город Омск |
|
23 июня 2016 г. |
Дело N А70-1239/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Глухих А.Н., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Миковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15637/2015) рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, исковое заявление Департамента имущественных отношений Тюменской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области" об обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью Агрофирма "ЛЕСНОЕ",
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью Агрофирма "ЛЕСНОЕ" Шевкунова Д.В. по доверенности от 01.09.2015 сроком действия по 01.09.2018,
установил:
Администрация Тюменского муниципального района (далее - Администрация) обратилась с иском к Управлению Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области" (Управление Росреестра по Тюменской области) об обязании снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:123, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Созоново.
По ходатайству истца произведена ответчика на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области" в лице Филиала (далее - Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области).
Исковые требования мотивированы тем, что земельный участок имеет статус "ранее учтенного" земельного участка, права на него ни за кем не зарегистрированы, нахождение его на кадастровом учете является препятствием для реализации Администрацией права на распоряжение землями в с. Созоново и предоставления участков физическим лицам.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 23 апреля 2013 года по делу N А70-1239/2013 исковые требования удовлетворены.
Возражая против принятого судебного акта, ООО Агрофирма "Лесное" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая, что судебный акт о снятии земельного участка с кадастрового учета принят без привлечения Общества к участию в деле, непосредственно затрагивает его права и интересы в отношении спорного земельного участка, так как Общество владеет земельным участком на праве постоянного пользования.
Определением от 18.02.2016 по делу А70-1239/2013 суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению дела по правилам, предусмотренным для рассмотрения дела в суде первой инстанции на основании пункта 6.1. статьи 268 АПК РФ. Этим же определением суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Лесное" (далее - ООО "Агрофирма "Лесное").
Определением по делу от 14.04.2016 при назначении дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Тюменской области.
Определением по делу от 05.05.2016 суд по ходатайству Администрации Тюменского муниципального района в порядке, предусмотренном статьей 48 АПК РФ, в связи с перераспределением полномочий в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 31.12.2014 N 736-п и Законом Тюменской области от 26.12.2014 N 125 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области", произвел замену на стороне истца на департамент имущественных отношений Тюменской области, к которому перешли полномочия по распоряжению земельными участками, расположенными в границах муниципальных образований, государственная собственность на которые не разграничена.
В судебное заседание, открытое 15.06.2016, истец и ответчик не явились; извещены надлежащим образом. На основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в их отсутствие.
От Департамента на предложение суда выразить свою позицию по делу в связи с заменой на стороне истца поступили пояснения по обстоятельствам, согласно которым истец просит принять решение на усмотрение суда.
В заседании суда ООО Агрофирма "ЛЕСНОЕ" пояснил, что возражает удовлетворения иска.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства по делу.
Как следует из материалов дела, при обращении в суд с настоящим иском, истцом было указано, что на кадастровом учете состоит земельный участок площадью 46 576 654 кв.м., расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район с.Созоново, категория земель "земли сельхозназначения", кадастровый номер 72:17:0000000:123.
Права на данный земельный участок за кем-либо не зарегистрированы (л.д.10).
Постановлением Администрации Тюменского муниципального района N 2363 от 14 августа 2012 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений в Тюменской области, Тюменском район, с.Созоново, ул. Новоселов, участок N 455, ориентировочной площадью 1 300 кв.м.
Согласно Решению Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области" N 72/12-92868 от 31 октября 2012 года (л.д.15) приостановлено осуществление кадастрового учета объекта недвижимости с адресным описанием: Тюменская область, Тюменский район, с.Созоново, ул.Новоселов, участок N 455 в связи с тем, что одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:2104002:5 входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером 72:17:0000000:123.
Обращение в суд мотивировано тем, что земельный участок имеет статус "ранее учтенного" земельного участка, и нахождение его на кадастровом учете является препятствием для реализации Администрацией своего права на распоряжение землями в с. Созоново и предоставления участков физическим лицам.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что иск удовлетворению не подлежит в силу следующего.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пункт 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)).
В соответствии со статьей 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о государственном кадастре.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 названного Федерального закона.
В части 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре указано, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о государственном кадастре вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Закона о государственном кадастре предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Таким образом, действующее законодательство устанавливает исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
Согласно части 1 статьи 45 Закона о государственном кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу названного закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 данного Закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о государственном кадастре. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Земельным участкам, государственный кадастровый учет которых осуществлялся до вступления в силу Закона о государственном кадастре (до 01.03.2008), статус "временный" не присваивался.
Земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:123 поставлен на кадастровый учет 09.08.2005, то есть до дня вступления в силу Закона о государственном кадастре (л.д. 17).
Как указано выше, согласно пункту 1 статьи 45 Закона о государственном кадастре государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что спорный земельный участок является ранее учтенным, то есть, сведения о нем не носят временного характера, следовательно, он не подлежит снятию с учета в соответствии со статьей 24 Закона о государственном кадастре как объекта недвижимости, в отношении которого в ЕГРПНИ отсутствуют сведения о правах. Земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:123 также не является участком, в отношении которого осуществляется раздел, выдел, объединение или перераспределение.
Системный анализ положений статей 24, 25 Закона о государственном кадастре, применяемых во взаимосвязи со статьей 45 Закона о государственном кадастре, позволяет сделать вывод о том, что законом предусмотрены особенности по снятию с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, однако отсутствует правовое регулирование допустимости снятия с кадастрового учета земельных участков по обстоятельствам, установленным в рамках рассматриваемого спора.
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 N Д23-1342 разъяснено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Закона о государственном кадастре, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Таким образом, в целях обеспечения гарантии на судебную защиту отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус "ранее учтенный", не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица. Поэтому судебная практика допускает удовлетворение соответствующих исков заинтересованных лиц по аналогии с порядком, действующим в отношении земельных участков, которые имеют статус временного, в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе о правах на недвижимость
В то же время, из материалов дела следует, что спорный земельный участок был сформирован и поставлен на учет Обществом с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Лесное", которое свои права в отношении спорного земельного участка обосновывает следующим:
на основании приказа Комитета по управлению государственным имуществом Администрации Тюменской области от 24.03.1993 прекращена деятельность государственного предприятия - совхоза "Лесной", правопреемником определено государственное предприятие "Сургутгазпром". В соответствии с постановлением Администрации Тюменского района 06.12.1993 N 921 на основании статьи 37 Земельного законодательства РСФСР в постоянное пользование государственному предприятию "Сургутгазпром" предоставлены земли бывшего совхоза "Лесной" для создания подсобного хозяйства "Лесное" общей площадью 4652 га: в том числе пашни - 1335 га, сенокосов - 12502 га, пастбищ - 313 га, лесов - 379 га, кустарников - 319 га, болот - 605 га, под водой - 123 га, под дорогами - 22 га, под постройками и площадями - 49 га, прочие земли - 5 га. В соответствии с приказом N 41 от 08.04.1997 из состава предприятия "Сургутгазпром" выведено подсобное хозяйство "Лесное", принято решение о реорганизации подсобного хозяйства "Лесное" в ООО "Агрофирма "Лесное" (приказ Предприятия "Сургутгазпром" N 413 от 04.06.1997). Администрацией Тюменского района принято постановление от 25.08.1997 N 194 о регистрации ООО Агрофирма "Лесное" в связи с реорганизацией в виде выделения подсобного хозяйства "Лесное" предприятия "Сургутгазпром". Ссылаясь на указанные обстоятельства, общество считает, что спорный земельный участок принадлежит обществу на праве постоянного пользования как правопреемнику подсобного хозяйства "Лесное".
Таким образом, с учетом заявленных притязаний третьего лица на спорный участок иск не может быть удовлетворён без привлечения Общества к участию в деле в качестве ответчика. Суд апелляционной инстанции предлагал истцу уточнить ответчика по делу (определение от 14.04.2016), между тем, никаких процессуальных действий истцом не совершено.
В таком случае суд полагает процессуально необоснованным разрешение в настоящем деле спора о правах на земельный участок, учитывая процессуальную позицию истца по делу, который не заявил никаких возражений против притязаний третьего лица на спорный участок.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявленного иска по указанным в его обоснование обстоятельствам не имеется. Избранный способ защиты не соответствует характеру нарушенного права.
Поскольку были установлены основания для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, в соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции, согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ, выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
Учитывая изложенное решение Арбитражного суда Тюменской области от 23 апреля 2013 года по делу N А70-1239/2013 подлежит отмене.
Руководствуясь пунктом 2 части 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 23 апреля 2013 года по делу N А70-1239/2013 отменить. Рассмотрев дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
А.Н. Глухих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-1239/2013
Истец: Администрация Тюменского муниципального района
Ответчик: ФБУ "Кадастровая палата по Тюменской области", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области"
Третье лицо: Восьмой Апелляционный Арбитражный суд, Департамент имущественных отношений Тюменской области, ООО "Лесное", ООО агрофирма "Лесное"