г. Вологда |
|
27 июня 2016 г. |
Дело N А05-57/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 июня 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Безуглой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 февраля 2016 года по делу N А05-57/2016 (судья Калашникова В.А.),
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (ОГРН 1042900024562; ИНН 2901127831; место нахождения: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, дом 14; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Дампстер" (ОГРН 1122903000384; ИНН 2923006735; место нахождения: 164530, с. Холмогоры, Архангельская область, ул. Набережная, д. 32, копр. Б; далее - общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 26 февраля 2016 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В обоснование жалобы указывает, что срок для привлечения общества к административной ответственности следует исчислять с даты получения управлением сведений, подтверждающих отсутствие у общества лицензии.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в ходе проведенной управлением в период с 01.08.2015 по 28.08.2015 плановой выездной проверки администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" (далее - администрация) на предмет исполнения полномочий органа местного самоуправления в области обращения с отходами установлено, что эксплуатацию свалки (полигона) твердых бытовых отходов (далее - ТБО) и промышленных отходов (далее - ПО) в д. Летняя Холмогорского района Архангельской области осуществляет общество. Согласно данным государственного реестра объектов размещения отходов, размещенным в информационно-коммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://rnp.gov.ru/node/853, а также по сведениям Управления (справка от 28.08.2015 N 7406) в государственном реестре объектов размещения отходов, формируемом Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным Приказом Минприроды от 30.09.2011 N 792, объект размещения отходов, расположенный в д.Летняя Холмогорского района Архангельской области, отсутствует.
Выявленные обстоятельства по фактам эксплуатации свалки ТБО, не внесенной в государственный реестр объектов размещения отходов, послужили основанием для вынесения определения от 13.11.2015 N 05-53/2015 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования управление определением от 13.11.2015 запросило в том числе сведения о наличии у общества лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 классов опасности на объекте размещения отходов - свалке ТБО в д. Летняя Холмогорского района Архангельской области.
Сопроводительным письмом от 23.11.2015 N 05 общество представило истребуемые управлением сведения, из которых следует, что общество осуществляет хозяйственную деятельность по эксплуатации свалки (полигона) ТБО и ПО деревни Летняя Холмогорского района, а также по сбору, вывозу и размещению бытовых отходов от сторонних юридических лиц, связанную со сбором, образованием и размещением отходов, начиная с 26.12.2012. В 2015 году от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на свалку в д. Летняя принято и складировано 249,6 куб.м. бытовых отходов на сумму 25 034 руб. 88 коп. В соответствии с журналами учета на свалке (полигоне) ТБО и ПО д. Летняя за 2015 год размещено отходов 4 класса опасности - 448 т, отходов 5 класса опасности - 133 т, в 4-м квартале 2014 года размещено отходов 4 класса опасности - 168 т, 5 класса опасности 84 т. Общество согласно предоставленным документам принимает и вывозит собственным специализированным автотранспортом (мусоровозом КО 440 3, машиной вакуумной КО503 В) для размещения (используется трактор Т-150) на свалке (полигоне) ТБО и ПО д. Летняя ТБО, которые представляют собой неоднородную смесь из отходов 4 и 5 классов опасности. Фактический прием отходов к размещению на объекте размещения отходов (свалке), эксплуатируемом обществом, подтверждается копиями представленных журналов учета на свалке отходов за 4-й квартал 2014 года, за 1, 2 и 3-й квартал 2015 года, которые ведутся по формам приложений к Порядку учета в области обращения с отходами, утвержденному приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721.
Управлением пришло к выводу о том, что общество с 26.12.2012 и по настоящее время осуществляет эксплуатацию объекта размещения отходов (свалку ТБО д.Летняя) и размещает на нем отходы в отсутствие лицензии на деятельность по размещению отходов, чем нарушает требования части 1 и 2 статьи 30 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления (далее - Закон N 89-ФЗ).
По факту выявленного нарушения управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 25.12.2015 N 05-80/2015.
Посчитав состав правонарушения установленным, управление на основании статьи 23.1 КоАП РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, однако отказал в удовлетворении заявления управления в связи с пропуском срока привлечения общества к административной ответственности за вменяемое правонарушение.
Апелляционная коллегия согласна с указанным выводом суда по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде штрафа для юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензируемой предпринимательской деятельности. При этом указанные отношения непосредственно касаются установленного законом порядка и права на занятие той или иной предпринимательской деятельностью, на осуществление которой необходимо получение специального разрешения (лицензии).
Объективная сторона правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности в отсутствие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.
Согласно статье 9 Закона N 89-ФЗ лицензирование деятельности по обезвреживанию отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом N 99-ФЗ.
В силу части 1 статьи 2 Закона N 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Подпунктом 30 пункта 1 статьи 12 этого же Закона установлено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
На основании статьи 1 Закона N 89-ФЗ к отходам производства и потребления (далее - отходы) относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; размещение отходов - это хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В силу статей 4.1, 20 Закона N 89-ФЗ отходы по степени опасности для окружающей природной среды могут быть I - V класса опасности, систематизированы в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.07.2014 N445.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что обществу распоряжением администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" от 24.12.2012 N 1964 на основании договора от 26.12.2012 N РФ 29-19-000884 в аренду предоставлен земельный участок для размещения свалки бытовых и промышленных отходов.
Обществом и Комитетом по управлению имуществом Администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" 15.05.2014 заключен новый договор N РФ 29-19-001197 о предоставлении в аренду вышеназванного земельного участка для размещения свалки бытовых и промышленных отходов, сроком на 49 лет.
Согласно имеющимся в материалах дела доказательствам общество в период с 26.12.2012 по настоящее время оказывает платные услуги по размещению ТБО. При этом лицензии на осуществление указанной деятельности у общества в спорный период не имелось, что подтверждается письмом общества от 23.11.2015 N 05, в котором указано, что документы для получения лицензии находятся в стадии разработки.
Факт размещения обществом ТБО также подтверждается постановлением Ломоносовского районного суда г.Архангельска по делу N 5-48/2016 о назначении административного наказания от 11.12.2016, которым директор общества признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм и по недопущению совершения указанного нарушения.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности общества в совершении вмененного ему в вину правонарушения отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличия в действиях предпринимателя события и состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Между тем в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 указанной статьи).
Из материалов дела следует, что факт отсутствия у общества лицензии на размещение отходов установлен управлением в августе 2015 года в ходе проверки администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район".
Из представленного суду первой инстанции акта проверки от 28.08.2015 N 3-363/1-2015 следует, что в ходе проверки деятельности администрации установлено 19 объектов размещения отходов, сведения о которых представлены в таблицу 1.
В указанную таблицу внесен объект размещения ТБО общества с указанием его места нахождения, наименования общества, а также сведения об отсутствии у данного общества соответствующей лицензии.
В этой связи представляется необоснованным довод управлением о том, что срок давности необходимо исчислять с 08.12.2015 - момента получения справки управления от 08.12.2015 N 07/10711 об отсутствии у общества лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности.
Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, управление является единым органом и получение информации от сотрудников разных подразделений в кратчайшие сроки является внутренней проблемой организации документооборота самого административного органа и не может служить оправданием для продления ему момента обнаружения факта совершения административного правонарушения и, соответственно, срока давности привлечения к административной ответственности.
При этом, даже с учетом мнения ответчика об исчислении срока давности привлечения с 08.12.2015, на момент рассмотрения настоящей апелляционной жалобы срок давности привлечения общества к административной ответственности за меняемое правонарушение истек.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
С учетом изложенного основания ля отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 февраля 2016 года по делу N А05-57/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-57/2016
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области
Ответчик: ООО "ДАМПСТЕР"