г. Хабаровск |
|
27 июня 2016 г. |
А73-18875/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Песковой Т.Д., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от Государственного учреждения - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 5: Щепкина А.А., представитель по доверенности от 17.05.2016 N 63;
от Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида N 52 города Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 5
на решение от 08.04.2016
по делу N А73-18875/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Д.В. Леоновым
по заявлению Государственного учреждения - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 5
к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад комбинированного вида N 52 города Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края
о взыскании задолженности по страховым взносам, пени и штрафа в сумме 246 руб. 56 коп
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 5 (далее - Отделение Фонда) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида N 52 г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края (далее - детский сад) о взыскании 246,56 руб., составляющих: 202 руб. 22 коп. - недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 3,90 руб. - пени; 40,44 руб. - штраф по пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.199 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением суда от 20.04.2016 в удовлетворении заявления отказано.
Отделение Фонда, не согласившись с данным решением, обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению Отделения Фонда, суд не применил закон, подлежащий применению - статью 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Представитель Отделения Фонда в судебном заседании суда апелляционной инстанции в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Детский сад в письменном отзыве возражает против доводов апелляционной жалобы, просит обжалуемое решение оставить без изменения, а также заявил ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия, которое апелляционным судом рассмотрено и удовлетворено.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, детский сад является страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Отделением Фонда проведена выездная проверка в отношении детского сада по вопросам начисления, уплаты страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, в ходе которой установлено занижение базы для исчисления страховых взносов в связи с не включением в нее суммы 101 110 руб. единовременных выплат работникам - молодым специалистам и работнику при выходе на пенсию при стаже педагогической деятельности 25 лет.
Итоги проверки зафиксированы в акте от 23.07.2015 N 40-212.
По результатам проверки Отделением Фонда вынесено решение от 19.08.2015 N 40 н/с "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с которым детский сад привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде штрафа в сумме 40,44 руб. Кроме того, страхователю предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 202,22 руб. и начисленные пени сумме 3,90 руб.
Требованием от 17.09.2015 N 40 н/с детскому саду предложено добровольно уплатить начисленные суммы в срок не позднее 10 дней с момента получения требования.
Неисполнение в установленный срок указанного требования послужило основанием для обращения Отделения Фонда в арбитражный суд с заявлением по рассматриваемому делу.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия у Отделения Фонда правовых оснований для выводов о занижении детским садом базы для исчисления страховых взносов, доначисления суммы страховых взносов, пени и привлечения к ответственности в виде штрафа.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
Статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) установлено, что юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются страхователями.
В силу пункта 5 статьи 5 Закона N 125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем.
Пунктом 1 статьи 20 Закона N 125-ФЗ определено, что средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются, в частности, за счет обязательных страховых взносов страхователей.
В соответствии с положениями статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 этого Федерального закона (пункт 2 части 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ).
К числу таких выплат, в соответствии со статьей 20.2 Закона N 125-ФЗ, относятся государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, а также все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Таким образом, в соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ определению объекта обложения страховыми взносами отвечают только те выплаты работникам, которые связаны с выполнением ими возложенных на них трудовых обязанностей и зависят от результатов труда.
Как правильно установлено судом, в рассматриваемом случае основанием для доначисления страховых взносов послужили выводы Отделения Фонда о занижении детским садом базы для начисления страховых взносов на сумму выплаченных единовременных пособий: молодым специалистам - выпускникам образовательных учреждений при поступлении на работу на педагогические должности впервые и работнику при выходе на пенсию при стаже педагогической деятельности 25 лет и более.
Материалами дела подтверждается, что в 2012-2014 годах детским садом произведены выплаты единовременного пособия Постниковой В.Н., Кобелевой М.С. и Музыкиной Ю.Е. как молодым специалистам при поступлении на работу на педагогические должности впервые, а также произведена выплата единовременного пособия Климченко А.П. как педагогическому работнику, имеющему стаж педагогической работы свыше 25 лет при выходе на пенсию.
Общая сумма указанных единовременных выплат составила 101 110 руб., с которой страховые взносы детским садом не исчислялись и не уплачивались.
Как верно отмечено судом первой инстанции, в соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Согласно статье 129 Трудового кодекса работная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В то же время, Законом Хабаровского края от 14.02.2005 N 261 "О мерах социальной поддержки работников образовательных учреждений" (далее - Закон N 261-ФЗ) установлены дополнительные меры социальной поддержки, в частности, работников краевых государственных и муниципальных образовательных организаций.
В соответствии со статьей 1 Закона N 261-ФЗ работникам краевых государственных и муниципальных образовательных организаций устанавливаются следующие меры социальной поддержки: выплата единовременного пособия в размере четырех должностных окладов (тарифных ставок) выпускникам образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, имеющим диплом государственного образца об окончании учебного заведения, при поступлении на работу в краевые государственные и муниципальные образовательные организации на педагогические должности впервые, в том числе выпускникам, которые до окончания образовательной организации высшего образования и профессиональной образовательной организации работали на педагогических должностях на основании срочного трудового договора; педагогическим работникам - выплата единовременного пособия в размере трех должностных окладов (тарифных ставок) при выходе на пенсию по старости и стаже педагогической деятельности 25 лет и более.
Положение о порядке и условиях выплаты единовременного пособия выпускникам учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования при поступлении на работу в краевые государственные и муниципальные образовательные учреждения на педагогические должности впервые утверждено Постановлением Правительства Хабаровского края от 13.04.2015 N 31-пр. Этим же Постановлением утверждено Положение о порядке выплаты единовременного пособия при выходе на пенсию работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Согласно Положению выплаты единовременных пособий производятся по месту работы, а финансирование этих расходов осуществляется за счет средств краевого бюджета, в том числе работникам муниципальных образовательных учреждений - за счет субсидий из краевого фонда софинансирования расходов на оплату труда работников бюджетной сферы края.
Принимая во внимание изложенное, единовременные выплаты молодым специалистам педагогам, а также педагогическим работникам, осуществляемые в рамках Закона N 261-ФЗ, по обоснованному выводу суда первой инстанции, не связаны с оплатой труда, носят социальный характер и выплачиваются за счет краевого бюджета.
Указанные выплаты не обладают признаками заработной платы в смысле статьи 129 Трудового кодекса, поскольку не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы. Факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Таким образом, спорные выплаты по своей правовой природе являются единовременными пособиями, выплачиваемыми в соответствии законодательным актом субъекта Российской Федерации, и в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ обложению страховыми взносами не подлежат.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии у Отделения Фонда правовых оснований для выводов о занижении детским садом базы для исчисления страховых взносов на сумму указанных выплат, а также для доначисления в соответствии с решением от 19.08.2015 N 40н/с суммы страховых взносов - 202,22 руб., пени в сумме 3,90 руб., а также для привлечения детского сада к ответственности в виде штрафа в сумме 40,44 руб.
Доводы апелляционной жалобы о неприменении судом закона, подлежащего применению по данному делу, апелляционным судом отклоняются как необоснованные, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе положения статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ, применены правильно.
Учитывая изложенное, правовых оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.04.2016 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-18875/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.И. Балинская |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-18875/2015
Истец: ГУ - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 5, ГУ- ХРО ФСС РФ
Ответчик: МБДОУ Детский сад комбинированного вида N52 г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида N 52 города Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края