г. Москва |
|
23 июня 2016 г. |
Дело N А41-3250/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Виткаловой Е.Н.,
судей: Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ефимовым А.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Воскресенского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 04.04.2016 по делу N А41-3250/16, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению ИП Вольновой Тамары Григорьевны к администрации Воскресенского муниципального района Московской области при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства имущественных отношений Московской области, о признании незаконным отказа N 3208 т 05.10.2015 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040301:1516 в аренду,
при участии в заседании:
от администрации Воскресенского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ИП Вольновой Тамары Григорьевны: Силкин Р.А. по доверенности от 08.12.2015,
от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Вольнова Тамара Григорьевна (далее - ИП Вольнова Т.Г., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Воскресенского муниципального района Московской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) со следующими требованиями:
- признать отказ от 05.10.2015 N 3208 администрации Воскресенского муниципального района Московской области в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040301:1516, площадью 750 кв.м., местоположение: Московская область, г. Воскресенск, ул. Первомайская, участок примыкающий к уч. N 21 в аренду для строительства объекта по созданию бытовых услуг и торговли незаконным;
- обязать администрацию Воскресенского муниципального района Московской области предоставить Индивидуальному предпринимателю Вольновой Тамаре Григорьевне в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:29:0040301:1516, площадью 750 кв.м, местоположение: Московская область, г. Воскресенск, ул. Первомайская, участок примыкающий к уч. N 21, в аренду для строительства объекта по созданию бытовых услуг и торговли.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04.04.2016 по делу N А41-3250/16 требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей Администрации и Министерства имущественных отношений Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей предпринимателя, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, индивидуальный предприниматель Вольнова Тамара Григорьевна в 2011 году обратилась в администрацию Воскресенского муниципального района Московской области с заявление о предоставлении земельного участка, площадью 750 кв.м., по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Первомайская, участок примыкающий к уч. N 21 в аренду для строительства объекта по созданию бытовых услуг и торговли.
На основании обращения предпринимателя 08.12.2011 года публикацией в газете "Наше Слово" N 138 (11931) население было проинформировано о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства объектов по созданию бытовых услуг и торговли, расположенного по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Первомайская, участок примыкающий к уч. N 21.
Постановлением муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" от 27.06.2014 N 1463: - предварительно согласовано место размещения объекта: объекта по созданию бытовых услуг и торговли, местоположение: Московская область, г. Воскресенск, ул. Первомайская, уч. примыкающий к уч. 21; - утвержден акт от 14.01.2014 о выборе земельного участка гр. РФ Вольновой Тамаре Григорьевне для строительства объекта по созданию бытовых услуг и торговли площадью 750 кв.м., находящего в границах городского поселения Воскресенск, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение: Московская область, г. Воскресенск, ул. Первомайская, уч., примыкающий к уч. 21; - утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый квартал 50:29:0040301, площадью 750 кв.м. 19.09.2014 года земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:29:0040301:1516.
19.02.2015 года индивидуальный предприниматель Вольнова Тамара Григорьевна обратилась в администрацию Воскресенского муниципального района Московской области с заявление о предоставлении указанного выше земельного участка в аренду.
Рассмотрев данное обращение, Администрация отказала ИП Вольновой Т.Г. в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040301:1516 (письмо N 3208 от 05.10.2015).
В обоснование отказа заинтересованное лицо указало, что в соответствии с п. 305 протокола Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 10.09.2015 N 35, заявителю отказано в заключении договора аренды в связи с нарушением процедуры предоставления земельного участка предусмотренной ст. 31 Земельного кодекса РФ (в редакции действующей до 01.03.2015).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения индивидуального предпринимателя Вольновой Т.Г. в суд арбитражный суд с настоящими требованиями.
Из содержания п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ (действующего в редакции до 01.03.2015 года) следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
Пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ устанавливает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Исходя из содержания пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
После поступления такого заявления соответствующий орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно пункту 4 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Из содержания пунктов 5, 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, после чего принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 1 статьи 32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе (пункт 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, действовавшим до 01.03.2015 года законодательством, была предусмотрена обязательная процедура, необходимая для принятия решения о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Согласно положениям вышеуказанных норм решение о предварительном согласовании места размещения объекта является обязательным условием, предшествующим постановке земельного участка на кадастровый учет, а после его постановки на кадастровый учет безусловным основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду.
Доводы администрации Воскресенского муниципального района Московской области о нарушении процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной положениями Земельного кодекса РФ, в том числе в части публичного информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку из материалов дела следует, что процедура предоставления земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040301:1516 с предварительным согласованием места размещения объекта была соблюдена.
Из материалов дела следует, что постановление администрации Воскресенского муниципального района Московской области N 1463 о предварительном согласовании места размещения объекты было принято 27.06.2014 года, а публикация в средствах массовой информации была размещена 08.12.2011 года, то есть до принятия решения, на кадастровый учет земельный участок был поставлен 19.09.2014 года.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что процедура принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта была соблюдена является правильным и соответствующим установленным по делу обстоятельствам.
В нарушение частьи 1 статьи 65 АПК РФ Администрация не представила доказательств, свидетельствующих о законности отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о незаконности отказа администрации Воскресенского муниципального района Московской области в предоставлении индивидуальному предпринимателю Вольновой Тамаре Григорьевне земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040301:1516, площадью 750 кв.м, и нарушении им прав предпринимателя, является правильным.
В порядке восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя судом первой инстанции обоснованно возложена обязанность на Администрацию принять решение о предоставлении индивидуальному предпринимателю Вольновой Тамаре Григорьевне земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040301:1516 в аренду для строительства объекта по созданию бытовых услуг и торговли.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в виду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Московской области у суда апелляционной инстанции не имеется
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04.04.2016 по делу N А41-3250/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-3250/2016
Истец: Ип Вольнова Тамара Григорьевна
Ответчик: Администрация Воскресенского муниципального района Московской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация Воскресенского Муниципального района Московской области