Омск |
|
24 июня 2016 г. |
Дело N А70-12237/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4535/2016) акционерного общества "Транснефть - Сибирь" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.01.2016 по делу N А70-12237/2015 (судья Коряковцева О.В.)
по заявлению акционерного общества "Транснефть - Сибирь" (ОГРН 1027200789220, ИНН 7201000726)
к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
о признании недействительными приказа от 30.04.2015 N 443 и отказа от 09.07.2015 N 07- 21/05-3187 об отмене приказа
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Шестаков С.А. по доверенности N 20-522 от 15.12.2015 сроком действия до 31.12.2016;
от заинтересованного лица: представитель не явился;
установил:
Акционерное общество "Транснефть-Сибирь" (далее - АО "Транснефть-Сибирь", заявитель, общество, плательщик страховых взносов) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (Тюменское региональное отделение ФСС РФ, заинтересованное лицо, орган социального страхования) о признании недействительным приказа филиала N 1 Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 30.04.2015 N 443 об отказе в установлении скидки к страховому тарифу от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и отказа Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 09.07.2015 N 07- 21/05-3187 об отмене приказа филиала N1 Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 30.04.2015 N 443 об отказе в установлении скидки к страховому тарифу от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 26.01.2016 в удовлетворении заявленных требований было отказано в полном объеме.
В обоснование решения суд указал, что общество нарушило срок уплаты страховых взносов в 2014 году, в связи с чем, ему не могла быть предоставлена скидка к страховым взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе АО "Транснефть-Сибирь" указывает на то, что действующие нормы права обратной силы не имеют; действующие Правила содержат основания для установления скидок или отказа в их установлении, но не предусматривают возможности отмены предоставленных в установленный срок скидок.
В отзыве на апелляционную жалобу Тюменское региональное отделение ФСС РФ указывает, что у него имелись все предусмотренные законом основания для отмены скидки, предоставленной ранее, поскольку заявителем не было соблюдено условие о своевременной уплате страховых взносов в течении предшествующего года.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В представленных в суд пояснениях также указал, что нарушение срока уплаты страхового взноса за июль 2014 года отсутствовало, так как 10-е августа 2014 года (срок уплаты страховых взносов) приходился на воскресенье и подлежал переносу на ближайший следующий за ним рабочий день - 11-е августа 2014 года, когда и была произведена уплата страхового взноса.
Надлежащим образом уведомленное заинтересованное лицо, явку своего представителя в процесс не обеспечило, в связи с чем, дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие данного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, пояснения заявителя, выслушав подателя апелляционной жалобы установил следующие обстоятельства.
АО "Транснефть-Сибирь" с 07.02.1995 зарегистрировано в филиале N 1 Тюменского регионального отделения ФСС РФ.
На основании заявления страхователя от 20.10.2014 филиалом N 1 Тюменского регионального отделения ФСС РФ было принято решение об установлении обществу скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год в размере 40 процентов (приказ от 05.12.2014 N 1137).
При проведении камеральной проверки в отношении плательщика страховых взносов было установлено, что страхователем не соблюден срок уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за июль 2014 года: заявитель перечислил страховые взносы 12.08.2014 при установленном сроке 11.08.2014.
Результаты проверки оформлены актом от 24.03.2015 N 2343.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для отмены заинтересованным лицом решения о предоставлении обществу скидки к страховому тарифу на 2015 год, о чем издан оспариваемый приказ от 30.04.2015 N 443 (л.д. 38).
Общество обжаловало данный приказ в Тюменское Региональное отделение ФСС РФ.
По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий орган отказал в отмене приказа от 30.04.2015 N 443, о чем вынесено оспариваемое решение от 09.07.2015 N 07-21/05-3187.
АО "Транснефть-Сибирь", считая данные решения несоответствующим закону и нарушающими его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с вышеназванным заявлением.
Решением от 26.01.2016 по делу N А70-12237/2015 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, находит решение суда подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - удовлетворению.
Согласно статьям 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" названный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний как вида социального страхования.
В силу положений статьи 5 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" общество является плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии со статьей 20.1. Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
Страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом (статья 21 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
В силу пункта 2 части 1 статьи 17, пункта 1 части 1 статьи 18 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь имеет право требовать участия органа исполнительной власти по труду в проверке правильности установления ему надбавок и скидок к страховому тарифу, а страховщик (фонд) вправе устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Правила).
Согласно пункту 3 Правил размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком, исходя из следующих основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году:
а) отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;
б) количество страховых случаев у страхователя на 1 тыс. работающих;
в) количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.
В силу пункта 6 Правил скидка или надбавка устанавливается страховщиком страхователю, если все указанные в пункте 3 настоящих Правил показатели меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя.
Значения основных показателей по видам экономической деятельности рассчитываются и утверждаются страховщиком по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации не позднее 1 июня текущего года.
Для рассмотрения вопроса об установлении скидки страхователь не позднее 1 ноября текущего календарного года обращается с заявлением к страховщику по месту своей регистрации (пункт 7 Правил).
Условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются:
а) осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка;
б) своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов;
в) отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки (пункт 8 Правил).
В соответствии с пунктом 9 Правил решение об установлении страхователю надбавки на очередной финансовый год принимается страховщиком не позднее 1 сентября текущего финансового года, об установлении скидки - не позднее 1 декабря текущего финансового года.
