г. Самара |
|
27 июня 2016 г. |
Дело N А55-28893/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июня 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20.06.2016 в помещении суда апелляционную жалобу акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.04.2016 по делу N А55-28893/2015 (судья Матюхина Т.М.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД", г.Самара, к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г.Самара, об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
в судебном заседании приняли участие:
представитель ОАО "РЖД" Юсупова А.Х. (доверенность от 25.04.2016 N 167-ДЮ),
представитель Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Садчикова М.С. (доверенность от 23.11.2015 N 272.1),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" (далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - административный орган) от 09.11.2015 N УФ-53/15 о назначении административного наказания.
Решением от 21.04.2016 по делу N А55-28893/2015 Арбитражный суд Самарской области в удовлетворении заявления отказал.
ОАО "РЖД" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции.
Административный орган апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель общества апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель административного органа апелляционную жалобу отклонила, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, в выступлении представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, административный орган на основании распоряжения от 29.07.2015 N 921 (в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2015 год) провел в отношении ОАО "РЖД" (железнодорожный вокзал Туймазы) плановую выездную проверку по месту фактического осуществления деятельности (Республика Башкортостан, г.Туймазы, ул.70 лет Октября, 8), в ходе которой выявил нарушение Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (утв.Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43; далее - Требования N 43), а именно:
1. Не образованы (не сформированы) в соответствии с особыми уставными задачами и не привлечены в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности (далее - ПОТБ) подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) вокзал Туймазы РДЖВ КБШ от актов незаконного вмешательства (далее - АНВ), включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение АНВ в зоне транспортной безопасности ОТИ вокзал Туймазы РДЖВ КБШ, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов группы из числа сотрудников подразделений транспортной безопасности (п.3, 4 и 5.5 Требований N 43);
2. На ОТИ вокзал Туймазы РДЖВ КБШ допущены к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ вокзал Туймазы РДЖВ КБШ, а также привлечены к исполнению обязанностей по защите ОТИ вокзал Туймазы РДЖВ КБШ от АНВ в соответствии с ПОТБ сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности, не аттестованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.3, 4 и 5.13 Требований N 43);
3. На ОТИ вокзал Туймазы РДЖВ КБШ не созданы и оснащены посты (пункты) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ вокзал Туймазы РДЖВ КБШ, так и с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие (п.3, 4 и 5.22 Требований N 43);
4. Не осуществляется воспрепятствование проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности ОТИ вокзал Туймазы РДЖВ КБШ вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов) (п.3, 4 и 5.28 Требований N 43);
5. Не организовано воспрепятствование преодолению любыми лицами контрольно-пропускных пунктов (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности ОТИ вокзал Туймазы РДЖВ КБШ (п.3, 4 и 5.29 Требований N 43);
6. Не установлены единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и технологический секторы зоны транспортной безопасности ОТИ вокзал Туймазы РДЖВ КБШ, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев в соответствии с установленным порядком (п.3, 4 и 5.30 Требований N 43);
7. ОТИ вокзал Туймазы РДЖВ КБШ не оснащен техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими: видеоидентификацию объектов видеонаблюдения, перемещающихся через КПП на границах зоны транспортной безопасности ОТИ вокзал Туймазы РДЖВ КБШ (п.3, 4, и пп.10.5.1 п.10.5 Требований N 43);
8. ОТИ вокзал Туймазы РДЖВ КБШ не оснащен техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими: видеообнаружение объектов видеонаблюдения на территории перевозочного сектора зоны транспортной безопасности (п.3, 4 и пп.10.5.3 п.10.5 Требований N 43);
9. ОТИ вокзал Туймазы РДЖВ КБШ не оснащен техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими: видеомониторинг объектов видеонаблюдения в границах технологического сектора зоны транспортной безопасности (п.3, 4 и пп.10.5.4 п.10.5 Требований N 43);
10. ОТИ вокзал Туймазы РДЖВ КБШ не оснащен техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими: хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в течение 15 суток (п.3, 4 и пп.10.5.6 п.10.5 Требований N 43);
11. ОТИ вокзал Туймазы РДЖВ КБШ не оснащен техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими: выявление нарушителя, в том числе оснащенного специальными техническими средствами, в реальном времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности ОТИ вокзал Туймазы РДЖВ КБШ (п.3, 4 и пп.10.5.7 п.10.5 Требований N 43);
12. ОТИ вокзал Туймазы РДЖВ КБШ не оснащен техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими: возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими охранными системами (п.3, 4 и пп.10.5.8 п.10.5 Требований N 43);
13. ОТИ вокзал Туймазы РДЖВ КБШ не оснащен техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими: электронное документирование проходов персонала и посетителей в зону транспортной безопасности ОТИ вокзал Туймазы РДЖВ КБШ (п.3, 4 и пп.10.5.9 п.10.5 Требований N 43);
14. Не обеспечен необходимый количественный и качественный состав, а также схема размещения технических систем и средств досмотра для досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ вокзал Туймазы РДЖВ КБШ для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в перевозочный и технологический сектор зоны транспортной безопасности у всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) в них физических лиц и материальных объектов (п.3, 4 и 10.6 Требований N 43);
15. Не обеспечен необходимый количественный и качественный состав, а также схема размещения технических систем и средств досмотра для дополнительного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ вокзал Туймазы РДЖВ КБШ для идентификации и распознавания предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, перевозочный и технологический секторы зоны транспортной безопасности ОТИ вокзал Туймазы РДЖВ КБШ не менее 50% попадающих в зону транспортной безопасности ОТИ вокзал Туймазы РДЖВ КБШ объектов досмотра (п.3, 4 и 10.7 Требований N 43).
