г. Самара |
|
28 июня 2016 г. |
Дело N А55-26714/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июня 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от Администрации городского округа Отрадный Самарской области - Паукова С.А.(доверенность от 26.10.2015 г.),
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Отрадный - извещен, не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Коммунальная сервисная компания г. Отрадного" - Медведенко О.Н.( доверенность от 02.03.2016 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Отрадный Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 марта 2016 года по делу N А55-26714/2015 (судья Филатов М.В.),
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Отрадный,
к Обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальная сервисная компания г. Отрадного", г. Отрадный,
к Администрации городского округа Отрадный, г. Отрадный, Самарская область,
о признании незаконным бездействия и об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Отрадный обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия общества с ограниченной ответственностью "Коммунальная сервисная компания г. Отрадного" и Администрации городского округа Отрадный и об обязании устранить незаконное бездействие. Заявителем представлены уточнения, которые приняты судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением арбитражного суда Самарской области от 30.03.2016 г. заявленные требования удовлетворены частично. Суд решил признать бездействие Администрации городского округа Отрадный, выразившееся в не разработке технического задания на разработку инвестиционной программы, незаконным.
Обязал Администрацию городского округа Отрадный в течение трех месяцев с даты вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенное бездействие путем разработки и направления в эксплуатирующую организацию - ООО "КСК г. Отрадного" технического задания на разработку инвестиционной программы по мероприятиям по приведению качества воды в соответствие с установленными требованиями, реализация которых должна обеспечить приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с выводами суда, Администрация г.о. Отрадный Самарской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт, исковые требования Управления Роспотребнадзора по Самарской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Отрадном оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе указывает, что проводятся все необходимые мероприятия, направленные на улучшение качества питьевой воды.
Податель жалобы ссылается на то, что в случае разработки инвестиционной программы необходимо будет производить корректировку внутри тарифа, так как размер платы граждан за коммунальные услуги определен в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан, утвержденными постановлением Правительства Самарской области.
По мнению подателя жалобы, так как программа согласовывается на областном уровне, необходимо учесть тот факт, что при отсутствии источников финансирования программы, министерство энергетики и ЖКХ Самарской области примет решение об отказе в утверждении инвестиционной программы, а также в связи с превышением индекса изменения тарифа с учетом расходов на реализацию инвестиционной программы.
Податель жалобы считает, что разработка инвестиционной программы в сфере водоснабжения и дальнейшее её утверждение в настоящее время нецелесообразно, поскольку на территории города выполняются важнейшие мероприятия по техническому перевооружению НФС, направленные на улучшение качества питьевой воды.
Также податель жалобы ссылается на то, что доказательств того, что питьевая вода с установленными показателями влечет за собой угрозу здоровью населения, существования риска для здоровья истцом не представлено.
В судебном заседании представитель Администрации г.о. Отрадный Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ООО "Коммунальная сервисная компания г. Отрадного" считает решение суда законным и обоснованным.
Представитель Роспотребнадзора по Самарской области считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 52 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, используя комплекс предоставленных полномочий.
Согласно ст. 8 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 11 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства и обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В ходе осуществления федерального государственного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению городского округа Отрадный, заявителем выявлено несоответствие показателей проб питьевой воды нормативам качества питьевой воды.
В связи с чем направлены обращения в Администрацию г.о. Отрадный с предложением устранить выявленные нарушения. Также были направлены соответствующие предложения в ООО "КСК г. Отрадного".
Не исполнение предложений заявителя послужило основанием для обращения Управления в суд с настоящими требованиями.
Судом правильно указано на то, что принимая во внимание, что определением от 12.10.2015 Отрадненского городского суда Самарской области в принятии аналогичного заявления Управления отказано, с учетом того, что заявитель не может быть лишен права на судебную защиту, производство по настоящему делу не подлежит прекращению.
При принятии решения о частичном удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, Администрация городского округа Отрадный имеет водопроводные сооружения, которые переданы ООО "КСК г. Отрадного". Между заинтересованными лицами заключено концессионное соглашение N 1 в отношении объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности городского округа Отрадный Самарской области от 21.10.2010, согласно которому ООО "КСК г. Отрадного" реконструирует недвижимое имущество и осуществляет производство, передачу, распределение холодной (питьевой) воды, горячей воды, тепловой энергии, удаление, очистку сточных вод, предоставление услуг водо-, теплоснабжения, водоотведения населению и иным потребителям.