Обоснованное решение страховщика об установлении (отказе в установлении) скидки или надбавки в 5-дневный срок со дня его принятия вручается страхователю (его представителю) под расписку или направляется страхователю иным способом, свидетельствующем о дате его получения страхователем (его представителем).
Размер скидки или надбавки рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году и устанавливается с 1 января очередного финансового года (пункт 10 Правил).
Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, (зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2012 N 25340).
Пунктом 2 данной Методики скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Методика) установлено, что скидки и надбавки к страховым тарифам рассчитываются Фондом социального страхования в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40 процентов установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему, исходя из основных показателей с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года.
Таким образом, действующими Правилами и Методикой соответствующие критерии для установления скидки, в том числе, своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов, установлены именно в части текущих страховых взносов. Данный факт подлежит выяснению на дату обращения с заявлением. Решение о предоставлении скидки или отказе в предоставлении скидки принимается не позднее 1 декабря текущего финансового года, а подлежит применению с 1 января следующего года.
Как было выше сказано, на основании заявления страхователя от 20.10.2014 филиалом N 1 Тюменского регионального отделения ФСС РФ был принят приказ от 05.12.2014 N 1137 об установлении обществу скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год в размере 40 процентов.
Таким образом, с очевидностью следует, что заинтересованное лицо знало, что страховые взносы за июль 2014 года были уплачены с просрочкой в один день (12.08.2014 вместо 11.08.2014). На момент подачи заявления страховые взносы и пени заявителем были уплачены.
Кроме того, в силу пункта 11 Правил данные, используемые для расчета скидки и надбавки, предоставляются страховщиком страхователю по его требованию, что означает возможность заинтересованного лица получить любую необходимую информацию, которая у него отсутствует.
Тем не менее, при наличии в течение трех предшествующих лет просрочки одного платежа на 1 день, приказ от 05.12.2014 был принят филиалом N 1 Тюменского регионального отделения ФСС РФ, что означает возникновение у заявителя права на скидку с 01.01.2015.
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что согласно приказу фонда от 30.04.2015 N 443 основанием для отмены ранее установленной скидки на 2015 год в размере 40% явилась несвоевременная оплата обществом страховых взносов в июле 2014 году.
При этом, суд апелляционной инстанции исходит из того, что Правила не устанавливают порядок и основания отмены уже предоставленных скидок и надбавок.
Напротив, пунктом 10 Правил прямо предусмотрено, что размер скидки или надбавки рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году и устанавливается с 1 января очередного финансового года, что означает запрет на изменение установленных скидок в текущем году.
Какой-либо проверки законности принятого филиалом N 1 Тюменского регионального отделения ФСС РФ решения о предоставлении скидки вышестоящим органом либо иным, компетентным в области осуществления надзора за законностью органом, не проводилось.
Тем не менее, Тюменское региональное отделение ФСС РФ по результатам рассмотрения жалобы отказало в отмене приказа от 30.04.2015 N 443, о чем вынесено оспариваемое решение от 09.07.2015 N 07-21/05-3187.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не смог признать основанным на законе приказ фонда, содержащий ссылку на нормы, не регулирующие отмену предоставленных ранее скидок и надбавок, равно как и законность отмены предоставленных скидок и надбавок в отсутствие нормативных положений, устанавливающих основания и порядок принятия решения об отмене предоставленных скидок и надбавок и целом допускающих возможность такой отмены.
В отсутствие соответствующих законодательных норм установление каких-либо оснований и порядка отмены предоставленных скидок и надбавок и их применение в компетенцию арбитражного суда не входит.
Довод отзыва о том, что у заинтересованного лица имелись основания для отмены скидки к тарифу, поскольку общество несвоевременно уплачивало страховые взносы, не принимается судом во внимание, поскольку принимая решение о предоставлении скидки к страховому тарифу, фонд социального страхования не мог не знать, что общество уплачивало взносы несвоевременно. Доказательств, что во время камеральной проверки обществом были предоставлены дополнительные документы, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
При этом суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что нарушение срока уплаты страхового взноса за июль 2014 года отсутствовало, так как 10-е августа 2014 года приходился на воскресенье и срок подлежал переносу на ближайший следующий за ним рабочий день - 11-е августа 2014 года, как противоречащий фактическим обстоятельствам дела, поскольку оплата была осуществлена не 11.08.2014, а 12.08.2014.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела государственная пошлина, уплаченная заявителем за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции, подлежит взысканию с заинтересованного лица.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктом 1, 2 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу акционерного общества "Транснефть - Сибирь" удовлетворить. Решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.01.2016 по делу N А70-12237/2015 отменить.
Принять по делу новый судебный акт. Заявление акционерного общества "Транснефть - Сибирь" удовлетворить. Признать недействительным приказ филиала N 1 Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 30.04.2015 N 443 об отказе в установлении скидки к страховому тарифу от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и отказ Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 09.07.2015 N 07- 21/05-3187 об отмене приказа филиала N1 Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 30.04.2015 N 443 об отказе в установлении скидки к страховому тарифу от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Взыскать с Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в пользу акционерного общества "Транснефть - Сибирь" 7500 рублей государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-12237/2015
Истец: АО "ТРАНСНЕФТЬ - СИБИРЬ"
Ответчик: ГУ - Тюменское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации