Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 октября 2016 г. N Ф05-15552/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
24 июня 2016 г. |
Дело N А40-167903/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Пирожкова,
судей Н.И. Левченко, Е.Б. Расторгуева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем К.А. Фокиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 марта 2016 года по делу N А40-167903/2015, принятое судьей А.А. Архиповым, по иску ООО "ТД "АЛЬФА-ТРЕЙД" (ОГРН 1106164001756) к ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295) о взыскании 10 159 049 руб. 52 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: Буркеева А.Ф. (доверенность от 16.10.2015)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТД "АЛЬФА-ТРЕЙД" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании 4 201 561 руб. 35 коп. неустойки за просрочку доставки груза. Требования заявлены с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ.
В обоснование исковых требований истец ссылается на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по доставке груза.
Решением от 17 марта 2015 года по делу N А40-167903/2015 Арбитражный суд города Москвы заявленные требования частично удовлетворил, применив положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов заявитель апелляционной жалобы указал, что суд вынес решение без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, не принял во внимание недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Суд нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальных сайтах Девятого Арбитражного Апелляционного суда и Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/, представитель истца в заседание не явился.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы апелляционной жалобы, исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных законом оснований для отмены или изменения оспариваемого решения суда первой инстанции.
При осуществлении перевозки груза, отношения между грузоотправителем и перевозчиком регулируются положениями главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта.
В соответствии с частью 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, общие условия перевозки определяются транспортными уставами или кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно пункту 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таковых сроков в разумный срок.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с марта по декабрь 2014 года ОАО "РЖД" выполняло перевозки грузов для грузополучателя ООО "ТД "АЛЬФА-ТРЕЙД" по железнодорожным накладным и дорожным ведомостям, копии которых представлены в материалы дела.
Ответчик, оказывая истцу услуги по перевозке грузов, допустил нарушение принятых на себя обязательств, доставил груз с нарушением срока. Факт нарушения сроков доставки груза подтвержден материалами дела.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается.
Статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную транспортными уставами.
Согласно статье 33 Устава железнодорожного транспорта перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 Устав железнодорожного транспорта случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
Статьей 97 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 9% от платы за перевозку грузов, доставку порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия с предложением об оплате пени за нарушение срока доставки груза в соответствии со статьей 120 Устава железнодорожного транспорта, которая ответчиком оставлена без ответа.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчиком допущена просрочка в исполнении обязательства по доставке вагонов и не представлено доказательств наличия непреодолимой силы обусловившей невозможность надлежащего исполнения обязательств, а также принятия всех возможных мер по исполнению обязательств.
Таким образом, принимая во внимание специфику связанных с перевозкой грузов железнодорожным транспортом правоотношений, а также и оправданность дифференциации в имущественной ответственности перевозчиков и грузоотправителей (грузополучателей) в процессе железнодорожных перевозок, отмеченную Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 2 февраля 2006 г. N 17-О, учитывая период просрочки в доставке груза, апелляционная инстанция находит правильным вывод суда первой инстанции о снижении размера ответственности в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации до 3 000 000 руб. 00 коп.
Доводы апелляционной жалобы о том, что по железнодорожным накладным N N ЭН052551, ЭН052505, ЭН051619, ЭТ768012, ЭТ833150, ЭТ917487, ЭХ083661,ЭР404040, ЭС238885, ЭС239131, ЭС347217, ЭС347269, ЭТ475922, ЭТ492207, ЭТ499204, ЭТ660130,ЭТ670909, ЭТ742641, ЭТ806938,Э Т830872, ЭФ306139, ЭФ615439, ЭХ551287, ЭХ551555, ЭХ805794, ЭХ865835, ЭХ890820, ЭЦ054017, ЭЦ060618, ЭЦ177562, ЭЦ185024, ЭЦ361322, ЭЦ361396, ЭЛ907758, ЭН769868, ЭФ857595, ЭН765917, ЭР945232, ЭП669534, ЭН050247, ЭН049255, ЭН050297, ЭМ840179, ЭМ840427, ЭМ840601, ЭМ074489, ЭМ077294, ЭМ077242, ЭМ077368, ЭХ871112 сроки доставки груза должны исчисляться в соответствии с пунктом 8 Правил исчисления сроков доставки грузов, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27, подлежат отклонению, поскольку ответчик документально не обосновал необходимость исчисления сроков доставки грузов по спорным накладным, документы (выкопировки маршрута следования вагона, справки о маршруте), необходимые для подтверждения изменения маршрутного расстояния ответчиком в материалы дела не представлены.
Ссылка заявителя жалобы о том, что по железнодорожным накладным ЭТ126307, ЭТ133232, ЭТ475922, ЭТ785436, ЭТ830872, ЭЦ141179, ЭХ204962, ЭЙ768955, ЭР403965, ЭС696473, ЭЦ192352, ЭУ238299, ЭМ978166, ЭУ466175, ЭФ124679, ЭЙ083503 сроки доставки груза должны исчисляться в соответствии с пунктом 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27, судебной коллегией признается несостоятельной.
В силу пункта 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов, сроки доставки грузов увеличиваются в случае задержки вагонов, контейнеров в пуки следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по независящим от перевозчика причинам.
О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчиком составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном Правилами составления акта при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России 18.06.2003 N 45. Первый экземпляр акта прилагается к перевозочным документам, а на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости.
В соответствии со статьей 20 Устава техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Поэтому именно перевозчик отвечает за техническую неисправность; для освобождения от ответственности перевозчик должен доказать то, что техническая неисправность возникла по причине, от него независящей.
Таким образом, самого факта наличия технической неисправности вагона для увеличения срока доставки груза недостаточно. Выявление технической неисправности вагона в пути следования, равно как и обоснованность задержки вагона для его необходимого ремонта, само по себе не освобождает перевозчика от ответственности за техническую неисправность.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств того, что неисправность вагонов, указанных в апелляционной жалобе, возникла по причинам, которые не зависели от перевозчика, то есть перевозчик не мог выявить данную неисправность при принятии вагонов к перевозке. Приняв груз, перевозчик подтвердил техническую пригодность вагонов, каких-либо претензий на станции отправления к техническому и/или коммерческому состоянию вагонов со стороны ответчика не предъявлялось.
Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым судом дана оценка в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17 марта 2016 года по делу N А40-167903/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Судьи |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-167903/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 октября 2016 г. N Ф05-15552/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ТД "АЛЬФА-ТРЕЙД"
Ответчик: ОАО "РЖД"
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-42048/17
20.10.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15552/16
24.06.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-24358/16
17.03.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-167903/15