Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 октября 2016 г. N Ф07-8385/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Вологда |
|
23 июня 2016 г. |
Дело N А44-6889/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 23 июня 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Новгородской области от 21 декабря 2015 года по делу N А44-6889/2015 (судья Куропова Л.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ремонт.Отделка.Стройка" (ОГРН 1085332000082, ИНН 5322011253; место нахождения: 175202, Новгородская область, город Старая Русса, улица Трибуны, дом 5; далее - общество, ООО "Ремонт.Отделка.Стройка", ООО "РОС") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) (ОГРН 1025301189242, ИНН 5322008719; место нахождения: 175204, Новгородская область, город Старая Русса, улица Некрасова, дом 22; далее - управление, УПФ, фонд) о признании незаконным решения от 11.06.2015 N 063 018 15 РВ 0000090.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 21 декабря 2015 года по делу N А44-6889/2015 заявленные требования удовлетворены.
Учреждение с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что деятельность членов Правления товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) и председателя ТСЖ с учетом положений статьей 148 и 149 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой Кодекс) является трудовой деятельностью физического лица, в связи с этим размер выплачиваемого вознаграждения подлежит обложению страховыми взносами.
ООО "Ремонт.Отделка.Стройка" в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной фондом выездной проверки деятельности общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, составлен акт проверки от 13.05.2015 N 063 018 15 АВ 0000152 (том 1, листы 30-34) и принято решение от 11.06.2015 N 063 018 15 РВ 0000090 (том 1, листы 35-37), которым общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 37 665 руб. 64 коп.
Кроме того обществу доначислено 188 328 руб. 24 коп. страховых взносов и 2981 руб. 77 руб. пеней.
В ходе проверки управлением установлено и в акте проверки зафиксировано, что ООО "РОС", заключив договоры управления с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан с двадцатью девятью многоквартирными домами (далее - МКД), приняло на себя по дополнительным соглашениям к таким договорам обязательства начислять и выставлять к уплате в платежных документах собственникам помещений в МКД взнос на выплату вознаграждения председателям товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) и советов МКД в размерах, установленных общими собраниями собственников помещений этих жилых домов, и выплачивать фактически полученные по данной статье денежные средства председателям ТСЖ и советов МКД. Сумма выплат за 2013 - 2014 годы, являющаяся вознаграждением за выполнение определенных функций, по мнению фонда, подлежит обложению страховыми взносами в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ.
В связи с этим УПФ пришло к выводу о том, что в нарушение части 1 статьи 7, статьи 9 Закона N 212-ФЗ обществом как лицом, фактически производившим выплаты вознаграждения председателям ТСЖ и советов МКД, занижена база для начисления страховых взносов на такие выплаты и, что повлекло за собой неуплату страховых взносов.
Не согласившись с решением фонда, общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции в своем судебном акте отметил, что общество в данном случае не начисляет вознаграждение и не является источником выплаты вознаграждения, следовательно, не может исчислять страховые взносы и являться плательщиком страховых взносов.
Вместе с тем при рассмотрении настоящего спора апелляционная инстанция исходит из следующего.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Согласно статье 6 Закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, предусматривающем, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 указанного Закона объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 этого же Закона.
В силу части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
В соответствии со статьей 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Таким образом, в соответствии с данной правовой нормой товарищество собственников жилья является формой самоорганизации граждан, одобренной государством для целей управления принадлежащего им имущества.
Исходя из положений статей 144 и 145 ЖК РФ, органами управления товарищества собственников жилья являются собрание членов товарищества и правление товарищества.
На основании пункта 3 статьи 147 ЖК РФ правление ТСЖ избирает из своего состава председателя товарищества, если его избрание не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества.
Органами управления ТСЖ являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества согласно статье 144 ЖК РФ.
К компетенции общего собрания членов ТСЖ относится, в том числе определение размера вознаграждения членов правления товарищества, включая председателя правления товарищества.
В силу статьи 149 ЖК РФ председатель правления ТСЖ избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.
Председатель правления ТСЖ действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества.
