г. Чита |
|
27 июня 2016 г. |
Дело N А19-18917/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июня 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Катангский район" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 апреля 2016 года по делу N А19-18917/2015 (суд первой инстанции - Мусихина Т.Ю.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Меркурий" (ИНН 3829035963, ОГРН 1063831000936, место нахождения: 666610, Иркутская область, Катанский район, с. Ербогачен, ул. Школьная, 1А, далее - заявитель, ООО "Меркурий") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации муниципального образования "Катангский район" (ИНН 3829000992, ОГРН 1023802552663, место нахождения: 666610, Иркутская область, Катанский район, с. Ербогачен, ул. Комсомольская, 6, далее - ответчик, администрация) о признании протокола заседания комиссии по рассмотрению документов для предоставления субсидий на частичное возмещение транспортных расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю и доставку продовольственных товаров, в населенные пункты муниципального образования "Катангский район" и определения размера возмещения от 25.09.2015 года недействительным в части пункта 6 резолютивной части, а именно: "Отказать в выделении средств на доставку продуктов питания чартерным авиационным видом транспорта в октябре, ноябре, декабре по маршруту г. Иркутск - с. Ербогачен в связи с отсутствием денежных средств на возмещение транспортных расходов. Отказать в вопросе перерасчета стоимости 1 т/км доставки грузов авиационным видом транспорта в связи с предоставлением справки от авиакомпании с тарифом 1 кг - 100 рублей".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 апреля 2016 года по делу N А19-18917/2015 заявленные требования удовлетворены частично.
Пункт 6 протокола заседания комиссии по рассмотрению документов для предоставления субсидий на частичное возмещение транспортных расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю и доставку продовольственных товаров, в населенные пункты муниципального образования "Катангский район" и определения размера возмещения от 25.09.2015 года в части отказа в выделении средств на доставку продуктов питания чартерным авиационным видом транспорта в октябре, ноябре, декабре по маршруту г. Иркутск - с. Ербогачен в связи с отсутствием денежных средств на возмещение транспортных расходов признан недействительным, как несоответствующий Положению о порядке предоставления субсидий на частичное возмещение транспортных расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю и доставку продовольственных товаров, в населенные пункты муниципального образования "Катангский район" Иркутской области.
В удовлетворении требования о признании недействительным пункта 6 протокола заседания комиссии по рассмотрению документов для предоставления субсидий на частичное возмещение транспортных расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю и доставку продовольственных товаров, в населенные пункты муниципального образования "Катангский район" и определения размера возмещения от 25.09.2015 года в части отказа в вопросе перерасчета стоимости 1 т/км доставки грузов авиационным видом транспорта в связи с предоставлением справки от авиакомпании с тарифом 1 кг - 100 рублей отказано.
Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Заявитель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о нарушении администрацией МО "Катангский район" п.8 Положения о предоставления субсидий на частичное возмещение транспортных расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю и доставку продовольственных товаров в населенные пункты муниципального образования "Катангский район" Иркутской области", утвержденного постановлением администрации МО "Катангский район" N 162-п от 17.07.2015 года, в соответствии с которым в случае поступления документов от нескольких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с одинаковыми себестоимостями доставки 1 тонно-километра грузов (продукции) и перечнем населенных пунктов - решение принимается в пользу заявителя, подавшего документа раньше. Вместе с тем, в соответствии с п.7 Положения требования п. 8 распространяются только на заявки па предоставление субсидий. ООО "Меркурий" с заявкой на предоставление субсидии не обращалось, данным юридическим лицом было подано заявление о внесении изменений в действующее соглашение, которое рассматривается вне конкурса (п. 13 Положения).
ООО "Меркурий" в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 20.05.2016. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Меркурий" зарегистрировано в качестве юридического лица под основным государственным регистрационным номером 1063831000936.
Первоначально общество обратилось с требованием о признании частично недействительным решения администрации от 28.09.2015 года, изложенным в уведомлении N 1635 от 28.09.2015 года.
