правонарушении от 11.09.2015 N АП-ПР-59-1-1- 15/1158; письменными возражениями Фонда от 22.09.2015 вх. N 269143; устными объяснениями защитников Фонда Углянской А.О.; иными материалами административного дела.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу что, в действиях общества доказано событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 15.29 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с ошибочным толкованием норм материального права, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.04.2016 по делу N А40-221166/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-221166/2015
Истец: ОАО "НПФ "Лукойл-гарантия", ОАО НПФ ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ
Ответчик: Банк России, Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров ЦБ РФ
Третье лицо: Толмачева Светлана Анатольевна