г. Хабаровск |
|
24 июня 2016 г. |
Дело N А73-638/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Вертопраховой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Хабаровский речной торговый порт": Хованец Т.Е., представителя по доверенности от 20.10.2014 N 27АА0677228 (сроком на три года);
от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу: Кириленко О.В., представителя по доверенности от 30.12.2015 N 15/2016 (сроком до 31.12.2016);
от Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора): представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Хабаровский речной торговый порт"
на решение от 21.03.2016
по делу N А73-638/2016, рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Руденко Р.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Хабаровский речной торговый порт"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее - УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора; уполномоченный орган), Управлению транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) (далее - Управление Ространснадзора)
о признании незаконным и отмене постановления от 13.11.2015 N ТБ-ВТ-13/11/2015/319ХБР УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора и решения N 9.2.16-016 от 10.12.2015 Управления Ространснадзора
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Хабаровский речной торговый порт" (далее - ОАО "Хабаровский речной торговый порт"; ОАО "Хабречторгопорт"; общество; порт; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 13.11.2015 N ТБ-ВТ-13/11/2015/319ХБР о назначении административного наказания по части 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также решения по жалобе N 9.2.16-016 от 10.12.2015 Управления Ространснадзора.
Заявление порта на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 21.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Суд первой инстанции, сославшись на положения статей 1, 4, 8, 12 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ), статей 1.5, 1.6, 2.1, 2.2 КоАП РФ, и установив, что обществом не исполнены пункты 1, 2, 3, 9, 10 выданного ему ранее предписания от 11.09.2015 N ТБ-ВТ-11/09/2014/983ХБР (срок исполнения которого до 11.10.2015), предусматривающего, в том числе обязание общества обеспечить видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на постах управления обеспечения транспортной безопасности ТС во избежание актов незаконного вмешательства, пришел к выводу о законности вынесенных оспариваемых постановления и решения, при этом судом выявлено, что процедура и порядок привлечения к административной ответственности уполномоченным органом соблюдены, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ к данному правонарушению нет.
Не согласившись с судебным актом, ОАО "Хабаровский речной торговый порт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение суда первой инстанции отменить, применить малозначительность в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ и прекратить производство по делу.
Заявитель жалобы ссылается на часть 2 статьи 2.1, статью 24.1 КоАП РФ, статью 12.2 Федерального закона N 16-ФЗ, пункты 5.25, 5.32, 5.34, 5.6.6 Приказа N 41 от 08.02.2011, Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5, и утверждает о том, что: им приняты меры, направленные на исполнение требований законодательства о транспортной безопасности (обществом выведены из эксплуатации суда "БНБ-2001", "БСТ-4", "БСТ-7" до момента их дооборудования в полном объеме, а транспортные средства "РТ-681", "РТ-670", "РТ-710", "РТ-694", "РТ-706" не эксплуатировались при буксировке грузов до переоборудования); в настоящий период времени требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации законодательно не установлены, в связи с чем, общество как субъект транспортной безопасности, не имеет возможности выполнить реализацию планов обеспечения надлежащим образом; план обеспечения транспортной безопасности ОТИ после проведения дополнительной оценки уязвимости общество направило на утверждение повторно 28.09.2015; он не уклонялся от выполнения предписания и в его действиях отсутствовал умысел на совершение административного правонарушения, которое не повлекло за собой вреда общественным охраняемым отношениям и не создало последствий, причинивших вред общественным охраняемым отношениям.
В своем отзыве на апелляционную жалобу УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора доводы жалобы отклонило, просит оставить без удовлетворения апелляционную жалобу.
Представители Управления Ространснадзора, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не явился.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ, суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя Управления.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, дав по ним пояснения, просила решение суда первой инстанции отменить, применить малозначительность, утверждает о том, что обществом предпринимались все меры, которые от него зависели.