Поскольку уведомление N 1635 от 28.09.2015 года направлено администрацией обществу на основании протокола заседания комиссии по рассмотрению документов для предоставления субсидий на частичное возмещение транспортных расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю и доставку продовольственных товаров в населенные пункты муниципального образования "Катангский район" и определения размера возмещения, представитель общества уточнил заявленное требование. Просит суд признать протокол заседания комиссии по рассмотрению документов для предоставления субсидий на частичное возмещение транспортных расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю и доставку продовольственных товаров, в населенные пункты муниципального образования "Катангский район" и определения размера возмещения от 25.09.2015 года недействительным в части пункта 6 резолютивной части, а именно: "Отказать в выделении средств на доставку продуктов питания чартерным авиационным видом транспорта в октябре, ноябре, декабре по маршруту г. Иркутск - с. Ербогачен в связи с отсутствием денежных средств на возмещение транспортных расходов. Отказать в вопросе перерасчета стоимости 1 т/км доставки грузов авиационным видом транспорта в связи с предоставлением справки от авиакомпании с тарифом 1 кг - 100 рублей".
Заседание комиссии состоялось 25.09.2015 года.
В ходе заседания указанной комиссии в числе прочих рассматривалось заявление общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" о внесении изменений в соглашение N 4 от 15.01.2015 года в части предоставления средств на доставку продуктов питания в село Ербогачен водным видом транспорта в октябре, авиационным видом транспорта (чартер) в октябре, ноябре, декабре, увеличении объемов подгрузки авиационным видом транспорта в октябре, ноябре; на доставку продуктов питания в село Хамакар авиационным видом транспорта (чартер) в декабре. Пересчитать сумму субсидии из расчета доставки продуктов питания авиационным видом транспорта по тарифу 1 кг - 110 рублей.
Рассмотрев, представленные обществом документы, комиссия администрации решила: выделить ООО "Меркурий" субсидию на доставку продуктов питания в село Ербогачен (водным видом транспорта), в село Хамакар (авиационным видом транспорта). Отказать в выделении средств на доставку продуктов питания чартерным авиационным видом транспорта в октябре, ноябре, декабре по маршруту г. Иркутск - с. Ербогачен в связи с отсутствием денежных средств на возмещение транспортных расходов. Отказать в вопросе перерасчета стоимости 1 т/км доставки грузов авиационным видом транспорта в связи с предоставлением справки от авиакомпании с тарифом 1 кг - 100 рублей.
Заявитель, полагая, что протокол заседания комиссии по рассмотрению документов для предоставления субсидий на частичное возмещение транспортных расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю и доставку продовольственных товаров в населенные пункты муниципального образования "Катангский район" и определения размера возмещения от 25.09.2015 года в оспариваемой части нарушает его права и законные интересы в осуществлении им предпринимательской деятельности, обратился в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Бюджетом муниципального образования "Катангский район" на 2015 год предусмотрено выделение субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
17 июля 2015 года администрацией муниципального образования "Катангский район" принято постановление N 162-п "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий на частичное возмещение транспортных расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю и доставку продовольственных товаров, в населенные пункты муниципального образования "Катангский район Иркутской области" (далее - Положение).
Пунктом 1 Положения установлено, что настоящее Положение устанавливает цели, условия и порядок предоставления из бюджета муниципального образования "Катангский район" Иркутской области субсидий в целях частичного возмещения транспортных расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю и доставку продовольственных товаров в населенные пункты муниципального образования "Катангский район", определенные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 г. N 402 "Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)", категории и критерии отбора получателей субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 2 Положения установлено, что предоставление субсидий осуществляется администрацией муниципального образования "Катангский район" в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете, на возмещение транспортных расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю и доставку продовольственных товаров.
Согласно пункту 3 Положения получателями субсидий являются следующие категории лиц: юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю и доставку продовольственных товаров.