По результатам проверки административный орган составил акт проверки от 29.09.2015 N УФ-86ЖД/15, протокол от 22.10.2015 серии ААА N 6УФ-49/15 об административном правонарушении и вынес постановление от 09.11.2015 N УФ-53/15, которым привлек ОАО "РЖД" к административной ответственности по ч.1 ст.11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 50 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявления, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено данным законом и иными федеральными законами.
Согласно ст.1 Закона N 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя, в том числе железнодорожные вокзалы и станции, участки железнодорожных путей; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании; транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Железнодорожный вокзал Туймазы внесен в Реестр категорированных ОТИ и ТС (реестровый номер ЖВД 205116) с присвоением 2 категории (уведомление Федерального агентства железнодорожного транспорта от 31.05.2011 N УТБ7/2/5116).
ОАО "РЖД", являясь субъектом транспортной инфраструктуры, обязано обеспечивать транспортную безопасность на ОТИ (железнодорожный вокзал Туймазы).
Ст.8 Закона N 16-ФЗ установлено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст.7 этого закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
Согласно п.3 и 4 Требований N 43 эти требования применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации, и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.
В соответствии с п.5 Требований N 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан:
- Образовать (сформировать) в соответствии с особыми уставными задачами и/или привлечь в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение АНВ в зоне транспортной безопасности и/или на критических элементах ОТИ и ТС, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов группы из числа сотрудников подразделений транспортной безопасности (пп.5.5);
- Допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей, персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности только сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации (пп.5.13);
- Создать и оснастить посты (пункты) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС, так и с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие (пп.5.22);
- Воспрепятствовать проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов) (пп.5.28);
- Воспрепятствовать преодолению любыми лицами контрольно-пропускных пунктов (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС (пп.5.29);
- Установить единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ или ТС, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев в соответствии с порядком, предусмотренным пп.5.30.
В соответствии с п.10 Требований N 43 субъект транспортной инфраструктуры на ОТИ второй категории дополнительно к требованиям п.5 обязан:
- оснастить ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими (пп.10.5): Видеоидентификацию объектов видеонаблюдения, перемещающихся через КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ (10.5.1); Видеообнаружение объектов видеонаблюдения на территории перевозочного сектора зоны транспортной безопасности (10.5.3); Видеомониторинг объектов видеонаблюдения в границах технологического сектора зоны транспортной безопасности (10.5.4); Хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в течение 15 суток (10.5.6); Выявление нарушителя, в том числе оснащенного специальными техническими средствами, в реальном времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ (10.5.7); Возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими охранными системами (10.5.8); Электронное документирование проходов персонала и посетителей в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ (10.5.9);
- Обеспечить необходимый количественный и качественный состав, а также схему размещения технических систем и средств досмотра для досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в перевозочный и технологический сектор зоны транспортной безопасности у всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) в них физических лиц и материальных объектов (пп.10.6);
- Обеспечить необходимый количественный и качественный состав, а также схему размещения технических систем и средств досмотра для дополнительного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ для идентификации и распознавания предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, перевозочный и технологический секторы зоны транспортной безопасности ОТИ, не менее 50% попадающих в зону транспортной безопасности ОТИ объектов досмотра (пп.10.7).
В силу ч.3 ст.12 Закона N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Факт совершения обществом вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Довод ОАО "РЖД" об отсутствии на сайтах Генеральной прокуратуры РФ и Ространснадзора информации о плановой выездной проверке в отношении ОАО "РЖД" является несостоятельным. Информация о проведении в отношении общества (железнодорожный вокзал Туймазы) с 14.09.2015 плановой выездной проверки размещена на официальном сайте Ространснадзора в сети Интернет (план утвержден 30.10.2014).
Ссылки ОАО "РЖД" на то, что разработка, принятие и исполнение внутренних организационно-распорядительных документов по обеспечению транспортной безопасности возможна только после утверждения соответствующего Плана, подлежат отклонению. Хотя эти документы и являются приложениями к разработанному Плану, но от него не производны и от его утверждения не зависят. Обязанность по обеспечению транспортной безопасности возложена на ОАО "РЖД", как субъекта транспортной безопасности, законом и не связана с наличием утвержденного Плана обеспечения транспортной безопасности. В силу п.5 Требований N 43 мероприятия по разработке и исполнению данных документов, являясь первоначальными мероприятиями по обеспечению транспортной безопасности, должны проводиться субъектом транспортной безопасности еще до разработки Плана. То же относится и к образованию (формированию) и привлечению подразделений транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования.
Кроме того, каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, препятствовавших надлежащему и своевременному исполнению обществом требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, суду не представлено.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что ОАО "РЖД" были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований законодательства, за нарушение которых ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, общество не представило.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о доказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, и наличии вины ОАО "РЖД" в его совершении.
Основания для признания совершенного ОАО "РЖД" административного правонарушения малозначительным отсутствуют, поскольку выявленное нарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, посягает на установленный порядок правоотношений в сфере обеспечения транспортной безопасности, направленный на создание устойчивого и безопасного функционирования объектов транспортной инфраструктуры.
Материалами дела подтверждается, что постановление принято уполномоченным органом, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствуют, штраф назначен в минимальном размере санкции вменяемой статьи, в связи с чем отсутствуют основания для признания назначенного наказания несправедливым и несоразмерным характеру совершенного правонарушения.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21 апреля 2016 года по делу N А55-28893/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-28893/2015
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов-структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов-филиала ОАО "РЖД"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по приволжскому федеральному округу федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Третье лицо: ОАО "РЖД"