г. Хабаровск |
|
27 июня 2016 г. |
А73-18877/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Песковой Т.Д., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от Государственного учреждения - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 5: Щепкина А.А., представитель по доверенности от 17.05.2016 N 63;
от Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида N 52 города Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 5
на решение от 20.04.2016
по делу N А73-18877/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению Государственного учреждения - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 5
к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад комбинированного вида N 52 города Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края
о взыскании недоимки по страховым взносам в сумме 2 932,19 руб., пени в сумме 391,91 руб., штрафа в сумме 586,44 руб.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 5 (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида N 52 г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края (далее - детский сад, Учреждение) о взыскании недоимки по страховым взносам в сумме 2 932,19 руб., пени в сумме 391,91 руб., штрафа в сумме 586,44 руб.
Решением суда от 20.04.2016 в удовлетворении заявления отказано.
Фонд, не согласившись с данным решением, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неприменение закона, подлежащего применению делу.
Представитель Фонда в заседании суда апелляционной инстанции в полном объеме поддержал доводы жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Учреждение в письменном отзыве возражает против доводов апелляционной жалобы, просит обжалуемое решение оставить без изменения. Также заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителя, которое апелляционным судом рассмотрено и удовлетворено.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, на основании решений от 20.05.2015 N N 40н/с, 40-212 Филиалом N 5 Государственного учреждения - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении страхователя - Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N 52 г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края проведена документальная выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств. Проверенный период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
Проверкой выявлено занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования, что отражено в акте от 23.07.2015 N 40-212, по результатам рассмотрения которого 19.08.2015 Фондом принято решение N 40-212 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
Данным решением детский сад привлечен к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде взыскания штрафа в сумме 586,44 руб. Этим же решением Учреждению начислены пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 391,91 руб.
Требованием Фонда от 17.09.2015 N 40-212 детскому саду предложено в добровольном порядке уплатить недоимку в сумме 2 932,19 руб., пени - 391,91 руб. и штраф - 586,44 руб.
Неисполнение указанного требования явилось основанием для обращения Фонда с заявлением в арбитражный суд по рассматриваемому делу.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что спорные выплаты единовременных пособий носили разовый, социальный характер и не являлись выплатами, начисляемыми страхователем в рамках трудовых отношений.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, исходя из следующего.
Законом N 212-ФЗ регулируются отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, в том числе в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, в числе прочего, обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
При этом частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты и иные вознаграждения, начисленные работнику в рамках трудовых отношений.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Федерального закона.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ установлен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами. В частности, не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Судом по материалам дела установлено, что основанием для начисления Учреждению взыскиваемых страховых взносов на обязательное социальное страхование в сумме 2 932,19 руб., пени в сумме 391,91 руб. и штрафа в сумме 586,44 руб. послужили выводы Фонда о занижении Учреждением в 2012-2014 годах базы для начисления страховых взносов в связи с невключением в нее выплат в виде единовременных пособий работникам: молодым специалистам - выпускникам образовательных учреждений при поступлении на работу на педагогические должности впервые и педагогическому работнику при выходе на пенсию и стаже педагогической деятельности 25 лет и более.
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно статье 129 Трудового кодекса заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 135 Трудового кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Исходя из анализа приведенных положений Закона N 212-ФЗ и положений статей 15, 129, 135 Трудового кодекса, суд первой инстанции правомерно указал, что основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат.
При этом определению объекта обложения страховыми взносами отвечают только те выплаты работникам, которые связаны с выполнением им возложенных на них трудовых обязанностей и зависят от результатов труда. Выплаты, которые не отвечают признакам, характерным для оплаты труда, страховыми взносами не облагаются.
Материалами дела подтверждается, что на основании приказов Учреждения от 01.08.2012 N 201-к, 01.10.2012 N 281-к, 05.08.2013-к, 04.08.2014 N 321-к произведены выплаты в общей сумме 101 110 руб. в виде единовременных пособий в размере четырех должностных окладов следующим работникам: молодым специалистам - выпускникам образовательных учреждений при поступлении на работу на педагогические должности впервые Постниковой В.Н., Музыкиной Ю.Е., Кобелевой М.С., а также в размере трех должностных окладов - педагогическому работнику Климченко А.П. при выходе на пенсию и стаже педагогической деятельности 25 лет и более.
Выплата единовременных пособий вышеуказанным работникам произведена Учреждением на основании Закона Хабаровского края от 14.02.2005 N 261 "О мерах социальной поддержки работников образовательных учреждений", Положения о порядке выплаты единовременного пособия выпускникам учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования при поступлении на работу в краевые государственные и муниципальные образовательные учреждения на педагогические должности впервые, а также Положения о порядке выплаты единовременного пособия при выходе на пенсию работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденных Постановлением Правительства Хабаровского края от 13.04.2005 N 31-пр.
Закон края N 261 в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает дополнительные меры социальной поддержки работников краевых государственных и муниципальных образовательных организаций, а также дополнительные меры социальной поддержки и стимулирования отдельных категорий обучающихся: детей-инвалидов, учащихся и студентов краевых государственных профессиональных образовательных организаций.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 Закона края N 261, порядок и условия предоставления дополнительных мер социальной поддержки работников краевых государственных и муниципальных образовательных организаций, установленных этой статьей, определяются краевыми законами и нормативными правовыми актами Правительства Хабаровского края.
В целях реализации Закона края N 26,1 Постановлением Правительства Хабаровского края от 13.04.2005 N 31-пр утверждены Положение о порядке выплаты единовременного пособия выпускникам учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования при поступлении на работу в краевые государственные и муниципальные образовательные учреждения на педагогические должности впервые и Положение о порядке выплаты единовременного пособия при выходе на пенсию работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений.
В соответствии с Положением о порядке выплаты единовременного пособия выпускникам учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования при поступлении на работу в краевые государственные и муниципальные образовательные учреждения на педагогические должности впервые право на получение единовременного пособия в размере четырех должностных окладов (тарифных ставок) имеют выпускники учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования при поступлении на работу в краевые государственные и муниципальные образовательные учреждения, впервые трудоустраиваемые на педагогическую должность.
Единовременное пособие выплачивается не позднее месяца со дня поступления выпускников учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования на работу. Выплата единовременного пособия производится по месту работы.
Положением о порядке выплаты единовременного пособия при выходе на пенсию работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений определено, что право на получение единовременного пособия в размере трех должностных окладов (тарифных ставок) имеют педагогические работники краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений при выходе на пенсию по старости и стаже педагогической деятельности 25 лет и более, при выходе на пенсию по инвалидности независимо от стажа работы.
Единовременное пособие при выходе на пенсию по старости или инвалидности выплачивается работникам образовательных учреждений по основному месту работы. Выплата единовременного пособия при выходе на пенсию по старости осуществляется при условии предоставления работником документов, подтверждающих наличие педагогического стажа.
Проанализировав приведенные нормы законодательства и установив, что спорные выплаты носят разовый, а не систематический характер, и, несмотря на то, что они произведены в связи с наличием трудовых отношений, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что указанные выплаты не обладают признаками заработной платы в смысле статьи 129 Трудового кодекса, поскольку не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения сотрудником самой работы. Факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
С учетом изложенного, спорные выплаты подпадают под действие подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и не подлежат включению в базу, облагаемую страховыми взносами.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с Учреждения страховых взносов в сумме 2 932,19 руб., пени в сумме 391,91 руб. и штрафа в сумме 586,44 руб., доначисленных решением Фонда от 19.08.2015 N 40-212, удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы апелляционным судом отклоняются как не состоятельные, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Таким образом, правовых оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.04.2016 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-18877/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.И. Балинская |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-18877/2015
Истец: ГУ - Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 5, ГУ- ХРО ФСС Российской Федерации, ГУ- ХРО ФСС Российской Федерации, филиал N5
Ответчик: МБДОУ ДС КВ 52 г. Амурска Амуоского муниципального района Хабаровского края, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида N 52 города Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края