г. Москва |
|
27 июня 2016 г. |
Дело N А41-78816/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ботоевой О.С.,
при участии в заседании:
от ООО "Авторемонтник": Жумабаева М.М., по доверенности от 19.08.2015 N 50АА7264135, Дмитравцов А.Н., приказ от 03.02.14 N 4,от администрации Одинцовского муниципального района Московской области: Андронюк Т.В., по доверенности от 30.12.2015 N 116,
от администрации сельского поселения Ершовское: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - Министерства имущественных отношений Московской области: Кайдалова О.С., по доверенности от 11.01.2016 N 10,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Одинцовского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 26.02.2016 по делу N А41-78816/15, принятое судьей Л.В.Федуловой, по заявлению ООО "Авторемонтник" к администрации Одинцовского муниципального района Московской области, администрации сельского поселения Ершовское, при участии в деле третьего лица: Министерство имущественных отношений Московской области, о признании решений и действий (бездействия) незаконными,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Авторемонтник" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Одинцовского муниципального района Московской области и администрации с.п. Ершовское со следующими требованиями, с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- признать незаконным отказ администрации Одинцовского муниципального района Московской области в предоставлении ООО "Авторемонтник" в аренду земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 50:20:0050523, площадью 6063 кв.м, земли населенных пунктов, разрешенное использование "под автошколу" по адресу: Московская область, Одинцовский район, с.п. Ершовское, в районе с. Ершово,
- обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, утвердить схему расположения земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 50:20:0050523, площадью 6063 кв.м, земли населенных пунктов, разрешенное использование "под автошколу" по адресу: Московская область, Одинцовский район, с.п. Ершовское, в районе с. Ершово,
- обязать утвердить акт выбора земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 50:20:0050523, площадью 6063 кв.м, земли населенных пунктов, разрешенное использование "под автошколу" по адресу: Московская область, Одинцовский район, с.п. Ершовское, в районе с. Ершово,
- обязать осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 50:20:0050523, площадью 6063 кв.м, земли населенных пунктов, разрешенное использование "под автошколу" по адресу: Московская область, Одинцовский район, с.п. Ершовское, в районе с. Ершово, по следующим координатам:
N п/п |
Координаты |
Дирекционные |
Длины |
|
|
|
|
углы |
|
|
Абсцисса Х |
Ордината У |
|
|
н1 |
470 538,33 |
2 148 671,52 |
68° 17,6' |
78.42 |
н2 |
470 567,34 |
2 148 744,38 |
75° 51,6' |
51.56 |
н3 |
470 579,93 |
2 148 794,38 |
180° 29,8' |
18.46 |
1485 |
470 561,47 |
2 148 794,22 |
180° 54,7' |
33.33 |
2 |
470 528,14 |
2 148 793,69 |
261° 31,1' |
173.23 |
1 |
470 502,59 |
2 148 622,35 |
344° 45,3' |
6.83 |
н4 |
470 509,18 |
2 148 620,55 |
60° 14,1' |
58.72 |
н1 |
470 538,33 |
2 148 671,52 |
|
|
- обязать администрацию Одинцовского муниципального района Московской области предоставить ООО "Ремонтник" в аренду земельный участок, расположенный в кадастровом квартале 50:20:0050523, площадью 6063 кв.м, земли населенных пунктов, разрешенное использование "под автошколу" по адресу: Московская область, Одинцовский район, с.п. Ершовское, в районе с. Ершово, сроком на 10 лет.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.02.2016 заявленные требования удовлетворены частично; признан незаконным отказ администрации Одинцовского муниципального района Московской области, выраженный в письме от 03.07.2015 N 2.23/6595юр, в предварительном согласовании места размещения объекта; администрацию Одинцовского муниципального района Московской области обязана утвердить схему расположения земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 50:20:0050523, площадью 6063 кв.м, земли населенных пунктов, разрешенное использование "под автошколу", по адресу: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Ершовское, в районе с. Ершово, утвердить акт выбора земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 50:20:0050523, площадью 6063 кв.м, земли населенных пунктов, разрешенное использование "под автошколу", по адресу: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Ершовское, в районе с. Ершово; а удовлетворении остальной части требований, заявленных к администрации Одинцовского муниципального района Московской области, отказано; в удовлетворении требований, заявленных к администрации сельского поселения Ершовское, отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация Одинцовского муниципального района Московской области обратилась с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит судебный акт отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие администрации сельского поселения Ершовское, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившегося в заседание и не направившего своих представителей.
В соответствии с положениями части 5 статьи 268 АПК РФ и пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" суд апелляционной инстанции в отсутствие возражений от лиц, участвующих в деле, по проверке только части судебного акта проверяет решение Арбитражного суда Московской области от 26.02.2016 только в обжалуемой части.
В судебном заседании представитель администрации Одинцовского муниципального района Московской области поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ООО "Авторемонтник" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт в обжалуемой части без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Московской области поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации Одинцовского муниципального района Московской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 05.02.2014 подготовлен Акт выбора земельного участка, представляемого в аренду площадью 0,6063 га ООО "Авторемонтник" для использования под автошколу, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский муниципальный район, с.п. Ершовское, с местоположение в с.Ершово.