В соответствии со статьей 161.1 ЖК РФ в случае, если в многоквартирном доме не создано ТСЖ либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет МКД из числа собственников помещений в данном доме.
Из числа членов совета МКД на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета МКД.
Председатель совета МКД осуществляет руководство текущей деятельностью совета МКД и подотчетен общему собранию собственников помещений в этом доме (часть 7 статьи 161.1 ЖК РФ).
Общее собрание собственников помещений в МКД вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета МКД, в том числе председателю совета МКД.
Из положений статей 15, 16, 56, 57, 129 Трудового Кодекса действительно следует, что отношения, возникающие между ТСЖ и его председателем вследствие избрание его на указанную выборную должность, не могут быть приравнены к трудовым отношениям, а вознаграждение, выплачиваемое председателю правления ТСЖ, не может быть приравнено к заработной плате, в связи с этим доводы управления, изложенные в апелляционной жалобе, об обратном не принимаются апелляционной инстанцией как основанные на неправильном применении норм материального права.
Вместе с тем, исходя из смысла статей 135 и 161.1 ЖК РФ, ТСЖ и совет МКД являются формами самоорганизации граждан, одобренными государством для целей управления принадлежащего им имущества.
В силу пункта 11 части 2 статьи 145 и пункта 8.1 статьи 161.1 ЖК РФ члены и председатель правления ТСЖ, так же как и члены совета МКД, в том числе его председатель, могут осуществлять свою деятельность на возмездной основе.
Им как членам выборных коллегиальных органов управления ТСЖ или совета МКД может выплачиваться вознаграждение в размере, определяемом общим собранием собственников помещений. При этом выплата вознаграждения председателю и членам правления ТСЖ или совета МКД зависит от наличия предусмотренных для этих целей в годовой смете ТСЖ или совета МКД необходимых денежных средств.
Из материалов дела следует и не оспаривается обществом, что председатели правлений ТСЖ и советов МКД руководили текущей деятельностью товариществ советов МКД, созданных в спорных жилых домах.
В свою очередь, спорные суммы вознаграждений ежемесячно по договоренности с ТСЖ и советами МКД в лице их председателей фактически начислялись, предъявлялись в платежных документах жильцам этих домов, получались от жильцов и выплачивались председателям ТСЖ и советов МКД самим обществом на основании дополнительных соглашений, заключенных к договорам управления многоквартирными домами.
Следовательно, в данном случае общество на договорной основе приняло на себя обязанности страхователя по обязательному пенсионному страхованию в отношении сумм вознаграждений, выплачиваемых председателям ТСЖ и советов МКД из сумм, получаемых от жильцов спорных многоквартирных жилых домов по платежным документам, выставляемым самим же заявителем.
При этом выплаты производились ежемесячно за выполнение председателями управленческих функций.
При таких обстоятельствах следует признать, что отношения между ТСЖ и его председателем либо между советом МКД и его председателем являются гражданско-правовыми, а спорные выплаты таким председателя могут быть приравнены к вознаграждению, выплачиваемому обществом по сути как агентом в рамках гражданско-правовых отношений применительно к статье 7 Закона N 212-ФЗ.
С учетом изложенного апелляционный суд соглашается с позицией управления о том, что спорные выплаты в конечном итоге являются объектом для исчисления страховых взносов.
Аналогичные выводы содержаться также и в постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016 по делу N А44-6888/2015, имеющем преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, а также в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.02.2016 по делу N А26-5036/2015.
С учетом изложенного управление правомерно начислило обществу штраф на основании части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, а также 188 328 руб. 24 коп. страховых взносов и соответствующие пени.
Арифметический расчет приведенных в решении управления сумм обществом не оспаривается.
В связи с этим суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 21 декабря 2015 года по делу N А44-6889/2015 отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Ремонт.Отделка.Стройка" в признании незаконным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) от 11.06.2015 N 063 018 15 РВ 0000090.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-6889/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 октября 2016 г. N Ф07-8385/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Ремонт.Отделка.Стройка"
Ответчик: ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области, ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Новгородской области