г. Киров |
|
13 декабря 2016 г. |
Дело N А17-5639/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Черных Л.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовым И.Л.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.10.2016 по делу N А17-5639/2016, принятое в порядке упрощенного производства судом в составе судьи Голикова С.Н.
по заявлению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 62"
(ИНН: 3702137611, ОГРН: 1033700089290)
к Государственному учреждению - Ивановскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
(ИНН: 3729009695, ОГРН: 1023700548134)
о признании решения недействительным,
установил:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 62" (далее - Школа) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) от 01.07.2016 N 527.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 17.10.2016 заявленные требования удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Фонд указывает, что Школой не представлены документы, подтверждающие, что ее работники, получившие спорные выплаты, понесли какие-либо расходы. Кроме того, размер спорных выплат в данном случае напрямую зависит от квалификации и стажа работы работников. Следовательно, единовременные выплаты молодым специалистам не соответствуют понятию "компенсационных", освобождаемых от обложения страховыми взносами в Фонд социального страхования Российской Федерации, а значит, подлежат обложению страховыми взносами.
Школа отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В соответствии с частью 1 статьи 27.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Стороны о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении Школы проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, результаты которой отражены в акте от 06.06.2016 N 527.
Фондом установлено, что страхователем не начислялись страховые взносы на единовременные муниципальные выплаты в рамках программы поддержки молодых специалистов с целью компенсации расходов на повышение квалификации молодых специалистов.
По итогам рассмотрения материалов выездной проверки заместителем управляющего Фондом принято решение от 01.07.2016 N 527 о привлечении Школы к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в виде штрафа в размере 811 рублей 86 копеек. Данным решением Школе предложено уплатить указанную сумму штрафа, а также 4 060 рублей недоимки по страховым взносам, 60 рублей 09 копеек пени.
Не согласившись с указанным решением Фонда, Школа обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Ивановской области руководствовался статьями 15, 16, 129, 164 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 2 статьи 20.1, подпунктом 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", частью 1 статьи 2, частью 2 статьи 3, частью 1 статьи 22, статьей 23, частью 3 статьи 25 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статьей 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", учитывал позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 28.08.2015 N 303-КГ15-9721, и исходил из того, что спорные выплаты не отвечают признакам и критериям оплаты труда (вознаграждения) специалистов, в связи с чем объектом обложения страховыми взносами не являются.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу статьи 129 Кодекса заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
На основании статьи 20 Закона N 131-ФЗ Ивановской городской Думой принято решение от 26.12.2012 N 523 (в том числе в редакции решения от 26.12.2013 N 677) о предоставлении в 2013 - 2016 годах молодым специалистам муниципальных учреждений социальной сферы города Иванова компенсационных выплат, в частности, на повышение квалификации молодым специалистам в рамках реализации специальных муниципальных программ, утвержденных Администрацией города Иванова (пункт 1), являющихся расходным обязательством города Иваново (пункт 2).
Постановлением Администрации города Иванова от 12.10.2012 N 2261 была утверждена программа "Поддержка молодых специалистов муниципальных учреждений социальной сферы города Иваново в 2013-2015 годах" сроком реализации в 2013-2015 годах.
Постановлением Администрации города Иванова от 30.10.2013 N 2370 утверждена муниципальная программа "Реализация молодежной политики и организация общегородских мероприятий" (далее - Программа) сроком реализации в 2014-2016 годах, приложением N 5 к которой является специальная подпрограмма "Поддержка молодых специалистов".
Названные программы предусматривают спорные единовременные выплаты молодым специалистам, работающим в муниципальных учреждениях социальной сферы города Иванова, следующим образом.
В соответствии со специальной подпрограммой (приложение N 5 к Программе) поддержка молодых специалистов осуществляется в форме предоставления единовременных муниципальных выплат компенсационного характера с целью компенсации расходов на повышение квалификации молодых специалистов. Выплаты производятся по окончании первого года работы - 10,0 тыс. руб., по окончании второго года работы - 15,0 тыс. руб., по окончании третьего года работы - 20,0 тыс. руб.
Согласно приложению N 1 к специальной подпрограмме к муниципальным выплатам компенсационного характера, предоставляемым в рамках подпрограммы "Поддержка молодых специалистов", относится единовременная денежная компенсация расходов на дополнительное профессиональное образование.
Право на получение выплат имеют граждане Российской Федерации в возрасте до 30 лет, принятые на работу в муниципальное учреждение социальной сферы города Иванова, подведомственное одному из исполнителей подпрограммы "Поддержка молодых специалистов", не более чем через три года после окончания высшего профессионального или среднего профессионального учебного заведения, на должности, имеющие код категории "2" в соответствии с "Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов", утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 367.
Муниципальные выплаты компенсационного характера осуществляются учреждением без предъявления работником документов, подтверждающих его расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также расходы на повышение квалификации (пункты 1, 2, 6 приложения N 1).
Материалами дела подтверждается, что спорными в проверяемом периоде являются произведенные Школой в 2013-2015 годах названные единовременные муниципальные выплаты компенсационного характера молодым специалистам (единовременные компенсации расходов на повышение квалификации) в суммах 10 000 рублей, 15 000 рублей и 20 000 рублей, являющиеся расходным обязательством города Иваново, на основании постановлений Администрации города Иваново от 12.10.2012 N 2261 и от 30.10.2013 N 2370.
Из материалов дела и вышеприведенных норм права следует, что указанные выплаты не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы (условий, отклоняющихся от нормальных), не вызваны осуществлением трудовых обязанностей в соответствии с конкретной работой; не являются премиальными (поощрительными) и стимулирующими выплатами, поскольку не учитывают интенсивность, использование конкретных знаний, результаты работы, достигнутые показатели обеспечения качества воспитания и образования при выполнении работы молодыми специалистами, поэтому указанные выплаты не могут быть признаны компенсационными или стимулирующими выплатами в смысле статьи 129 Кодекса. Спорные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников.
Доводы Фонда о том, что размер спорных выплат напрямую зависит от квалификации и стажа работников, так как выплаты производятся молодым специалистам, а их размер изменяется от года их работы, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку в данном случае, учитывая характер спорных выплат, указанные Фондом обстоятельства не являются основанием считать спорные выплаты связанными с оплатой труда (вознаграждением за труд) работников.
Ссылки Фонда на отсутствие документов, подтверждающих, что работники, получившие спорные выплаты, понесли какие-либо расходы, подлежат отклонению, поскольку программами не предусмотрено в качестве основания для спорных выплат предоставление работником документов, подтверждающих соответствующие расходы.
Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение Фонда от 01.07.2016 N 527. Решение Арбитражного суда Ивановской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Фонда - без удовлетворения.
То обстоятельство, что Школа не обжаловала решение Фонда от 01.07.2016 N 1139, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.10.2016 по делу N А17-5639/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Ивановской области только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации (часть 1 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кассационная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Л.И. Черных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-5639/2016
Истец: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 62"
Ответчик: Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации