Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13 октября 2016 г. N Ф09-9264/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
28 июня 2016 г. |
Дело N А47-10082/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июня 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Костина В.Ю., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Матвеевой В.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.04.2016 по делу N А47-10082/2015 (судья Вернигорова О.А.).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Лайм" (далее - ООО "Лайм", общество) к административной ответственности по ч.2 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Продис" (далее - ООО "Продис").
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 07.04.2016 (резолютивная часть решения объявлена 31.03.2016) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области с решением арбитражного суда не согласилось и обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на не соответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает на то, что в ходе проверки установлено и обществом не оспаривалось, что реализуемые в магазине "SPAR" низколактозные и безлактозные сыры, не имеют свидетельства о государственной регистрации. Полагает, что эта продукция является диетической, следовательно, относится к специализированной пищевой продукции и в соответствии с законом должна иметь государственную регистрацию. Считает, что оснований для освобождения от ответственности ООО "Лайм" не имеется.
Представители сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. От ООО "Лайм" в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителей. Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон и третьего лица.
От ООО "Продис" в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Лайм" зарегистрировано в качестве юридического лица 06.09.2010, имеет основной государственный регистрационный номер 1105658019092 и осуществляет деятельность в том числе по розничной торговле пищевыми продуктами в магазине "SPAR" по адресу: г.Оренбург, ул.Салмышская, 24.
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области N 06-200-В от 31.08.2015 во исполнение Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.08.2014 N876 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560" изданного в целях реализации поручения Правительства Российской Федерации от 08.08.2014 N ИШ-П11-86пр, а также Приказа Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека от 30.06.2015 N568 "О продлении действия приказа Роспотребнадзора от 19.08.2014 N876" (в соответствии с п.3 ч.2 ст.10 Федерального Закона РФ от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля"), проведена внеплановая выездная проверка магазина "SPAR" ООО "Лайм" по адресу: г. Оренбург, ул.Салмышская, 24, на предмет соблюдения обществом обязательных требований и норм действующего законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей. При проведении проверки участвовала управляющая магазином "SPAR".
В ходе проверки сотрудником Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области произведен арест товаров (вещей), оформленный протоколом от 31.08.2015 (л.д.31-34).
Результаты проверки отражены в Акте проверки от 01.09.2015 N 06-200-В, которым зафиксированы нарушения требований ч.1, ч.2 ст.24 Технического регламента Таможенного союза от 09.12.2011 N 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ч.1 ст.10 Технического регламента Таможенного союза от 15.05.2012 N 027/2012 "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания", п.7.1 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", при реализации следующих пищевых продуктов: 1) сыр безлактозный полутвердый "Milkana Montaver" Легкий, нарезка, дата изготовления 01.04.15, дата упаковывания 04.05.15 19:34, срок годности до 01.10.2015, изготовитель - Сыроварни Перро (Fromageries Perreault - laiterie de Busseau 23150 AHUN. France), импортер - ООО "БЕВ", РФ 115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д.14. стр.5, поставщик - ООО "Орская продовольственная компания" г. Орск, ул. Дорожная д. 15, масса нетто 150 гр., количество 4 упаковки (общий вес 600 гр.); 2) сыр безлактозный полутвердый "Milkana Montaver" Классический, нарезка, дата изготовления 21.03.15, дата упаковывания 27.04.15 18:23, срок годности до 24.09.2015, изготовитель - Сыроварни Перро (Fromageries Perreault - laiterie de Busseau 23150 AHUN, France), импортер - ООО "БЕВ", РФ 115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д.14, стр.5, поставщик - ООО "Орская продовольственная компания" г. Орск, ул. Дорожная д. 15, масса нетто 150 гр., количество 1 упаковки (общий вес 150 гр.); 3) сыр безлактозный "Фоль Эпи" нарезка, дата изготовления / дата упаковывания 06.05.15, срок годности до 01.10.2015, изготовитель - Сыроварни Перро (Fromageries Perreault - laiterie de Busseau 23150 AHUN, France), импортер - ООО "БЕВ", РФ 115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр.5. Поставщик - ООО "Орская продовольственная компания" г. Орск, ул. Дорожная д. 15, масса нетто 150 гр., количество 1 упаковки (общий вес 150 гр.); 4) сыр безлактозный "Фоль Эпи" Прованс" дата изготовления / дата упаковывания 04.05.15, срок годности до 24.09.2015, изготовитель - Сыроварни Перро (Fromageries Perreault - laiterie de Busseau 23150 AHUN, France), импортер - ООО "БЕВ", РФ 115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр.5, поставщик - ООО "Орская продовольственная компания" г. Орск, ул. Дорожная д. 15, масса нетто 130 гр., количество 3 упаковки (общий вес 390 гр.); 5) сыр безлактозный с плесенью "Иль де Франс Бри" (Не de France Petit Brie sans lactose 125g RUSSIE), дата изготовления / дата упаковывания 14.04.15, срок годности до 14.05.2016, изготовлен во Франции предприятием группы БОНГРЭН заводом СОСЬЕТЕ Б.Ж. (SOCIETE B.G. - BP 1; 52150 ILLOUD, France), импортер - ООО "БЕВ", РФ 115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д.14, стр.5, поставщик - ООО "Орская продовольственная компания" г. Орск, ул. Дорожная д. 15, масса нетто 125 гр., количество 3 упаковки (общий вес 375 гр.); 6) сыр безлактозный с плесенью "Иль де Франс Камамбер" (Не de France Petit Camembert sans lactose 125g RUSSIE), дата изготовления / дата упаковывания 01.04.15, срок годности до 01.05.2016, изготовлено во Франции предприятием группы БОНГРЭН заводом СОСЬЕТЕ Б.Ж. (SOCIETE B.G. - BP 1; 52150 ILLOUD, France), импортер - ООО "БЕВ", РФ 115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д.14, стр.5, поставщик - ООО "Орская продовольственная компания" г. Орск, ул. Дорожная д. 15, масса нетто 125 гр., количество 2 упаковки (общий вес 250 гр.); 7) сыр безлактозный с плесенью "Привет из Франции Камамбер" (BONJOUR DE FRANCE Camembert SANS LACTOSE 125g. RUSSIE), дата изготовления / дата упаковывания 01.04.15, срок годности до 30.04.2016, изготовлено во Франции предприятием группы БОНГРЭН: заводом СОСЬЕТЕ Б.Ж. (SOCIETE B.G. - BP 1; 52150 ILLOUD, France), импортер - ООО "БЕВ", РФ 115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр.5, поставщик - ООО "Орская продовольственная компания" г. Орск, ул. Дорожная д.15, масса нетто 125 гр., количество 4 упаковки (общий вес 500 гр.). Указанная продукция реализовывалась без документов, подтверждающих качество и безопасность пищевых продуктов (свидетельства о государственной регистрации на специализированную пищевую продукцию).
В адрес общества заявителем почтой направлено извещение от 01.09.2015 о времени и месте составления протокола (15.09.2015) (л.д.35,36).
15.09.2015 Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области в отношении ООО "Лайм", в отсутствие представителя общества составлен протокол N 202 об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.43 КоАП РФ (л.д.20-28).
Поскольку в силу ч.3 ст.23.1 КоАП РФ рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности в соответствии со ст.14.43 КоАП РФ отнесено к подведомственности судей арбитражных судов, 23.09.2015 заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовался выводами о неподтвержденности фактов совершения обществом вмененного ему правонарушения.
Вывод суда первой инстанции следует признать обоснованным.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 этого Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 этой статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
В соответствии с примечанием к данной статье, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
При этом пунктом 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления в силу данного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе, потребителей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N29-ФЗ) безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 утвержден технический регламент Таможенного союза (ТР ТС) 021/2011 "О безопасности пищевой продукции".
Частями 1 и 2 статьи 24 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что специализированная пищевая продукция подлежит государственной регистрации; к специализированной пищевой продукции относятся, в том числе пищевая продукция для диетического лечебного и диетического профилактического питания; пищевая продукция, указанная в части 1 настоящей статьи, допускается к производству (изготовлению), хранению, перевозке (транспортированию) и реализации после ее государственной регистрации в установленном настоящим техническим регламентом порядке.
