г. Саратов |
|
24 июня 2016 г. |
Дело N А57-7425/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" июня 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело N А57-7425/2015 заявление Министерства здравоохранения Саратовской области (410045, г. Саратов, ул. Железнодорожная, д. 72, ИНН 6455046666, ОГРН 1076450011440)
к администрации Петровского муниципального района Саратовской области (412540, Саратовская область, г. Петровск, ул. Панфилова, д. 55, ИНН 6444003861, ОГРН 1026401826615), Петровскому районнму Собранию Петровского муниципального района Саратовской области (412540, Саратовская область, г. Петровск, ул. Панфилова, 55, ИНН 6444007190, ОГРН 1066404003104), третьи лица: комитет по управлению имуществом Саратовской области (410031, г. Саратов, ул. Радищева, д. 30, ИНН 6450000788, ОГРН 1026402196622), общество с ограниченной ответственностью "Теплоэлемент" (412540, Саратовская область, г. Петровск, ул. Советская, д. 94, литер А, ИНН 6444008179, ОГРН 1096444000058), государственное учреждение здравоохранения Саратовской области "Петровская районная больница" (412540, Саратовская область, г. Петровск, ул. Красноармейская, 14, ИНН 6444003766, ОГРН 1026401825460), общество с ограниченной ответственностью "ПокровскТепло" (412541, Саратовская область, г. Петровск, ул. Братьев Костериных, 74, ИНН 6444009045, ОГРН 1146444000042), общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (410012, г. Саратов, ул. Горького, д. 41, ИНН 6450068585, ОГРН 1036405021047), отделение по Петровскому и Новобурасскому районам, закрытое акционерное общество "Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ" (412541, Саратовская область, г. Петровск, ул. Братьев Никитиных, 74, ИНН 6444002145, ОГРН 1026401825427), общество с ограниченной ответственностью "Энергосбыт-Петровск" (410033, г. Саратов, ул. Гвардейская, 2А, ИНН 6453128874, ОГРН 1136453002839)
о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непередаче в государственную собственность Саратовской области муниципального имущества;
об обязании передать в государственную собственность Саратовской области муниципальное имущество;
о признании незаконными бездействия администрации, выразившегося в непризнании объекта бесхозяйным;
об обязании принять в муниципальную собственность бесхозяйное имущество,
при участии в судебном заседании представителей Министерства здравоохранения Саратовской области - Овчинниковой Татьяны Александровны, действующей по доверенности от 12.10.2015 N 03-33/9705, администрации Петровского муниципального района Саратовской области - Ганина Дмитрия Николаевича, действующего по доверенности от 21.03.2016, государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Петровская районная больница" - Калашниковой Юлии Петровны, действующей по доверенности от 01.06.2016, Петровского районного Собрания Петровского муниципального района Саратовской области - Ганина Дмитрия Николаевича, действующего по доверенности N 152 от 14.06.2016;
без участия в судебном заседании представителей: комитета по управлению имуществом Саратовской области, общества с ограниченной ответственностью "Теплоэлемент", государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Петровская районная больница", общества с ограниченной ответственностью "ПокровскТепло", общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов", отделения по Петровскому и Новобурасскому районам, закрытого акционерного общества "Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ", общества с ограниченной ответственностью "Энергосбыт-Петровск" (почтовые уведомления N 80423, N 80424, N 80429, N 80422, N 80431, N 80425, N 80428, N 80426, N 80427, N 80430 приобщены к материалам дела),
в судебном заседании 17.06.2016 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв до 22.06.2016, 09 час 20 мин.,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Министерство здравоохранения Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Петровского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непередаче в государственную собственность Саратовской области муниципального имущества - здания котельной с оборудованием по адресу: г. Петровск, ул. Красноармейская, д.14Ж; об обязании передать в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда, в государственную собственность Саратовской области муниципальное имущество здание котельной; о признании незаконными бездействия администрации, выразившегося в непризнании объекта "тепловые сети" по адресу: г. Петровск, ул. Красноармейская, д.14Ж, от котельной до здания ЦРБ, бесхозяйным; об обязании администрацию Петровского муниципального района в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда, принять в муниципальную собственность бесхозяйное имущество "тепловые сети".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14 января 2016 года по делу N А57-7425/2015 признано незаконным бездействие администрации Петровского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непередаче в государственную собственность Саратовской области муниципального имущества: здание котельной с оборудованием, расположенного по адресу: Саратовская обл., г. Петровск, ул. Красноармейская, д. 14Ж.
