г. Чита |
|
28 июня 2016 г. |
Дело N А78-7979/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Д.В. Басаева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства научных организаций на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 03 марта 2016 года по делу N А78-9779/2015 по иску Федерального агентства научных организаций (ОГРН 5137746009462, ИНН 7736666554) к Федеральному государственному унитарному предприятию "Ононское" (ОГРН 1027500953810, ИНН 7527000880) о взыскании в доход федерального бюджета 25 процентов прибыли за 2013 год в размере 3 845 000 руб.,
суд первой инстанции, судья Т.В. Архипенко,
при участии в судебном заседании:
от истца: не было;
от ответчика: Метелева Л.В., представитель по доверенности от 11.01.2016; Рогалева Т.Н., представитель по доверенности от 24.02.2016;
установил:
Заявитель, Федеральное агентство научных организаций, обратился в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к федеральному государственному унитарному предприятию "Ононское" о взыскании в доход федерального бюджета Российской Федерации 3 845 000 руб. 25 процентов прибыли за 2013 год.
Решением суда первой инстанции от 03.03.2016 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика обязанности по перечислению 3 845 000 руб. в доход федерального бюджета.
Федеральное агентство научных организаций, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель Федерального агентства научных организаций в судебное заседание после отложения рассмотрения дела не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200298479396.
Из апелляционной жалобы следует, что выводы суда первой инстанции являются ошибочными, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и принятое при неправильном толковании норм законодательства.
Представители унитарного предприятия в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились и просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, сославшись на то, что прибыль предприятия образовалась исключительно благодаря полученной финансовой помощи федерального бюджета.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу унитарное предприятие просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 22.04.2016.
Информация о времени и месте судебного заседания после отложения размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 31.05.2016.
Согласно пункту 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 08.07.2015 учредителем ФГУП "Ононское" является Российская Федерация в лице Российской академии сельскохозяйственных наук.
Приказом Федерального агентства научных организаций от 30.07.2014 N 390 федеральное государственное унитарное предприятие "Ононское" Российской академии сельскохозяйственных наук переименовано в федеральное государственное унитарное предприятие "Ононское".
На основании Указа Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 874 "О Российской академии сельскохозяйственных наук" на базе Российской академии сельскохозяйственных наук и Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук создана Российская академия сельскохозяйственных наук, в ведение которой передано федеральное государственное унитарное предприятие "Ононское".
В соответствии с Федеральным законом от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2591-р ФГУП "Ононское" передано в ведение Федерального агентства научных организаций (далее ФАНО России).
В соответствии с пунктом 5.3.1 Положения о Федеральном агентстве научных организаций, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2014 N 959, ФАНО России осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, функции и полномочия учредителя организаций, подведомственных Агентству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закреплённого за подведомственными ФАНО России организациями.
Согласно пункту 173 раздела II Перечня организаций, подведомственных ФАНО России, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2591-р, ФГУП "Ононское" Российской академии сельскохозяйственных наук является предприятием, подведомственным ФАНО России.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что истец наделен правом на взыскание с ответчика части чистой прибыли в доход федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Частью 2 статьи 17 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлено, что государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Статьей 113 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия (ч.1).
Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (ч.2).
Согласно пункту 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Статьей 17 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлено, что собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия (ч.1).
Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (ч.2).
Постановлением Правительства РФ от 10.04.2002 N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" утверждены в том числе Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий утвержденными.
Правительства РФ от 10.04.2002 N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" установлено, что в целях повышения эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий, и обеспечения поступления в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий Правительство Российской Федерации постановляет:
Установить, что федеральными органами исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, либо в отношении которых приняты в установленном порядке решения о ликвидации, утверждаются стратегии развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет (далее - стратегии развития предприятий).
Стратегия развития предприятия утверждается федеральным органом исполнительной власти в устанавливаемом им порядке с привлечением (при необходимости) представителей иных федеральных органов исполнительной власти.
Программа деятельности федерального государственного унитарного предприятия основывается на утвержденной в установленном порядке стратегии развития предприятия, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, либо в отношении которых приняты в установленном порядке решения о ликвидации, и утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти ежегодно по форме согласно приложению.
Также, данным постановлением утверждены Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий.
Как следует из материалов дела, истец взыскивает с ответчика часть прибыли предприятия, в размере 25 % прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей, за 2013.
При этом в материалы дела не представлена программа деятельности предприятия на 2013 года, а также согласованные расходы на ее исполнение уменьшающие размер чистой прибыли.
Пунктом 6 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий установлено, что часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определяется как часть прибыли федерального государственного унитарного предприятия, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, осуществляемых за счет чистой прибыли, но не менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль) определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.
Перечисление в федеральный бюджет части прибыли осуществляется предприятием до 15 июня (п.8).
