г. Пермь |
|
27 июня 2016 г. |
Дело N А60-51082/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.06.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.06.2016.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Виноградовой Л.Ф., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кычевой С.В.,
при участии
от истца: Саттаров А.Ф., представитель по доверенности, паспорт,
от ответчика: не явились,
от третьего лица: не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, федерального государственного унитарного предприятия "УРАЛ",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 марта 2016 года, принятое судьей Италмасовой Е.Г.,
по делу N А60-51082/2015
по иску федерального государственного унитарного предприятия "УРАЛ" (ОГРН 1026602343657, ИНН 6658002223)
к обществу с ограниченной ответственностью Уральская торговая компания "ЮМАКС" (ОГРН 1026604951504, ИНН 6660007701)
о разделе земельного участка,
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
установил:
федеральное государственное унитарное предприятие "УРАЛ" (далее - ФГУП "Урал", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Уральская торговая компания "ЮМАКС" (далее - ООО УТК "ЮМАКС", общество, ответчик) о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:41:0703008:5, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Шоферов, 9 на два земельных участка:
- площадью 1190 кв.м. с координатами характерных точек границ:
X: 393357, Y: 1537809
X: 393375, Y: 1537831
X: 393377, Y: 1537829
X: 393386, Y: 1537841
X: 393387, Y: 1537842
X: 393382, Y: 1537845
X: 393379, Y: 1537841
X: 393377, Y: 1537842
X: 393379, Y: 1537845
X: 393363, Y: 1537856
X: 393361, Y: 1537857
X: 393335, Y: 1537826
X: 393338, Y: 1537824
X: 393357, Y: 1537809
- площадью 5314 кв.м. с координатами характерных точек:
X: 393329, Y: 1537776
X: 393329, Y: 1537776
X: 393352, Y: 1537806
X: 393354, Y: 1537805
X: 393355, Y: 1537806
X: 393357, Y: 1537809
X: 393338, Y: 1537824
X: 393335, Y: 1537826
X: 393361, Y: 1537857
X: 393358, Y: 1537859
X: 393341, Y: 1537870
X: 393342, Y: 1537873
X: 393333, Y: 1537878
X: 393296, Y: 1537828
X: 393295, Y: 1537828.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - ТУ Росимущества в Свердловской области.
Решением суда первой инстанции от 24.03.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Указывает на то, что получение согласия как необходимого действия для образования земельного участка предусмотрено пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, которым установлено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Отмечает, что собственника в данном перечне нет; пользование спорным земельным участком осуществляется только ФГУП "Урал" и ответчиком. Заявитель жалобы считает необоснованным вывод суда о необходимости наличия какого-либо согласия собственника. Истец также не согласен с выводом суда о том, что из представленной схемы земельного участка не следует, что в результате раздела земельного участка будет обеспечен доступ к участку 66:41:0703008:5:ЗУ1. Указывает, что в материалы дела представлена пояснительная записка, согласно которой доступ к земельному участку 66:41:0703008:5:ЗУ1 возможен путем установления сервитута; ФГУП "Урал" выполнен вариант выдела части земельного участка для установления сервитута для ответчика; ответчиком не приведено никаких доводов, подтверждающих, что предложенным вариантом раздела будет нарушен баланс интересов сторон. По мнению предприятия, ни ответчиком, ни судом в вынесенном решении, не приведено доказательств того, что предложенный вариант раздела нарушает статью 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей требования к образуемым и измененным земельным участкам.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Участвующий в судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФГУП "Урал" на праве хозяйственного ведения принадлежат следующие объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, ул. Шоферов, д. 9:
1. Здание склада с административно-бытовым корпусом, общей площадью 1532,6 кв.м., Литер В, В1 (свидетельство о государственной регистрации права 66 АЖ 044564);
2. Открытый прирельсовый склад, площадь застройки 523,4 кв.м., Литер Е (свидетельство о государственной регистрации права 66 АЖ 046434);
3. Склад, общей площадью 455,6 кв.м., Литер Б (свидетельство о государственной регистрации права 66 АЖ 046433);
4. Помещение (литер Д), обшей площадью 521,1 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права 66 АЖ 044289).
Право собственности па указанные объекты принадлежит Российской Федерации.
Все указанные объекты являются отдельно стоящими зданиями, за исключением помещения (литер Д), которое является помещением в здании, расположены на земельном участке, общей площадью 6504 кв.м. (кадастровый (или условный) номер 66:41:0703008:5), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здание склада (литер Б), здание административно-бытового корпуса с гаражом и складом (литер В) и сооружение открытого прирельсового склада (литер Е), расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Шоферов, дом 9 (далее по тексту - земельный участок), право собственности на который принадлежит Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права 66 АЕ 575391).
Также на данном земельном участке расположено нежилое помещение 1 этажа N 1, общей площадью 283,9 кв.м., расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Шоферов, 9, принадлежащее на праве собственности ООО УТК "ЮМАКС" (свидетельство о государственной регистрации 66 АБ 460515). Указанное помещение расположено в здании литер Д, где также находится помещение, принадлежащее ФГУП "Урал" на праве хозяйственного ведения площадью 521,1 кв.м.