На администрацию Петровского муниципального района Саратовской области возложена обязанность в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда передать в государственную собственность Саратовской области муниципальное имущество: здание котельной с оборудованием, расположенное по адресу: Саратовская обл., г. Петровск, ул. Красноармейская, д. 14Ж.
В остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, администрация Петровского муниципального района Саратовской области обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Проверив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и руководствуясь статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из норм части 6.1 статьи 268 АПК РФ, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела в части признания незаконным бездействия администрации Петровского муниципального района Саратовской области, выразившегося в непередаче в государственную собственность Саратовской области муниципального имущества: здание котельной с оборудованием, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Петровск, ул. Красноармейская, д. 14 Ж, обязания администрации Петровского муниципального района Саратовской области в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда передать в государственную собственность Саратовской области муниципальное имущество: здание котельной с оборудованием, расположенное по адресу: Саратовская область, г. Петровск, ул. Красноармейская, д. 14Ж по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции и привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Петровское районное Собрание Петровского муниципального района Саратовской области по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 19 Устава Петровского муниципального района Саратовской области (в ред. от 05.05.2015) к исключительной компетенции Петровского районного Собрания относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Устава Петровское районное Собрание принимает решения о создании территориального подразделения муниципального района по управлению имуществом, устанавливает порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, ставки арендной платы.
Разделом 2 пунктом 2.2, абзацем 2 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Петровского муниципального района Саратовской области, утвержденным решением Петровского районного Собрания от 18.05.2006 (в ред. от 25.10.2013 40- 201) предусмотрено, что Петровское районное Собрание принимает решения:
- о возмездном (приватизации) и безвозмездном отчуждении недвижимого муниципального имущества, в том числе приватизации имущественных комплексов муниципальных унитарных предприятий, внесения недвижимого муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ, если настоящим Положением не установлено иное.
Пунктом 2.4.13 раздела 2 предусмотрено, что Петровское районное Собрание осуществляет защиту интересов Петровского муниципального района в судах всех инстанций, арбитражных судах по вопросам, связанных с управлений и распоряжением муниципальным имуществом.
Учитывая изложенное, принятие решения о безвозмездной передаче муниципального имущества в федеральную собственность возможно только после получения его согласования с собственником имущества и его представительным органом - Петровское районное Собрание.
Таким образом, настоящий спор о передаче имущества из муниципальной собственности Петровского муниципального района в федеральную собственность рассмотрен судом без привлечения к участию в деле, представительного органа Петровского муниципального района, следовательно, решение суда первой инстанции принято о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, - Петровского районного собрания, поскольку разрешение спора по существу 6 А57-7425/2015 затрагивает его права как органа, осуществляющего функции и полномочия в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом.
При рассмотрении дела в судебном заседании 17.06.2016 представитель Министерства здравоохранения Саратовской области сформулировал уточненные требования, просит признать незаконным бездействие администрации Петровского муниципального района Саратовской области и Петровского районного собрания, выразившееся в непередаче в государственную собственность Саратовской области муниципального имущества: здание котельной с оборудованием, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Петровск, ул. Красноармейская, д. 14 Ж.
Представитель просил обязать администрацию Петровского муниципального района Саратовской области и Петровское районного собрание, в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда передать в государственную собственность Саратовской области муниципальное имущество: здание котельной с оборудованием, расположенное по адресу: Саратовская область, г. Петровск, ул. Красноармейская, д. 14Ж.
Уточненные требования приняты и рассмотрены судом апелляционной инстанции по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Петровское районное собрание и администрация Петровского муниципального района Саратовской области представили отзыв на заявление, просят в удовлетворении заявленных требований отказать.
Иных отзывов в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса, не представлено.
Представители Министерства здравоохранения Саратовской области, администрации Петровского муниципального района Саратовской области, государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Петровская районная больница", Петровского районного Собрания Петровского муниципального района Саратовской области поддержали позицию по делу.
В судебном заседании 17.06.2016 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв до 22.06.2016, 09 час 20 мин.
После перерыва заявление рассмотрено в отсутствие представителей комитета по управлению имуществом Саратовской области, общества с ограниченной ответственностью "Теплоэлемент", государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Петровская районная больница", общества с ограниченной ответственностью "ПокровскТепло", общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов", отделения по Петровскому и Новобурасскому районам, закрытого акционерного общества "Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ", общества с ограниченной ответственностью "Энергосбыт-Петровск", администрации Петровского муниципального района Саратовской области, Петровского районного Собрания Петровского муниципального района Саратовской области.
Судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с Распоряжением администрации Петровского муниципального района Саратовской области N 224-Р от 25.06.2012 о прекращении права оперативного управления МУЗ "Петровская ЦРБ Саратовской области" на объект - здание котельной с оборудованием, расположенное по адресу: Саратовская обл., г. Петровск, ул. Красноармейская, д. 14ж, указанный объект по акту приема-передачи от 18.07.2012 передан с баланса МУЗ "Петровская ЦРБ Саратовской области" в казну Петровского муниципального района Саратовской области. Право оперативного управления указанным объектом за МУЗ "Петровская ЦРБ Саратовской области" прекращено.
12 сентября 2012 года по итогам открытого конкурса на получение права заключения договора аренды муниципального имущества от 06.09.2012, между администрацией Петровского муниципального района Саратовской области и ООО "Теплоэлемент" заключен договор аренды муниципального имущества: здание котельной с оборудованием, расположенное по адресу: Саратовская обл., г. Петровск, ул. Красноармейская, д. 14ж.
Указанный объект передан арендатору по акту приема-передачи от 12.09.2012. 29 января 2015 года между ООО "Теплоэлемент" и Государственным учреждением здравоохранения Саратовской области "Петровская районная больница" (потребитель) заключен договор N 1 снабжения тепловой энергией, в соответствии с которым ООО "Теплоэлемент" обязуется с 01.01.2015 по 31.12.2015 поставлять потребителю тепловую энергию.
Распоряжением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 413- Пр, с 01.01.2013 из муниципальной собственности Петровского муниципального района Саратовской области в государственную собственность Саратовской области принято Муниципальное учреждение здравоохранения "Петровская центральная районная больница Саратовской области".
Кроме того, с 01.01.2013 муниципальное учреждение здравоохранения "Петровская центральная районная больница Саратовской области" переименовано в Государственное учреждение здравоохранения Саратовской области "Петровская центральная районная больница". Определено, что функции и полномочия учредителя в отношении Государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Петровская центральная районная больница" осуществляет Министерство здравоохранения Саратовской области.
Министерством здравоохранения Саратовской области в адрес главы Петровского муниципального района Саратовской области С.Ф. Горячева направлено письмо N 03-33/7923 от 21.10.2014 с предложением передачи здания котельной, расположенной по адресу: Саратовская обл., г. Петровск, ул. Красноармейская, д. 14ж из муниципальной собственности Петровского муниципального района в государственную собственность Саратовской области.
В ответ на указанное письмо Петровским районным собранием Петровского муниципального района Саратовской области направлен отказ в передаче вышеуказанного объекта в государственную собственность Саратовской области N 306 от 24.11.2014.
Данный отказ мотивирован тем обстоятельством, что здание котельной, расположенное по адресу: Саратовская обл., г. Петровск, ул. Красноармейская, д. 14ж, непосредственно не связано с охраной здоровья граждан, то есть не подпадает под действие п. 12 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что спорный объект использовался учреждением здравоохранения, организацией, осуществлявшей в нем медицинскую деятельность и до настоящего времени используется медицинским учреждением по назначению в целях оказания медицинской помощи населению.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, пришел к выводу о том, что здание котельной, расположенное по адресу: Саратовская обл., г. Петровск, ул. Красноармейская, д. 14ж, осуществляет поставку тепловой энергии на корпуса больницы.
Являясь единственным источником тепловой энергии для корпусов больницы, расположенных по адресу Саратовская обл., г. Петровск, ул. Красноармейская, д. 14, вышеназванная котельная непосредственно осуществляет функции по обеспечению функционирования ГУЗ СО "Петровская РБ" и реализации указанным учреждением функций своего учредителя - Министерства здравоохранения Саратовской области по организации оказания населению Саратовской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях области.
Согласно части 12 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, передаются в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации в срок до 1 января 2013 года в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 101 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" положения статьи 100 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2012 года.
Из вышеуказанных обстоятельств дела усматривается, что спорный объект недвижимости подпадает под условия, указанные в части 12 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а именно использовался и используется органами местного самоуправления в целях охраны здоровья, а также находился в муниципальной собственности до дня вступления в силу названного Федерального закона.
Следовательно, довод администрации и собрания об отсутствии правовых оснований для передачи спорного объекта в собственность субъекта Российской Федерации судом апелляционной инстанции отклоняется как не соответствующий материалам дела.
Порядок передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности, в собственность субъекта Российской Федерации определен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.
Решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, установлен пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 19 Устава Петровского муниципального района Саратовской области (в ред. от 05.05.2015) к исключительной компетенции Петровского районного Собрания относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Устава Петровское районное Собрание принимает решения о создании территориального подразделения муниципального района по управлению имуществом, устанавливает порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, ставки арендной платы.
Разделом 2 пунктом 2.2., абзацем 2 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Петровского муниципального района Саратовской области, утвержденным решением Петровского районного Собрания от 18.05.2006 (в ред. от 25.10.2013 40- 201) предусмотрено, что Петровское районное Собрание принимает решения: - о возмездном (приватизации) и безвозмездном отчуждении недвижимого муниципального имущества, в том числе приватизации имущественных комплексов муниципальных унитарных предприятий, внесения недвижимого муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ, если настоящим Положением не установлено иное.
Пунктом 2.4.13 раздела 2 предусмотрено, что Петровское районное Собрание осуществляет защиту интересов Петровского муниципального района в судах всех инстанций, арбитражных судах по вопросам, связанных с управлений и распоряжением муниципальным имуществом.
Учитывая изложенное, принятие решения о безвозмездной передаче муниципального имущества в федеральную собственность возможно только после получения его согласования с собственником имущества Петровским муниципальным районом Саратовской области и его представительным органом - Петровским районным Собранием.
Министерством здравоохранения Саратовской области в адрес Главы Петровского муниципального района Саратовской области С.Ф. Горячева направлено письмо N 03-33/7923 от 21.10.2014 с предложением передачи здания котельной, расположенного по адресу: Саратовская обл., г. Петровск, ул. Красноармейская, д. 14ж из муниципальной собственности Петровского муниципального района в государственную собственность Саратовской области.
В ответ на указанное письмо Петровским районным собранием Петровского муниципального района Саратовской области направлен отказ в передаче вышеуказанного объекта в государственную собственность Саратовской области N 306 от 24.11.2014.
Согласно подпункту 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится, в том числе организация оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Суд апелляционной инстанции считает, что невыполнение администрацией Петровского муниципального района Саратовской области и Петровским районным собранием вышеуказанных требований закона создает препятствия осуществлению субъектом Российской Федерации государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации, нарушает права органов государственной власти Самарской области и граждан на получение бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П "По жалобе главы администрации муниципального района "Читинский район" Читинской области на нарушение конституционных прав отдельными положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исходя из того, что право собственности публичных образований, в том числе муниципальных, может быть ограничено федеральным законом только в том случае, если такое ограничение необходимо для защиты конституционных ценностей и является соразмерным, т.е. его характер соответствует тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится, в качестве общего правила предполагается необходимость учета и согласования интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при передаче имущественных объектов от одного публичного собственника другому, обусловленной перераспределением публичных полномочий.
При этом оспаривая принятый по делу судебный акт суда первой инстанции, администрация лишь ссылается на отсутствии правовых оснований для передачи спорного имущества в собственность субъекта Российской Федерации ввиду того, что данный объект не использовался в целях охраны здоровья, однако заявитель апелляционной жалобы не обосновал необходимость использования спорного имущества в целях решения вопросов местного значения.
Тогда как материалами дела подтверждается, что ранее и по настоящее время спорное имущество использовалось по назначению в целях оказания медицинской помощи населению. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют. Отсутствуют в деле и доказательства, свидетельствующие о необходимости использования спорного имущества в целях оказания медицинской помощи населению для осуществления установленных законом полномочий органов местного самоуправления в указанной сфере.
Между тем Министерство здравоохранения Саратовской области обосновывает необходимость передачи спорного объекта в собственность субъекта Российской Федерации острой недостаточностью доступности реабилитационной помощи пациентам, в том числе с отсутствием котельной.
В связи с тем, что необходимость передачи имущества носит социальный характер, направленный на повышение уровня благополучия населения в сфере оказания медицинской помощи и охраны здоровья, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о признании незаконным бездействия Администрации и Собрания по передаче в собственность Саратовской области спорного объекта.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность необходимо представить, в частности, предложение органа местного самоуправления о передаче муниципального имущества в федеральную собственность, предложение органа местного самоуправления о передаче муниципального имущества в собственность субъекта Российской Федерации.