Администрация опубликовывает извещение о приеме документов, необходимых для получения субсидии в средствах массовой информации (газета "Правда Севера" или в муниципальном вестнике МО "Катангский район"), а также на официальном сайте администрации: www.Катанга.РФ.
Главой 3 Положения определены порядок и условия предоставления субсидий.
Подпунктом "г" пункта 4 Положения установлено, что одним из критериев получения субсидий является наличие у претендентов на законных основаниях помещения для осуществления розничной торговли продовольственными товарами в населенных пунктах поселений МО "Катангский район".
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 5 Положения условиями предоставления субсидий, в том числе, является осуществление розничной торговли продовольственными товарами в населенных пунктах МО "Катангский район", согласно следующему перечню населенных пунктов:
- 1 группа- с. Хамакар, с. Наканно, с. Тетея, с. Оськино, с. Ерема, с. Верхнее- Калинина, с. Ика, с. Токма, с. Бур;
- 2 группа- с. Ербогачен, с. Преображенка, с. Непа. с. Подволошино и обеспечение продовольственными товарами, как минимум одного населенного пункта 1 группы в полном объеме и полным ассортиментом товаров, для получения субсидии на доставку в населенный пункт 2 группы.
Согласно подпункту "е" пункта 9 Положения одним из оснований отказа в предоставлении субсидии является несоответствие подпункту "б" пункта 5 главы 3 Положения.
25.09.2015 г. администрацией муниципального образования "Катангский район" рассмотрены заявки на предоставление субсидий и заявления о внесении изменений в действующие соглашения, поступившие от хозяйствующих субъектов в период с 18.09.2015 г. по 25.09.2015 г.
15 января 2015 года администрация МО "Катангский район" и Общество, руководствуясь Положением о порядке предоставления субсидий на частичное возмещение транспортных расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю и доставку продовольственных товаров в населенные пункты муниципального образования "Катангский район", утвержденным постановлением администрации от 02.12.2014 г. N 299-п, заключили соглашение N 4.
По указанному соглашению администрация предоставляет субсидию в целях возмещения транспортных расходов Общества, которое осуществляет розничную торговлю и доставку продовольственных товаров в населенные пункты МО "Катангский район" в размере 3 836 956 рублей 83 копейки, а Общество обязуется использовать субсидию на указанные цели и осуществить доставку продовольственных товаров согласно установленному перечню в населенные пункты в объемах, сроки и по стоимости в соответствии с планом доставки продовольственных товаров.
При установленных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о незаконности пункта 6 резолютивной части оспариваемого протокола в части отказа в выделении средств на доставку продуктов питания чартерным авиационным видом транспорта в октябре, ноябре, декабре по маршруту г.Иркутск - с.Ербогачен в связи с отсутствием денежных средств на возмещение транспортных расходов".
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявления на внесение изменений в заключенные ранее соглашения поступили от ООО "Меркурий" - 18.09.2015 г., от Райпо "Катанга" - 25.09.2015 г., от ООО "Кедр" -18.09.2015 г., от ООО "Садко" -23.09.2015 г., СПО "Каравай" - 22.09.2015 г.
Пунктом 8 Положения установлено, что в случае поступления документов от нескольких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с одинаковыми себестоимостями доставки 1 тонно-километра грузов (продукции) и перечнем населенных пунктов - решение принимается в пользу заявителя, подавшего документы раньше.
При этом администрацией 28.09.2015 г. уведомлением N 1635 отказано ООО "Меркурий" в выделении средств на доставку продуктов питания чартерным авиационным видом транспорта по маршруту г.Иркутск - с. Ербогачен в связи с увеличением объемов погрузки. Причиной такого решения указано на отсутствие денежных средств на возмещение транспортных расходов в связи с одобрением заявлений, поданных раньше на чартерные авиарейсы по маршруту г.Иркутск - с. Ербогачен.
Вместе с тем из представленных материалов следует, что заявка ООО "Меркурий" поступила ранее, чем заявки других участников, которым были выделены субсидии на доставку продуктов питания в с. Ербогачен чартерным авиационным видом транспорта
Изложенные обстоятельства свидетельствует о нарушении администрацией требований пункта 8 Положения.
Суд апелляционной инстанции не принимает ссылку администрации на пункт 7 Положения, поскольку из него не следует, что п. 8 Положения применяется только в части вопросов рассмотрения заявок па предоставление субсидий.
Также несостоятельна и ссылка апеллянта на п. 13 Положения, согласно которому заявления о внесении изменений в действующие соглашения, поступившие от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, с которыми администрация заключила соглашение в текущем года, рассматриваются вне конкурса в течение 5 рабочих дней.
В данном случае с учетом положений пункта 13 Положения заявление общества должно было быть рассмотрено вне конкурса, что из оспариваемого протокола не следует.
Кроме того, судом также принято во внимание, что решением от 14.03.2016 г. N 134 Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области администрация МО "Катангский район" признана нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с предоставлением субсидий ООО "Ника", ИП Кузнецовой Л.М. и заключением с ними соглашений, что противоречит требованиям подпунктов "а", "б" пункта 5, подпункта "е" пункта 9 Положения о порядке предоставления субсидий на частичное возмещение транспортных расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю и доставку продовольственных товаров, в населенные пункты муниципального образования "Катангский район", а также в связи с необоснованным отказом ООО "Меркурий", письмом от 28.09.2015 г. N 1635, в выделении субсидии на доставку продуктов питания в с. Ербогачен чартерным авиационным видом транспорта, в нарушение пункта 8 указанного Положения, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. Администрации МО "Катангский район" выдано предписание на устранение допущенных нарушений.
В части требования о признании недействительным пункта 6 протокола заседания комиссии по рассмотрению документов для предоставления субсидий на частичное возмещение транспортных расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю и доставку продовольственных товаров, в населенные пункты муниципального образования "Катангский район" и определения размера возмещения от 25.09.2015 г. в части отказа в вопросе перерасчета стоимости 1 т/км доставки грузов авиационным видом транспорта в связи с предоставлением справки от авиакомпании с тарифом 1 кг - 100 рублей, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данное требование удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно порядку принятия и утверждения бюджета, установленному статьями 187, 190 Бюджетного кодекса Российской Федерации, проект бюджета формируется в конце предыдущего года, на который формируют и утверждают бюджет.
В силу подпункта "з" пункта 7 Положения для получения субсидии юридическое лицо, предприниматель представляет в Администрацию справку от авиакомпании с указанием маршрута доставки, расстояния и стоимости доставки 1 кг груза с приложением документа от юридического лица, индивидуального предпринимателя, по форме согласно приложению 5 к настоящему положению.
Обращаясь с заявкой на предоставление субсидии, Обществом в пакете документов представлена справка от авиакомпании с указанием маршрута доставки, расстояния и стоимости доставки 1 кг - 100 руб.
15 января 2015 года администрация МО "Катангский район" и Общество, руководствуясь Положением о порядке предоставления субсидий на частичное возмещение транспортных расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю и доставку продовольственных товаров в населенные пункты муниципального образования "Катангский район", утвержденным постановлением администрации от 02.12.2014 г. N 299-п, заключили соглашение N 4.
Обществу с ограниченной ответственностью "Меркурий" администрацией удовлетворена заявка на стоимость 1 килограмма 100 рублей в связи с предоставлением справки от авиакомпании с тарифом 1 кг - 100 рублей, что свидетельствует о соблюдении администрацией требований пункта 7 Положения.
Увеличение стоимости до 110 рублей 1 килограмма веса перевозки грузов авиационным транспортом предполагает необоснованное увеличение суммы субсидии.
В данном случае отказ администрации в перерасчете стоимости 1т/км доставки грузов авиационным видом транспорта соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 апреля 2016 года по делу N А19-18917/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-18917/2015
Истец: ООО "Меркурий"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Катангский район"