Желая разделить земельный участок с кадастровым номером 66:41:0703008:5 на два земельных участка с площадью 1190 кв.м. и 5314 кв.м. с целью регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок под отдельно-стоящими объектами федеральной собственности - литер Б, В, В1, Е и на земельный участок под зданием литер Д, в состав которого входят помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации и ООО УТК "ЮМАКС", истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
По результатам рассмотрения материалов дела, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:
1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;
2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;
3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно пункту 7 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пункту 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что органом, уполномоченным на принятие решения о разделе спорного земельного участка с кадастровым номером 66:41:0703008:5, является управление Росимущества.
Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков необходимы следующие документы: 1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; 2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (пункт 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 26 Требований к подготовке межевого плана в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, в приложение к межевому плану, подготовленному в результате кадастровых работ по образованию земельных участков, включается оформленное в письменной форме согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков на образование из них земельных участков.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.07.2013 N 1111-р ФГУП "Урал" включено в Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы.
Предприятием в рамках исполнения приказа Росимущества от 30.04.2015 N 179 "О приватизации отдельных ФГУП, подведомственных Росимуществу или утративших ведомственную принадлежность и включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы" обеспечивается поэтапная передача объектов недвижимого имущества в казну Российской Федерации.
Приказом Росимущества от 03.03.2015 N 84 "О порядке подготовки к приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Урал" определены целевые функции объектов недвижимого имущества, находящихся в хозяйственном ведении предприятия, и сроки приватизации соответствующих объектов. В соответствии с перечнем к данному приказу Росимущества целевая функция объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Шоферов, 9 - изъятие в казну РФ в целях последующего включения в программу приватизации. Таким образом, ФГУП "Урал" необходимо провести мероприятия по разделу земельного участка с кадастровым номером 66:41:0703008:5 в целях регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок под отдельно-стоящими объектами федеральной собственности - литер Б; В, В1; Е и на земельный участок под зданием литер Д, в состав которого входят помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации и ООО УТК "ЮМАКС".
Из материалов дела следует, что 26.05.2015 между ФГУП "Урал" и ООО "Городской Земельный Кадастр" был заключен договор N М-24/15/81-У, по условиям которого исполнитель обязался выполнить кадастровые работы:
- по формированию схемы раздела границ земельного участка на кадастровом плане территории;
- по формированию межевого плана путем раздела земельного участка;
- постановка на государственный кадастровый учет образованных земельных участков, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, ул. Шоферов, 9.
В рамках исполнения обязательств по вышеуказанному договору ООО "Городской Земельный Кадастр" выполнена схема расположения земельных участков на кадастровой карте территории: земельного участка под отдельно стоящими зданиями, находящимися в федеральной собственности (литер Б; литер Е; литер В, В1) и земельного участка под зданием литер Д, помещения которого принадлежат на праве собственности ООО УТК "ЮМАКС" и Российской Федерации. Также составлена пояснительная записка о возможности формирования сервитута.
Согласно информации Росреестра в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0703008:5 выполнены кадастровые работы и осуществлен государственный кадастровый учет. Местоположение границ указанного земельного участка определено с учетом компактного размещения и совмещены с уже существующими границами смежных земельных участков, с искусственными рубежами (забором, дорогой).
Рассмотрев обращение ООО "Городской Земельный Кадастр" от 22.06.2015, ТУ Росимущества в Свердловской области сообщило, что по правилам пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе образуются земельные участки.
Во избежание нарушения прав арендатора ООО "Городской Земельный Кадастр" необходимо получить его письменное согласие.
В связи с отсутствием в пакете документов письменного согласия ООО УТК "ЮМАКС" на раздел арендуемого им земельного участка, ТУ Росимущества в Свердловской области отказало ООО "Городской Земельный Кадастр" в утверждении представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Дополнительно из указанного письма следует, что при разделе земельного участка с кадастровым номером 66:41:0703008:5 необходимо предусмотреть подъезды, подходы к каждому вновь образуемому земельному участку.
Сведений о согласии собственника земельного участка с кадастровым номером 66:41:0703008:5 - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - на раздел этого земельного участка в заявленных истцом границах в материалах дела не имеется.
Судом первой инстанции отмечено, что из представленной схемы земельного участка не следует, что в результате раздела земельного участка будет обеспечен доступ к участку 66:41:0703008:5:ЗУ1. Указанная причина также явилась основанием для отказа уполномоченного представителя собственника земельного участка в утверждении заявленной истцом схемы раздела земельного участка.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что схема земельного участка не содержит достаточных сведений для принятия решения о разделе земельного участка.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку правильно установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы, приведенные истцом в апелляционной жалобе, исследованы судом апелляционной инстанции и отклонены по вышеизложенным основаниям.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на истца.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 марта 2016 года по делу N А60-51082/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.В. Семенов |
Судьи |
Л.Ф. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-51082/2015
Истец: ФГУП "УРАЛ"
Ответчик: ООО УРАЛЬСКАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ "ЮМАКС"
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Сердловской области