город Омск |
|
27 июня 2016 г. |
Дело N А75-15688/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5364/2016) открытого акционерного общества "Варьёганнефть" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29.03.2016 по делу N А75-15688/2015 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Варьёганнефть" к Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Варьёганнефть" - Тюльпа О.В. по доверенности N 120/16/3 от 31.12.2015 сроком действия по 31.12.2018, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом
установил:
открытое акционерное общество "Варьёганнефть" (далее - заявитель, общество, ОАО "Варьёганнефть") обратилось в Арбитражный Ханты Мансийского округа - Югры с заявлением к Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - административный орган, Служба) о признании незаконным и отмене постановления от 01.12.2015 N 213, которым ОАО "Варьёганнефть" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29.03.2016 по делу N А75-15688/2015 в удовлетворении требований ОАО "Варьёганнефть" отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что ОАО "Варьёганнефть" осуществляет эксплуатацию технологически связанных объектов системы холодного водоснабжения (артезианские скважины, технологически замкнутые сети), подача воды на объект ООО "Росна" происходит через трубопровод, технологически присоединенный к указанной сети. При этом ОАО "Варьёганнефть" не обращалось в уполномоченный орган для определения и установления соответствующих тарифов на поставку технической воды с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, чем допустило административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО "Варьёганнефть" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что согласно лицензионного соглашения о добыче пресных подземных вод (лицензия серии ХМН N 01142) Общество вправе пользоваться недрами с целью добычи пресных подземных вод для технического и производственного водоснабжения в пределах участков недр. В соответствии с условиями договора от 01.01.2014 N 50011/14 Общество осуществляет отпуск воды с артезианских скважин для ООО "Росна". При этом Общество владеет на праве собственности только объектами нецентрализованной системы холодного водоснабжения, централизованная система водоснабжения и водоотведения в зоне расположения объектов Общества отсутствует, что подтверждается письмом от 28.01.2016 N 126104 УП "Горводоканал", следовательно, Общество не осуществляет регулируемый вид деятельности в сфере холодного водоснабжения.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции не принял во внимание, что деятельность Общества по отпуску технической воды с артезианских скважин не является эксплуатацией централизованных систем холодного водоснабжения, следовательно, в действиях Общества отсутствует состав вменяемого ему в вину административного правонарушения.
Службой представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес Общества, в котором административный орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Служба, надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявила, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного лица в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ОАО "Варьёганнефть" поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, открытом 15.06.2016, был объявлен перерыв до 14-30 час. 22.06.2016
Об объявлении перерыва в судебном заседании, а также о времени и месте продолжения судебного заседания участники арбитражного процесса извещены путем размещения объявления на официальном сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет". После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
ОАО "Варьёганнефть" на праве собственности принадлежат артезианские скважины N 7-259 (инв. N 71:137:001:002087200:0032:20000) и N 7-260 инв. N 1:137:001:002087200:0034:20000), расположенные в г. Радужный, Южная промышленная зона, территория ЦРТ, склады, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 21.03.2004 (т.2 л.д. 33,34).
Согласно пояснительной записки к схеме децентрализованного водоснабжения базы БПО Варьеганского месторождения ОАО "Варьёганнефть" потребителями холодного водоснабжения из артезианских скважин на базе БПО ОАО "Варьёганнефть" являются транспортные цеха, ремонтные мастерские, гаражи, и административно - бытовой комплекс Управления технологического транспорта, складские помещения, пожарные водоемы административно - бытовой комплекс ООО "Производственно-бытового управления", административно - бытовой комплекс и производственные цеха ООО "Управление автоматизации и энергетики нефтяного производства", водогрейная котельная ООО "Росна", использующая холодную воду для подпитки тепловых сетей базы БПО ОАО "Варьёганнефть". Холодное водоснабжение потребителей осуществляется по водопроводным сетям Ду 114-57 мм общей протяженностью 2123 м. Транспортировка холодной воды к потребителям по водопроводным сетям осуществляется за счет избыточного давления, создаваемого погружными центробежными насосами при подъеме артезианской воды из подземного источника (т. 2 л.д. 35-36).
В соответствии с условиями договора от 01.01.2014 N 5011/14 ОАО "Варьёганнефть" обязалось осуществлять отпуск воды с артезианской скважины N 7-259, N 7-260 на объекты абонента согласно объемам водопотребления, определенным по приборам учета (водосчетчикам), установленным абонентом либо при отсутствии указанных приборов учета расхода воды определяется обществом расчетным путем на основании СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий" и технических норм (пункт 3.1 договора).
