г. Хабаровск |
|
27 июня 2016 г. |
А73-16726/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Ротаря С.Б., Шевц А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Охотюк А.К.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ Теплоснаб": Савчук Н.В., представитель по доверенности от 01.10.2015;
от Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края: не явились;
от третьего лица: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края
на решение от 10.03.2016
по делу N А73-16726/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Теплоснаб"
к Администрации Николаевского муниципального района
третье лицо: Министерство ЖКХ Хабаровского края
о взыскании 2 546 589 руб. 40 коп.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Теплоснаб" (далее - ООО ЖКХ "Теплоснаб") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации Николаевского муниципального района (далее - Администрация) о взыскании убытков в сумме 2 153 619 руб. 12 коп. (в порядке уточнения, в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ)).
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено Министерство финансов Хабаровского края.
Решением суда от 10.03.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить. По мнению заявителя жалобы, судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО ЖКХ "Теплоснаб" отклонило доводы жалобы как несостоятельные, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО ЖКХ "Теплоснаб" поддержал позицию, изложенную в отзыве.
Администрация и Министерство ЖКХ Хабаровского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, поступивших на нее возражений, заслушав в судебном заседании представителя истца, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
ООО "ЖКХ Теплоснаб" является ресурсоснабжающей организацией, снабжавшей в спорный период тепловой энергией объекты жилищного фонда в с. Красное, с. Чныррах Николаевского муниципального района Хабаровского края, а также муниципальные учреждения в г. Николаевск-на-Амуре.
В спорный период с 01.05.2015 по 31.12.2015 ООО "ЖКХ Теплоснаб" недополучило полную стоимость отпущенного энергоресурса из-за разницы между предельными тарифами на тепловую энергию для населения, установленными губернатором Хабаровского края, и тарифами на данный энергоресурс, установленными Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края для истца.
Из-за разницы в тарифах убытки энергоснабжающей организации составили за май - 1 363 776 руб. 83 коп., октябрь - 1 182 812 руб. 58 коп., ноябрь - 1 342 697 руб. 76 коп., декабрь - 1 353 112 руб. 82 коп., всего на сумму 5 242 399 руб. 98 коп.
С учетом частичной оплаты указанной задолженности, уточненная сумма требований на день рассмотрения настоящего дела составляла 2 153 619 руб.12 коп.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из его обоснованности представленными доказательствами.
Повторно рассмотрев дело, арбитражный суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, помимо прочего, относится организация в границах городского округа теплоснабжения населения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П, наличие межтарифной разницы предполагает необходимость возмещения теплоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь путем восполнения реальных затрат на производство тепловой энергии, заложенных в экономически обоснованный тариф.
Согласно подпунктам 55, 67 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществление контроля за их применением, в том числе в сфере теплоснабжения согласно ФЗ "О теплоснабжении" относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств соответствующих бюджетов.
Вопросы возмещения разницы в тарифах на территории Хабаровского края регламентированы нормами Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" (далее - Закон N 222), Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Закон N 150), постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр (далее - Постановление N 35-пр) и утвержденными им Порядком расчета возмещения убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению (далее - Порядок возмещения убытков) и Правилами предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению (далее - Правила предоставления субвенций).
Согласно принципу, заложенному в Законе N 222 и в Порядке возмещения убытков, истец вправе получить полное возмещение неполученных сумм от образовавшейся межтарифной разницы при обеспечении потребителей (населения) тепловой энергией.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых уполномоченными на то органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (согласно ранее действовавшей редакции данной статьи - органами местного самоуправления в отношении нормативов потребления услуги отопления).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 222 определение размера возмещения убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда.
В соответствии с пунктами 2.2, 5.3 Правил предоставления субвенций, расчет субвенции осуществляется органом местного самоуправления, который несет ответственность за целевое использование субвенции и достоверность представляемых в Министерство жилищно - коммунального хозяйства Хабаровского края сведений.
В пунктах 3.1, 3.2 Порядка возмещения убытков расчет фактической суммы возмещения убытков осуществляется отдельно по каждой организации. Порядок перечисления организациям средств на возмещение убытков определяется органами местного самоуправления.
Соответственно органы местного самоуправления, в том числе Николаевский муниципальный район самостоятельно осуществляют расчет и возмещение убытков теплоснабжающим организациям района.
Материалами дела подтверждается наличие на стороне Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края задолженности по возмещению ООО "ЖКХ "Теплоснаб" разницы в тарифах за период с 01.05.2015 по 31.12.2015 в сумме 2 153 619 руб.12 коп.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленный иск.
В доводах своей апелляционной жалобы заявитель считает, что обязанность по возмещению задолженности за поставленный энергоресурс должна быть возложена на бюджет Хабаровского края, так как он не обеспечил администрацию района денежными средствами, направленными по дополнительному коду в достаточном количестве.
Между тем, заявленный довод жалобы не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции и отклоняется на основании следующего.
Согласно пункту 3 Постановление пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", следует, что по общему правилу, надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
Таким образом, указанный довод не имеет правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку касается междюбжетных отношений.
Так же в доводах жалобы заявитель ссылается на приказ Министерства финансов Хабаровского края от 16.01.2015 года N 8 П, согласно которому присвоены дополнительные коды бюджетной классификации, на основании которых администрация не имела правовых оснований для перечисления истцу денежных средств краевого бюджета, которые поступили по другому целевому коду.
Однако заявленный довод также отклоняется судом, поскольку решением собрания депутатов Николаевского района от 29.12.2014 года N 31-175 "О районном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 год" приняты показатели без дополнительных кодов бюджетной классификации. Следовательно, рекомендации Министерства финансов Хабаровского края отраженные в приказе от 16.01.2015 года N 8 П, не учтены при составления бюджета Николаевского муниципального района на 2015 год.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права и принято законное и обоснованное решение по настоящему делу, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.03.2016 по делу N А73-16726/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
С.Б. Ротарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16726/2015
Истец: ООО "ЖКХ Теплоснаб"
Ответчик: Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края
Третье лицо: Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство ЖКХ Хабаровского края