При проведении внеплановой проверки Управлением выявлены нарушения ООО "КСК г. Отрадного" требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжения, а именно, установлено несоответствие качества питьевой воды санитарным правилам СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества". В подтверждение несоответствия представлен протокол лабораторных исследований N 956 от 28.08.2015, согласно которому по показателям запах превышение в 1,5 раза, жесткость превышение в 1,5-1,6 раза, по суммарному остаточному хлору в 1,3 раза. По данным производственного контроля за август 2014 года - август 2015 года при проведении исследований проб питьевой воды, установлено несоответствие санитарным показателям по показателю жесткость. Также несоответствие качества питьевой воды подтверждается протоколами лабораторных исследований N 1062 от 21.09.2015, N 885 от 19.08.2015, N 750 от 16.07.2015, N 585, от 24.06.2015, N 340 от 19.05.2015, N 197 от 10.04.2015, экспертными заключениями N 33 от 24.03.2015, N 6 от 10.02.2015, N 1н от 19.01. 2015.
Заявителем были направлены уведомления от 24.01.2014, от 27.01.2014, от 28.01.2015 в адрес заинтересованных лиц о несоответствии качества питьевой воды.
В соответствии с п. 5 ст. 23 ФЗ N 416-ФЗ в случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.
Согласно п. 6 ст. 23 ФЗ N 416-ФЗ в случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления поселений, городских округов до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.
Как следует из представленных доказательств, техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями администрацией не разрабатывалось. Администрацией утверждены схемы водоотведения водоснабжения г.о. Отрадный.
В соответствии с постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водопользования" техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа).
Согласно п. 6 постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 641 проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации.
Согласно п. 6 ст. 23 ФЗ N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.
Судом первой инстанции правильно указано на то, что в рассматриваемом случае разработке инвестиционной программы, а также ее составлению ООО "КСК г. Отрадного" предшествует получение технического задания.
С учетом того, что доказательств разработки технического задания и направления его ООО "КСК г. Отрадного" суду не представлено, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что отсутствуют основания для признания оспариваемого бездействия ООО "КСК г. Отрадного" незаконным.
Судом верно отмечено в решении, что бездействие администрации, выраженное в не разработке технического задания на разработку инвестиционной программы, надлежит признать незаконным, поскольку она при наличии уведомления уполномоченного органа о несоответствии качества воды, не разработала соответствующее техническое задание.
На сегодняшний день инвестиционная программа не подготовлена, условия инвестиционной программы не определены, инвестиционная программа не представлена администрации на согласование. В связи с чем бездействие по несогласованию инвестиционной программы отсутствует.
Судом первой инстанции учтено, что Администрация указывает, что согласно концессионному соглашению от 21.10.2010 N 1 объекты водоснабжения переданы ООО "КСК г. Отрадного" до 2020 года, и данным соглашением предусмотрены мероприятия по улучшению объектов водоснабжения. Представлены сведения о техническом перевооружении системы химической водоотчистки котлов, приобретении оборудования, монтаже котлоагрегатов, подпиточных емкостей, теплообменников, систем телеметрии и т.п.
Судом правомерно отклонена ссылка заинтересованных лиц на концессионное соглашение, т.к. оно не освобождает администрацию от обязанности по разработке технического задания с учетом выявляемого ненадлежащего качества воды и необходимости принятия мер по приведению качества воды в соответствии с установленными требованиями.
Согласно представленным экспертным заключениям от 10.03.2016, от 27.01.2016, протокола лабораторных исследований от 10.03.2016, от 27.01.2016, от 08.02.2016, данных производственного контроля за февраль 2016 года, качество воды не приведено к надлежащим показателям.
Судом верно указано на то, что наличие мероприятий по улучшению системы водоснабжения не исключает проведение мероприятий в рамках разработки инвестиционной программы.
Судом правомерно отклонена ссылка администрации на отсутствие финансирования, так как это не свидетельствует о невозможности разработки технического задания.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что следует признать бездействие администрации, выразившееся в не разработке технического задания на разработку инвестиционной программы, незаконным и обязать администрацию устранить допущенное бездействие путем разработки и направления в эксплуатирующую организацию - ООО "КСК г. Отрадного" технического задания на разработку инвестиционной программы по мероприятиям по приведению качества воды в соответствие с установленными требованиями, реализация которых должна обеспечить приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 марта 2016 года по делу N А55-26714/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-26714/2015
Истец: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Отрадном
Ответчик: Администрация г. о. Отрадный, ООО "Коммунальная сервисная компания г. Отрадного"