Контроль за перечислением в федеральный бюджет части прибыли предприятия осуществляется федеральным органом исполнительной власти в течение года на основании анализа ежеквартальной бухгалтерской отчетности предприятия по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, и данных реестра показателей экономической эффективности (п.10).
Из указанного следует, что часть прибыли за предыдущий год, подлежащая перечислению определяется на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия.
В то же время, часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определяется как часть прибыли предприятия, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов, на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, осуществляемых за счет чистой прибыли, но в любом случае, сумма подлежащая перечисление не может быть менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, показатели "чистая прибыль" и "нераспределенная прибыль" формируются на различных счетах бухгалтерского учета и имеют различное значение.
Показатель чистой прибыли формируется на балансовом счете 99 "Прибыли и убытки" только к концу текущего (отчетного) года и предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году. Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности и прочих доходов и расходов.
Чистая прибыль формируется на балансе организации только к концу текущего (отчетного) года, то есть речь идет об отражении операций организации на счетах бухгалтерского учета за текущий год.
Нераспределенная прибыль предприятия формируется на балансовом счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", предназначенном для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли или непокрытого убытка организации. Нераспределенная прибыль прошлых лет представляет собой остаток чистой прибыли, оставшейся в распоряжении организации по результатам работы за прошлый отчетный год и принятых решений по ее использованию.
По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 закрывается. При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 в кредит (дебет) счета 84, то есть по строке 1370 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" бухгалтерского баланса (форма N 0710001) учитывается чистая прибыль (чистый убыток) за прошедший год, а также прибыль предприятия, полученная за ряд лет, предшествующих отчетному году (т. 1, л. 115).
Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденному Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, бухгалтерский баланс характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату, в то время как отчет о прибылях и убытках - финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.
Таким образом, чистая прибыль предприятия текущего года отражает результаты его деятельности за текущий год, а нераспределенная прибыль представляет собой остаток чистой прибыли по результатам работы за прошлые годы (с которой отчисления в бюджет уже производились), оставшейся в распоряжении предприятия и не использованной на отчетную дату.
В этой связи при определении размера чистой прибыли, с которого унитарное предприятие производит отчисления в федеральный бюджет в соответствии с Правилами разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, должен учитываться показатель чистой прибыли, отраженный в отчете о прибылях и убытках (форма N 2), представленном предприятиями в составе годовой бухгалтерской отчетности.
Согласно данному отчету Формы 2 (т. 1, л. 116), в том числе с отметкой налогового органа представленного в суд апелляционной инстанции, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей составила 15 380 000 руб., что не оспаривается сторонами.
При этом доводы предприятия о том, что чистая прибыль в размере 15 380 000 руб. сложилась за 2013 за счет бюджетных средств, без которых у предприятия был бы убыток, в данном случае не имеет правого значения и не правомерно принят судом первой инстанции во внимание, по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 10.04.2002 N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" и утвержденные им Правилами разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий не предусмотрено исчисление размера чистой прибыли иным способом, чем это предусмотрено законодательством о бухгалтерском учете и размер которого отражается, в том числе в форме N 2 бухгалтерского баланса Отчет о финансовых результатах.
Доказательств, что данный отчет составлен предприятием неправильно, в суд апелляционной инстанции не представлено.
Суд апелляционной инстанции усматривает, что законодательством не установлено, что при исчислении облагаемой базы, с которой исчисляется 25 % прибыли в федеральный бюджет, она подлежит уменьшению на сумму средств полученных из федерального бюджета в качестве государственной помощи.
Таким образом, поскольку не установлено иного, размер прибыли за 2013 год, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, определяется как часть прибыли федерального государственного унитарного предприятия, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, осуществляемых за счет чистой прибыли, но не менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей и составляет 3 845 000 руб. (15 380 000 * 25%).
Требование уполномоченного органа на перечисление указанной суммы определено Приказом Федерального агентства научных организаций от 30.04.2014 N 58 "О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, части прибыли в федеральный бюджет в 2014 году".
В связи с тем, что предприятие в нарушение указанного приказа не перечислило указанную сумму в Федеральный бюджет Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у суда первой инстанции оснований для отказа заявителю в удовлетворении требований.
С учетом указанного решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии со ст. 270 АПК РФ, как принятого при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильном применении норм материального права.
Требования истца подлежат удовлетворению.
Взыскать с ответчика судебные расходы в доход федерального бюджета в размере 42 225 руб. за рассмотрение дела в суде первой инстанции и 3 000 руб. за рассмотрение в суде апелляционной инстанции, всего 45 225 руб.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от "03" марта 2016 года по делу N А78-9779/2015 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия "Ононское" (ОГРН 1027500953810, ИНН 7527000880) в доход федерального бюджета Российской Федерации 3 845 000 руб. - 25 процентов прибыли за 2013 год.
Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия "Ононское" (ОГРН 1027500953810, ИНН 7527000880) в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 45 225 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-9779/2015
Истец: Федеральное агентство научных организаций
Ответчик: ФГУП "Ононское"