Согласно подпункту 2.1.2 пункта 2.1 договора общество обязуется производить расчет стоимости отпущенной воды по тарифам, действующим на дату ее реализации в порядке, установленном настоящим договором.
Стороны в пункте 4.3 договора определили, что отпуск вод осуществляется по установленным обществом ценам. Общество оставляет за собой право изменять стоимость воды и соответственно корректировать сумму договора в связи с изменением ценообразующих факторов с предоставлением абоненту обоснованных расчетов. Новая цена подлежит применению с 1-го числа месяца, следующего за месяцем в котором общество направило абоненту уведомление об изменении цены.
В соответствии с пунктом 4.2 договора, цена за 1м3 воды на момент подписания договора составляет 43,50 рублей без учета НДС 18%. Сумма договора определена ориентировочно и составляет 8 221,50 рублей, кроме того, НДС (18%) - 1 479,87 рублей.
В соответствии с соглашением о пролонгации договора на 2015 от 21.01.2015, сумма договора на 2015 определена ориентировочно в размере 10 187,55 рублей, в том числе НДС 18% - 1 554,03 рублей (пункт 1.2, т.1 л.д.111).
ООО "Росна" исполняло условия договора, производя расчеты за потребляемую техническую воду.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела копиями счетов-фактур, платежных поручений и не оспаривается обществом (т.1 л.д. 112-123).
РСТ ХМАО-Югры в период с 19.10.2015 по 13.11.2015 в отношении ОАО "Варьёганнефть" в соответствии с определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 19.10.2015 N 79 проведено административное расследование в части правильности применения регулируемых тарифов в сфере холодного водоснабжения за период с 01.11.2014 по 30.09.2015 (т.1 л.д.124).
При проведении проверки установлено, что ОАО "Варьёганнефть" в Региональную службу по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением об установлении тарифов на техническую воду не обращалось, в связи с чем Службой соответствующие тарифы не устанавливались (т.1 л.д. 124).
Службой установлено, что Общество с предложением в РСТ ХМАО-Югры об установлении тарифов на техническую воду в сфере холодного водоснабжения на 2014-2015 в соответствии с Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" не обращалось.
Административным органом по факту выявленных нарушений 16.11.2015 составлен протокол об административном правонарушении N 230 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т.2 л.д. 62-65).
Постановлением от 01.12.2015 N 213 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. (т.2 л.д. 68-71).
Полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
29.03.2016 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно постановлению от 01.12.2015 N 213 о назначении административного наказания ОАО "Варьёганнефть" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в том, что Общество владея на праве собственности объектами централизованной системы холодного водоснабжения, расположенными на территории г. Радужный (Южная производственная зона, панель 17, территория производственной базы УТТ-N3), в период с 01.11.2014 по 30.09.2015 осуществляло услуги в сфере холодного водоснабжения по поставке технической в воды ООО "ПБУ" с использованием централизованной чсистемы холодного водоснабжения, т.е осуществляло регулируемый вид деятельности в сфере холодного водоснабжения. При этом в адрес Службы с предложением об установлении тарифов на техническую воду не обращалосю
Проверяя законность вынесенного в отношении Общества постановления от 01.12.2015 N 213 о назначении административного наказания, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, а также посчитал установленным факт оказания ОАО "Варьёганнефть" услуг в сфере холодного водоснабжения по поставке технической в воды с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, принадлежащей Обществу на праве собственности.
Между тем, данная позиция суда первой инстанции не соответствует фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела, при этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Объектом правонарушения, предусмотренного вышеуказанной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение. Одним из главных условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат артезианские скважины N 7-259 (инв. N 71:137:001:002087200:0032:20000) и N 7-260 инв. N 1:137:001:002087200:0034:20000) (т.2 л.д. 33,34).
На основании договора от 01.01.2014 N 2011/14 на отпуск воды с артезианских скважин общество в период с 01.11.2014 по 30.09.2015 осуществляло услуги водоснабжения ООО "Росна" (т. 1 л.д. 105-111).
В соответствии с условиями договора, общество осуществляет отпуск технической воды с артезианских скважин на объекты ООО "Росна", согласно объемам водопотребления, определенным по приборам учета (водосчетчикам), установленным ООО "Росна" либо при отсутствии указанных приборов учет расхода воды определяется обществом расчетным путем на основании СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий" и технических норм.
Согласно пункту 4.3 договора, отпуск технической воды осуществляется по установленным обществом ценам. Общество оставляет за собой право изменять стоимость технической воды и соответственно корректировать сумму договора в связи с изменением ценообразующих факторов с предоставлением абоненту обоснованных расчетов. Новая цена подлежит применению с 1-го числа месяца, следующего за месяцем в котором общество направило абоненту уведомление об изменении цены.
В соответствии с пунктом 4.2 договора, цена за 1м3 воды на момент подписания договора составляет 43,50 рублей без учета НДС 18%. Сумма договора определена ориентировочно и составляет 8 221,50 рублей, кроме того, НДС (18%) - 1 479,87 рублей.
В соответствии с соглашением о пролонгации договора на 2015 от 21.01.2015, сумма договора на 2015 определена ориентировочно в размере 10 187,55 рублей, в том числе НДС 18% - 1 554,03 рублей (пункт 1.2, т.1 л.д.111).
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса подлежат регулированию уполномоченными на то Государственными органами.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона N 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 17 указанного Закона определено, что Государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный Государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный Государственный контроль (надзор) (далее - органы Государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом Государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Частью 2 статьи 31 того же Закона определено, что регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения:
1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);
2) тариф на техническую воду;
3) тариф на транспортировку воды;
4) тариф на подвоз воды;
5) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры органом исполнительной власти, полномочным в сфере регулирования тарифов является РСТ ХМАО - Югры.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения осуществляется в соответствии с Законом и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 33 Закона).
Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О Государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее правила регулирования тарифов) и применяются к отношениям, связанным с регулированием тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
По мнению административного органа, поддержанному судом первой инстанции, заявитель совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, согласно протоколу об административном правонарушении от 16.11.2015 N 230 ОАО "Варьеганнефть", владея на праве собственности объектами централизованной системы холодного водоснабжения, расположенными на территории г. Радужный, в период с 01.11.2014 по 30.09.2015 осуществляло услуги в сфере холодного водоснабжения по поставке технической воды ООО "РОСНА" с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, т.е. осуществляло регулируемый вид деятельности в сфере холодного водоснабжения.
Между тем, согласно письму Унитарного предприятия "Горводоканал" от 28.01.2016 N 126104 отсутствует централизованная система водоснабжения и водоотведения в зоне: производственная база УТТ ОАО "Варьганнефть", Южная промышленная зона, панель N 17, территория производственной базы УТТ N3; производственная база БПО ОАО "Варьеганнефть", Южная промышленная зона, территория ЦРТ, склады; производственная база ВЭН, цех ЭПУ ООО "УАиЭНП", ул. Индустриальная уч. N75/1, склады ОАО "Варьеганнефть", ул. Индустриальная уч. N 51, склады "ЦРТ" ОАО "Варьеганнефть" (т.2 л.д. 93).
Доказательств того, что ОАО "Варьеганнефть" на праве собственности принадлежат объекты централизованной системы холодного водоснабжения, расположенными на территории г. Радужный, материалы дела не содержат.
Из письменных пояснений Общества от 13.11.2015, представленных административным органом в материалы дела об административном правонарушении (том 2 л.д. 60), следует, что согласно лицензионному соглашению о добыче пресных подземных вод, действующими водозаборами на Варьеганском месторождении нефти на территории ХМАО, Общество вправе пользоваться недрами с целью добычи пресных подземных вод для технического и производственного водоснабжения в пределах участков недр, что подтверждается лицензией серия ХМН N 01142 вид лицензии ВЭ, зарегистрирована 18.01.2000.
Требования в части водоснабжения установлены Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон).
Определение водоснабжения включает терминологию п.п. 3, 4, 24, 26 и 29, статьи 2 Федерального закона.
Так, пунктом 4 указанной статьи установлено, что водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Пунктом 29 данной статьи предусмотрено, что централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам;
Пунктом 15 названной статьи установлено, что под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организацией водопроводно- канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
По мнению ФАС России (письмо от 02.09.2014 N АЦ/35194/14), к организации водопроводно-канализационного хозяйства относится юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
С учетом того, что деятельность общества по отпуску технической воды с артезианских скважин не является эксплуатацией централизованных систем холодного водоснабжения, последнее не может быть отнесено к организации водопроводно- канализационного хозяйства, в соответствии с пунктом 15 статьи 2 Федерального закона.
Применительно к пункту 14 указанной статьи суд апелляционной инстанции считает, что объектом централизованной системы холодного водоснабжения является инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы холодного водоснабжения, непосредственно используемое для холодного водоснабжения.
Пунктом 13 статьи 2 Федерального закона определено, что нецентрализованная система холодного водоснабжения, это сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.
В протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении о назначении административного наказания событие правонарушения описано как осуществление услуги в сфере холодного водоснабжения по поставке технической воды ООО "Росна" с использование централизованной системы водоснабжения по тарифам, не установленным действующим законодательством Российской Федерации в области регулирования тарифов.