Представитель УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, в период с 19.10.2015 по 23.10.2015 уполномоченный органом (на основании распоряжения 14.10.2015 N 1177-р) проведена внеплановая документарная проверка ОАО "Хабаровский речной торговый порт" на предмет выполнения предписания от 11.09.2015 N ТБ-ВТ-11/09/2014/983ХБР, полученного генеральным директором ОАО "Хабаровский речной торговый порт" Обуховым Ю.П. - 15.09.2015, в результате которой выявлено, что общество не исполнило к установленному сроку до 11.10.2015 названное выше предписание, а именно: пункт 1 предписания - пункт 5.8. Требований Приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 N 41 (далее - Требования) - разработанные и не утвержденные планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ не реализованы в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ грузовой район "Красная речка"; пункт 2 предписания - пункт 5.8. Требований - разработанные и утверждённые планы обеспечения транспортной безопасности ТС не реализованы в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ТС; пункт 3 предписания - пункт 5.25. Требований - не обеспечено видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ТС; пункт 9 предписания - пункт 5.32. Требований - не оснащены ТС инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности; пункт 10 предписания - пункт 5.34. Требований - не обеспечена защита инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности (ТС) от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и хранения данных.
Проверка проведена в присутствии заместителя генерального директора - ОАО "Хабаровский речной торговый порт" Газинского С.В.
Результаты проверки зафиксированы в акте ТБ-ВТ-23/10/2015/1177В от 23.10.2015, который вручен заместителю генерального директора - ОАО "Хабаровский речной торговый порт" Газинскому С.В. под роспись, подписан им без замечаний.
02.11.2015 по выявленному нарушению главным государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности уполномоченного органа Кудрявцевым П.Л. в отношении ОАО "Хабаровский речной торговый порт", в присутствии его представителя Барабаш О.А. (доверенность N 54 от 30.10.2015), составлен протокол N ТБ-ВТ-02/11/2015/319ХБР об административном правонарушении по части 10 статьи 19.5 КоАП РФ.
Копия протокола об административном правонарушении с указанием даты и времени рассмотрение дела об административном правонарушении, вручена представителю общества Барабаш О.А. - 02.11.2015, а также обществу под вх. N 3335 от 02.11.2016.
13.11.2015 государственным инспектором уполномоченного органа Долматовой Е.В. в отношении ОАО "Хабаровский речной торговый порт", в присутствии его представителя Барабаш О.А., вынесено постановление N ТБ-ВТ-13/11/2015/321 ХБР от 13.11.2015 о привлечении к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обжаловало его в Управление Ространснадзора, которое решением N 9.2.16-016 от 10.12.2015 оставило жалобу ОАО "Хабаровский речной торговый порт" без удовлетворения.
ОАО "Хабаровский речной торговый порт", было извещено о месте и времени рассмотрения жалобы на постановление телеграммой, оно представило ходатайство от 07.12.2015 N 19-18/360 о рассмотрении жалобы без его участия.
Не согласившись с постановлением УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 13.11.2015 N ТБ-ВТ-13/11/2015/319ХБР, решением N 9.2.16-016 от 10.12.2015 Управления Ространснадзора, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно положениям статей 1, 4, 8 Федерального закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; основными задачами обеспечения транспортной безопасности, в числе прочего являются нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности; осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности; требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития; указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
По части 3 статьи 12, части 9 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации; субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В силу названных выше норма права ОАО "Хабаровский речной торговый порт" является субъектом транспортной инфраструктуры, так как использует на законных основаниях объекты транспортной инфраструктуры, в отношении которого в период с 19.10.2015 по 23.10.2015 была проведена внеплановая документарная проверка на предмет выполнения им предписания от 11.09.2015 N ТБ-ВТ-11/09/2014/983ХБР, полученного генеральным директором общества 15.09.2015.
В результате проверки установлено, что общество не исполнило к установленному сроку до 11.10.2015 названное выше предписание, а именно: пункт 1 предписания - пункт 5.8. Требований Приказа Минтранса Российской Федерации от 08.02.2011 N 41 (далее - Требования) - разработанные и не утвержденные планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ не реализованы в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ грузовой район "Красная речка"; пункт 2 предписания- пункт 5.8. Требований - разработанные и утверждённые планы обеспечения транспортной безопасности ТС не реализованы в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ТС; пункт 3 предписания - пункт 5.25. Требований - не обеспечено видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ТС; пункт 9 предписания - пункт 5.32. Требований - не оснащены ТС инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности; пункт 10 предписания - пункт 5.34. Требований - не обеспечена защита инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности (ТС) от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и хранения данных.
Вступая в соответствующие правоотношения, лицо должно знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение в установленный срок, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для надлежащего исполнения действующих норм и правил.
В соответствии с частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности, - влечет наложение административного штрафа на, в том числе юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце втором пункта 16 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Неисполнение обществом к установленному сроку (до 11.10.2015) предписания от 11.09.2015 N ТБ-ВТ-11/09/2014/983ХБР образует состав правонарушения, предусмотренный частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ, факт правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении, установлен судом и не опровергнут заявителем жалобы..
Объективных доказательств невозможности исполнения в установленный срок требований предписания от 11.09.2015 обществом в материалы дела не представлено.
Доводы ОАО "Хабаровский речной торговый порт", изложенные в жалобе, о том, что им, были предприняты все зависящие от него меры к выполнению предписания, не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела.
Согласно планам обеспечения транспортной безопасности на ТС уже должны находится инженерно-технические средства.
Также пока Правительством Российской Федерации не определены требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации, ОАО "Хабаровский речной торговый порт" обязано было обеспечить видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ТС во избежание актов незаконного вмешательства.
Обстоятельств возможности применения в настоящем деле положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения и освобождении общества от административной ответственности не установлено, так как документальные доказательства, имеющиеся в материалах дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Таким образом, рассматриваемое правонарушение, совершенное ОАО "Хабаровский речной торговый порт" посягает на установленный порядок соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений.
Процедура привлечения ОАО "Хабаровский речной торговый порт" соблюдена, нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности, влекущих отмену, обжалуемого постановления в полном объеме, судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, в пределах санкции, установленной частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренной данной статьей.
При указанных обстоятельствах заявление общества не обоснованно и удовлетворению не подлежит.
Ввиду того, что решение суда первой инстанции принято без надлежащего извещения (ст. 123 АПК РФ) заинтересованного лица - Управления Ространснадзора, о месте и времени судебного заседания (отсутствие документальных доказательств, свидетельствующих об извещении судом первой инстанции заинтересованного лица - Управления Ространснадзора по адресу: 125993, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 37, корп. 1, о принятом заявлении общества и рассмотрении настоящего дела в порядке упрощенного производства - определение суда первой инстанции от 26.01.2016, о состоявшемся судебном акте по данному делу - решение суда от 21.03.2016), решение суда первой инстанции, в силу подпункта 2 части 4 статьи 270 АПК РФ, подлежит отмене, с принятием Шестым арбитражным апелляционным судом нового судебного акта на основании подпункта 2 статьи 269 АПК РФ об отказе обществу в удовлетворении его заявления о признании незаконными и отмене: постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу от 13.11.2015 N ТБ-ВТ-13/11/2015/319ХБР о назначении административного наказания по части 10 статьи 19.5 КоАП РФ; решения Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) от 10.12.2015 N 9.2.16-016.
Вопрос в отношении государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку на основании части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21 марта 2016 года по делу N А73-638/2016 отменить.
Отказать в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Хабаровский речной торговый порт" о признании незаконными и отмене: постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу от 13.11.2015 N ТБ-ВТ-13/11/2015/319ХБР о назначении административного наказания по части 10 статьи 19.5 КоАП РФ; решения Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) от 10.12.2015 N 9.2.16-016.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-638/2016
Истец: ОАО "Хабаровский речной торговый порт"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу
Третье лицо: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта Управление транспортной безопасности