28.03.2014 в газете "Одинцовская неделя" N 12 (550) опубликована информация о возможном предоставлении в аренду ООО "Авторемонтник" земельного участка площадью 6063 кв.м, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, с.п. Ершовское, с местоположением в с.Ершово, под строительство автошколы.
15.09.2014 постановлением администрации Одинцовского муниципального района Московской области N 1707 осуществлен выбор земельного участка площадью 6 063 кв.м обществу с ограниченной ответственностью "Авторемонтник" под автошколу, расположенного в границах Одинцовского муниципального района Московской области, с.п. Ершовское, с местоположение в районе с. Ершово.
27.10.2014 ООО "Авторемонтник" обратилось в администрацию Одинцовского муниципального района Московской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка для его дальнейшей постановки на кадастровый учет.
02.06.2015 ООО "Авторемонтник" обратилось в администрацию Одинцовского муниципального района Московской области с заявлением о формировании и постановке участка на кадастровый учет.
03.07.2015 администрация Одинцовского района Московской области сообщила заявителю, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта до 01.03.2015 не принято, в связи с чем завершить процедуру предоставления в аренду земельного участка не представляется возможным (письмо 2.23/6595юр).
Посчитав данный отказ незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области с указанным заявлением.
Удовлетворяя требования общества частично, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрацией Одинцовского муниципального района не была завершена процедура предоставления земельного участка с предварительным местом размещения объекта после подготовки Акта выбора участка и публикации сообщения.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно подпункту 1 статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Частью 1 статьи 4 АПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ, основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статьями 15 и 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность (аренду). Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность (аренду) граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности, предоставляться в аренду.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом местного самоуправления опубликовано сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Федерального закона).
Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В силу части 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Процедура выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрена в статье 31 ЗК РФ:
- гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
- орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
- органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
- результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
- исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Из материалов дела следует, что 28.03.2014 в газете "Одинцовская неделя" N 12 (550) опубликована информация о возможном предоставлении в аренду ООО "Авторемонтник" земельного участка площадью 6063 кв.м, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, с.п. Ершовское, с местоположением в с.Ершово, под строительство автошколы.
Возражений и замечаний по данному информационному сообщению не поступало.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (часть 8 статьи 31 ЗК РФ).
Таким образом, в соответствии со статьями 2, 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ проведение работ по выбору земельного участка предполагает определение возможных вариантов размещения испрашиваемого земельного участка и его площади, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте данной территории в соответствии с возможными вариантами выбора.
Указанная в статье 31 ЗК РФ процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является поэтапной.
При этом бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления.
На данном этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с согласованием места размещения объекта определяется принципиальная возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в своем заявлении, на участке, выбранном для строительства. В случае невозможности строительства на испрашиваемом участке компетентный орган отказывает в размещении объекта.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 3.3 данного Федерального закона, введенному в действие с 01.03.2015, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Следовательно, в соответствии с приведенными нормами рассмотрение заявлений и принятие в установленные сроки обоснованных решений о предоставлении земельных участков в собственность или аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Как следует из материалов дела и установлено судом, изданное 15.09.2014 постановление администрации Одинцовского муниципального района Московской области N 1707 об осуществлении выбора земельного участка по итогам рассмотрения заявления о предоставлении участка под строительство и после публикации сообщения не соответствует статье 31 ЗК РФ, поскольку данной нормой предусмотрено не осуществление выбора земельного участка, а утверждение акта выбора земельного участка.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что администрацией Одинцовского муниципального района не была завершена процедура предоставления земельного участка с предварительным местом размещения объекта после подготовки Акта выбора участка и публикации сообщения.
Из положений статей 30 и 31 ЗК РФ, пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что рассмотрение заявлений и принятие в установленные сроки обоснованных решений о предоставлении земельных участков в собственность или аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным и у администрации Одинцовского муниципального района Московской области не имелось правовых оснований для отказа обществу в утверждении акта выбора спорного земельного участка, поэтому удовлетворил заявленные требования
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования о признании незаконным отказа администрации Одинцовского муниципального района Московской области, выраженный в письме от 03.07.2015 N 2.23/6595юр, в предварительном согласовании места размещения объекта и обязании администрацию Одинцовского муниципального района Московской области утвердить схему расположения земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 50:20:0050523, площадью 6063 кв.м, земли населенных пунктов, разрешенное использование "под автошколу", по адресу: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Ершовское, в районе с.Ершово, утвердить Акт выбора земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 50:20:0050523, площадью 6063 кв.м, земли населенных пунктов, разрешенное использование "под автошколу", по адресу: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Ершовское, в районе с.Ершово.
Ссылка администрации Одинцовского муниципального района Московской области на отказ общества от исполнения заявления в связи с тем, что общество забрало документы, приложенные к заявлению, отклоняется апелляционным судом ввиду несостоятельности.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Несогласие администрации Одинцовского муниципального района Московской области с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.02.2016 по делу N А41-78816/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-78816/2015
Истец: ООО "Авторемонтник"
Ответчик: Администрация Одинцовского муниципального района Московской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений МО, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Администрация сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области