С учетом анализа приведенного законодательства установленный порядок соблюден не был, представленными доказательствами по делу не подтверждается наличие решения собственника в лице администрации Петровского муниципального района Саратовской области и Петровского районного собрания как представительного органа о передаче принадлежащего ему имущества - котельной в федеральную собственность.
В соответствии с положениями статей 170 и 182 АПК РФ решение суда должно быть законным, обоснованным и исполнимым, то есть подлежать исполнению в соответствии с требованиями названного Кодекса.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 ГК РФ, а также иного имущества (абзац 21 части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ).
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни (абзац 22 части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом (абзац 25 части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ).
Соответственно для реализации возложенных на Саратовскую область полномочий по организации любого вида медицинской помощи на территории субъекта РФ последнему спорное имущество подлежит передаче в силу прямого указания закона.
Обсуждая вопрос об исполнимости судебного акта, суд апелляционной инстанции приняв во внимание пояснения администрации Петровского муниципального района Саратовской области, в целях устранения сложившейся правовой неопределенности и восстановления нарушенных прав Министерства здравоохранения Саратовской области, считает необходимым обязать администрацию Петровского муниципального района Саратовской области и Петровское районное собрание как представительный орган местного самоуправления в соответствии с постановлением Правительства N 374 направить в адрес комитета по управлению имуществом Саратовской области (410031, г. Саратов, ул. Радищева, д. 30, ИНН 6450000788, ОГРН 1026402196622) предложение о передаче в государственную собственность Саратовской области, с приложением выписок из реестра муниципального имущества Петровского муниципального района Саратовской области в отношении объекта: здания котельной, расположенной по адресу: Саратовская обл., г. Петровск, ул. Красноармейская, д. 14ж в течение пятнадцати дней с момента вынесения настоящего постановления.
Согласно абз. 2 ч. 6.1 ст. 268 АПК РФ на отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 180, 181, 197-201 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 января 2016 года по делу N А57-7425/2015 отменить в части признания незаконным бездействия администрации Петровского муниципального района Саратовской области, выразившегося в непередаче в государственную собственность Саратовской области муниципального имущества: здание котельной с оборудованием, расположенного по адресу: Саратовская обл., г. Петровск, ул. Красноармейская, д. 14Ж, обязания администрации Петровского муниципального района Саратовской области в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда передать в государственную собственность Саратовской области муниципальное имущество: здание котельной с оборудованием, расположенного по адресу: Саратовская обл., г. Петровск, ул. Красноармейская, д. 14Ж.
Принять по делу N А57-7425/2015 в указанной части новый судебный акт.
Признать незаконным бездействие администрации Петровского муниципального района Саратовской области и Петровского районного собрания, выразившееся в непередаче в государственную собственность Саратовской области муниципального имущества: здание котельной с оборудованием, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Петровск, ул. Красноармейская, д. 14 Ж.
Обязать администрацию Петровского муниципального района Саратовской области и Петровское районное собрание как представительный орган местного самоуправления в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 направить в адрес комитета по управлению имуществом Саратовской области (410031, г. Саратов, ул. Радищева, д. 30, ИНН 6450000788, ОГРН 1026402196622) предложение о передаче в государственную собственность Саратовской области с приложением выписок из реестра муниципального имущества Петровского муниципального района Саратовской области в отношении объекта: здания котельной, расположенной по адресу: Саратовская обл., г. Петровск, ул. Красноармейская, д. 14ж в течение пятнадцати дней с момента вынесения настоящего постановления.
В остальной части решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 января 2016 года по делу N А57-7425/2015 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-7425/2015
Истец: Министерства здравоохранения Саратовской области, Министерство здравоохранения Саратовской области
Ответчик: Администрация Петровского муниципального района Саратовской области
Третье лицо: ГУЗ Саратовской области "Петровская районная больница", ГУЗ СО "Петровская РБ", ЗАО "Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ", Комитет по управлению имуществом Саратовской области, ООО "Газпром Межрегионгаз Саратов", ООО "ПокровскТепло", ООО "Теплоэлемент", ООО "Энергосбыт-Петровск", Петровское районнное собрание Петровского муниципального района Саратовской области