Однако, ОАО "Варьеганнефть" является владельцем нецентрализованной системы холодного водоснабжения, расположенной на территории г. Радужный (Южная производственная зона, панель 17, территория производственной базы УТТ-N 3).
Система холодного водоснабжения на базе БПО ОАО "Варьеганнефть" осуществляет подачу от подземного источника (артезианские скважины) к потребителям воды для хозяйственно-бытовых нужд, производственных нужд и для тушения пожаров.
Более того, подача технической воды с артезианских скважин базы БПО ОАО "Варьеганнефть" осуществляется без предварительной водоподготовки главным образом в систему пожаротушения производственных объектов, расположенных на базе БПО (трубопроводы к пожарным гидрантам и пожарным водоемам). Одновременно с этим, осуществляется водоразбор на хозяйственно-бытовые нужды санитарно-техническими приборами, установленными в туалетных комнатах производственных цехов ОАО "Варьеганнефть": ремонтные мастерские, гаражи и склады, административно-бытовые здания. Производственная территория УТТ ОАО "Варьеганнефть" составляет 13,1405 га, максимальное удаление производственных цехов от источника подземной артезианской воды составляет 620 м (суммарная длина участков водопровода при совместной прокладке с тепловыми сетями). Для обеспечения надежной работы системы пожаротушения и безопасной эксплуатации производственных объектов на территории базы БПО ОАО "Варьеганнефть" был произведен монтаж комплекса водопроводных сетей общей протяженностью 2123 м. В связи с этим, водопровод имеет разветвленный характер. Также на территории базы БПО ОАО "Варьеганнефть" располагается водогрейная котельная ООО "Росна", являющаяся единственным источником тепловой энергии на данной территории. Для обеспечения производственных нужд в технической воде котельная ООО "Росна" имеет подключение к разводящему трубопроводу холодного водоснабжения базы УТТ ОАО "Варьеганнефть", протяженность трубопровода от точки подключения до котельной ООО "Производственно-бытовое управление" составляет 7 м. Резервного источника воды на территории базы БПО не имеется.
Таким образом, потребителями холодного водоснабжения от подземных источников (артезианских скважин) на базе БПО ОАО "Варьеганнефть" территория базы БПО объектов Общества и котельная ООО "Росна", использующая холодную воду для подпитки тепловых сетей базы УТТ ОАО "Варьеганнефть". Холодное водоснабжение потребителей осуществляется по водопроводным сетям Ду 114-25 мм общей протяженностью 2123 м. Транспортирование холодной воды к потребителям по водопроводным сетям, осуществляется за счет избыточного давления, создаваемого погружными центробежными насосами при подъеме артезианской воды из подземного источника.
Таким образом является неправомерным вывод административного органа об отнесении объекта, расположенного на территории г. Радужный (Южная производственная зона, панель N 17, территория производственной базы УТТ-N3) к централизованной системе водоснабжения, поскольку отсутствует комплекс технологически связанных между собой сооружений (согласно определениям, изложенных в статье 2 Федерального закона), в частности: техническая вода с артезианских скважин не проходит какую-либо обработку, направленную на улучшение ее качества, перед подачей к местам водоразбора, транспортируется без использования дополнительного оборудования, кроме погружных насосов, обеспечивающих непосредственный подъем воды из подземных источников. Обеспечение артезианской водой производится только на территории производственной базы БПО объектов ОАО "Варьеганнефть" и котельной ООО "Росна", а значит, пользователями является ограниченный круг лиц, что соответствует пункту 13 статьи 2 Федерального закона. Захват воды подземных источников допускается при помощи устройства и специального оборудования водозаборного сооружения - п. 1.4. СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения".
Изложенные выше обстоятельства подтверждаются, приобщенными обществом к материалам административного дела доказательствами, в том числе, технологической схемой системы водоснабжения, пояснительной запиской к ней.
Вопреки позиции административного органа, поддержанной судом первой инстанции, деятельность Общества по отпуску технической воды с артезианских скважин не является эксплуатацией централизованных систем холодного водоснабжения, а иного события (эксплуатации нецентрализованных систем холодного водоснабжения) в качестве правонарушения Обществу не вменено.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах постановление от 01.12.2015 N 213 Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры подлежит признанию незаконным и отмене как принятое при отсутствии надлежащих, объективных и безусловных, доказательств факта совершения заявителем вмененного ему административного правонарушения.
Учитывая, изложенное суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в как принятое при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 1, 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29.03.2016 по делу N А75-15688/2015 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.12.2015 N 213.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-15688/2015
Истец: ОАО "Варьеганнефть"
Ответчик: Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Региональная служба по тарифам ХМАО-Югры