Пунктом 5 статьи 7 Технического регламента ТР ТС 027/2012 установлено, что маркировка отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе продуктов диетического лечебного и диетического профилактического питания должна содержать сведения о назначении этих продуктов в соответствии с определениями, установленными в статье 4 настоящего Технического регламента, категории лиц, для которых они предназначены и (или) сведения об изменении состава такой продукции, рекомендации по их использованию.
Согласно части 1 статьи 21 ТР ТС 021/2011 оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции, за исключением пищевой продукции, указанной в части 3 настоящей статьи, требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в формах: подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции; государственной регистрации специализированной пищевой продукции; государственной регистрации пищевой продукции нового вида; ветеринарно-санитарной экспертизы.
Требование о необходимости декларирования соответствия пищевой продукции содержится в пункте 1 статьи 23 ТР ТС 021/2011, согласно которому декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция.
Согласно п.1 ст.10 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 027/2012 "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания", оценка соответствия отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания, требованиям настоящего Технического регламента осуществляется в форме государственной регистрации в соответствии с порядком, установленным техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции".
Пунктом 7.1 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" (далее - СП 2.3.6.1066-01) предусмотрено, что в организации торговли принимаются для хранения пищевые продукты и продовольственное сырье, соответствующие требованиям нормативной и технической документации и документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность для здоровья человека.
Из материалов дела следует, что в магазине "SPAR" ООО "Лайм", в продаже в открытой холодильной витрине находились безлактозные сыры различных наименований. При этом, из протокола об административном правонарушении следует, что ООО "Лайм" вменяется реализация продукции, не соответствующей требованиям ч.1, ч.2 ст. 24 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" и п.1 ст.10 ТР ТС 027/2012 "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания" ввиду отсутствия свидетельства о государственной регистрации.
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" и от 24 июня 2015 г. N 320 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N778 утвержден Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые до 5 августа 2016 г. (включительно) запрещены к ввозу в Российскую Федерацию.
На дату ввоза рассматриваемого товара на территорию Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 действовало в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.08.2014 N 830, в соответствии с которым по коду ТН ВЭД ТС 0406 были запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации из стран Европейского союза молоко и молочная продукция, за исключением безлактозного молока и безлактозной молочной продукции.
Редакция Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778, в соответствии с которой по коду ТН ВЭД ТС 0406 были запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации из стран Европейского союза молоко и молочная продукция, за исключением специализированного безлактозного молока и специализированной безлактозной молочной продукции для диетического лечебного питания и диетического профилактического питания, была введена в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2015 N 625, вступившим в силу 25.06.2015.
Из деклараций о соответствии, представленных обществом в ходе проверки, следует, что безлактозные сыры, реализуемые обществом, произведены и ввезены на территорию Российской Федерации до 25.06.2015.
Таким образом, из представленных административным органом в материалы дела доказательств, не следует, что сыры были ввезены на территорию Российской Федерации до даты вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2015 N 625.
Административным органом не доказано, что безлактозные сыры, реализуемые ООО "Лайм", относятся к специализированной пищевой продукции (на маркировочных ярлыках отсутствует информация об использовании продукта в качестве специализированной продукции), а потому не подтверждено, что на них распространялось требование о государственной регистрации в установленном ТР ТС 021/2011 порядке.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.05 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
Поскольку, в соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 4 статьи 210 АПК РФ именно административный орган обязан доказать наличие события вменяемого правонарушения, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований о привлечении общества к административной ответственности не имеется.
Таким образом, судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности, и сделаны правильные выводы по делу.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются как неосновательные по изложенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенных обстоятельств апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.04.2016 по делу N А47-10082/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лайм" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-10082/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13 октября 2016 г. N Ф09-9264/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области
Ответчик: ООО "Лайм",магазин "SPAR"
Третье лицо: ООО "Продис", ООО \ "Продис\"