Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 2 ноября 2016 г. N Ф10-3960/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
24 июня 2016 г. |
Дело N А83-2849/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.06.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 24.06.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Карева А.Ю., Омельченко В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кравченко А.В.,
при участии представителей: от Акционерного общества "Янтарный" - Чумаченко О.В., доверенность от 16.03.2016; от Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым - Кравченко Э.В., доверенность от 15.01.2016 N 03.2-11/2,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Янтарный" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 15.12.2015 года по делу N А83-2849/2015 (судья Колосова А.Г.),
по заявлению Акционерного общества "Янтарный" (ул. Победы, 117, с.Пожарское, Симферопольский район, 297554),
заинтересованное лицо - Служба по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым (пер.Тихий, 6, г. Симферополь, 295001),
о признании приказа недействительным,
установил:
решением Арбитражного суда Республики Крым от 15.12.2015 года по делу N А83-2849/2015 в удовлетворении требований Акционерного общества "Янтарный" - отказано.
Не согласившись с указанным решением, Акционерное общество "Янтарный" обратилось с апелляционной жалобой. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что при проведении внеплановой проверки органом контроля не были соблюдены требования Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно проведение данной проверки не было согласовано с органом прокуратуры. Полагает, что согласование с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти - Министерством Российской Федерации по делам Крыма выступает в роли дополнительной гарантии соблюдения прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на территории свободной экономической зоны и не исключает соблюдение требований Федерального закона N 294-ФЗ, в том числе относительно согласования проведения определенных внеплановых проверок с органами прокуратуры.
Из представленного в материалы дела отзыва следует, что Служба по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым с учетом действовавшего законодательства.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует что, приказом Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым от 25 июня 2015 года N 92 назначена внеплановая, выездная проверка Акционерного общества "Янтарный".
Основанием для проведения проверки послужило обращение заместителя главы Симферопольской районной государственной администрации от 27 мая 2015 года N 5306/04-05.
Задачами проверки являлись осуществление контроля и надзора за соблюдением требований в области землепользования, в том числе, проведением обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и предотвращения других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, а также контроля и надзора за соблюдением требований в области семеноводства, защиты и карантина растений.
В соответствии с приказом, учитывая положения части 6 статьи 22 Федерального закона от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 377-ФЗ), срок проведения внеплановой выездной проверки в отношении АО "Янтарный" составляет 5 рабочих дней, то есть с 22 июня 2015 года по 26 июня 2015 года.
Письмом Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 15 июня 2015 года N ДО4и-847 согласовано проведение внеплановой выездной проверки в отношении акционерного общества "Янтарный".
С указанным приказом директор АО "Янтарный" Замятин В.В. ознакомлен 18 июня 2015 года.
Приказом Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым от 25.06.2015 N 131 приостановлено проведение внеплановой выездной проверки в отношении АО "Янтарный" на 10 рабочих дней, а именно: до 09 июля 2015 года включительно.
По результатам проверки составлен акт от 10 июля 2015 года N 016/ЗН-РК, а также выдано предписание от 10 июля 2015 года N 0005/ЗН-РК об устранении нарушений законодательства Российской федерации в части невыполнения обязательных мероприятий, предусмотренных статьёй 13 Земельного кодекса Российской Федерации, предписание от 10 июля 2015 года N 0004/ЗН-РК об устранении нарушения правил обращения с отходами производства и потребления.
Полагая, что действия Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым, выразившиеся в проведении внеплановой проверки на основании приказа N 92 от 25.06.2015 являются незаконными, заявитель обратился в суд с заявлением с учетом уточнения о признании незаконными действий Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым, выразившееся в проведении внеплановой проверки на основании приказа N 92 от 25.06.2015 о проведении внеплановой выездной проверки и признании незаконным приказа N 92 от 25.06.2015.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона 294-ФЗ обязанность согласования проведения органами государственного контроля (надзора) внеплановой выездной проверки юридических лиц предусмотрена только при проведении проверки по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи.
Названные подпункты "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона 294-ФЗ предусматривают следующие основания для проведения внеплановой проверки:
поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При этом особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) на территории особой экономической зоны (пункт 19 части 4 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ).
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона N 377-ФЗ от 29.11.2014 "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя являются свободной экономической зоной, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности.
Настоящий Федеральный закон устанавливает особый правовой режим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, определенный в статье 2 настоящего Федерального закона, и регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан.
Так, частью 5 статьи 22 Федерального закона N 377-ФЗ (ред. от 31 декабря 2014 года, действовавшей на момент проведение проверки) "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что внеплановые проверки проводятся по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из представленного в материалы дела письма Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 20.02.2015 N ДО4и-60 "О разъяснении порядка проведения внеплановых проверок" следует, что в соответствии с частью 5 статьи 22 Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ и пунктом 4.2.16. раздела II Положения о Министерстве Российской Федерации по делам Крыма, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2014 года N 427, Министерство Российской Федерации по делам Крыма осуществляет согласование проведения внеплановых проверок в рамках федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории свободной экономической зоны. Указанные нормы не предусматривают изъятия для лиц, являющихся или не являющихся участниками свободной экономической зоны. Таким образом, указанная процедура согласования внеплановых проверок применяется в отношении всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории свободной экономической зоны.
На момент проведения внеплановой проверки в отношении заявителя Министерство Российской Федерации по делам Крыма (упразднено 15.07.2015), в полномочия которого в соответствии с пунктом 4.2.16 Постановления Правительства РФ от 10.05.2014 N 427 (ред. от 03.04.2015) входило согласование проведения внеплановых проверок в рамках федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории свободной экономической зоны. Согласно статьи 2 Указа Президента от 15.07.2015 N 368 "Об упразднении Министерства Российской Федерации по делам Крыма и Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя" функции упраздненного министерства переданы Министерству экономического развития Российской Федерации.
Следовательно, к проведению внеплановой выездной проверки Крымсельхознадзор приступил после согласования с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти - Министерством Российской Федерации по делам Крыма.
Таким образом, орган государственного надзора был вправе приступить к проведению внеплановой проверки без согласования с органами прокуратуры, заявитель уведомлен о проведении такой проверки и принимал в ней участие.
Указанная позиция также содержится в разъяснениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также в письме Прокуратуры Республики Крым от 08 мая 2015 года N Исорг-7/5-3493-2015/(л.д. 62).
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что проведение внеплановой проверки в отношении заявителя государственным органом было осуществлено с соблюдением требований действующего законодательства, регулирующего порядок организации проведения подобных проверок.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 15.12.2015 года по делу N А83-2849/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества "Янтарный" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.П. Горошко |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-2849/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 2 ноября 2016 г. N Ф10-3960/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Янтарный"
Ответчик: Служба по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым